Закон о Национальной жандармерии Франции от 3 августа 2009 г.: новая веха в истории полиции Франции

(Андреева И. А.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 3) Текст документа

ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖАНДАРМЕРИИ ФРАНЦИИ ОТ 3 АВГУСТА 2009 Г.: НОВАЯ ВЕХА В ИСТОРИИ ПОЛИЦИИ ФРАНЦИИ

И. А. АНДРЕЕВА

Андреева Ирина Анатольевна - кандидат исторических наук, докторант адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России (Омск).

Рассматривается развитие координации деятельности Национальной полиции и Национальной жандармерии Франции, актуализированное в последние десятилетия в связи со становлением и развитием современной политики Франции в сфере внутренней безопасности. Исследуется Закон о Национальной жандармерии Франции от 3 августа 2009 г., организационно подчинивший французскую жандармерию Министерству внутренних дел.

Ключевые слова: полицейская система Франции, жандармерия, полицейская деятельность.

Law about the National gendarmerie of France from August 3, 2009: a new milestone in the history of police in France I. A. Andreeva

The development of the coordination of activities of the National police and the Gendarmerie Nationale of France that have been updated in the last decade due to the formation and development of modern French policy in the field of internal security is considered. The Law about the National gendarmerie of France from August 3, 2009, which organizationally subordinated French gendarmerie to Ministry of interior is in investigated.

Key words: police system of France, gendarmerie, police activity.

Долгое время французы усматривали серьезные преимущества в дуалистичности своей полицейской системы, специфику которой придавал также уникальный, полувоенный, статус одного из ее элементов. Жандармерия на протяжении долгого времени сочетала линейную (военному министерству) и функциональную (военному министерству и министерствам внутренних дел и юстиции) подчиненность. Аргументы французских административистов были восприняты в отечественной юридической науке (А. В. Губанов, А. В. Быков, Л. Л. Смирнов и др.): наличие двух органов охраны правопорядка является своеобразной страховкой от возможных злоупотреблений силовых структур; жесткая конкуренция между полицейскими органами способствует их взаимному контролю в интересах гражданского общества; получение информации политическим руководством страны из различных источников - гарантия ее более объективного характера и т. д. <1> -------------------------------- <1> Быков А. В. Континентальная модель обеспечения внутренней безопасности государства // Рос. следователь. 2007. N 8. С. 27.

Однако беспрецедентный рост преступности и увеличение общественных запросов в сфере обеспечения безопасности побудили руководство Франции, как и других стран, искать более эффективные технологии полицейской деятельности, пальма первенства принадлежала созданию международных, национальных, региональных и территориальных механизмов сотрудничества. Французская Республика, в которой традиционное институциональное многообразие сферы обеспечения безопасности стало в определенный период препятствием ее эффективности, в течение последних десятилетий активно решала проблему координации деятельности своих правоохранительных органов, наработав значительный опыт в реализации кооперативных стратегий охраны правопорядка и борьбы с преступностью, выбрав путь интеграции полицейской системы. Законы о безопасности 1995, 2001, 2002, 2003 гг., обеспечивая всеобщую мобилизацию (государства и общества, государственных и негосударственных структур) для борьбы с преступностью, актуализировали проблему координации деятельности государственных служб безопасности, подталкивая их к организационной реформе. При этом отношения Национальной жандармерии и Национальной полиции никогда не сводились к модели "война полиций", сотрудничество в осуществлении функций судебной и административной полиции традиционно рассматривалось руководителями обеих правоохранительных структур как необходимое условие успешной деятельности. 29 ноября 2007 г. глава государства объявил о трех важных направлениях реформы, касающейся жандармерии: о ее подчинении Министерству внутренних дел с 1 января 2009 г. при сохранении статуса военизированного органа; о подготовке нового органического закона; о выработке мер по сближению условий прохождения службы <1>. Эти меры вписывались в логику развернувшейся во Франции государственной реформы, получившей название "Генеральная ревизия публичной политики" (RGPP) <2>. Стержневая идея реформы состояла в объединении ресурсов двух правоохранительных институтов страны и усилении координации управления их служебными подразделениями с целью более полного удовлетворения запросов граждан и экономного расходования средств, выделяемых на безопасность страны. В рабочем документе, составленном комиссией, осуществлявшей аудит государственной политики в сфере безопасности, доказывалась необходимость объединения полиции и жандармерии в ведении Министерства внутренних дел <3>. -------------------------------- <1> Delaunay B., Le Clainche M., Rihal H., Rouban L. Chronique de l'administration // Revue francaise d'administration publique. 2008. N 1. P. 208. <2> Ibid. P. 202. <3> Madelin Ph. Police et gendarmerie: degraisser le mammouth 23/10/2007. URL: http://rue89.com/2007/10/23/police-et-gendarmerie-degraisser-le-mammouth? page=1.

Новый органический Закон о жандармерии планировалось подготовить и принять к 1 января 2009 г. Хотя он был принят позднее, бюджет 2009 г. формировался уже с учетом предполагаемого объединения. 17 июля 2008 г. проект Закона был представлен Министром внутренних дел М. Аллиот-Мари в Совет министров. Парламентская стадия разработки Закона началась с осуществления правовой экспертизы комиссиями Сената и Национальной ассамблеи Франции в соответствии со ст. 43 Конституции Французской Республики 1958 г. Проект Закона был одобрен Сенатом 17 декабря 2008 г. после его обсуждения комиссией по иностранным делам, обороне и вооруженным силам; в роли докладчика выступил Ж. Фор <1>. Члены комиссии встречались с высшим командным составом Национальной жандармерии и Национальной полиции Франции, представителями полицейских профсоюзов и ассоциаций жандармов в отставке, итальянских карабинеров и испанской гражданской гвардии для ознакомления с опытом реформирования военных полиций в Италии, Испании, специалистами, наконец, с министрами обороны и внутренних дел. -------------------------------- <1> Во Франции докладчики комиссий, как Сената, так и Национальной ассамблеи, играют более важную роль, чем в других парламентах, где она часто сводится к представлению на пленарном заседании позиции, выработанной комиссией. Докладчик организует подготовительную работу по выработке общего мнения комиссии по законопроекту, представляет проект доклада для обсуждения в комиссии, учитывает внесенные поправки, замечания в итоговом докладе, который и представляет на пленарном заседании Сената, отстаивая выработанную комиссией позицию. Работа комиссии над проектом освещается в отчете, который публикуется и обычно включает общий доклад по вопросу (отмечается актуальность проблемы, характеризуется действующее право, в случае необходимости дается сравнительно-правовой анализ, излагается суть возникшей среди членов комиссии дискуссии), правовую экспертизу отдельных статей, заключение комиссии о принятии законопроекта без изменения, либо его отклонении, либо, что бывает чаще всего, о принятии при условии внесения в текст проекта дополнений, предложенных комиссией.

Вопросы, которые сформулировала комиссия, представляют значительный интерес, так как выражают основные проблемы, с которыми столкнулась жандармерия в своем развитии и на решение которых была направлена реформа: "какими могут быть последствия присоединения жандармерии к Министерству внутренних дел? Не приведет ли это присоединение в итоге к демилитаризации жандармерии и, таким образом, к слиянию жандармерии и полиции? Как развивать сотрудничество между полицией и жандармерией, сохранив специфику каждого органа? Есть ли необходимость в функциональной специализации жандармерии и полиции? В связи с этим следует ли изменить миссии жандармерии или необходимо, напротив, сохранить их? Есть ли необходимость в пересмотре территориальной организации жандармерии и дальнейшего переопределения зон ответственности жандармерии и полиции? Каковы перспективы изменения численности жандармерии в ближайшие годы? Есть ли необходимость сохранения принципа проживания жандармов в казарме? Какие проблемы в вопросе материального вознаграждения жандармов имеют наиболее болезненный характер в сравнении с полицейскими?" <1> -------------------------------- <1> Rapport d'information fait au nom de la commission des Affaires , de la et des forces , par le groupe de travail d'une sur l'avenir de l'organisation et des missions de la gendarmerie. P. 9. URL: http://www. senat. fr/rap/r07-271/r07-2711.pdf.

В начале 2009 г. проект поступил на обсуждение в Национальную ассамблею и был одобрен ею 23 июля после работы над проектом комиссии национальной обороны и вооруженных сил (докладчик - А. Муайен-Брессан) и утвержден Президентом 3 августа. Закон от 3 августа 2009 г. <1> о Национальной жандармерии состоит из трех глав: "О миссиях и присоединении Национальной жандармерии", "О личном составе Национальной жандармерии", "Заключительные положения". Он основывается на трех принципах: сосуществование внутри Республики двух сил безопасности; сохранение военного статуса жандармерии; организационное и функциональное присоединение жандармерии к Министерству внутренних дел и, как следствие, подтверждение властных полномочий префекта, выступающего на местном уровне в роли руководителя обеих полицейских сил. Закон определил основные миссии жандармерии. В данной работе будет рассмотрена первая глава Закона, имеющая наибольшее значение для осуществляемой реформы полицейской системы Франции. -------------------------------- <1> Loi N 2009-971 du 3 2009 relative la gendarmerie nationale. URL: http://www. legifrance. gouv. fr/affichTexte. do? cidTexte=J0RFTEXT000020954146&fastPos=1&fastReqId=1959348035&categorieLien=id&oldAction=rechTexte.

Первая статья Закона является ключевой, так как определяет организационное положение жандармерии и цели ее деятельности. Она внесла изменения в гл. 5 "Организация Национальной жандармерии" Военного кодекса Франции, введя новую статью L. 3225-1: "За исключением полномочий судебных властей относительно осуществления миссий судебной полиции, Национальная жандармерия подчинена власти министра внутренних дел, ответственного за ее организацию, управление, за создание достаточных кадровых и материальных ресурсов для осуществления ее деятельности. Министр обороны участвует в управлении персоналом Национальной жандармерии в той степени, которая определена декретом Государственного совета, и осуществляет в отношении военнослужащих Национальной жандармерии полномочия, касающиеся военной дисциплины". Отныне Национальная жандармерия является службой, входящей в состав Министерства внутренних дел, что позволяет улучшить ее сотрудничество с Национальной полицией. Однако практика тройного подчинения жандармерии сохранилась. Она остается в ведении министра обороны в случае выполнения военных функций, а осуществление ею уголовно-процессуальных функций контролируется органами юстиции. Таким образом, законодатель, не совершая административной революции, вполне обоснованно изменил "центр тяжести" подчиненности жандармерии, переместив его из Министерства обороны в Министерство внутренних дел, поскольку ее деятельность в настоящее время практически полностью (95%) посвящена осуществлению задач по обеспечению внутренней безопасности. Организационное присоединение к Министерству внутренних дел не означает ее слияния с полицией. Главное управление Национальной жандармерии остается автономным управлением Министерства внутренних дел. Этой же статьей Закона предусмотрено создание статьи L. 3211-3 Военного кодекса Франции, в первом абзаце которой уточняется, что "жандармерия - это вооруженная сила, учрежденная для наблюдения за соблюдением законов". В непростых условиях реформы было важно дать общее определение жандармерии, которое напомнило бы о ее военном статусе и подтвердило, что жандармы сохранили положение военнослужащих, а жандармерия - отличную от гражданской полиции организацию, характеризующуюся высокоцентрализованной структурой с весьма формальными правилами принятия решений, фундаментом которой является уважение воинской дисциплины. Из этого следовало, что подразделения (бригады) жандармерии, рассредоточенные на территории государства, не должны рассматриваться как деконцентрированные государственные службы. В данной статье определены основные функции жандармерии. Они представлены в следующей последовательности: "1. Судебная полиция является важнейшей миссией жандармерии. 2. Жандармерия предназначена для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, особенно в сельских и пригородных зонах, так же как на путях сообщения. 3. Она способствует осуществлению сбора и обработки информации для органов публичной власти, борьбы против терроризма, а также защиты населения. 4. Она участвует в защите высших интересов государства, особенно в контроле и обеспечении безопасности ядерного оружия. 5. Совокупность ее миссий, гражданских и военных, осуществляется на всей территории государства и за ее пределами в целях выполнения международных обязательств Франции, в том числе военного характера". Исчерпывающее перечисление задач жандармерии впервые дано в акте высшей юридической силы, что явилось чрезвычайно значимым для жандармерии и получило высокую оценку ее руководства, представителей ассоциаций жандармов в отставке, участвовавших в открытых обсуждениях проекта Закона 2009 г. комиссиями Сената и Национальной ассамблеи. До этого времени ст. L. 3211-2 Военного кодекса Франции, в которой определяются миссии всех вооруженных сил, содержала единственный абзац, посвященный жандармерии, уточняя, что она "имеет целью обеспечение общественной безопасности, поддержание общественного порядка и исполнение законов". Это определение предназначения жандармерии дополнялось более подробным перечнем ее функций, данным еще в Декрете от 20 мая 1903 г. По инициативе докладчиков Сената в статью законопроекта была включена фраза (п. 1) "судебная полиция является важнейшей миссией жандармерии" (это соответствует реальности, так как судебно-полицейская деятельность занимает 37% рабочего времени жандармов), в то время как в первоначальной версии законопроекта говорилось о судебно-полицейских миссиях жандармерии. Тем самым фактически были воспроизведены формулировки ст. 113 Декрета от 20 мая 1903 г., который отменен Законом. Акцент на осуществлении жандармерией уголовно-процессуальных функций был связан с необходимостью закрепить равноправное положение жандармерии и полиции в отношении их выполнения, поскольку присоединение Национальной жандармерии к Министерству внутренних дел порождало у ее руководства опасения, что она будет превращена в осуществлении этой задачи во вспомогательную силу служб Национальной полиции. Тем не менее представляется аргументированным мнение депутата Национальной ассамблеи Франции Ф. Вансона о том, что если само упоминание этой миссии было желательно, то помещение ее во главу перечня вместе с формулировкой "существенная миссия" создавало неверное представление о превосходстве уголовно-процессуальных функций над другими, не менее важными задачами <1>. -------------------------------- <1> Avis au nom de la commission des lois constitutionnelles, de la et de l'administration de la sur le projet de loi (n° 1336) par le , d'urgence, relatif la gendarmerie nationale, par m. Vannson N 1690. URL: http://www. assemblee-nationale. fr/13/rapports/r1690.asp.

Второй пункт ст. L. 3211-3 посвящен сути задач в сфере административной полиции Национальной жандармерии (обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка), которые, как уточняет текст, осуществляются "особенно в сельских и пригородных зонах, так же как на путях сообщения". Была актуализирована формулировка Декрета от 20 мая 1903 г., согласно которой жандармерия "особенно предназначена для обеспечения безопасности сельской местности и путей сообщения". Внесено дополнение "в пригородных зонах" с учетом того обстоятельства, что там действуют сегодня 866 территориальных бригад жандармерии. Между тем распределение зон ответственности <1> между Национальной полицией и Национальной жандармерией зависит прежде всего от введения на определенной территории режима государственной полиции, которым она автоматически будет отнесена к зоне ответственности Национальной полиции. Критерии введения режима государственной полиции перечислены в ст. L. 2214-1 Основного кодекса административно-территориальных образований Франции. В соответствии с ними пригородные районы могут оказаться в зоне ответственности как полиции, так и жандармерии. В связи с этим внесенное дополнение может осложнить постоянно осуществляющийся процесс перераспределения зон ответственности полиции и жандармерии, хотя законодатели обращали внимание на то, что данная формулировка не должна использоваться как дополнительный к перечню ст. L. 2214-1 критерий. -------------------------------- <1> Под зоной ответственности понимается территориально-учетная единица, в границах которой правоохранительные ведомства располагают всем объемом предоставленных им законодательством полномочий в области административного, уголовного, природоохранного, а для жандармерии - и военного права. Учетной единицей территориальной компетенции Национальной жандармерии является жандармская рота (compagnie de gendarmerie), а Национальной полиции - округ общественной безопасности (circonscription de securite publique). См. об этом: Смирнов Л. Л. Современное состояние и перспективы развития Национальной жандармерии Франции // Право и безопасность. 2004. N 4; URL: http://dpr. ru/pravo/pravo_10_8.php.

Жандармерия играет значительную роль в сборе информации о положении на местах, направляемой для анализа в Главное управление сбора и обработки внутренней информации (la Direction centrale du renseignement - DCRI). Упразднение служб сбора и обработки внутренней информации на уровне департаментов только усилило значимость территориальных подразделений жандармерии в этой сфере деятельности. Данное положение получило отражение в п. 3 ст. L. 3211-3: "Она способствует осуществлению сбора и обработки информации для органов публичной власти, борьбы против терроризма, а также защиты населения". Определяя в четвертом пункте участие жандармерии "в защите высших интересов государства, особенно в контроле и обеспечении безопасности ядерного оружия", Закон подчеркивает, что эти задачи, ассоциирующиеся к тому же с традиционными военными миссиями жандармерии по защите родины, выполняются, в отличие от задач сугубо полицейских, на всей национальной территории. Статья 2 Закона 2009 г. закрепила принцип свободного выбора судебными органами полицейской службы для осуществления расследования правонарушения путем введения новой статьи (12-1) в законодательную часть Уголовно-процессуального кодекса Франции: "Прокурор республики и следственный судья имеют право свободного выбора подразделений, к которым принадлежат офицеры судебной полиции". До этого времени данное правило содержалось в ст. D. 2 регламентационной части Кодекса. В контексте осуществляемой реформы эта мера еще раз подтвердила равный статус Национальной жандармерии и Национальной полиции в осуществлении судебно-полицейской деятельности, но не изменила сложившейся практики. В большинстве случаев прокурор отдает предпочтение той или иной службе, основываясь на ее территориальном расположении, наличии специализированных подразделений, подготовленных сотрудников, технических средств и т. д. В любом случае этот принцип является важнейшим средством упрочения позиций прокуратуры в ее отношениях с организационно от нее независимыми должностными лицами судебной полиции, руководство деятельностью которых она осуществляет согласно ст. 12 Уголовно-процессуального кодекса. Новый Закон внес серьезные изменения в процесс выполнения функции поддержания общественного порядка жандармерией. Во Франции была выработана письменная процедура (la ) обращения гражданских властей к военному руководству в случае необходимости направить силы для восстановления общественного порядка, которая являлась гарантией недопущения незаконного использования военной силы. В отличие от специализированных сил поддержания общественного порядка Национальной полиции (CRS), которые вмешивались в случае массовых беспорядков на основе устного приказа министра внутренних дел, привлечение мобильной жандармерии осуществлялось только на основе акта la . Декрет от 2 мая 1995 г. <1> различал три типа запросов гражданскими властями военной силы для обеспечения порядка: -------------------------------- <1> N 95-573 du 2 mai 1995 relatif la dispersion des attroupements. URL: http://admi. net/jo/19950507/INTD9500039D. html.

общий запрос, который позволял получить от военной власти все средства для их использования для поддержания порядка; особенный запрос, который ставит перед определенным подразделением точную и ограниченную задачу с разрешением применения силы; специальный дополнительный запрос, который сопровождает особенный запрос или следует за и предписывает применение оружия. Запрос обязательно должен быть сделан письменно и при соблюдении ряда формальных условий. Согласно ст. 1 Закона от 3 августа 2009 г., "за исключением полномочий судебных властей относительно осуществления миссий судебной полиции, Национальная жандармерия подчинена власти министра внутренних дел", акт la для жандармерии был отменен ст. 4 данного Закона, принцип запроса гражданскими властями военной силы для обеспечения порядка сохранен для армейских подразделений. Статья 5 Закона от 3 августа 2009 г. касалась процедуры разрешения применения оружия при поддержании порядка, относящейся в равной степени и к жандармам, и к полицейским. Внесены изменения в ст. 431-3 Уголовного кодекса. Важное место в регламентации взаимоотношений полиции с демонстрантами занимает процедура sommation (фр.) - приказ рассеяться (ст. 431-3). После первого приказа разойтись полиция должна объявить предупреждение во второй раз, после чего может использовать предусмотренные законом специальные средства в целях рассеяния толпы. После вынесения sommation в третий раз полиция может применить огнестрельное оружие. В случае осуществления демонстрантами насильственных действий или нападений на представителей сил общественного порядка они могут вмешаться без предупреждения. Статья дополнена новым третьим абзацем, в котором определено, что условия применения положений двух предшествующих абзацев будут уточнены Декретом Государственного совета (принят 1 июля 2011 г.). В ст. 6 Закона от 3 августа 2009 г. определяются властные полномочия префекта - представителя государства в департаменте - в сфере внутренней безопасности. Командиры формирований департаментской жандармерии также в определенной степени подчиняются префектам. Префект координирует деятельность всех сил внутренней безопасности в департаменте и руководит ими. Еще Законом от 6 февраля 1992 г., относящимся к территориальной администрации Республики, были увеличены властные полномочия префекта в отношении деконцентрированных государственных служб, в число которых данный Закон не включал подразделения Национальной жандармерии. Вместе с тем префект располагал возможностями обращения к жандармерии, поскольку согласно ст. 72 Конституции Французской Республики на него как на представителя правительства в департаменте возложена ответственность "за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов". Префекты всегда имели возможность обратиться к жандармерии за содействием в целях осуществления своих обязанностей в области внутренней безопасности. В свою очередь, взаимоотношения жандармерии с гражданскими властями были регламентированы Декретом от 20 мая 1903 г. Закон о безопасности от 21 января 1995 г. положил начало усилению роли префекта в обеспечении безопасности на территории департамента, наделив его ответственностью в определении конкретных целей деятельности государственных служб общественной безопасности и ее координировании и предусмотрев обязательность отчета руководителей и полиции, и жандармерии о результатах деятельности по достижению целей, установленных префектом. Дальнейшая эволюция отношений между префектами и жандармерией стала результатом развития национальной политики безопасности <1>. Закон о внутренней безопасности от 29 августа 2002 г. <2> (LOPSI) усиливал ответственность МВД за воплощение общенациональных целей безопасности. Необходимость более тесной координации деятельности Национальной полиции и Национальной жандармерии в рамках новой политики безопасности привела к переопределению полномочий министра внутренних дел в отношении жандармерии. Согласно ст. 3 Закона усиливалась его ответственность за результаты деятельности служб Национальной жандармерии в сфере обеспечения внутренней безопасности. На него возлагались как определение задач этих служб и организационных условий их осуществления, так и их согласование с министром обороны. В соответствии с общим смыслом Закона от 29 августа 2002 г. руководящая роль префекта по отношению ко всем силам внутренней безопасности была вновь подтверждена Законом, относящимся к внутренней безопасности от 18 марта 2003 г. Он четко определил, что префект "управляет действиями служб Национальной полиции и подразделений Национальной жандармерии в вопросе об общественном порядке и административной полиции". Важное нововведение добавлено Декретом, относящимся к властным полномочиям префектов, организации и деятельности государственных служб в регионах и департаментах от 29 апреля 2004 г., в ст. 17 которого префектам было предоставлено право ежегодной оценки командиров департаментских отрядов жандармерии <3>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Андреева И. А. Полицейская система Франции. Омск, 2011. С. 163 - 178. <2> Loi N 2002-1094 du 29 2002 d'orientation et de programmation pour la . URL: http://www. legifrance. gouv. fr/affichTexte. do? cidTexte=J0RFTEXT000000780288&dateTexte. <3> N 2004-374 du 29 avril 2004 relatif aux pouvoirs des , l'organisation et l'action des services de l'Etat dans les et . URL: http://www. legifrance. gouv. fr/affichTexte. do? cidTexte=LEGITEXT000005765702&dateTexte=20090920.

Статья 6 Закона от 3 августа 2009 г. не внесла каких-то кардинальных изменений в отношения между жандармерией и префектами. Использование формулы "власть префекта" применительно к жандармерии не означало ослабления вертикального подчинения подразделений департамента центральному руководству жандармерии, не нарушало принцип единства командования этой военной организацией. Напомним, что в ст. 1 Закона подтверждено, что жандармерия имеет статус вооруженной силы, поэтому ее территориальные подразделения не являются деконцентрированными государственными службами, а значит, власть префекта по отношению к ним более ограничена, чем в случае с гражданскими службами. Эта власть не приводит ни к линейной (прямой, организационной), ни к функциональной подчиненности формирований департаментской жандармерии префекту. К тому же она распространяется только на сферу охраны общественного порядка и административной полиции. Статья 7 (внесена по инициативе комиссии Сената) определила полномочия префекта в сфере безопасности: "Представитель государства в департаменте в Париже, префект полиции оживляет и координирует предупреждение преступности и работу сил внутренней безопасности". Между тем согласно Закону о предупреждении преступности 2007 г. <1> на территории коммуны инициатором и координатором предупреждения преступности является мэр. В коммунах численностью менее 10 тыс. человек мэр возглавляет местный совет предупреждения преступности. Чтобы учесть это новое положение мэра в системе обеспечения внутренней безопасности, во внесенном Сенатом дополнении уточнено, что префект действует с учетом норм Основного кодекса административно-территориальных образований, регламентирующих осуществление предупреждения преступности. -------------------------------- <1> Loi N 2007-297 du 5 mars 2007 relative la de la . URL: http://www. legi-france. gouv. fr/affichTexte. do? cidTexte=J0RFTEXT000000615568&dateTexte.

Важнейшая реформа в истории полиции Франции, направленная на достижение лучшей координации главных сил, обеспечивающих безопасность, вызвала ожесточенные споры, которые не утихают и после принятия Закона от 3 августа 2009 г. Она оценивается и как "настоящая революция, положившая конец "войне полиций" с целью увеличения эффективности и сокращения расходов" (П. Мадлин), и как "похороны древнейшего государственного института" во имя экономической рентабельности (Л. Мукчиелли). Представляется, что Закон от 3 августа 2009 г. явился успешной попыткой найти сбалансированное решение, учитывающее как необходимость адаптации старейшего государственного института Франции к новым социальным условиям, так и важность сохранения национальных традиций, которые при определенных условиях могут стать важным ресурсом дальнейшего развития.

Bibliography

Andreeva I. A. Policejskaya sistema Francii. Omsk, 2011. Bykov A. V. Kontinental'naya model' obespecheniya vnutrennej bezopasnosti gosudarstva // Ros. sledovatel'. 2007. N 8. Delaunay B., Le Clainche M., Rihal H., Rouban L. Chronique de l'administration // Revue francaise d'administration publique. 2008. N 1. Madelin Ph. Police et gendarmerie: le mammouth 23/10/2007. URL: http://rue89.com/2007/10/23/police-et-gendarmerie-degraisser-le-mammouth? page=1. Smirnov L. L. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya Nacional'noj zhandarmerii Francii // Pravo i bezopasnost'. 2004. N 4; URL: http://dpr. ru/pravo_10_8.php.

Название документа