Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

(Винокуров Ю. Е.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 3) Текст документа

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ <*>

Ю. Е. ВИНОКУРОВ

Винокуров Юрий Евгеньевич, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных, дисциплин Московского гуманитарного университета, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье раскрывается понятие международно-правовой охраны окружающей среды, перечисляются ее принципы и называются основные направления международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

Ключевые слова: окружающая среда, международно-правовая охрана, принципы, международное сотрудничество.

The article reveals the concept of international-law protection of environment, lists its principles and names basic directions of international-law cooperation in the sphere of protection of environment.

Key words: environment, international-law protection, principles, international cooperation.

Экологические проблемы выходят далеко за рамки конкретных государств и уже сравнительно давно приобрели глобальное значение, которое с каждым годом становится все более отчетливым. Это, в свою очередь, ставит государства - члены мирового сообщества перед необходимостью выработки и осуществления совместных мероприятий, направленных на минимизацию негативного вмешательства в природные комплексы, имеющие трансграничное значение (воды Мирового океана, атмосферный воздух, озоновый слой Земли), а также на ликвидацию последствий антропогенной деятельности и стихийных бедствий. Таким образом, сущность международно-правовой охраны окружающей среды сводится к осуществлению субъектами международного права совместных мероприятий на основе подписанных и ратифицированных актов международного права, отражающих совокупность прав и обязанностей, а также степень ответственности каждого из участников договора, пакта, конвенции или соглашения <1>. -------------------------------- <1> Экологическое право: Учебник / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2005. С. 411.

В ст. 81 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Вместе с тем данная норма носит отсылочный характер и не позволяет иметь представление о соответствующих принципах. К слову, в ст. 92 утратившего силу Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" перечислялись следующие принципы международного сотрудничества: - каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; - каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; - экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; - хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; - недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; - должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; - должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых ресурсосберегающих технологий; - государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; - все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами. Впервые специальные принципы охраны окружающей человека среды были разработаны и приняты в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. 28 октября 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию природы, в которой стокгольмские принципы были подтверждены. Наряду с другими заслуживают внимания положения, адресованные индивидуумам, в частности: - каждый человек в соответствии с законодательством своей страны должен иметь возможность участвовать индивидуально или коллективно в процессе разработки решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ей ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления; - каждый человек призван действовать в соответствии с положениями Хартии; каждый человек, действующий индивидуально, коллективно или участвующий в политической деятельности, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии. Безусловно, участники международно-правовых отношений в экологической сфере руководствуются и общими принципами международного права, к числу которых относятся принципы: - суверенного равенства всех государств; - уважения государственного суверенитета; - невмешательства во внутренние дела другого государства; - добросовестного выполнения международных обязательств; - мирного разрешения споров и другие. Мировое сообщество в настоящее время озабочено целой группой проблем, формирующих направления международно-правового сотрудничества. Среди таких направлений следует выделить: - защиту Мирового океана от загрязнения; - сохранение биологического разнообразия; - охрану озонового слоя атмосферы; - охрану атмосферного воздуха от загрязнения; - защиту космического пространства от загрязнения; - нераспространение ядерного оружия; - предотвращение трансграничного перемещения опасных отходов и веществ и другие. Всю совокупность действующих в настоящее время международно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно разделить на базовые, отраслевые, региональные, двухсторонние. К числу базовых актов международного права окружающей среды относятся: Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 16 июня 1972 г.); Всемирная хартия природы (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 28 октября 1982 г.); Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.). Отраслевыми актами международного права окружающей среды являются: Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта, 1989 г.); Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 г.); Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.). К региональным актам международного права окружающей среды можно отнести: Декларацию министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (София, 25 октября 1995 г.); Экологическую программу для Европы (София, 23 - 25 октября 1995 г.); Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.). Двусторонними актами международного права окружающей среды являются заключаемые между двумя субъектами международного права договоры и соглашения. Применительно к Российской Федерации необходимо отметить, что двусторонние соглашения по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды Россия заключила с Беларусью, Болгарией, Венгрией, Испанией, Канадой, КНР, Францией и некоторыми другими государствами. Существуют также соглашения с некоторыми государствами о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов (Монголия, Украина, Эстония и др.), рыболовства (Марокко, Финляндией, Швеция и др.) и по ряду иных вопросов. Международно-правовое сотрудничество в экологической сфере выражается не только в подписании и реализации государствами международно-правовых документов, но и в деятельности постоянно действующих, специально созданных для решения конкретных задач международных органов и организаций. Среди наиболее значимых организаций мирового масштаба можно выделить: Конференцию ООН по окружающей среде и развитию; Программу ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП); Программу ЮНЕСКО "Человек и биосфера"; Комиссию ООН по устойчивому развитию; Комитет ООН по природным ресурсам; Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза; Глобальный экологический фонд; Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию; Международный (Всемирный) союз охраны природы; Всемирный фонд дикой природы и некоторые другие организации. На европейском уровне в рамках созданных специальных структур также осуществляется тесное сотрудничество в экологической сфере. К числу наиболее важных европейских организаций относятся: Координационная информационная система по окружающей среде; Европейское агентство окружающей среды; Европейская федерация по охране природы и животных; Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы; Европейский фонд окружающей среды; Европейский ЭкоФорум. Созданы и функционируют экологические структуры на уровне стран - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), в том числе: Межгосударственный экологический совет; Межгосударственный совет по гидрометеорологии. Особую известность благодаря своим громким акциям приобрела организация "Гринпис", российское отделение которой функционирует с 1992 г. Основные направления деятельности этой организации в Российской Федерации связаны с сохранением лесов, сохранением озера Байкал, а также недопущением радиационного и химического загрязнения окружающей среды. Таким образом, можно констатировать, что международное экологическое движение, консолидируя в своих рядах большие силы и средства, представляет собой наряду с эффективной внутригосударственной политикой серьезную составляющую успеха в деле охраны окружающей среды.

Название документа