Процедура посредничества в разрешении экологических споров Постоянным арбитражным судом Нидерландов
(Русакова Е. П.) ("Адвокат", 2013, N 5) Текст документаПРОЦЕДУРА ПОСРЕДНИЧЕСТВА В РАЗРЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ ПОСТОЯННЫМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ НИДЕРЛАНДОВ
Е. П. РУСАКОВА
Русакова Екатерина Петровна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук.
Е. П. Русакова анализирует процедуру рассмотрения споров, связанных с окружающей средой и природными ресурсами, при применении процедуры посредничества Постоянным арбитражным судом Нидерландов. Исследуются источники правового регулирования создания и деятельности Постоянного арбитражного суда.
Ключевые слова: Постоянный арбитражный суд (the Permanent Court of Arbitration - PCA), арбитраж, посредничество, арбитражная оговорка, экологический спор, мировое соглашение, экологические правила, международное бюро, Примирительная комиссия.
Procedure of mediation of the Permanent Court of Arbitration at settling environmental disputes E. P. Rusakova
Doctor of law, associate professor of the Department of Civil and Labor Law of Peoples' Friendship University of Russia E. P. Rusakova analyzes the conciliation procedure of solving disputes, connected with environment and natural resources at the Permanent Court of Arbitration (PCA). Sources of legal regulation of foundation and activity of PCA are researched.
Key words: the Permanent Court of Arbitration (PCA), arbitration, mediation, arbitration clause, the environmental dispute, settlement agreement, the Environmental Rules, the International Bureau, the Conciliation Commission.
В Нидерландах уже более 10 лет работает специальный арбитраж по разрешению экологических споров. Накопленный в этой стране опыт представляет несомненный интерес для исследования. В 2001 году рабочая группа и эксперты в области экологического права и арбитража <1> приступили к созданию специальных Правил PCA для проведения арбитражной процедуры по разрешению экологических споров, т. е. споров, касающихся окружающей среды и (или) природных ресурсов, - так называемых Экологических правил. По завершении работы документ был принят 16 апреля 2002 года. -------------------------------- <1> Данные официального сайта Постоянного арбитражного суда. Нидерланды (PCA). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pca-cpa. org/showpage. asp? pag_id=1058.
Экологические правила призваны восполнить пробел в регулировании экологических споров и предоставляют сторонам наиболее точный выбор процедуры и доступный способ разрешения споров. Многие зарубежные ученые подтверждают, что арбитраж является уникальным способом разрешения экологических споров, который предоставляет сторонам "уникальную процедуру, переступающую границы системных различий правовых систем" <2>. Постоянный арбитражный суд предлагает сторонам определенные арбитражные оговорки, подлежащие обязательному включению в один из пунктов международного экологического соглашения. -------------------------------- <2> Carbonneau T. Аргументы в пользу Триумфа арбитража // Журнал Кардозо о разрешении споров. 2009. N 10. С. 395 - 423. Режим доступа: http://cojcr. org/vol-10no2/395-424.pdf.
Экологические арбитражные правила предусматривают специальный список арбитров, которые являются экспертами в этой области, а также список ученых и техников, которые могут выступать в процессе как эксперты для дачи заключения. Стороны свободны в выборе арбитров, советников и экспертов из данных списков, однако последними этот выбор не ограничивается. Экологические правила были сформулированы в первую очередь в качестве процессуальных норм для разрешения споров между государствами в многосторонних экологических соглашениях. Для того чтобы они стали основным инструментом в этой сфере, Постоянный арбитражный суд регулярно участвует в переговорах под эгидой ООН, а также конференциях, посвященных глобальному потеплению климата и другим вопросам экологии. Разрешение спора посредством проведения арбитража Постоянным арбитражным судом является рекомендуемой процедурой во многих многосторонних соглашениях, связанных с экологическим сектором, в целях упрощения переговорного процесса. В связи с изменением климата Постоянный арбитражный суд предлагает активно использовать Экологические правила в разрешении споров, возникающих из договоров, связанных с торговлей выбросами. Кроме того, Международная ассоциация торговли выбросами (IETA) рекомендует использовать Экологические арбитражные правила PCA в соглашениях о сокращении выбросов. В рамках Постоянного арбитражного суда существует список экспертов, специализирующихся в области торговли выбросами, которые могут выступать в качестве арбитров или советников в примирительных комиссиях. Генеральный секретарь PCA также составляет свой собственный список экспертов по торговле выбросами. PCA в рамках Программы ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП) вместе с Управляющим советом, созданным ЮНЕП, 3 ноября 2006 года выпустили отчет, посвященный проблемам окружающей среды и способам предотвращения споров. PCA предлагает сторонам выбор арбитражной оговорки: - арбитражная оговорка, если сторонами по делу являются государства; - арбитражная оговорка, если одной стороной по делу является государство; - арбитражная оговорка, если сторонами по делу выступают международные организации и государства; - арбитражная оговорка, если сторонами по делу являются международные организации и частные лица; - арбитражная оговорка для применения согласительных процедур; - арбитражная оговорка для рассмотрения споров, связанных с окружающей средой и природными ресурсами; - арбитражная оговорка для применения согласительных процедур по спорам, связанным с окружающей средой и природными ресурсами; - арбитражная оговорка для рассмотрения споров, связанных с космической деятельностью. Согласно статье 1 Экологических правил под примирением сторон подразумевается обращение к третьей стороне или группе лиц за помощью в заключении мирового соглашения в спорах, связанных с окружающей средой или природными ресурсами. Однако такая специфическая черта спора, как связь с окружающей средой или природными ресурсами, не является обязательной для применения Правил; достаточно просто указать, что спор является специфическим. Единственное обязательное условие использования Правил - наличие письменного согласия сторон для их применения в виде соглашения, конвенции, контракта (договора), учредительного документа, которые могут быть сделаны посредством электронных методов, принятых международной практикой. Сторона, инициирующая процесс, должна направить другой стороне уведомление об этом, а копию - в Постоянный арбитражный суд. В документе должны быть указаны имена, адреса, телефоны и другие сведения об обеих сторонах спора; ссылка на арбитражное соглашение (оговорка); ссылка на характер спора. Процедура примирения начинается с момента, когда другая сторона выразит свое согласие на это или когда согласие другой стороны является обязательным условием. В случае если в течение 30 дней согласие другой стороны не будет получено, этот факт будет рассматриваться как уклонение стороны от процедуры примирения. Международное бюро берет на себя обязанности примирительной комиссии, если согласие между сторонами не достигнуто. По запросу Международное бюро будет выступать средством связи и примирительной комиссией между сторонами, а также осуществлять административные, секретарские и регистрационные услуги. По общему правилу посредником выступает одно лицо, если стороны не договорятся о трех или даже пяти посредниках, однако все они действуют сообща. Стороны, принявшие решение о рассмотрении спора одним посредником, должны выбрать его кандидатуру в течение шести дней с момента начала процедуры посредничества, в противном случае посредника назначит генеральный секретарь Постоянного арбитражного суда. Если спор должен быть рассмотрен в составе трех посредников, то каждая из сторон в течение 60 дней с момента начала процедуры выбирает кандидатуру посредника и уведомляет об этом другую сторону и Международное бюро, а выбранные посредники в течение 30 дней назначают председательствующего посредника. В случае, когда спор должен быть рассмотрен в составе пяти посредников, стороны в тот же срок выбирают по две кандидатуры, и далее действие происходит по вышеописанной схеме. Если посредники не выбраны при коллегиальном составе, генеральный секретарь назначит их в течение 30 дней. Нужно отметить, что посредник не может быть одной национальности с какой-либо из сторон. Кроме того, он обязан подписать специальную декларацию о том, что не имел и не имеет профессиональных, деловых и других взаимоотношений со сторонами. Приступив к исполнению обязанностей, посредник предлагает сторонам письменно изложить суть спора и свои требования, а затем направить их другой стороне и в Международное бюро. Он вправе потребовать от сторон приложить к письменным требованиям все доказательства, на которые они ссылаются, а также направить их копии другой стороне и в Международное бюро. В любое время посредник полномочен запросить у сторон дополнительную информацию. Посредник после своего назначения вправе потребовать от сторон внести депозиты в размере предполагаемых расходов, а в ходе процедуры - также дополнительные депозиты. Если эти суммы будут внесены не полностью, он может приостановить производство по делу до момента внесения полной суммы. По завершении процедуры примирения посредник представляет сторонам бухгалтерский отчет по всем понесенным расходам и возвращает им финансовый остаток, если таковой имеется. Стороны могут выступать в процессе через своего представителя или при содействии любого лица. В этом случае сторона обязана уведомить другую сторону, посредника и Международное бюро о данной кандидатуре, указав имя и адрес. Посредник независимо и беспристрастно оказывает помощь сторонам в достижении мирового соглашения, руководствуясь принципами объективности и справедливости. Кроме того, исходя из характера спора, он может предложить сторонам свои рекомендации по предотвращению или уменьшению размера вреда окружающей среде. Посредник в процессе урегулирования спора полномочен выбрать любой вариант этой процедуры по своему усмотрению, принимая во внимание соответствующий закон и обстоятельства дела, а по желанию стороны для ускорения процесса могут проводиться устные слушания. Посредник вправе привлечь в процесс одного или более экспертов для изучения специфических вопросов спора, получив одобрение у сторон, а также обратиться к генеральному секретарю за списком экспертов, обладающих специальными научными и техническими знаниями. На любой стадии процесса он может предложить сторонам заключить мировое соглашение. Такие предложения могут быть сделаны устно, и сторонам не нужно письменно подтверждать свой отказ. Принцип конфиденциальности проявляется в двух аспектах: процессе раскрытия информации и соблюдении самого принципа. Все лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принцип конфиденциальности, не имеют права разглашать любую информацию, полученную в процессе рассмотрения спора Постоянным арбитражным судом. Под информацией имеются в виду мнения, выражения, аргументы, предложения и признания, исходящие от сторон или посредника. Условия мирового соглашения также являются конфиденциальными, исключения касаются его применения и исполнения. Получив информацию от одной стороны под условием конфиденциальности, посредник не имеет права разглашать ее другой стороне. Однако по общему правилу, получив объяснение от одной стороны, посредник направляет эту информацию другой стороне для получения объяснений. По соглашению сторон процедура примирения проводится устно или письменно, а также с двумя сторонами одновременно либо с каждой из них отдельно. Неизменным является место встречи посредника со сторонами, которое может выбрать Международное бюро. В процессе рассмотрения спора любая из сторон вправе предложить другой стороне заключить мировое соглашение. Если вариант урегулирования спора найден, посредник формулирует условия соглашения и направляет их сторонам для одобрения. По получении одобрения он составляет мировое соглашение, которое стороны подписывают. Посредник может предложить сторонам создать исполнительный комитет, содействующий заключению мирового соглашения. В случае создания комитета стороны могут быть обязаны предоставлять регулярные и обзорные доклады о попытках прийти к мировому соглашению, а также сообщать о результатах другим сторонам спора. Кроме того, комитет проводит обзор процедур, осуществляемых сторонами при заключении соглашения, а также список мер, применяемых к стороне, уклоняющейся от выполнения своих обязательств, в соответствии с условиями мирового соглашения. Процедура посредничества завершается в день подписания сторонами мирового соглашения или заявления, составленного посредником, о том, что сторонам не удалось достичь соглашения и все усилия оказались неэффективными, а также письменного заявления сторон об окончании процедуры посредничества. Если одна из сторон укажет на то, что процедура посредничества не является обязательной и соглашением предусмотрена другая процедура, процедура посредничества будет также прекращена. Спор сторон по вопросу о компетенции примирительной комиссии будет решен ею самостоятельно. Он должен быть поставлен сторонами как можно раньше, не позднее даты начала производства по делу. После разрешения спора посредник определяет размер издержек каждой стороны, о чем их письменно уведомляет. Размер издержек должен быть разумным. В них включаются расходы на услуги посредника, генерального секретаря и Международного бюро Постоянного арбитражного суда; транспортные и иные расходы посредника; расходы на свидетелей и других лиц, содействующих процессу с согласия сторон. Все расходы распределяются между сторонами поровну, если иное не предусмотрено соглашением. Дополнительные издержки каждая сторона несет самостоятельно.
Библиография
1. Данные официального сайта Постоянного арбитражного суда. Нидерланды (PCA). Режим доступа: http://www. pca-cpa. org/showpage. asp? pag_id=1058. 2. Carbonneau T. Аргументы в пользу Триумфа арбитража // Журнал Кардозо о разрешении споров. 2009. N 10. С. 395 - 423. Режим доступа: http://cojcr. org/vol-10no2/395-424.pdf.
Название документа