Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО

(Звездина Т. М.) ("Бизнес, Менеджмент и Право", 2013, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Т. М. ЗВЕЗДИНА

Звездина Т. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА.

Статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных проблем правового регулирования предпринимательской деятельности, в особенности сферы малого и среднего предпринимательства, в условиях вступления России в ВТО. Автор анализирует причины, в том числе правового характера, сдерживающие развитие сферы малого и среднего бизнеса в стране, влияющие на предпринимательский климат в целом.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательский климат, малое и среднее предпринимательство, государственная (муниципальная) поддержка.

Some problems of legal regulation of small and medium business in conditions of accession of Russia to the WTO T. M. Zvezdina

The article is devoted to the study of some actual problems of legal regulation of business activity, in particular sphere of small and medium business, in conditions of accession of Russia to the WTO. The author analyses the reasons, including reasons of legal nature, which restrict the development of sphere of small and medium business in the state, which influence the business climate on the whole.

Key words: business activity, business climate, small and medium businesses, state (municipal) support.

В начале XX в. известный российский цивилист Август Исаакович Каминка писал: "В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны" <1>. -------------------------------- <1> Каминка А. И. Основы предпринимательского права. М.: Зерцало, 2007. С. 1.

Эти слова как никогда актуальны для современной России, где на протяжении долгого времени и на всех уровнях говорится о социально-экономической значимости фигуры предпринимателя и о необходимости скорейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства. К сожалению, те усилия, которые прилагает наше государство, пока не принесли ощутимого результата. Статистика - вещь упрямая, и она свидетельствует о том, что "в России лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями, всего же, по данным глобального мониторинга предпринимательства, в 2012 г. собственным делом были заняты 4,3%. Вовлечению граждан в деловую активность препятствует избыточное госрегулирование, трудности с доступом к финансированию и низкая выживаемость компаний, отмечают авторы исследования" <2>. -------------------------------- <2> Подробнее: URL: http://www. kommersant. ru/doc/2176160?fp=38 (дата обращения 22.04.2013).

В научной литературе в числе причин, сдерживающих рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, уже традиционно называются <3> несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, а также административные барьеры, в том числе коррупция. -------------------------------- <3> См., например, Кох И. А. Актуальные проблемы взаимоотношения власти и малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2004. N 1. С. 73.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности <4>, опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума в сентябре 2012 г., Россия занимает 67-е место (из 144) и практически по всем показателям, отражающим условия для инноваций и ведения бизнеса, активно теряет позиции (2010 г. - 63-е место, 2011 г. - 66-е место). Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66-е место) и Шри-Ланка (68-е место). Причем ухудшение ситуации наблюдается в тех секторах, которые власти называют приоритетными. Как и в прошлые годы, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в истекшем 2012 г. существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. -------------------------------- <4> ВЭФ: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 - 2013. URL: http://www. i-g-t. org/2012/09/05/ (дата обращения 21.04.2013).

Еще одним серьезным испытанием для российских предпринимателей является вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) <5>, в результате которого, с одной стороны, будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок, с другой - Россия будет вынуждена открыть свой внутренний рынок для иностранных производителей товаров и услуг. Наш малый и средний бизнес пока не в состоянии соревноваться с иностранными товаропроизводителями ни по качеству товаров, ни по цене. Вероятность завоевания чужих рынков в этих условиях ничтожно мала, угроза лишиться своего, напротив, велика. Поэтому для нашего государства чрезвычайно важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя, при сохранении нормальных условий для развития конкуренции. -------------------------------- <5> Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." ратифицирован и 22.08.2012 вступил в силу.

В Конституции РФ закреплен принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской, деятельности (ст. ст. 8, 34). Под воздействием конституционных положений в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) была включена в качестве предмета регулирования предпринимательская деятельность, но она не получила сколько-нибудь самостоятельного регулирования, будучи заслоненной, а иногда просто подмененной категорией "имущественные отношения" <6>. Проблема заключается в том, что правовое регулирование предпринимательской деятельности не ограничивается лишь нормами гражданского права, и ГК РФ, взявший когда-то на себя "непосильную ношу своего рода экономической конституции" <7>, не справляется с поставленной задачей, - и это одна из причин нестабильности гражданского законодательства (как известно, в течение этого года планируется серьезная модернизация всех частей ГК РФ). -------------------------------- <6> См.: Андреев В. К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. N 9. С. 20 - 26; СПС "КонсультантПлюс". <7> Там же.

Более того, можно отметить нестабильность правового регулирования предпринимательской деятельности вообще, а также отсутствие прозрачных и логичных правил взаимодействия предпринимателя с государством. Сегодня нормы, касающиеся так или иначе предпринимательской деятельности, содержатся в громадном количестве федеральных законов, подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления. Вопрос даже не в количестве актов, а в субординации и согласованности между собой норм, в них содержащихся. Известно, что системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. И несмотря на то, что в настоящее время действует много кодифицированных актов (Налоговый, Бюджетный, Земельный, Жилищный, Градостроительный кодексы), в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности такой акт отсутствует. Поэтому идея принятия кодифицированного акта о предпринимательстве в настоящее время не утратила своей актуальности. На постсоветском пространстве в большинстве государств, как и в России, отсутствуют кодифицированные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, исключением является Украина, где одновременно с Гражданским был принят Хозяйственный кодекс, однако необходимо отметить, что ряд стран в правовом регулировании предпринимательства помимо гражданских кодексов опираются на специальные законы, определяющие основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, в 2006 г. в Республике Казахстан был принят комплексный Закон "О частном предпринимательстве", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан, закрепляет основные понятия, виды, формы, правовой режим предпринимательской деятельности. Если вернуться к ГК РФ, то, как справедливо в свое время отмечал В. С. Белых, его необходимо "коммерциализировать", т. е. усилить в нем предпринимательско-правовые начала <8>, раз уж у нас нет специального закона о предпринимательстве или кодекса. К примеру, в Гражданском кодексе Казахстана закреплены принципиальные нормы о предпринимательской деятельности: ст. 10 "Защита прав предпринимателей и потребителей" содержит понятие предпринимательской деятельности, гарантии ее свободы, защиты и поддержки со стороны государства, а также перечень гарантий прав предпринимателей. Этот и другие положительные примеры из законодательной практики Казахстана демонстрируют государственную политику в сфере предпринимательства, нацеленную на его развитие. Возможно, проработанность правового регулирования предпринимательской сферы способствует тому, что Казахстан обгоняет Россию на 16 пунктов в рейтинге глобальной конкурентоспособности, о котором говорилось выше. -------------------------------- <8> Белых В. С. Концепция развития гражданского законодательства: некоторые общие и частные предложения // Российское право: образование, практика, наука. 2009. N 9. С. 21.

Как уже было отмечено, у нас нет специального закона о предпринимательстве, поэтому отсутствует законодательно закрепленная классификация предпринимательства на формы и виды, в рамках которой можно было бы выделять субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. В научной литературе, к примеру, встречаются исследования проблем участия субъектов малого предпринимательства в гражданском обороте, в которых субъекты малого предпринимательства признаются слабой стороной в договорных отношениях с крупными компаниями и предлагаются меры по их защите <9>. -------------------------------- <9> См.: Пьянкова А. Ф. Субъект малого предпринимательства как слабая сторона в договоре // Безопасность бизнеса. 2012. N 3. С. 38 - 39; СПС "КонсультантПлюс".

Вступление России в ВТО актуализировало и до этого не простую тему поддержки государством малого и среднего бизнеса, которая способствовала бы его развитию. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <10> (далее - Закон N 209-ФЗ) устанавливает критерии, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к малым и средним предприятиям (п. 1 ст. 3) для целей получения поддержки со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. -------------------------------- <10> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Требования Закона, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности, чтобы считаться субъектами малого или среднего бизнеса, касаются средней численности работников, объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельного значения, а также структуры уставного (складочного) капитала (паевого фонда) юридических лиц <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Звездина Т. М. Правовые основы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. N 4 / Под ред. д-ра юрид. наук В. Ф. Попондопуло. СПб.: ООО Университетский издательский консорциум "Юридическая книга", 2011. С. 545 - 556.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса является принцип разграничения полномочий по поддержке субъектов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Поэтому большая роль в реализации государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса отводится федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные программы представляют собой нормативные правовые акты, принятые соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в которых содержатся согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики, реализуемые при поддержке государства, субъекта РФ или муниципального образования. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства определяется Законом N 209-ФЗ как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных соответственно в федеральных, региональных или местных целевых программах развития малых и средних предприятий (п. 5 ст. 3). Хотя в контексте иных положений Закона N 209-ФЗ (ст. ст. 16, 17, 18) и в иных нормативных актах под поддержкой могут пониматься конкретные меры. Например, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки указывается информация о виде, форме, размере, сроке оказания поддержки. Закон N 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), а также предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Порядок ведения реестров определен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358. Анализ ч. 2 ст. 14 и других положений Закона N 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона. Наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на финансовую поддержку названных органов. В литературе указывается <12>, что программы государственной поддержки малого бизнеса в России охватывают всего лишь около 2% предпринимателей. По статистике, на государственное финансирование может рассчитывать всего лишь один из пятидесяти предпринимателей. И это крайне низкий показатель. -------------------------------- <12> Поповиц В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса // Консультант. 2011. N 23. С. 69 - 71; СПС "КонсультантПлюс".

Социологические исследования показывают, что финансовые ресурсы не вполне доступны малым и средним производственным компаниям. Если найти краткосрочное финансирование достаточно легко, то найти без особых проблем дополнительное финансирование на период более трех лет могут лишь около трети опрошенных. На вопрос о доступности финансирования в регионе из венчурных фондов вообще отвечают лишь около половины компаний, и на каждого респондента, считающего такое финансирование вполне доступным, приходится шестеро тех, кто считает совершенно иначе <13>. -------------------------------- <13> Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012 (исследование Евразийского института конкурентоспособности). URL: http://www. nisse. ru/business/article/article_1998.php (дата обращения 21.04.2013).

Нельзя не согласиться с утверждением, что развитие малого и среднего бизнеса в условиях членства России в ВТО должно происходить на основе продуманных и последовательных решений. В литературе <14> предлагается сделать акцент на системные меры поддержки, осуществляемые в том числе в рамках федеральных целевых программ. Важно также учитывать и зарубежный опыт, согласно которому основным направлением поддержки малого и среднего бизнеса является предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг. Здесь могли бы помочь торгово-промышленные палаты посредством оказания информационно-аналитических, просветительских услуг российским предпринимателям, организации деловой информационной сети и торговых миссий. Определенную роль в продвижении малого и среднего бизнеса в пространство ВТО могут сыграть российские банки путем открытия кредитных линий для небольших компаний, работающих на экспорт. -------------------------------- <14> Кичигин Н. В., Нанба С. Б., Рафалюк Е. Е. "Дорожная карта" бизнеса в правовом пространстве // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 24 - 34; СПС "КонсультантПлюс".

Малое и среднее предпринимательство в России преимущественно развито в сфере торговли и услуг и слабо - в производственной сфере, особенно в сельском хозяйстве. Многие эксперты сходятся во мнении, что присоединение России к ВТО негативно отразится как раз на производственной сфере, и в частности на сельском хозяйстве. Состояние сельскохозяйственной отрасли экономики олицетворяет собой общее положение дел в стране. Только в сельском хозяйстве проблемы еще более усугублены "Сложная обстановка с правами собственности на землю, отсутствие программ и стимулов развития производств на селе, низкая плодородность земель, колоссальные транспортные расходы, значительная изношенность техники, отсутствие эффективных кадров, способных организовать рентабельное производство и сбыт продукции, недоступность кредитных программ" <15>. -------------------------------- <15> Тяпухин С. В. ВТО - глобальный коммерческий проект // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 8. С. 57 - 68; N 9. С. 69 - 78; СПС "КонсультантПлюс".

Безусловно, государство прилагает усилия к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию, например Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 утверждена очередная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. <16>. Главными целями Государственной программы являются обеспечение продовольственной независимости России и повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО. -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4549.

Однако только принятием государственных программ проблемы в сельском хозяйстве не преодолеть, необходим, как и в любом другом деле, комплексный подход, который предусматривал бы строительство дорог, развитие инфраструктуры в сельской местности, а самое главное - воспитание и обучение кадров для работы на земле. Экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства в свое время были предложены меры для решения существующих в сфере малого и среднего предпринимательства проблем <17>. -------------------------------- <17> См.: Влияние кризисных явлений в Российской Федерации на малый бизнес (информация, подготовленная экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства). URL: http://www. nisse. ru/ (дата обращения 25.10.2009).

Указанные меры условно можно разделить на три группы: - меры в области налогового регулирования; - меры в области сокращения административных барьеров; - меры в области кадровой поддержки малых предприятий. По мнению экспертов, меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений. С целью высвобождения дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). По факту в 2011 году ЕСН был отменен, налоговое бремя для предпринимателей в части отчислений по заработной плате увеличилось, что сказалось весьма негативно на сфере малого и среднего бизнеса. Нельзя не отметить позитивное влияние на налогообложение Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18>. Основной целью принятия указанного Закона является стремление стимулировать развитие малого предпринимательства с налоговой точки зрения. Окончательная редакция данного Закона не дает оснований усомниться, что его нормы направлены действительно на совершенствование УСН на основе патента, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД, а также устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения. -------------------------------- <18> Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3447.

Некоторые из предложенных экспертами мер в области устранения административных барьеров были учтены законодателем еще при разработке и принятии Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <19>, вступившего в силу с 1 июля 2009 г. Данный Закон содержит специальные положения, касающиеся уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса, а также некоторые льготы при проведении проверок деятельности таких субъектов. -------------------------------- <19> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

На основе проведенного Евразийским институтом конкурентоспособности исследования <20> предпринимательского климата в России можно указать, что многие из тех, кто сталкивается со стандартами, лицензированием, таможенными процедурами, не считают их проблемными, а качество работы налоговых органов многие предприниматели из числа производственников оценивают как достаточно высокое. Вместе с тем только 32% опрошенных руководителей утверждают, что проверяющие инстанции никогда не создают проблем для развития бизнеса. А каждый пятый говорит о том, что они делают это достаточно часто или постоянно и что "проверки не дают бизнесу жить и развиваться". -------------------------------- <20> Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012 (исследование Евразийского института конкурентоспособности). Режим доступа: URL: http://www. nisse. ru/business/article/article_1998.php (дата обращения 21.04.2013).

Очень распространенным и обременительным для развития малого и среднего бизнеса явлением в России является коррупция. Среди тех, кто не отказывался от обсуждения данной темы, мнения о ее бремени разделяются, но лишь 13% заявляют, что "коррупции в регионе не существует". Такая же доля - 13% респондентов - откровенно признают, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам. Около четверти опрошенных считают коррупцию обычным явлением в их регионе в таких сферах, как доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки. В заключение необходимо отметить, что создание благоприятного предпринимательского климата требует государственной воли, трансформированной в соответствующее правовое регулирование предпринимательской деятельности. Возможно, вступление России в мировое торгово-экономическое пространство послужит определенным стимулом к улучшению предпринимательского климата в стране и развитию малого и среднего предпринимательства.

Название документа