Эволюция развития европейской космической политики (правовые аспекты)

(Митрохина А. Х.) ("Актуальные проблемы российского права", 2014, N 2) Текст документа

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

А. Х. МИТРОХИНА

Митрохина Анастасия Хайдаровна, аспирант кафедры права Европейского союза Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Целью работы является описание историко-правовых аспектов развития европейской космической политики. Историко-правовой аспект европейской космической политики включает в себя четыре этапа развития: 1. 1950-е - 1964 г.: формирование национальных космических программ стран Западной Европы. 2. 1964 - 2003 годы: создание единых органов Европы в космической деятельности. 3. 2003 - 2007 годы: формирование отношений между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Европейским союзом (ЕС). 4. С 2007 года по настоящее время: формирование новой европейской космической политики в рамках Лиссабонского договора. Стоит подчеркнуть, что ключевую роль в развитии европейской космической политики оказало принятие Лиссабонского договора, который выделил ее в отдельную отрасль. До сих пор характерной чертой европейской космической политики является ее направленность на гражданские аспекты исследования и использования космического пространства, и только в последнее время европейская космическая политика стала уделять больше внимания обеспечению международной и региональной безопасности. За последние 60 лет произошло колоссальное развитие европейской космической политики: от развития космической деятельности на национальном уровне стран Западной Европы до образования европейской организации специальной компетенции в области исследования и использования космического пространства, которая в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире, а также стремления ЕКА в будущем стать агентством ЕС.

Ключевые слова: Европейский союз, Европейское космическое агентство, европейская космическая политика, европейское космическое право, Лиссабонский договор, этапы развития, эволюция, ЕКА, ЕС, ЕКА и РФ.

Evolution of development of the European space policy (legal aspects) A. H. Mitrokhina

Mitrokhina Anastasia Haidarovna - postgraduate student of the Department of European Union Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The goal of the article is to describe historical legal aspects of development of the European space policy. The historical legal aspect of the European space policy includes four stages of development: 1) 1950s - 1964 when the national space programs of the Western European states were formed; 2) 1964 - 2003 when the unified European bodies for the space purposes were formed; 3) 2003 - 2007 when the relations between the European Union and the European Space Agency; 4) 2007 till current period, when the new European space policy was formed within the framework of the Lisbon treaty. It should be noted that the Lisbon treaty played a key role in the development of the European space policy, distinguishing it as a separate sphere. The persistent characteristic feature of the European space policy is its direction at the civilian aspects of studies and use of space, and it is only in the late years, when the European space policy started directing more attention towards the guarantees of international and regional security. In the last sixty years there was a colossal development of the European space policy: from the development of space activities at the national level in the Western European states to the formation of the European organization with the special competence in the sphere of study and use of space, which currently holds leading positions in the world, and the ESA has a goal to become an EU agency in the future.

Key words: the European Union, the European Space Agency, the European Space Policy, the European space law, the Lisbon Treaty, the stages of development, evolution, the ESA, the EU, the ESA and the Russian Federation.

Введение

Космическая эра берет свое начало в 50-х годах XX века. Передовиком отрасли по исследованию и использованию космического пространства являлся СССР. В середине 50-годов XX века страны Западной Европы начинают принимать участие в развитии области исследования и использования космического пространства. Изначально исследования в области космоса формировались в рамках национальных космических программ стран Западной Европы. К передовикам в космической деятельности среди стран Западной Европы можно отнести: Францию, Германию, Италию, Великобританию. В ходе постепенного развития космической политики на национальном уровне руководство стран Западной Европы пришло к выводу, что для эффективной конкуренции космических программ с лидерами в космической деятельности (США и СССР) им необходимо объединить свои силы для интенсивного развития в Европе области исследования и использования космического пространства. В 1962 году впервые были созданы две европейские организации специальной компетенции на наднациональном уровне в области исследования и использования космического пространства. Стоит подчеркнуть, что аналогичная ситуация была при создании Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 году, когда страны Западной Европы объединяли свои усилия для создания европейской организации специальной компетенции в области ядерной энергии <1>. -------------------------------- <1> Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Введение в право Европейского союза: Учебник. М., 2010. С. 36.

В истории развития области исследования и использования космического пространства стран Западной Европы можно выделить четыре основных исторических этапа: 1. 1950-е - 1964 г.: формирование национальных космических программ стран Западной Европы. 2. 1964 - 2003 годы: создание единых органов Европы в космической деятельности. 3. 2003 - 2007 годы: формирование отношений между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Европейским союзом (ЕС). 4. С 2007 года по настоящее время: формирование новой европейской космической политики в рамках Лиссабонского договора.

1950-е - 1964 г.: формирование национальных космических программ стран Западной Европы

Первые шаги в области исследования и использования космического пространства предпринимались странами Западной Европы на национальном уровне в рамках специализированных ведомств. Передовиком среди стран Западной Европы была Франция. Основные достижения стран Западной Европы в основном были в научной сфере. Наиболее значимыми из них является создание спутников и ракет-носителей, так был создан спутник дистанционного зондирования "СПОТ" (Франция), спутник "Ацур" (Германия) и ракеты-носители "Ариан-4" (Франция) и "Ариан-5" (Франция), а также осуществился запуск французского искусственного спутника Земли. Научные исследования были направлены на изучение ионосферы, солнечного излучения, полярных сияний, астрономических наблюдений исследования первичных космических излучений, измерения плотности электронов в космосе. Однако стоит подчеркнуть, что не все национальные проекты можно назвать самостоятельными, так как некоторые из них осуществлялись под руководством американских специалистов или с помощью их оборудования, в частности ракет-носителей.

1964 - 2003 годы: создание единых органов Европы в космической деятельности

В течение 14 лет страны Европы предпринимали самостоятельные попытки для развития космической деятельности, которые не позволили им выйти на лидирующие позиции в мире в области исследования использования космического пространства. В начале 60-х годов европейские страны предприняли первые попытки для усиления своей силы в космической отрасли, которые выразились в создании первых европейских организаций в области исследования и использования космического пространства. После продолжительного периода развития космической политики страны Европы пришли к выводу, что смогут конкурировать с лидерами - США и СССР, только объединив свои усилия в данной отрасли. Первые попытки создания европейских организаций в области космической деятельности были предприняты в начале 60-х годов. Так, были созданы две межправительственные региональные организации специальной компетенции: Европейская организация по разработке ракет-носителей (Конвенция о создании Европейской организации по разработке ракет-носителей была подписана 16 апреля 1962 года, а вступила в силу 29 февраля 1964 года) и Европейская организация по космическим исследованиям (Конвенция о создании Европейской организации космических исследований была подписана 14 июня 1962 года, вступила в силу 20 марта 1964 года). Таким образом, можно сделать вывод, что в 1962 году впервые появилось понятие "европейская космическая политика" на наднациональном уровне. Под европейской космической политикой понимаются взаимоотношения стран Европы в рамках интересов участников космической деятельности, которые реализуются посредством космических программ, проектов, а также определенных правовых и технологических условий, объединенных общими целями и задачами. Однако стоит обратить внимание, что официальное наименование "европейская космическая политика" появится только в 2003 году в соответствии с Рамочным соглашением между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством <2> (Рамочное соглашение). -------------------------------- <2> OJ L 261. 6.8.2004. P. 64 - 68.

В начале 70-х годов страны Европы пришли к выводу о нецелесообразности существования двух отдельных организаций в области исследования и использования космического пространства. Так, в 1972 году появилась идея создания новой единой европейской организации по исследованию и использованию космического пространства, объединенной общими целями и задачами во всех сферах европейской космической политики. Зарубежные ученые придерживаются мнения, что созданию единой европейской организации по исследованию и использованию космического пространства поспособствовал неудачный опыт запуска спутников "Европа I" и "Европа II" <3>. Для реализации идеи в жизнь понадобилось целых три года. Конвенция об учреждении Европейского космического агентства (ЕКА) была открыта для подписания 30 мая 1975 года (Конвенция вступила в силу в 1980 году). -------------------------------- <3> Dr. W. Brado. The European Space Agency: Example of a Successful Regional Cooperation // Journal of Space Law. Vol. 13. N 2. P. 169 - 170.

Главной целью ЕКА стало установление и развитие исключительно мирного сотрудничества европейских стран в области космических исследований, создания технологий и практического применения в научных целях и в оперативных прикладных космических системах. В соответствии со статьей 10 Конвенции об учреждении Европейского космического агентства органами ЕКА являются Совет ЕКА и Генеральный директор. Совет ЕКА формируется из министров государств - участников ЕКА: от одного государства по одному министру с правом голоса. К основным функциям Совета относится установление основных направлений политики ЕКА. Возглавляет ЕКА Генеральный директор, который выбирается Советом на 4 года. Деятельность ЕКА осуществляется через центры: Европейский исследовательский и технологический центр (ESTEC), Европейский центр управления космическими полетами (ESOC), Европейский центр по подготовке астронавтов (EAC), Европейский космический исследовательский институт (ESPRIN). Первой крупной научной миссией ЕКА стала орбитальная обсерватория COS-B. В 1981 году начинают развиваться международные связи ЕКА, так "впервые установлено прямое сотрудничество по программе совместного изучения кометы Галлея между Европейским космическим агентством, Интеркосмосом, Японским институтом космоса и астронавтики, а также НАСА" <4>. -------------------------------- <4> Андреев М. В., Бирюков П. Н., Валеев Р. М. и др. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М., 2010 С. 234.

Идея создания единой европейской космической организации, как мы видим, имела успех. В настоящее время ЕКА является активным игроком на международной арене, что можно увидеть в сотрудничестве как с государствами, не являющимися членами ЕКА (например, Россия, США, Япония и другие), так и с международными организациями (например, Европейский союз, EUMETSAT, NASA, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях ООН и другие). По состоянию на декабрь 2003 года членами Европейского космического агентства являются 15 государств: Франция, Германия, Италия, Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Дания, Ирландия, Норвегия, Австрия, Финляндия, Португалия <5>. -------------------------------- <5> По состоянию на декабрь 2013 года членами Европейского космического агентства являются 20 государств-членов: Австрия, Бельгия, Чехия, Германия, Финляндия, Франция, Дания, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Румыния и Польша.

2003 - 2007 годы: формирование отношений между Европейским космическим агентством и Европейским союзом (ЕС)

С 2003 года начинается период "золотого века" развития европейской космической политики. Характерной чертой периода является заключение целого ряда стратегических соглашений в области исследования и использования космического пространства. К таким соглашениям относятся Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (Рамочное соглашение), Соглашение о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, заключенное между РФ и ЕКА <6>. В 2003 году начал реализацию совместный проект РФ - ЕКА "Марс-Экспресс", целью которого является исследование поверхности Марса и его атмосферы, эволюции атмосферы и климата планеты <7>, а в 2005 году совместные проекты ЕС - ЕКА - европейская глобальная навигационная спутниковая система Galileo и система глобального мониторинга окружающей среды и безопасности, известная как GMES. -------------------------------- <6> Бюллетень международных договоров. 2005. N 6. С. 37 - 56. <7> Vago J., Gardini B., Kminek G., Baglioni P. ExoMars // ESA bulletin 126. May 2006. P. 17 - 23.

25 ноября 2003 г. было заключено Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (Рамочное соглашение). По своей правовой сути Рамочное соглашение является международным договором <8>, заключенным между двумя международными организациями, которое преследовало следующие цели (статья 1): -------------------------------- <8> Международное публичное право: Учебник / Отв. редактор К. А. Бекяшев. М., 2005. С. 245.

1) совместное постепенное создание европейской космической политики, которая должна будет удовлетворять потребности ЕС в услугах с использованием космических систем; 2) установление общей основы и взаимоприемлемых практических мер для эффективного взаимовыгодного сотрудничества между ЕКА и ЕС. Стоит отметить, что впервые в ст. 1 Рамочного соглашения был введен термин "европейская космическая политика". Статья 8 Рамочного соглашения закрепляет, что координация и содействие совместной деятельности обеспечивается проведением регулярных совместных заседаний Совета ЕС и Совета ЕКА на уровне министров, так называемые Советы по космосу. Так, 25 ноября 2004 г. состоялось заседание 2-го Совета по космосу. В Докладе 2-го Совета по космосу <9> была принята исчерпывающая программа европейской космической политики, которая позволила закрепить свои позиции на мировой космической арене и улучшить координацию между ЕС, ЕКА и государствами-членами, а также были заявлены программы в области безопасности и обороны и интеграции космической политики в широкий спектр внешних сношений ЕС (ст. 3 приложения). -------------------------------- <9> Report Council of the European Union 9440/05 DG C II. 27.05.2005.

Актуальными проектами в отношениях ЕКА и ЕС являются глобальная навигационная спутниковая программа Galileo <10> и система глобального мониторинга окружающей среды и безопасности (GMES) <11>. Глобальная навигационная спутниковая программа Galileo предназначена для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее одного метра. Однако данная программа находится до сих пор на этапе разработки. Ожидается, что программа Galileo начнет свою работу в 2014 - 2016 году. Особенность данной системы заключалась в отсутствии контроля со стороны национальных военных ведомств (в отличие от GPS и ГЛОНАСС). Однако в 2008 г. Европейский Парламент принял Резолюцию <12>, на основании которой отныне у военных ведомств появляется возможность контроля за системой Galileo (допускается использование спутниковых сигналов для военных операций, проводимых в рамках европейской политики безопасности). -------------------------------- <10> Note Council of European Union 14499/1/05 REV 1 DG C II. 17.11.2005. <11> OJ C 350. 11.12.2001. P. 0004 - 0004. <12> OJ L 196. 24.07.2008. P. 1 - 11.

Система глобального мониторинга окружающей среды и безопасности (GMES) направлена на предоставление информации об окружающей среде и безопасности, которые будут соответствовать требованиям потребителя. Программа работает следующим образом: мониторинг осуществляется на основании собранных данных из космоса, воздуха, воды или земли, которые впоследствии формируются в карты, отчеты, предупреждения и другие источники. Европейским космическим агентством в октябре 2006 года был принят документ "Повестка дня 2011" <13>, который отметил, что долгосрочной целью в отношениях между Европейским союзом и ЕКА является становление ЕКА агентством Европейского союза к 2014 году. -------------------------------- <13> Agenda 2011 - A document by the ESA Director General. BR-268. October 2006.

Одним из ключевых моментов в отношениях между ЕКА и Россией стало подписание 11 февраля 2003 года Соглашения о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, основной целью которого стало создание правовой и организационной основы для продолжения и всестороннего развития долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и партнерства в совместной деятельности, включающей использование космического пространства и применение космических систем и технологий в мирных целях.

С 2007 года по настоящее время: формирование новой европейской космической политики в рамках Лиссабонского договора

В 2007 г. отношения Европейского союза и Европейского космического агентства вышли на совершенно иной уровень. 21 мая 2007 года была принята Резолюция Совета ЕС по вопросам развития новой европейской космической политики <14>. -------------------------------- <14> OJ C 136. 20.06.2007. P. 1 - 5.

Резолюция Совета Европейского союза по вопросам европейской космической политики отметила, что космический сектор является стратегическим активом для обеспечения независимости, безопасности и процветания Европы и повышения ее роли в мире. В рамках развития космического сектора концепция европейской космической политики уделяет пристальное внимание развитию следующих направлений: - безопасности и обороны; - правомерного доступа к космическому пространству; - развития науки, техники и образования; - развития промышленного сектора; - развития международных отношений. Ключевую роль для продвижения новой европейской космической политики сыграло и вступление в силу Лиссабонского договора. Как отмечал академик О. Е. Кутафин, "право ЕС в редакции Лиссабонского договора выступает как своеобразная экспериментальная лаборатория по разработке приемов и средств демократического правового решения глобальных проблем современности правовыми методами" <15>. В целях содействия развитию научно-технического прогресса впервые в учредительных договорах появилась европейская космическая политика как самостоятельная область политики Союза <16>. Европейская космическая политика была отнесена Договором о функционировании Европейского союза <17> (ДФЕС) к новой сфере совместной компетенции Европейского союза и государств-членов (ст. 4 ДФЕС). Таким образом, получается, что отныне не только государства-члены обладают правом на издание законодательных и других юридических актов, но и Европейский союз. При этом необходимо отметить, что в отношении политики в области космоса действует исключительное правило по применению совместной компетенции: компетенция ЕС не должна препятствовать государствам-членам в осуществлении собственной компетенции в данной отрасли (пар. 3 ст. 4 ДФЕС). Впервые европейская космическая политика была выделена в отдельную область. В статье 189 ДФЕС в редакции Лиссабонского договора установлено, что европейская космическая политика разрабатывается в целях содействия научно-техническому прогрессу, промышленной конкурентоспособности, а также для осуществления других направлений деятельности ЕС (например, окружающая среда, телекоммуникации и другие). Европейская космическая политика осуществляется следующими способами: -------------------------------- <15> Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. редактор С. Ю. Кашкин. М., 2008. С. 5. <16> До вступления в силу Лиссабонского договора европейская космическая политика являлась составным элементом политики в области научных исследований и технологического развития (глава XVIII Договора об учреждении Европейского сообщества). <17> OJ C 326. 26.10.2012. P. 131 - 132.

- поощрение совместных инициатив; - оказание поддержки научным исследованиям и технологическому развитию; - координация усилий, необходимых для изучения и использования космического пространства. Лиссабонский договор продолжил развитие отношений с Европейским космическим агентством. Так, в ДФЕС закреплено, что ЕС устанавливает любые полезные взаимосвязи с ЕКА. 25 ноября 2010 г. состоялось заседание 7-го Совета по космосу, на котором была принята Резолюция Совета ЕС <18>. В Резолюции отмечается, что в настоящее время европейская космическая политика опирается на три столпа: государства-члены, Европейское космическое агентство и Европейский союз, и нацелена: -------------------------------- <18> Outcome of proceedings Council of the European Union. 16864/10 DG C II. 26.11.2010.

- на развитие научно-технического прогресса и инновационных технологий в космическом секторе; - на развитие глобальной навигационно-спутниковой системы Galileo и глобального мониторинга окружающей среды и безопасности GMES; - развитие политики безопасности в рамках космического сектора; - развитие европейской концепции космических исследований; - развитие международных отношений и дальнейшее укрепление связей между Европейским союзом и Европейским космическим агентством. В отношениях России и ЕКА актуальными проектами являются проект ЕКА "Бепи-Коломбо" (изучение состава поверхности Меркурия и окружающего его пространства), проект "Марс-Экспресс" (дистанционное исследование поверхности Марса и его атмосферы, эволюция атмосферы и климата планеты), проект "Венера-Экспресс" (дистанционное исследование Венеры, в том числе ее атмосферы, окружающей плазмы, геологии и геоморфологии поверхности планеты).

Заключение

За последние 60 лет произошло колоссальное развитие европейской космической политики: от развития космической деятельности на национальном уровне стран Западной Европы до образования европейской организации специальной компетенции в области исследования и использования космического пространства, которая в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире, а также к стремлению ЕКА в будущем стать агентством ЕС. Однако до сих пор характерной чертой европейской космической политики является ее направленность на гражданские аспекты исследования и использования космического пространства, и только в последнее время европейская космическая политика стала уделять больше внимания обеспечению международной и региональной безопасности. В 2006 году Паскаль Фонтен сказал, что "Европа не должна концентрироваться только на собственном развитии - ей необходимо воспринимать процессы глобализации" <19>. Как мы видим, с каждым годом роль Европы в области исследования и использования космического пространства увеличивается на международной арене. -------------------------------- <19> Фонтен Паскаль. Европа в 12 уроках. М., 2006. С. 56.

Библиография

1. Андреев М. В., Бирюков П. Н., Валеев Р. М. и др. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М., 2010. 2. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2005. 784 с. 3. Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Введение в право Европейского союза: Учебник. М., 2010. 464 с. 4. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 2008. 698 с. 5. Фонтен Паскаль. Европа в 12 уроках. М., 2006. 63 с. 6. Dr. W. Brado. The European Space Agency: Example of a Successful Regional Cooperation // Journal of Space Law. Vol. 13. N 2. P. 169 - 174. 7. Vago J., Gardini B., Kminek G., Baglioni P. ExoMars // ESA bulletin 126. May 2006. P. 17 - 23.

References

1. Andreev M. V., Biryukov P. N., Valeev R. M. i dr. Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaya chast': Uchebnik dlya vuzov. M., 2010. 2. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. K. A. Bekyashev. M., 2005. 784 s. 3. Kashkin S. Yu., Kalinichenko P. A., Chetverikov A. O. Vvedenie v pravo Evropeiskogo soyuza: Uchebnik. M., 2010. 464 s. 4. Evropeiskii soyuz: osnovopolagayushchie akty v redaktsii Lissabonskogo dogovora s kommentariyami / Otv. red. S. Yu. Kashkin. M., 2008. 698 s. 5. Fonten Paskal'. Evropa v 12 urokakh. M., 2006. 63 s. 6. Dr. W. Brado. The European Space Agency: Example of a Successful Regional Cooperation // Journal of Space Law. Vol. 13. N 2. P. 169 - 174. 7. Vago J., Gardini B., Kminek G., Baglioni P. ExoMars // ESA bulletin 126. May 2006. P. 17 - 23.

Название документа