Влияние канонического права на договорное право средневековой Англии

(Романовская В. Б., Суконкин Д. В.) ("История государства и права", 2013, N 13) Текст документа

ВЛИЯНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА НА ДОГОВОРНОЕ ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ <*>

В. Б. РОМАНОВСКАЯ, Д. В. СУКОНКИН

Романовская Вера Борисовна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, доктор юридических наук, профессор.

Суконкин Дмитрий Викторович, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

В статье рассматривается вклад канонического права в развитие договорного права Англии в период Средних веков, в том числе в формирование таких ключевых его институтов, как неформализованный договор, иск о принятом на себя и встречное предоставление.

Ключевые слова: история, Англия, каноническое право, иск о нарушении доверия, лорд-канцлер, кауза, встречное предоставление.

Present essay is devoted to the canon law contribution to the development of mediaeval common law, including such constitutive institutions as informal contract, action of assumpsit and consideration.

Key words: history, England, canon law, fidei laesio, Lord Chancellor, cause, consideration.

Несмотря на заповеданную в Священном Писании обязанность отдавать кесарево кесарю, а Божие - Богу <1>, средневековая Римско-католическая церковь, тем не менее, стремилась к расширению своего влияния и на вполне светские сферы повседневной жизни своих прихожан, такие как договорные отношения между ними. -------------------------------- <1> Мф. 22:21; Мк. 12:17; Лк. 20:25.

Закат Римской империи совпал с ростом структурной организации христианской церкви в Европе, в том числе и в Англии <2>. В период раннего Средневековья именно церковь казалась хранителем древней традиции права, универсального для всех народов. На протяжении всего указанного периода церковные правоведы стремились создать систему норм, наибольшим образом отвечавшую идеям христианского поведения, а также свести к минимуму различие между правом и моралью. -------------------------------- <2> Plucknett T. F.T. A concise history of the common law. Indianapolis, 2010. P. 301.

С точки зрения канонического права, нарушение договора представляло собой fidei laesio ("нарушение доверия"), что рассматривалось как грех клятвопреступления. По мнению средневековых теологов, договор был не чем иным, как обещанием (или совокупностью взаимных обещаний), а нарушение любого обещания всегда является аморальным поступком <3>. По словам Ф. У. Мэйтлэнда и Ф. Поллока, "христианская церковь не могла оставить грешников перед гневом Божьим" <4>, в связи с чем за потерпевшей стороной было признано право на подачу иска в церковный суд, где был доступен более быстрый, дешевый и менее формализованный процесс. -------------------------------- <3> Hogg M. Promises and contract law: comparative perspectives. Cambridge University Press. 2011. P. 79. <4> Maitland F. W., Pollock F. The history of English law before the time of Edward I. Vol. 2. P. 197.

В раннее Средневековье адекватная правовая защита в светских судах могла быть гарантирована лишь формальным письменным договорам; церковные суды первыми в Англии начали давать защиту неформальным соглашениям, не облеченным в торжественную форму договора за печатью <5>. -------------------------------- <5> Martinez-Torron J. Anglo-American law and canon law: canonical roots of the common law tradition. Berlin, 1998. P. 126.

Каноническое право трансформировало древнее англосаксонское соглашение о залоге, основанное на торжественном обещании (wed и borth в праве англосаксов). Вот как Поллок и Мэйтлэнд описывают ритуал заключения такого договора: "Это похоже на клятву. Передается залог; этот залог есть вера (fides); эта вера есть христианская вера дающего; он закладывает свою надежду на Спасение... христианская вера человека овеществляется; она становится вещью, объектом, который может быть передан и возвращен... имеет место некий акт, но не между тем, кто обещает, и тем, кому обещают, а между обещающим и третьим лицом, который иногда выразительно именуется fideiussor (поручитель). Им становится обычно тот, чье положение позволяет применять принуждение к обещающему; он епископ епархии или шериф графства. Он не принимает никакой правовой ответственности за обещание; но держит веру обещающего в своих руках и может обязывать к выплате долга посредством церковного порицания или светских неприятностей" <6>. -------------------------------- <6> Maitland F. W., Pollock F. Op. cit. P. 198 - 199.

В результате противостояния между Генрихом II и Томасом Бекетом в XII в. король лишил священнослужителей полномочий по рассмотрению жалоб о долге, вне зависимости от того, сопровождалось ли установление долга залогом веры или нет. Однако впоследствии король был вынужден отступить от этой радикальной позиции. Глэнвилль, в частности, указывал, что нарушения обещаний принадлежат судам христианским <7>; но также добавлял, что церковные суды не могут использовать эти полномочия с целью вытеснения королевской юрисдикции в отношении долгов мирян или их имущества <8>. -------------------------------- <7> Street T. A. The history and theory of English contract law. Washington, 1999. P. 13. <8> См.: Holdsworth W. S. A history of English law. Vol. III of VII. London, 1923. P. 415.

Общее право Англии в эпоху Глэнвилля категорично отвергало обещание, основанное лишь на доброй совести обещающего: кредитор, который не предпринял достаточных мер к истребованию залога или поручительства, должен был доказать передачу вещи или иное исполнение (реальный договор). В противном случае средство судебной защиты от нарушения данного контрагентом обещания могло быть получено только в церковном суде (посредством иска fidei laesio), который обладал властью наложить епитимью или предписать искупление грехов <9>. -------------------------------- <9> Bracton and his relation to the Roman law. A contribution to the history of the Roman law in the Middle Ages. Philadelphia, 1866. P. 139.

И хотя санкции принудительного характера могли накладываться только светскими судами <10>, наказания церковных судов стимулировали к самостоятельному исполнению обязательств: нетрудно представить, какие последствия для члена средневекового общества имело, к примеру, отлучение от церкви <11>. -------------------------------- <10> Более того, осуждение светскими судами обвиняемых церковными властями было возможно только после вынесения решения парламентом, как это было в случае с лоллардом Соутри. См. подробнее: Минеева Т. Г., Романовская В. Б. К вопросу о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти в Англии XIV - XV вв. (условия развития централизованного государства) // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. N 2. С. 512. <11> В том, что такая мера за нарушение обещания уплатить долг применялась, уверен профессор Милсом. См. подробнее: Milsom S. F.C. Historical foundations of the common law. London, 1981. P. 24.

С течением времени юрисдикция духовных судов по вопросам договора постепенно сошла на нет, что, однако, не уменьшило влияния теологов и церковных правоведов на формирование договорной теории. Следует иметь в виду, что английские судьи XIII в., как и большинство чиновников той эпохи, в смысле сословного деления относились к клиру. Как правило, они не были священниками и получали один из низших церковных чинов (высшие судьи могли получать и значительные должности). Т. Плакнетт указывает, что данное обстоятельство не означало, что судьи были сторонниками канонического права <12>, хотя, очевидно, были с ним хорошо знакомы. -------------------------------- <12> Plucknett T. F.T. Op. cit. P. 236.

С XV в. суды общего права начали предоставлять защиту неформальным договорам, что стало возможным благодаря появлению и развитию иска о принятом на себя (action of assumpsit). М. Хогг отмечает, что формулировка "светского" иска о принятом на себя была практически идентична популярному церковному иску о нарушении доверия (fidei laesio), сходными являлись и аргументы истцов по ним <13>. -------------------------------- <13> Hogg M. Op. cit. P. 125.

Кроме того, этот ученый указывает, что постепенное развитие иска о принятом на себя совпало по времени с утратой популярности иска о нарушении доверия. Нам неизвестна действительная причина подобных перемен, однако мы можем предположить, что иск о принятом на себя стал средством конкурентной борьбы за юрисдикцию, в результате которой "светский" иск занял место церковного. Еще одной областью влияния канонического права на средневековое договорное право Англии считается учение о встречном предоставлении, которое обычно возводят к римской и церковно-правовой категории causa. А. Симпсон считает довольно сложным найти однозначные доказательства такого влияния <14>. -------------------------------- <14> Simpson A. W.B. A history of the common law of contract: the rise of the action of assumpsit. Oxford University Press, 1996. P. 375.

По его мнению, полностью сформировавшегося учения о causa сделки не было и в самом каноническом праве. Кроме того, схожесть правил не свидетельствует, что учение о встречном предоставлении заимствовано из канонического права. Вместе с тем Симпсон признает наличие косвенных признаков, указывающих на определенное влияние канонического права. В частности, в работе Кристофера Сен-Жермена "Диалог об основах законов Англии и о совести" <15>, более известной как "Доктор и студент", имеются два диалога, касающиеся взаимоотношения договорного права с правом религиозным. Публикация указанной книги в 1528 г. предшествовала окончательному закреплению встречного предоставления в практике судов общего права в отношении договоров и, возможно, оказала на этот процесс определенное влияние <16>. -------------------------------- <15> Такое название книга носила только в первом, латинском, издании 1528 г. Это популярное сочинение многократно переиздавалось и впоследствии приобрело название "Доктор и студент, или Диалоги между доктором богословия и студентом, изучающим законы Англии, об основах этих законов". Симпсон отмечает, что это была первая критическая работа по вопросам юриспруденции и ничего подобного до XVII в. (до публикации трудов Кука) в Англии не издавалось. О самой книге см. подробнее: Thorne S. E. St. Germain's Doctor and student // Library, 1930. S4-X, issue 4. P. 421 - 426. <16> Хотя встречное предоставление уже было известно на тот момент в таком институте земельного права, как law of uses (право извлечения дохода).

Как отмечает профессор Симпсон, аргументация доктора богословия в книге Сен-Жермена опирается на официальные средневековые разъяснения для священнослужителей, такие как Summa Angelica <17> (1476) и Summa Rosella <18> (1484). Важным вопросом в обоих источниках выступает следующий: является ли обязывающим простое обещание (nudum pactum)? При этом под обязательством во внутреннем смысле понималось и личное моральное обязательство. -------------------------------- <17> Авторство блаженного Анджело из Чивассо (1411 - 1495), францисканского монаха-минорита, получившего образование в Болонском университете и снискавшего степень доктора гражданского и канонического права. <18> Автор - монах-францисканец Баттиста Тровамала (1435 - 1496). Блестящие умозаключения автора сравнивались современниками с букетом сладко пахнущих роз (отсюда - Rosella).

Обе Суммы поясняют, что "голый пакт" должен иметь под собой основание обещания - causa promissionis. В отсутствие такой каузы обещание считается сделанным по ошибке, а потому не обязывающим обещавшего. При этом обещание передать деньги или обещание, сделанное в святом месте, всегда имели основание: первое проистекало из великодушия и щедрости обещавшего, а второе - из его благочестивого намерения <19> (это правило, разумеется, защищало пожертвования в пользу церкви, зачастую отвечавшие обоим условиям сразу). -------------------------------- <19> Simpson A. W.B. Op. cit. P. 385.

В "Докторе и студенте" одна из глав второго диалога имеет название: "Что есть голый контракт или голое обещание по законам Англии и имеется ли право на иск из него" <20>. В ней обсуждение проблемы ведется не только с правовой стороны, но также затрагиваются вопросы совести обещающего. Голое обещание раскрывается как не имеющее каузы: "...где человек пообещал другому дать денег в такой-то день, или построить ему дом, или оказать ему какую-либо услугу, и ничего не передано взамен денег, строительства или услуги; такие обещания называются голыми, поскольку нет ничего, почему они могли быть даны" <21>. Из дальнейших слов студента следует, что к исполнению таких обещаний нельзя принудить в судебном порядке, пока сторона, давшая обещание, не приступит к его исполнению. Затем доктор переводит диалог к этическим аспектам и пытается выяснить, что думают английские правоведы относительно совести давшего голое обещание. Смущенный студент признает, что юристы говорят об этом крайне мало. Доктор заявляет, что "обещания, данные человеку при наличии встречного предоставления, если обещание не противоречит закону... я думаю, он обязан сдержать [такое] обещание, но если его обещание голое и нет встречного предоставления, в силу которого оно могло быть сделано, то, я думаю, он не обязан его исполнять, поскольку следует предположить, что при даче обещания совершена ошибка". -------------------------------- <20> St. German C. Doctor and student or Dialogues between a doctor of divinity and a student in the laws of England containing the grounds of those laws. 1761. Dialogue II, chapter 24. P. 176. <21> Ibid. P. 177.

Необходимо отметить, что в книге Сен-Жермена используется именно привычное английскому юристу понятие "встречное предоставление", а не causa. В целом можно заключить, что труд Сен-Жермена, написанный под влиянием духовной литературы, популяризовал идеи канонического права среди правоприменителей и способствовал распространению учения о встречном предоставлении, применявшегося ранее лишь в земельном праве, также и на договорные правоотношения. В эпоху позднего Средневековья правосудие по договорным спорам помимо судов общего права осуществлялось также судами справедливости. М. Хогг полагает, что идеи канонического права могли проникать в Англию через деятельность Канцелярии <22>. -------------------------------- <22> Hogg M. Op. cit. P. 128.

Ведущий исследователь права справедливости У. Барбур указывает, что "канцлер был духовным лицом, и возможно привнес в Канцелярию принципы и теории церковного суда" <23>. В XV - XVI вв. канцлер при вынесении решений руководствовался такими категориями, как "совесть", "честность", "право" (в субъективном смысле) и "разум" (именно к этим категориям апеллировали истцы). -------------------------------- <23> Barbour W. T. The history of contract in early English equity. 1914. P. 163.

Для средневекового священнослужителя, отправлявшего правосудие в таком "суде совести", использовавшего соответствующий понятийный аппарат, не было ничего удивительного в том, чтобы судебной защитой не только обеспечивать права подателя жалобы, но также заботиться о душе должника. Так, присудив в 1491 г. взыскание долга умершего должника с душеприказчика (вопреки действовавшим нормам общего права), лорд-канцлер руководствовался следующим: "...он [должник] будет обречен на муки вечные в аду, а значит, предоставить судебную защиту в таком случае, как я это понимаю, значит сделать добро в согласии с совестью" <24>. -------------------------------- <24> Simpson A. W.B. Op. cit. P. 399.

В 1521 г. в аналогичном споре по делу Cleymond v. Vincent, рассмотренном судом Королевской скамьи, в качестве одного из оснований для взыскания долга умершего должника верховный судья Фино (Fineux) указал опасность для души умершего в случае, если деньги так и не будут уплачены <25>. -------------------------------- <25> Ibid. P. 265.

Тем самым христианские представления о жизни после смерти были основанием, а забота о душе умершего - мотивом судебных решений по договорным спорам. Вынося решение по знаменитому делу графа Оксфорда (1615), лорд-канцлер Эллесмер сослался на Божественный закон, который говорит через право справедливости <26>. Он также заявил, что "служба Канцлера призвана исправлять человеческую совесть в случаях мошенничества, нарушения доверия, проступков и угнетения, какой бы природы они ни были, а также смягчать и изменять чрезмерную суровость права" <27>. -------------------------------- <26> Kerly D. M. A historical sketch of the equitable jurisdiction of the Court of Chancery. Cambridge, 1890. P. 112. <27> Simpson A. W.B. Op. cit. P. 400.

Профессор Симпсон отмечает: "Сложно представить, чтобы лорд-канцлеры XV - XVI столетий не заимствовали идеи канонического и цивильного права" <28>. Практически каждый лорд-канцлер XV и начала XVI в. имел высокий духовный сан, ученую степень по каноническому и цивильному праву; некоторые из них известны тем, что обладали обширной библиотекой по каноническому праву. -------------------------------- <28> Simpson A. W.B. Op. cit. P. 398.

Поскольку королевской Канцелярии было предписано судить по совести, можно с высокой степенью вероятности заключить, что это была совесть образованного и нравственного христианина. Симпсон отмечает, что в лексике судей общего права в конце XV в. было достаточно много терминов, заимствованных из цивильного и канонического права <29>: pactum nudum ("голый пакт"), pactum vestitum ("защищенный пакт"), causa promissionis ("мотив обещания") и другие. -------------------------------- <29> Simpson A. W.B. Op. cit. P. 402 - 403.

В целом необходимо согласиться с профессором Симпсоном в том, что в отсутствие прямых доказательств мы можем лишь предполагать действительную степень влияния канонического права на процесс формирования договорного права Англии, но факт наличия такого влияния, безусловно, не может быть поставлен под сомнение.

Название документа