Интересные структуры и институты судейского сообщества в международном и зарубежном измерениях

(Клеандров М. И.) ("Российский судья", 2013, N 7) Текст документа

ИНТЕРЕСНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИНСТИТУТЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ИЗМЕРЕНИЯХ <*>

М. И. КЛЕАНДРОВ

Клеандров Михаил Иванович, судья Конституционного Суда РФ, член-корреспондент РАН.

Статья посвящена рассмотрению положений международных правовых актов и иностранного законодательства о структурах и институтах судейского сообщества, которые могут представлять теоретический и практический интерес.

Ключевые слова: судейской сообщество, структуры, органы, полномочия.

The article specifies provisions of international acts and foreign legislation on structures and institutions of judicial community which could be of theoretical and practical interest.

Key words: judicial community, structures, organs, powers.

Совершенствование механизма отечественного правосудия в значительной мере определяется укреплением независимости судебной власти, непосредственными носителями которой являются судьи. Соответственно необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование организационных структур и деятельности судейского сообщества России, которое и составляют судьи. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость учета, обобщения и анализа международного и зарубежного правового регулирования организации и институтов, определяющих деятельность судейского сообщества. Автор исходит из того, что читатели хорошо знакомы с законодательством РФ и практикой его применения в этой сфере в нашей стране. Международно-правовыми актами судейского сообщества, в орбите которых в той или иной мере находится Россия, являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 20); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) Совета Европы (Рим, 4 ноября 1950 г.) (ст. 11); Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 22); Основные принципы независимости судебных органов, принятые на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.) и одобренные Резолюцией 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. (раздел "Свобода слова и ассоциаций"), и развивающий эти принципы Кодекс поведения судей, в ноябре 2002 г. переименованный в Бангалорские принципы поведения судей (E/CN, 15/2006/20, 19 мая 2006 г.), принятый Резолюцией Экономического и Социального совета ООН от 26 июля 2006 г. N 2006/2; Европейская хартия о статуте судей (ДАJ/(DOC(98)23) Совета Европы, Страсбург, 8 - 10 июля 1998 г.) и Пояснительный меморандум к ней; Рекомендация CM/Rec(2010)12 Комитета министров государствам-членам "О судьях: независимость, эффективность и обязанности", принятая 17 ноября 2010 г. в соответствии со ст. 15b Устава Совета Европы (заменившая собой Рекомендацию N R(94)12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам "О независимости, эффективности и роли судей" от 13 октября 1994 г.); Заключения Консультативного совета европейских судей (КСЕС) для Комитета министров Совета Европы, например: Заключение КСЕС N 1(2001) "О стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей"; Заключение КСЕС от 19 ноября 2002 г. N 3(2002) "О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности этика, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность"; Заключение КСЕС CCJE (2007)10 от 23 ноября 2007 г. "О Совете судебной власти на службе общества"; принятый на тридцать шестом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ (глава 17) и др. Содержащиеся в этих международных актах положения об органах и иных структурах судейского сообщества могут: а) являться в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ обязательными для правоприменения в нашей стране; б) носить определенный рекомендательный характер; в) носить иллюстративно-сопоставительный характер; г) служить определенным ориентиром в деле совершенствования правового регулирования и правоприменения; д) стать поводом для размышления, и прежде всего учеными, исследующими данную проблематику, и т. д. По мнению автора, определенный - ориентирующий в данном случае - интерес представляют следующие компоненты совокупной массы актов (здесь - без указания конкретного источника и, естественно, без какого-либо анализа эффективности их применения) международно-правового регулирования организации и деятельности структур судейского сообщества: - любой судья, считающий, что его права, предусмотренные статутом, равно и независимость правосудия каким-либо образом игнорируются или ставятся под угрозу, может обратиться в орган судейского сообщества для защиты права доступными способами либо для получения предложений по разрешению данного вопроса; судьи должны в этих случаях иметь эффективные средства правовой защиты; в случаях, когда решения судей или судов ставятся под сомнение или подвергаются нападкам со стороны средств массовой информации или политических или общественных деятелей через СМИ, в то время как судьи или суды, участвующие в делах, должны воздерживаться от реакции через те же каналы, этот орган должен быть способен и готов оперативно и эффективно реагировать на такие вызовы или нападки по соответствующим делам; - система карьерного роста судьи должна основываться исключительно на качествах и заслугах, проявленных судьей при исполнении служебных обязанностей; данные заслуги и качество объективно оцениваются судьями, а решения о продвижении затем выносятся органом судейского сообщества либо по его представлению или с его согласия; при этом судьи, кандидатуры которых не выдвигаются на повышение, обладают правом обратиться с жалобой в данный орган судейского сообщества; - у органа судейского сообщества, уполномоченного на проведение аттестации судей, должно быть право по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности; равным образом иметь право самостоятельно принимать одно из следующих заключений: о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности; - создание специального органа судейского сообщества с единственной функцией - разработка и мониторинг норм профессиональной судейской этики; - должен быть создан орган судейского сообщества либо под эгидой Верховного суда назначено лицо (лица), имеющее(-ие) консультативную функцию и выполняющее(-ие) роль советника(-ов), к которому(-ым) судьи могли бы, столкнувшись с проблемой профессиональной этики, обратиться, если они не уверены в том, является ли данная деятельность, в том числе и несудебная, совместимой с их статусом судьи; наличие таких органов или лиц должно поощрять обсуждение в рамках судебной системы содержания и значения этических правил; но в любом случае такие органы и лица должны быть отделены от органов, ответственных за вынесение дисциплинарных взысканий, и преследовать другие цели; - в каждой стране должен быть учрежден специальный орган или назначено лицо, уполномоченные на получение жалоб, ответов судьи на эти жалобы и принятие в свете этого решения о том, имеются ли достаточные основания для инициирования дисциплинарного производства в отношении судьи, и если да, то передавать производство в дисциплинарный орган; - четкое законодательное закрепление положения о том, что право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит: председателю Конституционного суда государства в отношении судей Конституционного суда государства; председателю Верховного суда - в отношении всех судей судов общей юрисдикции; председателю Высшего экономического (хозяйственного) суда государства - в отношении всех судей экономических (хозяйственных) судов государства; председателям судов - в отношении судей соответствующих судов и судей нижестоящих судов; Совету судей государства - в отношении всех судей государства; Совету судей субъекта федеративного государства - в отношении всех судей, участвующих в избрании данного Совета судей; - меры дисциплинарных взысканий в отношении судьи должны применяться специальным компетентным органом, задача которого - применение дисциплинарных санкций и мер тогда, когда данное производство не находится в сфере ведения суда, причем решения этого органа должны контролироваться вышестоящим судом или же сам этот орган должен являться верховным судебным органом; - меры дисциплинарного взыскания по отношению к судьям должны включать все меры, неблагоприятно воздействующие на статус или карьеру судьи, например перевод в другой суд, потерю прав на повышение или права на оплату труда; при этом дисциплинарное производство должно быть организовано таким образом, чтобы решение инициирующего дисциплинарного органа (независимо от того, является ли он органом, трибуналом или судом) могло быть обжаловано в суде; - создание в качестве неотъемлемого элемента в государстве, руководствующемся законностью для достижения баланса между законодательной, исполнительной и судебной властью, высшего совета судебной власти или другого эквивалентного органа (в различных государствах, где такие органы, нередко - конституционные, созданы, именуются: Судебно-правовой совет, Совет правосудия, Высший совет правосудия, Судебный совет, Высший судебный совет, Высший совет магистратуры, Совет юстиции, Высший совет юстиции, Национальный совет юстиции, Генеральный совет судебной власти, Национальный совет судебной системы и др., причем в некоторых государствах судьи, избранные в установленном порядке в такой орган, прикомандировываются в него на весь срок исполнения полномочий члена Совета, либо работа судей в таких органах стимулируется соответствующим снижением судебной нагрузки или дополнительно оплачивается) с собственным финансированием, аппаратом и пр., предназначенного для защиты независимости как судебной системы в целом, так и независимости отдельных судей; целью такого органа является обеспечение решения следующих задач, которые должны быть выполнены предпочтительно им самим или в сотрудничестве с другими органами: отбор и назначение судей; продвижение судей; аттестация судей; решение дисциплинарных и этических вопросов; подготовка судей; контроль и управление отдельным бюджетом; администрация и управление судами; защита репутации судей; предоставление мнений для других ветвей власти в государстве; сотрудничество с другими соответствующими органами на национальном, европейском и международном уровнях; ответственность перед обществом: прозрачность, подотчетность, отчетность. Значительный интерес представляет и зарубежное правовое регулирование организации и деятельности структур судейского сообщества, в том числе самих подходов к структурированию судейского сообщества. Нижеизложенные положения были выявлены при анализе (той или иной, иногда в силу определенных причин незначительной, глубины) конституционного и законодательного регулирования структур судейского сообщества таких государств, кроме десяти государств - участников СНГ, как: Республика Албания, Королевство Бельгия, Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Испания, Итальянская Республика, Польша, Словацкая Республика, Соединенные Штаты Америки, Французская Республика, Чешская Республика, Королевство Марокко, Алжирская Народно-Демократическая Республика, Португальская Республика. Здесь, по мнению автора, интересны следующие компоненты (без повторения из соответствующего международного регулирования): - создание отдельного специального органа судейского сообщества - Комитета по отбору судей, Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей, Отборочной коллегии и т. д., задачей которого являются лишь отбор и рекомендация кандидатов на судейские должности, при этом членами его не могут быть члены других органов судейского сообщества; - создание отдельного специального органа судейского сообщества - Комитета Совета по избранию судей, Судебного жюри и пр., одной из функций которого является организация проведения устных и письменных экзаменов у претендентов на должность судьи; - создание органом судейского сообщества специальной медицинской комиссии для определения неспособности судьи осуществлять полномочия по состоянию здоровья в течение длительного (от шести месяцев) времени; - возложение на один из центральных в государстве органов судейского сообщества обязанности регулярного проведения анализа деятельности судей и анализа организации деятельности судов; - создание отдельного специального органа судейского сообщества, осуществляющего дисциплинарное производство в отношении судей, - Дисциплинарной комиссии и т. п. - на всех его этапах, полномочного самостоятельно или на основании представления других органов судейского сообщества возбуждать дисциплинарное производство и проводить его; - создание отдельного, специального органа судейского сообщества - Судебного жюри и пр. - для определения профессиональной пригодности судьи осуществлять правосудие в случае наличия у судьи низких показателей по отправлению правосудия, в случаях, когда судья допускает систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и т. д., с правом принятия рекомендательного решения: о соответствии судьи занимаемой должности; о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и др.); о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности; - жесткое закрепление законодательным актом положения о том, что решение любого органа судейского сообщества, принятое им в соответствии с собственной компетенцией, имеет обязательный характер для всех членов судейского сообщества; - утверждение органом (одним из центральных в государстве) судейского сообщества актов о критериях и процедурах отбора кандидатов на должность судьи; продвижения судьи в вышестоящую судебную инстанцию; назначения судьи на должность руководителя суда или судебной инстанции (в нашей системе координат - председателя судебного состава); - придание органу судейского сообщества полномочий по применению к судьям мер поощрения; - создание отдельного специального органа судейского сообщества, выполняющего функции судебной инспекции, которая, в частности, проверяет организационную деятельность судебных инстанций при осуществлении ими правосудия, и целями ее является обеспечение: быстроты процесса, прозрачности деятельности по осуществлению правосудия и открытости перед обществом, эффективности деятельности судебных инстанций, судей и персонала судебных инстанций, соблюдение Кодекса этики судьи и т. д.; в некоторых государствах этот орган также анализирует состояние соблюдения судьями присяги, обеспечивает: предупреждение нарушений судейской этики, защиту судей от посягательств на их статус, честь и достоинство, стабильность судейского корпуса; - исключение из полномочий органов судейского сообщества присвоения квалификационных классов судьям - иногда полностью, иногда - только высших классов и возложение этой функции на одну из палат Парламента либо на Президента страны; - создание Совета заседателей судов, который можно, правда, с оговорками, посчитать как структуру судейского сообщества; - создание в структуре судейского сообщества государства страховочного механизма посредством закрепления в законе права конференции судей в инициативном порядке образовать организационный комитет по созыву съезда судей в случае, если орган судейского сообщества, в обязанности которого входит созыв съезда судей, уклоняется от этого; - создание отдельного специального органа судейского сообщества с включением членов - не судей - Оценочной комиссии судей и т. п., одной из функций которого является обеспечение объективного сравнения нескольких судей, претендующих на занятие одной должности; сама же оценка деятельности судьи осуществляется как периодически, в качестве очередной (раз в три года), так и вне очереди, и может по определенной процедуре послужить основанием для инициирования прекращения полномочий судьи; - закрепление в национальном законодательном акте четкого перечня профессиональных качеств судьи, обязательно учитываемого соответствующим органом судейского сообщества при решении вопроса о служебном продвижении судьи (на первом этапе - включения его в соответствующий список кандидатов на продвижение): профессиональные знания судьи с учетом профессиональной деятельности судьи, профессионального и поствузовского образования судьи; профессиональный авторитет судьи; трудовые навыки; качество вынесенных судьей актов; защита судьей авторитета суда и судьи и соблюдение правил поведения судьи; способности к письменному и устному общению, исходя из протоколов судебных заседаний, вынесенных судебных актов; участие судьи в соответствующих образовательных и профессиональных программах переподготовки; участие судьи в самоуправлении судебной власти; участие судьи в программах развития права и законодательства; отношение, проявленное судьей к своим коллегам при выполнении им своих обязанностей; организационные способности судьи в случае осуществления работы управленческого характера - качества, проявленные судьей в этой работе; - создание механизма ротационного замещения членства в отдельных - не центральных - органах судейского сообщества путем жеребьевки в порядке, определенном национальным законом; - закрепление в национальных законодательных актах положения о том, что в совокупной процедуре дисциплинарного производства в отношении судей действия по расследованию фактов, могущих повлечь привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, и по непосредственному применению меры дисциплинарного взыскания к судье осуществляются различными органами судейского сообщества; - законодательное закрепление положения о том, что в качестве отдельного основания досрочного прекращения полномочий судьи является выявившаяся его профессиональная непригодность к дальнейшему продолжению осуществления судейских полномочий; - сам довольно широкий совокупный спектр мер дисциплинарных взысканий по отношению к судьям, налагаемых соответствующим - в каждом государстве - органом судейского сообщества в разной совокупности (не считая досрочного прекращения полномочий судьи, которое во многих государствах является иной - не дисциплинарной - мерой наказания): постановка на вид, предупреждение, порицание, выговор, выговор с занесением в личное дело, понижение заработной платы, штраф (до 6000 евро - в Испании), перевод в другой суд, причем в отдельных государствах - не менее чем за 100 километров от прежнего суда), понижение в квалификационном классе на определенный срок или без ограничения срока, временное отстранение от должности с сохранением или без сохранения должностного оклада, освобождение от должности с сохранением пенсионного обеспечения или без него, приостановление полномочий сроком до двух лет, потеря судейского старшинства, исключение или отставка, увольнение (ФРГ), освобождение от должности (применяется в отношении председателей судов).

Название документа