Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами

(Анисимова Л. В.) ("Омбудсмен", 2013, N 1) Текст документа

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН В ЕДИНСТВЕ С ПРАВАМИ И ОСНОВНЫМИ СВОБОДАМИ <*>

Л. В. АНИСИМОВА

Анисимова Любовь Викторовна, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, уполномоченный по правам человека в Архангельской области.

В статье рассматриваются проблемы гендерного неравенства и государственной защиты прав женщин с учетом анализа международных и национальных правовых актов.

Ключевые слова: дискриминация в отношении женщин, принцип равноправия мужчин и женщин, доступ к политическому ресурсу, обеспечение равенства возможностей работника.

The article discusses problems of gender inequality and the state protection of the women's rights based on the analysis of international and national legislation.

Key words: discrimination against women, the principle of equality between men and women, access to political resource, equality of opportunities of the worker.

Российская Федерация является государством - участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Конвенция представляет собой фундаментальный инструмент в области защиты прав женщин, имеющий обязательную юридическую силу для всех договаривающихся сторон. Конвенция вводит в правовой оборот понятие "дискриминация в отношении женщин" - это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области [1]. Согласно Конвенции государства-участники берут на себя обязательства включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции, нормативные правовые и подзаконные акты и обеспечить с помощью закона и иных средств практическое осуществление этого принципа; принимать законодательные и другие меры, включая санкции, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных институтов эффективную защиту женщин от дискриминации [2]. При этом Конвенция устанавливает специальный конвенциональный механизм контроля за выполнением государством-участником обязательств в рамках договора на основании подачи периодических отчетов. В Российской Федерации согласно ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, на конституционном уровне закреплены положения о равных правах и свободах мужчин и женщин, а также о равных возможностях для их реализации. Именно принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин является индикатором состояния равенства в обществе. Равенство мужчин и женщин - это социально-правовое явление, характеризующее существующие общественные отношения, отражающее степень одинакового значения субъектов для общества и государства, наличие у граждан равных прав, свобод и обязанностей, а также возможностей для их реализации вне зависимости от признака пола. Однако анализ ситуации с соблюдением прав женщин как в целом по России, так и на территории Архангельской области показывает, что в ряде сфер жизни сложилось фактическое неравенство мужчин и женщин. При этом женщины представляют самую большую социально-демографическую группу в России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., численность женщин в Российской Федерации составляет 53,7% от всего населения страны. Вместе с тем на территории Архангельской области проживает 670071 женщина, что составляет 53,4% от всей численности населения области [3]. Наиболее уязвимой сферой гендерного равенства является доступ к политическому (властному) ресурсу. Согласно научным исследованиям, в идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны или региона. Однако фактически, по данным Межпарламентского союза, по состоянию на 31 декабря 2010 г. Российская Федерация занимала 82-е место среди 188 стран мира по представленности женщин в парламенте [4]. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по состоянию на 1 января 2013 г. - 58 женщин. По сравнению с Государственной Думой пятого созыва (65 женщин) количество женщин-депутатов снизилось на 7 человек и составило 13% от общего числа депутатов, что по-прежнему ниже рекомендуемых международными документами 30 - 40%. К сожалению, Архангельская область в этом смысле не является исключением. В Архангельском областном собрании депутатов пятого созыва по состоянию на 1 января 2013 г. - 16 женщин и 43 мужчины, что составило 27,1% и 72,9% соответственно. Доля женщин среди председателей комитетов составляет 7,1%, что гораздо ниже, чем было в Архангельском областном собрании депутатов четвертого созыва (20%). Среди руководителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области доля женщин в 2012 г. составила 23,5%, что гораздо ниже (на 15,5%), чем в 2011 г., - 39%. Вместе с тем среди лиц, замещающих высшие государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области, доля женщин составляет 32%, что больше по сравнению с 2011 г. на 14% (18%) [5]. При этом, по экспертным оценкам, минимум, необходимый для того, чтобы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа власти, фактически могла оказать влияние на его работу, составляет 33% от всего состава. И здесь позитивным является тот факт, что доля женщин среди государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Архангельской области в 2012 г. составила 68%, что на 2% больше, чем в 2011 г. [5]. Значительно выше уровень представленности женщин в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, как и в России в целом. По состоянию на 1 января 2013 г. доля женщин среди глав муниципальных образований Архангельской области составила 33,6% (в 2011 г. - 32,3%), среди председателей представительных органов муниципальных образований области - 51,8% (в 2011 г. - 52,8%), среди депутатов муниципальных образований Архангельской области - 52,7% (в 2011 г. - 56,4%) [6]. Вместе с тем позитивные сдвиги, достигнутые в изменении роли женщины в жизни общества в целом, ее возросший политический и гражданский потенциал определили необходимость привлечения женщин на ответственные государственные посты. В целях повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов, в формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, достижения равного представительства женщин и мужчин необходимо принятие мер, направленных на обеспечение фактического гендерного равноправия. Так, в практике многих развитых стран используются различные варианты решения указанной проблемы, такие как законодательное закрепление норм представительства мужчин и женщин, наиболее близких к составу населения; при равном положении кандидатов на государственную должность из числа женщин и мужчин по итогам соответствующих конкурсов предпочтение отдается той стороне, которая менее представлена. Необходимо отметить, что согласно ст. 3 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин государства-участники принимают во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин с тем, чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами. Кроме того, следует учитывать, что Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал Российской Федерации проводить в жизнь последовательную политику содействия всестороннему и равноправному участию женщин в принятии решений на всех уровнях общественной, политической и трудовой жизни. Нельзя также не отметить, что недопустимость дискриминации - один из базовых принципов в сфере труда, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", в Рекомендации N 111 Международной организации труда "О дискриминации в области труда и занятий", а также во многих других международных правовых актах. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации признаются в том числе запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Данное положение означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Однако реальная практика пока далека от этих требований, дискриминация в сфере трудовых отношений, в частности по признакам пола, по-прежнему остается распространенным явлением и проявляется на разных стадиях трудовых отношений: при приеме на работу, при оплате труда и установлении иных условий труда, при продвижении по карьерной лестнице, увольнении и др. Сфера занятости - одна из основных сфер жизнедеятельности человека. В Архангельской области доля женщин среди занятого населения в 3-м квартале 2012 г. составила 49,3%, что на 0,3% больше, чем в 2011 г. В то же время среди зарегистрированных в качестве безработных доля женщин составила 46,3% (в 2011 г. - 44%). Мужчин по-прежнему на работу приглашают охотнее, чем женщин. Так, трудоустроено при содействии службы занятости за 9 месяцев 2012 г. больше мужчин, чем женщин: из 26,2 тыс. человек трудоустроено 12,8 тыс. женщин (48,9%) и 13,4 тыс. мужчин (51,1%). В аналогичный период прошлого года было трудоустроено 48% женщин и 52% мужчин. Средняя продолжительность нахождения на учете в качестве безработных в органах службы занятости составила за 9 месяцев 2012 г. - 5,7 месяца - для женщин, 5,6 месяца - для мужчин, как и в аналогичном периоде 2011 г. [7], что косвенно подтверждает положение о том, что женщины дольше ищут работу. Из представленных показателей следует, что среди безработных граждан на территории области, ищущих работу, преобладают мужчины. При этом следует иметь в виду, что это показатели официальной безработицы. Вместе с тем, как показывает опыт, для женщины в большей степени характерна так называемая "скрытая" безработица, когда женщина фактически занята "лишь домашним хозяйством" и не регистрируется в качестве безработной. Зачастую прямая дискриминация женщин в доступе к трудовой занятости проявляется в нежелании работодателей принимать на работу женщин. Значительная часть работодателей считают, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы, и в условиях высокой конкуренции за рабочие места работодатели предпочитают мужчин, которые готовы к работе с повышенными нагрузками и сверхурочно. В этой связи многие объявления о наличии вакансий, размещаемые в газетах и интернет-сайтах, содержат дискриминационные положения, т. е. такие положения, которые ограничивают граждан в их трудовых правах и свободах путем установления для них различий, исключений, предпочтений или иных требований, не связанных с деловыми качествами работника. Дискриминация по признаку пола часто усиливается и возрастными ограничениями, устанавливаемыми работодателями при приеме на работу. Подавляющее большинство объявлений о поиске работника содержит указание на возраст в числе требований к кандидату, особенно если это женщина. Необходимо отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, запрещающая дискриминацию в объявлениях работодателя или действующего по его поручению и в его интересах представителя (например, агентства по подбору персонала) о наличии вакансий. В этой связи Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий запрет работодателям на распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера. Одновременно законопроектом предлагается установить административную ответственность за распространение информации дискриминационного характера. Данный законопроект направлен на искоренение незаконной практики нарушения принципа равноправия при приеме на работу. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Результатом гендерного неравенства и дискриминации на рынке труда является также разрыв в заработной плате мужчин и женщин. Принцип равноправия в оплате труда является проявлением общего принципа трудового права - равенство прав в сфере труда, который закреплен как на национальном, так и на международном уровне. Тем не менее, как показывает анализ среднего размера заработной платы заявленных вакансий для мужчин и женщин, имеющих одинаковые профессии, в Архангельской области право на равную оплату труда равной ценности работодателями не соблюдается. Достаточно острой остается проблема обеспечения трудовых прав работающих женщин. Нарушения требований специальных правовых норм в части обеспечения трудовых прав женщин в организациях всех видов экономической деятельности имеют весьма распространенный характер. Об этом свидетельствуют и результаты проверок, проведенных Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, согласно которым за 2012 г. государственными инспекторами труда выявлено 102 правонарушения по результатам 245 проверок, проведенных по вопросам регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. В сравнении с 2011 г. Государственной инспекцией труда за отчетный период проведено на 10,2% меньше проверок по указанным вопросам, а выявлено на 28,4% больше нарушений [8]. Необходимо отметить, что продолжают сохраняться проблемы обеспечения в организациях Архангельской области здоровых и безопасных условий труда женщин, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно-обусловленной заболеваемости. Вместе с тем значительное число женщин продолжает трудиться в условиях повышенного шума, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны. Серьезной проблемой продолжает оставаться использование женского труда на тяжелых физических работах, в том числе осложняемая еще и тем, что во многих хозяйствующих субъектах значительное количество женщин продолжает использоваться на работах, связанных с перемещением и переноской вручную тяжестей, существенно превышающих установленные нормы. Вместе с тем анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Архангельской области позволяет говорить о том, что в настоящее время ситуация складывается так, что работодателями, как правило, намеренно допускается дискриминация работников-женщин по признакам пола и семейного положения. В таких ситуациях Уполномоченным активно используется весь спектр мер по восстановлению нарушенных прав женщин, в том числе и в судебном порядке. Кроме того, в целях усиления гарантий государственной защиты прав женщин и обеспечения соблюдения принципа равенства мужчин и женщин, а также привлечения постоянного внимания федеральных и региональных государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления в Архангельской области к проблемам гендерного неравенства в различных сферах жизнедеятельности Уполномоченным в 2012 г. был подготовлен специальный доклад "О соблюдении прав женщин на территории Архангельской области". Однако ситуация с соблюдением прав женщин на территории Архангельской области по-прежнему остается достаточно сложной, к сожалению, проблема гендерного неравенства не теряет своей актуальности. Необходимо отметить, что принцип равенства, в соответствии с которым всем членам общества должны быть обеспечены одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших принципов справедливого общественного устройства. Задача государства - обеспечить равенство возможностей мужчин и женщин, создать необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования гендерных интересов, обеспечив право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. Вместе с тем правовые нормы российского законодательства о недопущении дискриминации в большей части носят декларативный характер, так как отсутствуют действенные механизмы защиты от различного рода дискриминации. В связи с этим в целях реализации конституционного принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, а также международных обязательств Российской Федерации необходимо принятие комплекса мер, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в том числе назрела необходимость разработки и принятия нормативных актов, обеспечивающих такие права и возможности и реализацию конкретного механизма их защиты, в первую очередь на законодательном уровне.

Литература

1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (заключена 18.12.1979, вступила в силу 03.09.1981) (ст. 1 ч. I). 2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 2 ч. I). 3. Из специального доклада Уполномоченного по правам человека в Архангельской области "О соблюдении прав женщин на территории Архангельской области". 4. Решение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 19.05.2011 по итогам круглого стола на тему: "Об увеличении представительства женщин в Федеральном Собрании Российской Федерации: законодательство и практика". 5. Ответы заместителя губернатора Архангельской области - руководителя администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области от 13.02.2013 (исх. N 02-27/14), заместителя руководителя администрации - директора департамента государственной гражданской службы и кадров администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области от 14.02.2012 (исх. N 14-21/43). 6. Ответы Министерства по развитию местного самоуправления Архангельской области от 13.02.2013 (исх. N 210/102), Министерства по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области от 10.02.2012. (исх. N 210/77). 7. Ответы Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 18.02.2013 (исх. N 305/02-01/913), Агентства по труду и занятости населения Архангельской области от 18.10.2011 (исх. N 305/02-2532). 8. Ответ Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 13.02.2013 (исх. N 10-1036-13-ОБ).

Название документа