Источники европейского права
(Буркова А. Ю.)
("Право и экономика", 2013, N 5)
Текст документа
ИСТОЧНИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
А. Ю. БУРКОВА
Буркова Анастасия, сотрудница коммерческого банка, кандидат юридических наук.
При создании Европейского союза одной из целей было создание унифицированного правового регулирования. В настоящее время такая система регулирования создана и успешно работает.
Ключевые слова: унификация, европейское право, директива, положение, решение.
Sources of European law
A. Yu. Burkova
One of the purposes of the European Union was to create the system of unified legal regulation. At present, this system of regulation is created and effectively works.
Key words: unification, European law, directive, regulation, decision.
Европейская система права является одной из уникальных систем наднационального регулирования.
Эта система позволяет принимать акты, которые в той или иной степени распространяют свое действие на множество стран, входящих в Европейский союз.
Существует три основных источника европейского права:
первичное законодательство;
вторичное законодательство;
дополнительное законодательство.
К первичному европейскому законодательству относятся соглашения о создании Европейского союза, в частности, Договор о создании Европейского союза и Договор о функционировании Европейского союза. Эти соглашения устанавливают распределение обязанностей между Европейским союзом и странами-участницами, а также полномочия европейских институтов.
К вторичному законодательству относятся юридические акты, принимаемые на основании и во исполнение соглашений о создании Европейского союза.
К вторичному европейскому законодательству относятся документы, указанные в ст. 288 Договора о функционировании Европейского союза:
положения (regulation),
директивы (directives),
решения (decisions),
мнения (opinions),
рекомендации (recommendations).
К вторичному законодательству относятся нетипичные акты, такие как коммуникации или рабочие бумаги, а также соглашения, подписанные между странами - участницами Европейского союза.
Дополнительное законодательство представляет собой правовые нормы, которые не предусмотрены соглашениями о создании Европейского союза.
К дополнительному законодательству относятся решения Суда правосудия, международное право и общие принципы права.
Международное право часто используется Судом правосудия, когда он разрабатывает прецедентное право.
Как показывает существующая судебная практика [1 - 5], в Европейском союзе международные соглашения, заключенные Европейским союзом, имеют большую юридическую силу, чем вторичное европейское законодательство.
Унификация европейского права
Основой деятельности европейской системы права является унификация правовых норм. Унификация права - это принятие единообразного регулирования и применение схожих норм права к европейским странам.
Какие виды нормативных актов принимаются в Европейском союзе? Какова юридическая сила таких актов? Каковы основы унификации права в рамках Европейского союза?
Европейские институты могут принимать юридически обязательные положения, директивы и решения.
Выбор юридического акта зависит от юридического основания и ожидаемой юридической силы такого документа.
Положение является обязательным документом, и каждая его норма обязательна для выполнения и применения государством Европейского союза. В этом положение отличается от директивы, которая является обязательной в том смысле, что должен достигаться результат, который предусмотрен в директиве, однако в странах могут различаться пути достижения такого результата.
Положение применяется напрямую во всех странах Европейского союза. Таким образом, положение после его принятия становится неотъемлемой частью национального законодательства европейских государств и обязательно для всех граждан и юридических лиц в таком государстве.
Преимущества положения в том, что его применение не зависит от того, будут ли осуществляться какие-то меры по введению норм положения в местное законодательство. Положения действуют автоматически.
Такое всеобъемлющее и автоматическое действие положений может рассматриваться как положительный фактор, так как при этом избегаются риски возникновения различий в применении норм положений в разных странах. Стандартизованное применение положений во всем Европейском союзе также обеспечивает Европейский суд правосудия (Court of Justice of the European Union).
Следующим видом нормативного акта в Европейском союзе является директива.
Директива устанавливает определенные требования и результаты, которые должны быть достигнуты европейскими государствами.
Директива не может прямо применяться в странах Европейского союза. Для того чтобы директива применялась, правительства должны внедрить нормы директив в местное законодательство. На практике европейские государства обычно или копируют нормы директивы в свое законодательство, или принимают акт, согласно которому нормы директивы должны применяться в стране.
Контроль над введением требований директивы в местное законодательство осуществляет Европейская комиссия. Европейская комиссия имеет право в том числе обращаться в Европейский суд правосудия, если имеются доказательства, что применение директивы было осуществлено государством неправильно. Европейский суд правосудия может наложить соответствующие финансовые санкции за такие нарушения на государство.
Таким образом, в отличие от положений:
директива является обязательной только в отношении государств;
директива прямо не создает права и обязанности для физических и юридических лиц.
Из совокупности этих двух факторов Европейский суд правосудия установил следующую судебную практику относительно принципов применения директив:
возможность для физических лиц ссылаться и основываться на директиве в судебных делах, если страна - участница Европейского союза не имплементировала нормы директивы в свое законодательство в установленное для этого время;
государство не может основывать свою защиту против физического лица на директиве, так как директива прямо не создает обязательств физическим лицам;
нормы директивы невозможно использовать в споре между физическими и юридическими лицами.
Еще одним нормативным документом Европейского союза являются решения.
Решения, принимаемые в Европейском союзе, не предназначены для того, чтобы создавать общие обязательства. Решения не представляют собой законодательство.
Цель решений - разрешить определенную ситуацию. В решении напрямую указывается, кому они предназначены, например, одному или нескольким государствам или юридическим лицам.
Все нормы решения обязательны для того, кому они предназначаются.
Различают несколько основных классификаций унификации законодательства в рамках Европейского союза:
максимальная и минимальная унификация;
исчерпывающая и лимитированная унификация;
горизонтальная и вертикальная унификация;
детальная и рамочная унификация.
Нормативные акты, принимаемые в рамках Европейского союза, могут содержать как требования к максимальной унификации, так и требования к минимальной унификации.
Максимальная унификация означает, что страны должны применять нормативные акты в полной мере. Страны Европейского союза не могут принимать национальные нормы, которые будут или более строгими, или более мягкими по сравнению с нормами, установленными на уровне Европейского союза.
Минимальная унификация означает, что нормативные акты Европейского союза устанавливают только нижний порог требований. Члены Европейского союза имеют право принимать более строгие нормы права на уровне своего государства, например, предоставлять большую защиту прав потребителей.
Различить, требует ли тот или иной акт максимальной или минимальной унификации, можно в зависимости от содержания и формулировок такого акта.
Например, если в акте содержится положение о том, что страна может установить более строгие требования, чем установлены в настоящем документе, это означает, что в данном случае имеет место минимальная унификация.
Факт включения в акт положений о том, что местное законодательство не может устанавливать иные нормы, чем закреплены в акте, означает, что речь идет о максимальной унификации.
Может также различаться объем унификации.
Например, унификация может быть исчерпывающей, когда она покрывает все аспекты данной проблемы, или лимитированной, когда она касается только определенных вопросов данной проблемы.
Обычно при лимитированной унификации затрагиваются только те вопросы, которые необходимы для развития единого европейского рынка.
Унификация может быть горизонтальной, т. е. покрывающей вопросы по нескольким секторам, или вертикальной, когда вопросы касаются только одного сектора.
Унификация может быть детальной или рамочной. В последнем случае унификация устанавливает только основные принципы. При рамочной унификации страны могут принимать законодательство, которое будет детализировать применение принципов в отдельной конкретной стране.
Список литературы
1. Дело C-61/94 // Commission v Germany.
2. Дело C-228/06 // Mehmet Soysal and Ibrahim Savatli v Bundesrepublik Deutschland.
3. Дело T-45/06 // Reliance Industries Ltd v Council of the European Union and Commission of the European Communities.
4. Дело C-173/06 // Agrover Srl v Agenzia Dogane Circoscrizione Doganale di Genova.
5. Дело C-335/05 // , s. p. v Bundesamt Finanzen.
Название документа