Об особенностях технического регулирования по праву ВТО

(Панова А. С.)

("Бизнес, Менеджмент и Право", 2013, N 1)

Текст документа

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ПРАВУ ВТО

А. С. ПАНОВА

Панова А. С., кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Института экономики, управления и права (г. Казань).

В статье рассматриваются основные правила Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Проводится сравнительный анализ Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Ключевые слова: технические барьеры в торговле, Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле, Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, технический регламент, стандарт, оценка соответствия.

On the peculiarities of the technical regulation on the WTO law.

A. S. Panova

In this article the consideration to the main rules of the Technical Barriers to Trade Agreement is given. The comparative analysis of the Technical Barriers to Trade Agreement and the Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures was conducted.

Key words: technical barriers to trade, The Technical Barriers to Trade Agreement, The Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures, technical regulation, standard, assessment of conformity.

В рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) большое значение придается вопросам, связанным с техническим регулированием отношений по производству и поставке товаров. Основным нормативным правовым актом в этой сфере является Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле (The Technical Barriers to Trade Agreement, the WTO TBT Agreement). Данное Соглашение является интегральной частью Марракешского соглашения о создании ВТО, принятого на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение ВТО по ТБТ, Соглашение).

Соглашение исходит из того, что принятие значительного количества технических регламентов и стандартов разными странами может обосновываться естественными причинами - стремлением государств к достижению высоких стандартов жизни, поскольку национальные технические предписания направлены на поддержание требований потребителей, связанных с приобретением безопасных и высококачественных товаров. Принятие технических регламентов и стандартов может оправдываться увеличением количества проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, что побуждает современные государства стремиться к производству экологически чистой продукции. Различия между странами в их технических предписаниях и, как следствие, в процедурах оценки соответствия могут иметь законное происхождение, например в связи с существованием различных вкусов и предпочтений среди потребителей, неодинаковым уровнем доходов, а также обусловливаться географическими и иными подобными факторами. Страны с районами, подверженными землетрясениям, вправе установить более жесткие требования к материалам, используемым при строительстве. Страны, сталкивающиеся с серьезными проблемами загрязнения воздуха, могут в своих технических предписаниях определить допустимый минимальный уровень выбросов автомобильного топлива. Высокий уровень дохода на душу населения в экономически развитых странах приводит к повышению спроса на безопасную продукцию.

Национальные технические регламенты, стандарты, процедуры оценки соответствия могут существенно различаться. Считается, что наличие множества технических регуляторов делает "трудной" жизнь изготовителей и экспортеров. Затраты возникают в результате проведения работ по переводу иностранных предписаний, приглашения технических экспертов для разъяснения этих предписаний, в результате приведения в требуемое предписаниями состояние условий производства, а также в связи с необходимостью подтверждать документами соответствие продукции иностранным регламентам. Соглашение ВТО по ТБТ исходит из того, что отсутствие необходимой дисциплины в области мировой торговли в части технических предписаний повышает риск использования технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия в протекционистских целях - исключительно для защиты отечественных товаропроизводителей. Таким образом, по смыслу Соглашения ВТО по ТБТ технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия выступают средствами, обеспечивающими безопасность и качество продукции. Однако считается, что при определенных условиях они могут препятствовать международной торговле.

В Соглашении ВТО по ТБТ обязательные нормативно-технические документы, которым должна соответствовать продукция, а также связанные с ней процессы, условно именуются "техническими регламентами". Данные нормативно-технические документы могут по-разному называться в зарубежном законодательстве. Однако это никак не меняет их правовую природу и назначение. К примеру, в США, Израиле и Китае такие технические предписания именуются обязательными стандартами (в законодательстве США используется термин "regulation"), а в ЕС - европейскими директивами. Более того, "в большей части федеративных государств существует двухуровневая система технического регулирования: федерации и субъектов федерации ("национальные" и "региональные" технические регламенты). Они дополняют друг друга и нередко конкурируют между собой. Какого-либо четкого деления между ними не существует". В современном российском законодательстве также используется термин "технический регламент", определение которого дано в ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Документы, которые содержат предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к продукции или связанным с ней процессам и методам производства, соблюдение которых не является обязательным, называются стандартами. Они могут быть направлены на защиту окружающей среды, способствовать безопасности и национальному благополучию, а также содействовать удовлетворению требований потребителей, развитию торговли и инноваций.

Согласно Соглашению ВТО по ТБТ, различие между техническими регламентами и стандартами заключается в необходимости их соблюдения. В то время как следование стандартам является добровольным, технические регламенты по своей природе обязательны. Поэтому, если импортируемая продукция не соответствует требованиям технического регламента, она не может быть разрешена для продажи. Наибольшее количество технических регламентов и стандартов принимается в целях защиты здоровья и безопасности человека, жизни и здоровья животных и растений, в целях защиты окружающей среды и предупреждения обманных практик. Категория "обманной практики" означает введение в заблуждение потребителей относительно приобретаемого товара. Обманная практика может выражаться в предоставлении потребителям недостоверной информации о товаре, в искажении результатов измерений (размера, веса и т. п.). Таким образом, она может проявляться в различных формах. Требования технических регламентов должны преследовать цель защитить потребителей от обманных практик посредством размещения информации в виде требований, предъявляемых к маркировке (наклейкам, ярлыкам, биркам). Предупреждать обманную практику возможно с помощью установления требований к упаковке и измерениям.

Государствам-членам в рамках Соглашения предоставляется высокая степень гибкости в подготовке и использовании своих национальных технических предписаний. Однако "нормативная гибкость" участников Соглашения ограничивается требованием о том, чтобы технические предписания не принимались и не применялись таким образом, чтобы выступать средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами либо средством скрытого ограничения международной торговли. Технические правила могут устанавливаться в отношении конкретных характеристик продукции. Но в определенных случаях, когда способ производства может повлиять на характеристики, свойства продукции, считается более предпочтительным разрабатывать технические регламенты и стандарты не на характеристики продукции, а на процессы, связанные с продукцией, и методы производства. Кроме того, в соответствии с Соглашением ВТО по ТБТ всякий раз, когда это возможно, "члены принимают технические регламенты, основанные, прежде всего, на требованиях к характеристикам товара, а не на требованиях к его конструкции или описанию" (ст. 2.8 Соглашения). Подобно практике, принятой в ЕС, изготовителям предоставляется свобода выбора технического решения, способов достижения этого решения, но при условии выполнения обязательных законных предписаний. По смыслу Соглашения ВТО по ТБТ избежать неоправданных барьеров в торговле помогает также следующее правило. Если обстоятельств или причин, вызвавших принятие соответствующих технических регламентов, больше не существует или если изменившиеся обстоятельства или причины позволяют использовать способы, оказывающие менее ограничивающее воздействие на торговлю, то такие технические регламенты сохраняться в силе не должны (ст. 2.3).

Соглашение ВТО по ТБТ исходит из того, что процедуры оценки соответствия, такие как испытания, верификация, инспекция, сертификация, являются техническими процедурами, которые подтверждают, что продукция соответствует требованиям, изложенным в технических регламентах и стандартах. Экспортеры несут расходы по любой из этих процедур. Поэтому обязательство избежать ненужных барьеров в торговле относится также и к процедурам оценки соответствия. Непрозрачные и дискриминационные процедуры оценки соответствия могут стать эффективными протекционистскими инструментами. Излишние препятствия в торговле могут быть результатом более строгих или более длительных процедур, чем это действительно необходимо для проведения оценки соответствия. Например, информации, необходимой для проведения процедур оценки соответствия, не должно быть больше того, чем это действительно необходимо. Размещение объектов, используемых в процедурах оценки соответствия, а также отбор проб и образцов не должны создавать излишних неудобств для агентов (заявителей или их представителей) (ст. 5.2.3 и ст. 5.2.6 Соглашения ВТО по ТБТ).

Подобно многим другим соглашениям ВТО, Соглашение ВТО по ТБТ устанавливает в отношении государств-членов обязательство предоставлять режим благоприятствующей нации и национальный режим - в данном случае при применении своих внутренних технических регламентов (ст. 2.1 Соглашения). Аналогичное обязательство устанавливается применительно к процедурам оценки соответствия (ст. 5.1.1, ст. 5.2.4, ст. 5.2.5 Соглашения).

В целях устранения технических барьеров в торговле важное значение придается гармонизации технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия. Считается, что техническая гармонизация необходима для обеспечения совместимости и взаимозаменяемости продукции, происходящей из разных стран. Гармонизация может способствовать и росту благосостояния потребителей, так как гарантирует им широкий и привлекательный выбор товаров. Основной предпосылкой для выработки согласованных правил является международная стандартизация. Расширенное участие государства в работе международных организаций по стандартизации может гарантировать стране то, что разрабатываемые международные стандарты будут учитывать специфику национального производства и торговые интересы данной страны. По этой причине многие государства заинтересованы принимать активное участие в работе международных организаций по стандартизации. Наиболее авторитетными являются Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) (далее - ИСО), Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission, IEC) (далее - МЭК), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) (далее - МСЭ).

Формально каждая из этих организаций имеет свою область деятельности. ИСО занимается разработкой наиболее общих стандартов, касающихся практически всех сфер деятельности. Включая сельское хозяйство, строительство, машиностроение, транспорт, медицинские устройства, механизмы. А также информацию, коммуникационные технологии, окружающую среду, управление качеством, оценку соответствия и услуги. Согласно Уставу МЭК, она занимается разработкой и продвижением стандартов, касающихся электрических, электронных и связанных с ними техники и технологий, в том числе магнетизма, электромагнетизма, электроакустики, мультимедиа, телекоммуникаций.

Главным продуктом МСЭ являются стандарты (рекомендации), связанные с функционированием сети и отдельных элементов аппаратуры и программного обеспечения, способных соединять или обмениваться информацией. Стандарты МСЭ действуют по вопросам определения архитектуры и безопасности телекоммуникационной сети, от цифровой абонентской линии широкого диапазона до систем оптической передачи информации и т. п. В целом все международные стандарты направлены на достижение одних и тех же целей: оценка и совершенствование качества продукции и услуг, охватываемых стандартами; увеличение эффективности промышленных процессов; содействие улучшению человеческой жизни и безопасности; содействие защите окружающей среды.

В связи с тем что одной из центральных целей создания международных стандартов является эффективное удовлетворение требований глобального рынка, Соглашение ВТО по ТБТ призывает страны-члены использовать по возможности существующие международные стандарты для разработки собственных технических предписаний (ст. 2.4 Соглашения). Политические соглашения, достигаемые в рамках ВТО, подкрепляются техническими соглашениями с МЭК, ИСО и МСЭ. Данные организации в области стандартизации являются стратегическими партнерами ВТО. Всемирные организации по развитию международных стандартов (ИСО, МЭК и МСЭ) стараются избегать дублирования и частичного совпадения в своей работе настолько, насколько это возможно. С этой целью в 2001 г. ими было заключено The World Standards Cooperation. Одной из форм сотрудничества является принятие совместных стандартов. Например, принято большое количество стандартов ИСО/МЭК. Сама ВТО разработкой международных стандартов и иных технических предписаний не занимается.

Выполнение требований международных стандартов может потребовать от развивающихся стран-членов дополнительных технических и финансовых затрат, которые могут оказаться для них непосильными. В целях поддержания таких государств-членов Соглашение ВТО по ТБТ "облегчает" исполнение некоторых его положений. В частности, согласно ст. 12.4 Соглашения, члены - развивающиеся страны в их особых технических и социально-экономических условиях вправе принимать определенные технические регламенты, стандарты или процедуры оценки соответствия, направленные на сохранение местной технологии и методов и процессов производства, отвечающих их потребностям развития. Таким образом, Соглашение ВТО по ТБТ позволяет использовать в отношении таких стран-участниц особый, дифференцированный режим.

Одним из принципов Соглашения ВТО по ТБТ является принцип эквивалентности. Считается, что технические барьеры в международной торговле могут быть устранены, если члены (участники Соглашения ВТО по ТБТ) соглашаются с возможностью принятия в качестве эквивалентных технических регламентов других государств-членов при условии, что такие технические регламенты адекватно обеспечивают достижение целей их собственных технических регламентов. Данный подход, основанный Европейским союзом в 1985 г., под названием "новый подход" к стандартизации (new approach to standardization) изложен в ст. 2.7 Соглашения ВТО по ТБТ. Практика свидетельствует о том, что многие страны хотели бы взаимно признавать результаты процедур оценки соответствия. В этой связи Соглашение ВТО по ТБТ настоятельно призывает руководствоваться правилами о взаимном признании процедур оценки соответствия, изложенными в ст. 6.1, ст. 6.3 Соглашения.

Согласно Соглашению ВТО по ТБТ, использование государствами-членами единых правил подготовки, принятия и применения стандартов, которые содержатся в Кодексе добросовестной практики (The Code of good practice) (далее - Кодекс) (приложение N 3 к Соглашению ВТО по ТБТ), способствует созданию прозрачных правил, необходимых для выполнения Соглашения. По данным, которые приводятся на официальном сайте ВТО, в настоящее время более двухсот национальных органов, разрабатывающих стандарты, применяют данный Кодекс.

Считается, что, создавая единообразные и прозрачные правила в области стандартизации, Кодекс определенным образом дисциплинирует центральные правительства, местные правительства, неправительственные и региональные органы по стандартизации в их работе по развитию добровольных стандартов. Кодекс открыт для его одобрения любыми из указанных органов. Более того, от государств - членов Соглашения ВТО по ТБТ требуется принятие таких разумных и доступных для них мер, которые обеспечат признание и выполнение Кодекса местными правительственными и неправительственными органами по стандартизации в пределах их территорий и региональными органами по стандартизации государств-членов.

Достижение прозрачности, необходимой для выполнения государствами-членами Соглашения ВТО по ТБТ, является главной целью в работе Комитета по техническим барьерам в торговле (The Committee on Technical Barriers to Trade) (далее - Комитет), который учрежден в соответствии со ст. 13 Соглашения ВТО по ТБТ. В его состав входят представители от каждой страны-члена. Комитет предоставляет возможность государствам-членам провести консультации по любым вопросам, касающимся функционирования Соглашения ВТО по ТБТ. При необходимости Комитет учреждает рабочие группы или иные органы. Собирается он по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Техническое содействие развивающимся государствам - членам и наименее развитым государствам - членам оказывает Секретариат ВТО (The WTO Secretariat). Часто в форме проведения региональных семинаров и иных подобных мероприятий. В последние годы семинары по техническому содействию, направленному на выполнение Соглашения, организовывались совместно с другими международными и региональными организациями. Региональные семинары ВТО по техническим барьерам в торговле проводились для Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и на Кавказе, для франкоязычных стран Африки, для стран Карибского бассейна.

В рамках ВТО накопилась обширная практика урегулирования споров, связанных с техническими барьерами в торговле. ВТО выступает в роли своеобразного международного арбитра. Решения, принимаемые в рамках ВТО по вопросам технического регулирования, расположены в аналитическом индексе ВТО. Принимаемые решения важны для единообразного и правильного толкования положений Соглашения ВТО по ТБТ.

В ВТО вопросы, касающиеся применения санитарных и фитосанитарных мер, регулируются отдельным Соглашением. Речь идет о Соглашении ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (The Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures, the WTO SPS Agreement) (далее - Соглашение ВТО по СФС).

Данное Соглашение было принято на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г. Оно является интегральной частью Марракешского соглашения о создании ВТО.

Соглашение ВТО по СФС призвано содействовать созданию обоснованной многосторонней системы правил, регулирующих разработку, принятие и применение санитарных и фитосанитарных мер, с тем чтобы избежать использования указанных мер в качестве необоснованных торговых барьеров. Таким образом, считается, что Соглашение ВТО по СФС, так же как Соглашение ВТО по ТБТ, направлено на борьбу с необоснованными торговыми барьерами. Соглашение ВТО по СФС исходит из положения о том, что все страны поддерживают меры, направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов, предназначенных для потребителей, и стремятся предотвратить распространение вредителей и болезней среди животных и растений. Эти меры могут принимать различные формы, такие как требование о происхождении продукта из зоны, свободной от болезней, инспектирование, специфические процедуры обработки продукта, установление допустимых максимальных уровней остатков пестицидов или разрешение использовать в пище только определенные пищевые добавки и т. д. Вместе с тем санитарные и фитосанитарные меры по самой своей природе могут приводить к ограничениям в торговле. Все правительства принимают во внимание тот факт, что некоторые ограничения в торговле могут быть необходимы для обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты животных и растений. Тем не менее иногда правительства используют санитарные и фитосанитарные ограничения с тем, чтобы защитить отечественных производителей от справедливой экономической конкуренции. Поэтому санитарные и фитосанитарные меры могут быть удобным средством для протекционизма. Таким образом, основная цель Соглашения ВТО по СФС заключается в поддержании суверенного права любого правительства обеспечить уровень охраны здоровья, который оно сочтет целесообразным. Однако данное суверенное право не должно использоваться в протекционистских целях и являться результатом необоснованных барьеров в международной торговле. Соглашение ВТО по СФС призывает правительства разрабатывать национальные санитарные и фитосанитарные меры в соответствии с международными стандартами, руководствами и рекомендациями. Необходимые международные стандарты в области санитарии и фитосанитарии разрабатываются Комиссией "Кодекс Алиментариус" (The FAO/WHO Joint Codex Alimentarius Commission), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (The Food and Agriculture Organization of the United N ations), Международным бюро по эпизоотии (The Office International des Epizooties), известным как The World Organization for Animal Health, и др. Из-за различий в климате, имеющихся в природе вредителей и болезней или условий, связанных с обеспечением безопасности продуктов, считается, что не всегда целесообразно вводить одни и те же санитарные и фитосанитарные требования в отношении продуктов питания, животных или растений, происходящих из разных стран. По этой причине Соглашение ВТО по СФС исходит из того, что санитарные и фитосанитарные меры могут отличаться друг от друга. Так же как и в Соглашении ВТО по ТБТ, важнейшими принципами Соглашения ВТО по СФС являются принципы прозрачности (ст. 7, приложение В), гармонизации (ст. 3), эквивалентности (ст. 4), содействия развивающимся странам (ст. 9, ст. 10), использования механизмов урегулирования споров, применяемых в ВТО (ст. 11), и т. д.

Тем не менее между названными Соглашениями существуют серьезные отличия. Прежде всего, по сфере действия этих двух Соглашений.

Соглашение ВТО по СФС охватывает меры, целью которых являются защита здоровья человека или животного от рисков, которые могут быть связаны с пищевыми продуктами; защита здоровья человека от болезней, разносчиками которых являются животные и растения; защита животных и растений от вредителей и болезней.

Соглашение ВТО по ТБТ охватывает все технические регламенты, добровольные стандарты и необходимые процедуры оценки соответствия и обеспечивает их выполнение, за исключением санитарных и фитосанитарных мер, являющихся предметом Соглашения ВТО по СФС. Мерами, предписываемыми Соглашением ВТО по ТБТ, могут охватываться любые объекты, начиная от безопасности машин и оборудования и заканчивая формами коробок, предназначенных для хранения пищи. Большинство мер, связанных с контролем над болезнями человека, подпадает под действие Соглашения ВТО по ТБТ, однако при условии, что переносчиками данных болезней (например, бешенства) не являются животные или растения. К примеру, меры Соглашения ВТО по ТБТ могут выражаться в установлении фармацевтических ограничений или требований, касающихся маркировки сигарет.

В плане пищевых продуктов требования, касающиеся качества пищи, ее маркировки и упаковки, как правило, не рассматриваются как санитарные или фитосанитарные меры и поэтому обычно подпадают под действие Соглашения ВТО по ТБТ. С другой стороны, требования, которые касаются микробиологического заражения пищевых продуктов, установления допустимых уровней наличия пестицидов или остатков ветеринарных лекарственных препаратов в пище или затрагивающие идентификацию разрешенных пищевых добавок, подпадают под действие Соглашения ВТО по СФС.

Рассматриваемые Соглашения имеют некоторые общие элементы, включая основные обязательства о недопущении необоснованной дискриминации в торговле и о требованиях, касающихся заблаговременного уведомления о мерах, принимаемых государствами-участниками, а также обязанность создания информационных центров - так называемых Enquiry Points. Однако многие из основных правил этих двух Соглашений различаются. Например, оба Соглашения поощряют использование международных стандартов. В то же время, согласно Соглашению ВТО по СФС, единственным оправданием для отказа от использования международных стандартов, связанных с защитой здоровья человека, животных и растений от вредителей и болезней, являются научные аргументы, основывающиеся на результатах оценки потенциальных рисков для здоровья. В противоположность Соглашению ВТО по СФС, согласно Соглашению ВТО по ТБТ правительства могут не использовать международные стандарты для разработки национальных технических предписаний по причинам, связанным с фундаментальными технологическими проблемами или географическими факторами. Санитарные и фитосанитарные меры могут устанавливаться только в пределах, необходимых для защиты здоровья человека, животных или растений, на основе научных данных. Правительства могут ввести обязательные технические предписания для выполнения, к примеру, таких задач, как обеспечение национальной безопасности или предотвращение обманной практики. Поскольку обязательства, которые приняли правительства в соответствии с двумя Соглашениями, имеют отличия, важно всякий раз точно определять, является ли принимаемое требование санитарной или фитосанитарной мерой или же требование подпадает под действие Соглашения ВТО по ТБТ.

Название документа