Роль ОБСЕ в совершенствовании механизма борьбы с торговлей людьми на международном уровне
(Олимпиев А. Ю., Адмиралова И. А.) ("Административное и муниципальное право", 2013, N 5) Текст документаРОЛЬ ОБСЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
А. Ю. ОЛИМПИЕВ, И. А. АДМИРАЛОВА
Олимпиев Анатолий Юрьевич, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, научный сотрудник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
Адмиралова Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник ВИПК МВД России.
Раскрыты функции и цели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, направленные на предотвращение преступлений в сфере торговли людьми на международном уровне. Изучены меры Бюро Специального представителя и координатора, применяемые по борьбе с торговлей людьми.
Ключевые слова: организация, безопасность, сотрудничество, Европа, торговля, люди, государство, участник, Бюро, представитель, координатор, наука, объединения, план, действие, ОБСЕ.
Role of the OSCE in improving the mechanism for fighting human trafficking at the international level A. Y. Olimpiev, I. A. Admiralova
The author discusses functions and goals of the OSCE regarding prevention of human trafficking crime at an international level. The author studies the measures of the Bureau, the special representative and coordinator, which are applied to prevent human trafficking.
Key words: organization, security, cooperation, Europe, trafficking, human, state, member, Bureau, representative, coordinator, science, unions, plan, action, the OSCE.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой общеевропейский орган, занимающийся вопросами безопасности. ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения преступлений в сфере торговли людьми в регионе своей деятельности. Начиная с 2000 г. ОБСЕ адаптировалась к новым вызовам XXI в., создавая подразделения и развивая деятельность по вопросам борьбы с торговлей людьми. Важным органом ОБСЕ является Парламентская ассамблея, в состав которой входят более 300 парламентариев из всех государств - членов Организации. Ее задачей является содействие участию парламентских институтов в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ. Основная ежегодная сессия Ассамблеи проводится в июле, а в течение года проходят другие совещания и встречи <1>. -------------------------------- <1> Ватзов Р. Г. Общая характеристика роли ОБСЕ в обеспечении и защите прав человека в Европе // Адвокат. 2008. N 6. С. 18.
Структура ОБСЕ включает в себя Постоянный совет, который является основным постоянным органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений. Его членами являются постоянные представители государств-членов, которые участвуют в заседаниях, проходящих в Вене (Австрия). Административную деятельность Организации обеспечивает Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. К функциям Генерального секретаря относится руководство структурами и операциями ОБСЕ, представительство председателя. Секретариат, который размещен в Вене, также занимается оперативно-административным обеспечением деятельности Организации. Особую роль в области раннего предупреждения и предотвращения преступлений в сфере торговли людьми играет Бюро Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми. Оно повышает информированность общества о торговле людьми во всех ее формах и способствует укреплению политической воли к борьбе с ней. По просьбе государств-участников оно помогает им в выполнении принятых в рамках ОБСЕ обязательств и рекомендаций. Кроме того, Бюро координирует усилия в рамках ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми и сотрудничает с другими международными организациями, а также с соответствующими субъектами гражданского общества. ОБСЕ вносит активный вклад в противодействие торговле людьми, которая является одновременно грубым попранием прав человека и преступлением. Эта работа нашла отражение в принятых Организацией многочисленных политических обязательствах. Обязательства, подтверждающие первоочередную ответственность государств-участников за решение проблемы торговли людьми и ставящие перед институтами, структурами и отделениями ОБСЕ на местах задачи в конкретно определенных областях, служат основой для решения этой проблемы. В 2003 г. Совет министров ОБСЕ утвердил План действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми и создал в рамках ОБСЕ механизм противодействия этому злу. ОБСЕ обладает развитым организационным потенциалом и имеет хороший "послужной список" в том, что касается предоставления государствам-участникам эффективной помощи в выполнении принятых ими обязательств по пресечению торговли людьми. Эта конкретная деятельность включает в себя оказание содействия в создании на национальном уровне эффективных и всеобъемлющих механизмов передачи и рассмотрения дел, а также совершенствование системы выявления жертв и гарантированного предоставления им поддержки и защиты. План действий ОБСЕ - ключевой документ, лежащий в основе усилий по борьбе с торговлей людьми. Он содержит далеко идущие рекомендации государствам-участникам относительно лучших путей и средств реализации разных обязательств, касающихся противодействия торговле людьми, а также четко сформулированные задачи органов ОБСЕ по оказанию государствам-участникам помощи в этих усилиях. Осуществление Плана действий остается долгосрочным обязательством органов ОБСЕ. План устанавливает прямую связь между политическими обязательствами, принятыми государствами-участниками за период с 1975 г., и рекомендациями по их выполнению на национальном уровне в следующих областях: - предотвращение торговли людьми; - защита жертв и оказание им содействия; - проведение расследований, правоприменительные меры и судебное преследование виновных. Эти рекомендации основаны на передовом опыте и руководящих принципах, разработанных ведущими международными организациями и научно-производственными объединениями, и опираются на опыт институтов и структур ОБСЕ на местах. Предполагается, что они будут осуществляться правительствами стран происхождения, транзита и назначения. План действий нацелен на активное сотрудничество с общественными субъектами и научно-производственными объединениями на низовом уровне, также играющими определенную роль в широкомасштабной деятельности государств по пресечению торговли людьми, и предусматривает стратегическое участие широкого круга общественных субъектов в борьбе с этой торговлей. Бюро Специального представителя представляет ОБСЕ на политическом уровне в вопросах политики, касающейся торговли людьми. Главная цель Бюро - претворение теории в практику, а также выполнение обязательств и Плана действий. Это предусматривает: - сотрудничество с правительствами, оказание им помощи в понимании стоящих перед ними задач по обузданию торговли людьми и в принятии мер для реализации этих задач; - предоставление правительствам помощи в выработке решений и политики и предложение рекомендаций по вопросу об организации борьбы с торговлей людьми с целью выхода на решения, отвечающие потребностям отдельных стран и международным стандартам; - оказание правительствам помощи в создании национальных структур по борьбе с торговлей людьми, необходимых для эффективного внутригосударственного и транснационального сотрудничества; - повышение осведомленности с целью акцентирования внимания на сложности этой проблемы и необходимости поиска всеобъемлющих решений; - рассмотрение всех измерений торговли людьми, а именно торговли в целях сексуальной эксплуатации, торговли в целях использования принудительного и подневольного труда, включая в себя внутригосударственное рабство, торговлю с целью принуждения к насильственному браку, торговлю органами и торговлю детьми; - обеспечение эффективного взаимодействия всех агентов и заинтересованных сторон, участвующих в борьбе с торговлей людьми, от государственных органов и сотрудников правоохранительных органов до научно-производственных объединений и, естественно, международных организаций как учреждений, оказывающих поддержку путем предоставления экспертного потенциала и технологий; - гарантирование максимально возможной открытости борьбы ОБСЕ с торговлей людьми с целью привлечения особого внимания к этой проблеме. Искоренение современного рабства является важной задачей, которую Бюро Специального представителя выполняет с помощью широкого круга мер. Специальный представитель посещает страны с целью стимулирования политической воли к осуществлению стратегий по борьбе с торговлей людьми и оценки практического положения дел в области борьбы с торговлей людьми. Задача заключается в оказании государствам-участникам, по их запросу, поддержки в проведении в жизнь законов и общего курса по противодействию торговле людьми и в продвижении основанных на правах человека подходов при разработке стратегий и создании соответствующих структур, а также в выполнении обоснованных решений по борьбе с торговлей людьми. Специальный представитель и Бюро продвигают подход ОБСЕ к правам человека во всей своей деятельности по борьбе с торговлей людьми, начиная с подготовки сотрудников правоохранительных органов и заканчивая борьбой с коррупцией и организованной преступностью. Бюро оказывает правительствам и компетентным органам поддержку в разработке национальных стратегий и программ, таких как разработка планов действий по борьбе с торговлей людьми, создание институтов национальных координаторов, национальных докладчиков, национальных механизмов передачи и рассмотрения дел или аналогичных структур. Кроме того, Бюро участвует в дебатах по вопросам политики, касающейся торговли людьми в регионе ОБСЕ, а также оказывает прямую помощь и поддержку государствам-участникам в повышении осведомленности путем обеспечения открытости для средств массовой информации и проведения разных мероприятий с целью обмена информацией и сбора данных. Специальный представитель и Бюро по борьбе с торговлей людьми поддерживают тесные партнерские отношения с соответствующими международными механизмами, такими как Европейский союз, международными организациями, включая Совет Европы и другие организации. Специальный представитель также возглавляет неофициальную партнерскую сеть международных организаций и организаций гражданского общества под названием "Альянс против торговли людьми". Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе работает во имя стабильности, процветания и демократии в 56 государствах, осуществляя политический диалог на темы общих ценностей и практические действия, обеспечивающие долговременные перемены к лучшему.
Библиографический список
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. М., 1999. 2. Ватзов Р. Г. Общая характеристика роли ОБСЕ в обеспечении и защите прав человека в Европе // Адвокат. 2008. N 6. 3. Галицкая М. И., Тузова К. М. Проблемы защиты людей, пострадавших от работорговли // Механизмы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций по организации помощи жертвам торговли людьми: проблемы и возможности решения. Владивосток, 2005. 4. Дворкин А. И., Торбин Ю. Г., Смирнов Г. К., Кадырова А. Г. Торговля людьми в Российской Федерации: квалификация, предупреждение, расследование. М., 2007. 5. Дулов А. В. Тактические операции при расследовании преступлений. Минск, 1979. 6. Коровин Е. П. Противодействие торговле людьми и использованию рабского труда. Ставрополь, 2008. 7. Лузгин И. М. Методологические проблемы расследования преступлений. М., 1973.
References (transliteration)
1. Belkin R. S. Kurs kriminalistiki. M., 1999. 2. Vatzov R. G. Obshchaya kharakteristika roli OBSE v obespechenii i zashchite prav cheloveka v Evrope // Advokat. 2008. N 6. 3. Galitskaya M. I., Tuzova K. M. Problemy zashchity lyudey, postradavshikh ot rabotorgovli // Mekhanizmy vzaimodeystviya pravookhranitel'nykh organov i nepravitel'stvennykh organizatsiy po organizatsii pomoshchi zhertvam torgovli lyud'mi: problemy i vozmozhnosti resheniya. Vladivostok, 2005. 4. Dvorkin A. I., Torbin Yu. G., Smirnov G. K., Kadyrova A. G. Torgovlya lyud'mi v Rossiyskoy Federatsii: kvalifikatsiya, preduprezhdenie, rassledovanie. M., 2007. 5. Dulov A. V. Takticheskie operatsii pri rassledovanii prestupleniy. Minsk, 1979. 6. Korovin E. P. Protivodeystvie torgovli lyud'mi i ispol'zovaniyu rabskogo truda. Stavropol', 2008. 7. Luzgin I. M. Metodologicheskie problemy rassledovaniya prestupleniy. M., 1973.
Название документа