Трудовые споры в Швейцарии
(Левченко Е. А., Королева М. А.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 2) Текст документаТРУДОВЫЕ СПОРЫ В ШВЕЙЦАРИИ <*>
Е. А. ЛЕВЧЕНКО, М. А. КОРОЛЕВА
Левченко Екатерина Александровна, Международный центр "Ломоносов". Швейцария, Женева.
Королева Марина Артуровна, Международный центр "Ломоносов". Швейцария, Женева.
В статье рассматриваются процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров в Швейцарии, а также приводится статистика распределения коллективных трудовых споров по различным сферам деятельности.
Ключевые слова: трудовой спор, кантональные трудовые суды Швейцарии, Федеральная служба по урегулированию коллективных трудовых споров Швейцарии, арбитражная процедура, забастовка, локаут.
The article considers the procedures of resolution of individual and collective disputes in Switzerland as well as presents the statistics on distribution of collective disputes by various spheres of activity.
Key words: labor dispute, canton labor courts of Switzerland, Federal service on resolution of collective labor disputes of Switzerland, arbitration procedure, strike, lock-out.
Рынок труда в Швейцарии отличается либеральным трудовым законодательством, устанавливающим незначительные правовые ограничения и предопределяющим чрезвычайную социальную стабильность. При возникновении разногласий между работодателем и персоналом стороны, как правило, стремятся урегулировать их путем переговоров. Этот принцип основывается на так называемом "мировом соглашении" швейцарских союзов работодателей и наемных работников, принятом в 1937 г. На основании этого соглашения социальные партнеры стремятся к урегулированию разногласий путем переговоров (взаимное обязательство мирного урегулирования конфликтов). Этих принципов партнеры на трудовом рынке придерживаются и по сей день, а забастовки в Швейцарии по-прежнему редкость. Трудовые отношения могут породить различные типы споров, например по вопросам зарплаты или количества часов работы, по причине дискриминации или неправомерного расторжения трудового договора. Процедура рассмотрения споров различается в зависимости от вида трудовых отношений (в публично-правовом или частноправовом секторе), а также в зависимости от количества вовлеченных в конфликт лиц (коллективные и индивидуальные споры). В случае возникновения вопросов по условиям работы и минимальной заработной плате рекомендуется обращаться в профессиональные ассоциации работодателей или трудящихся, а также в кантональные службы по труду. Защита работников прежде всего находится в ведении кантональной инспекции по труду. Стоит отметить, что работники многих отраслей объединены в профессиональные ассоциации или профсоюзы. Эти организации призваны защищать интересы своих членов в экономическом контексте. Кроме того, в отдельных кантонах Швейцарии существуют специализированные трудовые суды, в компетенцию которых входит в том числе разрешение трудовых споров. Ниже представлены правовые нормы, которые содержат общие положения о трудовых спорах, а также нормы, регулирующие именно коллективные трудовые споры: - Швейцарский обязательственный закон (5-я книга Гражданского кодекса Швейцарии); - ФЗ "О судах по гражданским делам"; - ФЗ "О Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров"; - Положение о регулировании исполнения ФЗ "О Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров"; - Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации; и др. Рассмотрим подробнее, во-первых, варианты разрешения индивидуальных трудовых споров. Кантональные гражданские суды уполномочены рассматривать индивидуальные споры, вытекающие из трудовых отношений. В первой инстанции речь чаще всего идет о прюдомальном суде (фр. prud'homme - член примирительной конфликтной комиссии, эксперт, conseil (de) prud'hommes - совет сведущих людей для рассмотрения трудовых споров). В случаях, когда речь идет о спорах стоимостью менее 30000 франков, процедура должна быть простой и быстрой, стороны не могут быть обязаны выплачивать судебные издержки (за исключением случаев использования безрассудного поведения или совершения рискованных действий), они оплачивают только деятельность адвоката, судья в силу должностных полномочий устанавливает факты и независимо оценивает доказательства. Когда же цена спора превышает 30000 швейцарских франков, стороны обязаны оплатить еще и судебные издержки. По вопросу территориальной подсудности законодательство устанавливает, что дело будет рассматриваться в суде по месту проживания ответчика или по обыкновенному месту работы работника. Если имеет место гражданский иск, связанный с набором персонала (бюро по трудоустройству и оплата за оказание его услуг), то суд главного офиса организации по трудоустройству уполномочен также принимать решения по данным делам. Когда речь идет о временно исполняющих иные обязанности работниках, суд по месту нахождения временного места работы также уполномочен разрешать споры, при условии, что иск связан с периодом данной временной работы. Во-вторых, обратим внимание на способы урегулирования коллективных трудовых споров в Швейцарии. Государственная система разрешения таких споров варьируется в зависимости от территории, на которую распространяется конфликт. Во всех кантонах имеются службы по урегулированию коллективных трудовых споров. В некоторых случаях дело будет подведомственно Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Данная служба появилась в связи с необходимостью соблюдения принципа приоритета внесудебного разрешения таких споров. Задействование Федеральной службы по урегулированию коллективных трудовых споров исключено, если договаривающиеся стороны предусмотрели в коллективном трудовом соглашении разрешение конфликта каким-либо иным органом по урегулированию споров или арбитражным судом. Федеральная служба по урегулированию коллективных трудовых споров не является органом, действующим на постоянной основе, и собирается исключительно при наличии подведомственного ей спора. Она может функционировать как орган разрешения конфликта или, по соглашению обеих сторон, как арбитражный суд. Когда данная служба выступает в качестве арбитражного суда, ее решение будет обязательным для исполнения. 12 февраля 1949 г. был принят Федеральный закон "О Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров", который в деталях регулирует вопросы, связанные с деятельностью данного органа. В ст. 1 говорится об учреждении и организации работы службы. Федеральный совет дает полномочия Федеральному департаменту по экономике, образованию и исследованиям (ДЭОИ) образовывать в отдельных случаях Федеральную службу по урегулированию трудовых споров между работодателями и работниками, выходящих за пределы кантона. ДЭОИ после обсуждения с заинтересованными кантонами может возлагать на кантональную службу по урегулированию споров полномочие вмешиваться в споры, выходящие за пределы кантона, но имеющие только региональное значение. Служба по урегулированию споров создается только по ходатайству заинтересованных лиц, если попытка примирения сторон в процессе прямых переговоров провалилась и только если не существует паритетной договорной службы по урегулированию споров или арбитража. В свою очередь, паритетная договорная служба по урегулированию споров или арбитраж по смыслу настоящего Закона представляет собой организации, в которых работодатели и работники имеют одинаковые права и обязанности, представлены в одинаковом количестве и подчиняются нейтральному председателю. Служба по урегулированию трудовых споров состоит из президента и двух асессоров. В ст. 3 речь идет о процедуре урегулирования споров. Лица, которых вызывают в службу по урегулированию споров, должны явиться, участвовать в обсуждении, представлять требуемые сведения и документы. По мотивированному запросу одной из сторон только президент знакомится с материалами дела. После чего он знакомит асессоров с необходимой информацией. Служба по урегулированию трудовых споров может по своей инициативе или по запросу сторон назначить два ответственных лица, каждый из которых будет назначен одной из сторон для сбора сведений. Он также может в любой стадии процесса заслушивать свидетелей и ходатайствовать о проведении экспертизы. По аналогии могут применяться нормы, содержащиеся в ГПК. Служба по урегулированию споров должна стараться достичь такого результата, который хотят увидеть стороны. Если это не удается, сторонам предлагается соглашение, по которому они должны дать положительный или отрицательный ответ. Частичное согласие рассматривается как отказ. Стороны выражают свою позицию письменно, несмотря на то что процесс устный. Кроме того, он должен быть быстрым и бесплатным. Тем не менее могут устанавливаться издержки полные или частичные для стороны, которая их допустила или препятствовала их недопущению. Решения о наложении штрафа или возмещении издержек по силе приравниваются к судебным решениям. Если урегулирование спора не состоялось и стороны не хотят обращаться в арбитраж, служба по урегулированию споров информирует о состоянии дела в той части, которая является установленной. Статья 5 регламентирует процедуру арбитража. С согласия сторон служба по урегулированию споров выносит обязательное арбитражное решение в пределах своей компетенции так же, как и по делам, для которых существует договорная служба по урегулированию трудовых споров, но относительно договорной арбитражной службы. Арбитражная процедура может быть начата в момент окончания процедуры урегулирования спора перед Федеральной службой по урегулированию споров или вместо нее. Если процедура урегулирования спора не состоялась, ДЭОИ может по запросу сторон создать специальную арбитражную службу и передать дело ей. Именно арбитражная служба выносит окончательное решение. Ее решения по своей силе приравниваются к судебным решениям. В остальном арбитражная процедура регулируется положениями Закона о процедуре урегулирования трудовых споров, а также по аналогии применяется Гражданский процессуальный кодекс. Интересные положения содержатся в ст. 6, в которой говорится о поддержании мира. В течение процедуры урегулирования споров или арбитража работодатели и рабочие или заинтересованные работники, так же как и их объединения, осуществляют надзор за соблюдением социального мира и воздерживаются от любых способов борьбы. Стороны оповещаются об обязанности соблюдать мир, которая возникает в момент создания службы по урегулированию споров или арбитражной службы и длится 4 - 5 дней. Служба по урегулированию споров или арбитражная служба по единогласному решению могут продлить этот срок. Чтобы обеспечить социальный мир, служба по урегулированию споров или арбитраж могут призывать стороны заключить специальное соглашение, направленное на достижение мира на период процедуры урегулирования спора или арбитража. Служба по урегулированию споров или арбитраж констатируют факт достижения мира и могут его опубликовать, если виновная сторона не отрекается от своего поведения. В противоположность Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров кантональные органы являются постоянно действующими органами и могут вмешиваться в силу своих полномочий или по направлению местных органов власти. Когда рассмотрение дел по трудовым спорам не приводит к положительному результату, следует обратить внимание на нормы о забастовках. Правомерность забастовки и локаута (временного закрытия предприятия, производимого предпринимателем в случае коллективного трудового конфликта или забастовки) установлена федеральной Конституцией и следует из принципа свободы профсоюзов. Тем не менее Конституция содержит положения, предусматривающие возможность запретов проведения забастовок отдельными категориями лиц в законах. Забастовка и локаут законны только в трех случаях: - когда они связаны с трудовыми отношениями; - когда они направлены на взаимное мирное урегулирование конфликта или на достижение согласия; - когда они не нарушают принципа пропорциональности. Участие в забастовке не противоречит закону, и приостановка работ, связанная с ним, не рассматривается как нарушение обязанностей, предусмотренных трудовым договором (прогул). Из этого следует, что работодатель лишается права применения средств правовой защиты (в т. ч. возмещения) во время отсутствия на работе и приостановки деятельности работника, участвующего в забастовке. Определенные виды забастовок все же противоречат закону. К ним, например, относится неофициальная (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка. А стачка солидарности, запрещенная во многих странах, в Швейцарии разрешена. Государственный экономический секретариат SECO Федерального департамента экономики, образования и исследований Швейцарии ведет статистику трудовых споров. Например, составлен подсчет общего количества коллективных трудовых споров, сопровождаемых забастовками, задействованных в них предприятий и работников, а также приблизительное количество потерянных рабочих дней за 1927 - 2007 гг. Примечательно наличие периодов, не сопровождавшихся трудовыми спорами с забастовками вообще: так, в их число входят 1961, 1973, 1987 и 1993 гг. За последнее десятилетие наиболее масштабными были споры в 2004 г. Тем не менее наибольшее количество конфликтов зафиксировано в первые 20 лет ведения статистики. Государственным экономическим секретариатом также составлена следующая таблица, представляющая распределение коллективных трудовых споров по сферам деятельности (см. таблицу на стр. 53).
Коллективные трудовые споры с 1998 по 2007 год
Характеристика Споры Задействовано Задействовано Потерянные предприятий работников дни работы
В сфере экономики
Текстиль и пошив одежды 1 1 50 50 Картонная и бумажная 7 8 810 3249 индустрия Металлургия 2 2 675 9950 Сборка машин и двигателей 1 1 83 581 Другие мануфактурные 1 1 24 24 индустрии Строительство и инженерное 10 2201 28919 34264 дело Торговля 2 2 50 64 Образование, публичная 11 316 45541 56908 администрация Здоровье и общественная 3 730 23495 23613 деятельность Химическая промышленность 1 1 360 720 Недвижимость, работа с 2 2 112 939 информацией, сфера услуг 1 4 560 980 Финансовая деятельность и 4 4 669 1482 страхование Индивидуальные работы 6 14 1523 2217 Транспорт, 2 2 14 56 телекоммуникации Оптика, часовое дело, электронные аппараты Всего 54 3289 102885 135097
С забастовкой
Вопросы, связанные с 19 1040 63805 79527 заработной платой По коллективным трудовым 11 2030 28284 34276 соглашениям Другие причины 24 219 10796 21294 Всего 54 3289 102885 135097
В заключение необходимо отметить, что порядок разрешения различных трудовых споров в Швейцарии имеет особую актуальность в настоящее время по причине того, что именно в этой стране имеется многовековой и успешный опыт урегулирования конфликтов, возникающих из трудовых отношений, а также в связи с тем, что российские предприниматели налаживают сотрудничество с коллегами из Швейцарии и нуждаются в общих сведениях о некоторых вопросах трудового законодательства данной страны.
Литература
1. URL: http://www. seco. admin. ch/themen/ 00385/00420/ 00421/index. html? lang=fr (официальный сайт Государственного экономического секретариата SECO Федерального департамента экономики, образования и исследований Швейцарии). 2. RS 220 - Федеральный закон от 30 марта 1911 г. "Дополнение к Гражданскому кодексу" (Книга пятая: обязательственный закон). 3. RS 272 - Федеральный закон от 24 марта 2000 г. "О судах по гражданским делам". 4. RS 821.42 - Федеральный закон от 12 февраля 1949 г. "О Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров". 5. RS 821.421 - Положение от 2 сентября 1949 г. "О регулировании исполнения Закона о Федеральной службе по урегулированию коллективных трудовых споров". 6. RS 101 - Федеральная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г.
Название документа