Интеграционные процессы и их влияние на правовое регулирование труда отдельных категорий работников России: состояние и перспективы

(Халдеева Н. В.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 2) Текст документа

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>

Н. В. ХАЛДЕЕВА

Халдеева Наталья Владимировна, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Магаданского филиала Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Статья посвящена актуальным вопросам развития интеграционных процессов между странами СНГ и перспективам их развития в отношении правового регулирования социально-трудовых отношений работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Ключевые слова: международные правовые стандарты, Евразийский экономический союз, особенности правового регулирования труда в международных актах.

The article concerns the topical issues of development with regard to the legal regulation of social-labor relationships of workers of the far north and the places equivalent to it.

Key words: international legal standards, Eurasian economic union, peculiarities of legal regulation of labor in international acts.

Рассматривая международные правовые стандарты и опыт зарубежных стран в отношении правового положения отдельных категорий работников, следует отметить проект Основ трудового законодательства ЕврАзЭС. 10 октября 2000 г. в соответствии с Международным договором было учреждено Евразийское экономическое сообщество <1>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 632.

В него вошли Республика Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС было принято Постановление от 13 мая 2009 г. N 10-13, одобрившее Рекомендации по гармонизации трудового законодательства государств - членов ЕврАзЭС, на основании которых в соответствии с Программой законотворческой деятельности Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества на 2009 и последующие годы предусмотрена разработка законопроектов по разработке Основ трудового законодательства ЕврАзЭС. Важность этого акта трудно переоценить, поскольку, как отмечают С. Ю. Головина и Л. Ю. Бугров, это позволит обеспечить одинаковые условия осуществления трудовой деятельности на территориях всех взаимодействующих стран путем унификации национальных систем трудового законодательства <2> и гармонизировать трудовое законодательство. -------------------------------- <2> Головина С. Ю. К вопросу о необходимости принятия Основ трудового законодательства ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 2 - 4; Бугров Л. Ю. О гармонизации права государств СНГ и Европейского союза в области индивидуальных трудовых договоров // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: В 2 т.: Сборник научных трудов. Минск: Изд. центр БГУ, 2008. Т. 2: Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском союзе. С. 274.

Создание Основ трудового законодательства ЕврАзЭС направлено на создание межгосударственных стандартов в сфере регулирования социально-трудовых отношений и на совершенствование национальных законодательств о труде, что представляется актуальным и своевременным явлением 21 века. А. М. Куренной в связи с этим справедливо отмечает, что право должно базироваться на здравом смысле. В противном случае либо его нормы не будут выполняться, либо будут предприниматься попытки их обойти. Автор отмечает, что сближение методов правового регулирования общественных отношений в такой важной сфере человеческой жизни, как труд, является показателем цивилизованности общества <3>. -------------------------------- <3> Куренной А. М. Возможные механизмы взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений в рамках ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 4 - 6.

Определенный интерес ученых вызывает вопрос и о месте предлагаемых Основ трудового законодательства ЕврАзЭС в системе международно-правового регулирования труда. А. В. Абалдуев, исходя из классификации И. Я. Киселева, указывает, что они занимают место регионального правового акта, определяющего международно-правовую политику в сфере труда для государств - членов ЕврАзЭС <4>. -------------------------------- <4> Абалдуев В. А. Кодификация трудового законодательства ЕврАзЭС - основа согласования и совершенствования национальной правовой политики в сфере труда // Российский юридический журнал. 2010. N 5. С. 10 - 18.

В связи с огромным значением этого правового акта представляется необходимым сохранить специальную часть, в которой должны содержаться нормы, регулирующие социально-трудовые отношения отдельных категорий работников. Правовой анализ трудовых кодексов государств - членов ЕврАзЭС позволяет сделать вывод, что в них в целом одинаково регулируются социально-трудовые отношения отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних, женщин и др. Сравнительный анализ различных трудовых кодексов стран ЕврАзЭС показывает, что особенности правового регулирования социально-трудовых отношений в них представлены большим разнообразием. Кроме того, трудовые кодексы отдельных стран отличаются спецификой правового регулирования социально-трудовых отношений в силу определенных объективных обстоятельств, что представляется вполне обоснованным. Например, в Трудовом кодексе Республики Беларусь особое внимание уделено лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, а также проживающим (работающим) на территории радиоактивного загрязнения. В Трудовом кодексе Республики Казахстан закреплены особенности регулирования труда работников, занятых в субъектах малого предпринимательства и на гражданской службе. Трудовой кодекс Республики Кыргызстан специально обращает внимание на работу в высокогорных районах и приравненных к ним местностях. Такое разнообразие свидетельствует об индивидуальном подходе государств - членов ЕврАзЭС к вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений отдельных категорий работников, что представляется справедливым и обоснованным. К примеру, в Республике Беларусь отсутствуют районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но присутствуют работники, выполняющие работу в загрязненных радиацией районах. Необходимо отметить, что особенности социально-трудовых отношений отдельных категорий работников могут регламентироваться не только в трудовых кодексах, но и в иных нормативных правовых актах. Например, в отношении работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей действует множество нормативных правовых актов различной направленности - о регулировании трудовых, пенсионных, жилищных прав. Урегулирование в едином нормативном правовом акте - Основах трудового законодательства ЕврАзЭС явится величайшим достижением мирового сообщества и позволит восполнить пробелы действующих актов в сфере труда, которые имеют место быть. Ю. А. Кучина, рассматривая вопросы создания Основ, предлагает ряд концептуальных положений в части правового регулирования социально-трудовых отношений отдельных категорий работников. Во-первых, автор предлагает начать с терминологии и закрепить правовое понятие "особенности регулирования труда отдельных категорий работников", указав, какие нормативные акты могут эти особенности устанавливать, с чем мы вполне соглашаемся <5>. -------------------------------- <5> Кучина Ю. А. О формировании специальной части Основ трудового законодательства ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 33 - 34.

Представляется необходимым сохранить в законодательстве стран ЕврАзЭС установленные ими особенности социально-трудовых отношений отдельных категорий работников с учетом национальной специфики и правовых традиций. Далее Ю. А. Кучина пишет, что содержание раздела специальной части должно соответствовать международным стандартам, учитывать требования конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников вне зависимости от их ратификации отдельными странами. Не возражая против такого предложения, тем не менее отметим, что в отношении некоторых категорий работников такие международные стандарты труда вовсе не разработаны. Выше мы показали, какие международные стандарты установлены для работников, работающих в условиях, отклоняющихся от нормальных. Представляется, что в Основах трудового законодательства ЕврАзЭС должны содержаться, по примеру конвенций и рекомендаций МОТ, стандарты гарантий в области трудовых прав, в т. ч. работающих в особых условиях труда. Ю. А. Кучина предлагает включить в Основы трудового законодательства ЕврАзЭС те отдельные категории работников, труд которых в настоящее время регулируется во всех трудовых кодексах членов ЕврАзЭС. Такой подход представляется несколько необоснованным. Если речь идет лишь о стандартах трудовых прав отдельных категорий работников, мы можем согласиться с изложенной позицией автора. Если же в Основы предлагается включить все нормы правового регулирования социально-трудовых отношений всех категорий работников, выделенных в качестве особых, это видится неприемлемым. Во-первых, например, Трудовой кодекс Российской Федерации имеет множество коллизий и пробелов в 4 части, которые требуют их устранения. Во-вторых, внесение в Основы специальной части, регулирующей особенности труда всех категорий работников, которые в настоящее время в Кодексах стран ЕврАзЭС установлены с их полным содержанием до устранения указанных недостатков, представляется преждевременным: возрастет количество трудовых споров по применению тех или иных норм права. Полагаем, что в Основах должны найти отражение сначала стандарты правовых гарантий и компенсаций при выполнении работы в тех или иных условиях, что даст возможность в дальнейшем совершенствовать эти нормы и позволит в будущем включить в особенную часть разделы в отношении правового регулирования социально-трудовых отношений той или иной группы работников. Учитывая, что стандарты трудовых прав граждан в Трудовом кодексе Российской Федерации установлены не для всех работников, это явится определенным решением вопроса правовых гарантий. С другой стороны, Ю. А. Кучина предлагает не регулировать подробно в Основах социально-трудовые отношения представителей отдельных отраслей экономики (транспорт, педагогические и медицинские работники и т. д.), а также труд в особых климатических условиях, ограничившись ссылкой на национальное законодательство. Непонятна позиция автора по этому вопросу: сначала предлагается все специальные нормы включить в Основы трудового законодательства ЕврАзЭС, с другой позиции предлагается провести предложенную дифференциацию, что, на наш взгляд, необоснованно ни с одной позиции. Видится наиболее приемлемым установление минимальных правовых гарантий для всех без исключения категорий работников, которые выполняют работу в особых условиях труда и для всех категорий работников, имеющих субъектные особенности. В любом случае правовое положение отдельных категорий работников должно быть четко обосновано, чтобы не оказались в специальной части работники, не имеющие к особому характеру работы никакого отношения. И. В. Шестерякова предлагает строить нормы Основ трудового законодательства ЕврАзЭС на принципах свободы передвижения граждан, взаимного признания дипломов и иных документов об образовании, свободы предпринимательства, запрета дискриминации в трудовых и социальных отношениях, права на судебную защиту в любом государстве Сообщества, запрещения злоупотребления правом, суммирования всех периодов работы на территории государств Сообщества с целью получения права на достойное пенсионное обеспечение и выплату пособий <6>. -------------------------------- <6> Шестерякова И. В. Коллизионные нормы в Основах трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 34 - 38.

Представляется, что одним из принципов должен стать запрет нарушения стандартов в области труда и занятий, которые должны быть установлены Основами трудового законодательства ЕврАзЭС. Принятые Международной организацией труда акты свидетельствуют, что в сфере трудовых прав граждан не установлены специальные правила правового регулирования социально-трудовых отношений работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но установлены международные стандарты труда для других отдельных категорий работников. Такие особенности устанавливаются специальным законодательством северных стран мира, в т. ч. штатом Аляска (США) и российским трудовым законодательством. Общеизвестно, что наряду с субъективными факторами на дифференциацию трудового права оказывают влияние объективные факторы, которые в различных странах имеют свои специфические особенности: радиоактивное загрязнение территории, суровые природно-климатические условия, высокогорье и иные. Большое значение в правовом регулировании социально-трудовых отношений придается разрабатываемым Основам трудового законодательства ЕврАзЭС, которые должны стать подлинным международным трудовым кодексом. Учитывая международный опыт, считаем необходимым установить в Основах трудового законодательства ЕврАзЭС стандарты гарантий в области трудовых прав, в т. ч. лиц, работающих в особых условиях труда. Они должны быть в виде минимальных правовых гарантий для всех без исключения категорий работников, выделенных в национальных законодательствах по объективным и субъектным признакам. Полагаем, что принятию такого важнейшего правового акта, как Основы трудового законодательства ЕврАзЭС, должна предшествовать серьезная правовая работа по совершенствованию норм части 4 Трудового кодекса, которая к настоящему времени не проведена: многие нормы вступают в противоречие друг с другом, имеются пробелы, в т. ч. в понятийном аппарате. В этой связи хотелось бы обратиться к мнению Н. М. Саликовой, справедливо отмечающей необходимость сближения законодательства в сфере трудовых прав в государствах - членах ЕврАзЭС на основе норм, соответствующих международным трудовым стандартам, и разработки основных стандартов трудовых прав для всех государств <7>. -------------------------------- <7> Саликова Н. М. Об установлении минимальных государственных стандартов в области оплаты труда в государствах - членах ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 26 - 28.

О. Б. Зайцева справедливо в связи с этим отмечает, что именно подобный взгляд на сущность международно-правовых норм должен быть доминирующим как в правоприменительной практике, так и при дальнейшем совершенствовании российского трудового законодательства <8>. -------------------------------- <8> Зайцева О. Б. Международно-правовые стандарты правового регулирования труда моряков (рыбаков) и их значение в трудовом праве России // Транспортное право. 2008. N 2. С. 7.

Поэтому, несмотря на то что исследователи утверждают о больших возможностях интеграции законодательства государств - членов ЕврАзЭС, чем в Европейском союзе, в связи с одинаковыми корнями правовых систем всех государств - членов ЕврАзЭС, одними правовыми конструкциями и общим разговорным языком <9>, эта задача, на наш взгляд, непростая и требует определенного времени. -------------------------------- <9> Лютов Н. Л. Некоторые соображения по поводу гармонизации трудового законодательства в рамках ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 17 - 22.

Название документа