О некоторых вопросах административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в ходе исторического процесса
(Шурухнов Н. Г.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 3) Текст документаО НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА <*>
Н. Г. ШУРУХНОВ
Шурухнов Николай Григорьевич, профессор кафедры Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, закреплен во многих международно-правовых актах. При этом автором отмечается, что попытки разрешить юридическим лицам режим экономического благоприятствования принимались еще в период существования СССР.
Ключевые слова: юридические лица, налоги, представительства, собственность, ответственность.
Administrative legal status of legal entities, foreign economic activity it is fixed in many international legal acts. Thus the author marks out that attempts to allow legal entities a mode of economic preference, were accepted even during existence of the USSR.
Key words: legal entities, taxes, representations, property, responsibility.
Административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, закреплен в договорах СССР и отдельных зарубежных стран. Так, в Конвенции между СССР и Швецией о правовом положении Торгового представительства СССР В Швеции (Москва, 8 октября 1927 г.) <1> был определен административно-правовой статус одного из первых торговых представительств СССР. В соответствии со статьей III этого международного договора все члены Торгового представительства СССР в Швеции, за исключением самого торгового представителя и его заместителя, которые определялись как принадлежащие к дипломатическому составу, освобождались от "шведских налогов на доходы, которые они будут получать по службе у Правительства Союза Советских Социалистических Республик. При этом подразумевается, что члены Торгового представительства должны быть гражданами Союза ССР, назначенными и командированными в Стокгольм Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза. Их число не должно будет превышать 40 человек". Кроме того, определялось, что Торговое представительство, "будучи обязано, согласно шведским фискальным постановлениям, декларировать свои доходы, тем не менее не будет обязано представлять компетентным властям другие сведения, кроме тех, которые будут необходимы для установления вышеозначенной паушальной суммы". -------------------------------- <1> Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 г.). М.: Экономика, 1977. Т. 2. С. 352 - 356.
В Конвенции о торговле и мореплавании между СССР и Грецией (Афины, 11 июня 1929 года) <2> согласно ее ст. 11: "Если случится, что судно одной из Договаривающихся Сторон потерпит кораблекрушение, посадку на мель или с ним произойдет какая-либо авария у берегов другой Стороны, то последняя окажет ему всякое содействие и защиту, как будто бы дело шло о судне своей страны, разрешая ему в случае нужды сложить свой груз на берег или даже перенести его на другие суда, не требуя никаких сборов, налогов или взносов, лишь бы только груз не был передан на внутреннее потребление". -------------------------------- <2> Там же. С. 218 - 224.
В Договоре о торговле и мореплавании между СССР и Турецкой Республикой (Анкара, 8 октября 1937 г.) <3> устанавливалось, что юридические же лица, учрежденные на территории одной из сторон и допущенные к производству своих операций на территории другой стороны, не будут подлежать там ни в отношении своего имущества или своей деятельности, ни в каком-либо другом отношении налогам и сборам, иным или более высоким, чем те, которым подлежат или будут подлежать в тех же условиях юридические лица наиболее благоприятствуемой нации, имеющие подобную экономическую цель. В ст. 19 соответствующее правило предусмотрено и для грузов. В частности, грузы, независимо от их происхождения или назначения, не подлежат никаким иным или более высоким пошлинам или налогам и не будут пользоваться другим режимом, чем тот, который применялся, если бы они были ввезены или вывезены под флагом наиболее благоприятствуемой нации. При этом указанные правила отнесены на счет как государственных налогов и сборов, так и налоговых платежей, взимаемых в пользу местного самоуправления. -------------------------------- <3> Там же. С. 195 - 208.
После окончания Второй мировой войны СССР предпринимает очередные усилия по заключению подобных соглашений. В этой связи следует упомянуть Торговый договор между СССР и Польской Республикой (Москва, 7 июля 1945 г.). В его ст. 2 определено: "Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует другой Договаривающейся Стороне применение принципа наибольшего благоприятствования во всех экономических взаимоотношениях, и в частности в отношении ввозных и вывозных пошлин и сборов, режима, предоставляемого ею судам другой Договаривающейся Стороны в своих портах и территориальных водах, режима, которым будут пользоваться граждане и юридические лица другой Договаривающейся Стороны, обложения внутренними налогами и сборами товаров другой Договаривающейся Стороны и в отношении условий транзита". В приложении же к Договору "О правовом положении Торгового представительства Союза Советских Социалистических Республик в Польше" предусмотрено, что лица, принадлежащие к персоналу Торгового представительства, - граждане СССР освобождаются в Польше от "всяких личных и материальных повинностей, как воинских, так и гражданских, а также от подоходного налога на служебные оклады" (п. 5). Несколько сходные по содержанию правовые нормы обнаруживаются также в ряде последующих международных договоров о торговле и мореплавании: Договоре о торговле и мореплавании между СССР и Данией (Москва, 17 августа 1946 г.) <4>, Договоре о торговле и мореплавании между СССР и Румынией (Москва, 20 февраля 1947 г.) <5>, Договоре о торговле и мореплавании между СССР и Венгерской Республикой (Москва, 15 июля 1947 г.) <6>, Договоре о торговле и судоходстве между СССР и Чехословацкой Республикой (Москва, 11 декабря 1947 г.) <7>. -------------------------------- <4> Там же. С. 229 - 236. <5> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII. М., 1956. С. 336 - 344. <6> Там же. С. 324 - 333. <7> Там же. С. 352 - 362.
В 1947 г. отдельные элементы международно-правового регулирования административных отношений использовались в рамках мирных договоров, заключенных странами - членами ООН, включая СССР, с одной стороны, и государствами, воевавшими на стороне Германии, - с другой. К примеру, в Мирном договоре с Италией (Париж, 10 февраля 1947 г.) <8> в приложении XIV "Экономические и финансовые постановления, относящиеся к переходящим территориям" в п. п. 4(c), 6 определено, что Правительство Италии несет ответственность за приведение во вполне исправное состояние собственности, возвращаемой гражданам Объединенных Наций. В тех же случаях, когда собственность не может быть возвращена или когда в результате войны гражданин потерпел убыток вследствие повреждения или порчи собственности, он должен получить от Правительства Италии компенсацию. При этом соответствующая компенсация должна выплачиваться без какого-либо обложения налогами или другими сборами. Что касается граждан Объединенных Наций, то и их собственность должна быть освобождена от всяких исключительных налогов, сборов или податей, налагавшихся на их основные фонды в Италии итальянскими властями. -------------------------------- <8> Там же. С. 88 - 203.
Аналогичные юридические конструкции использованы и в других подобных мирных договорах с такими государствами, как Болгария, Венгрия, Румыния и Финляндия <9>. -------------------------------- <9> Мирный договор с Болгарией (Париж, 10 февраля 1947 г.), Мирный договор с Венгрией (Париж, 10 февраля 1947 г.), Мирный договор с Румынией (Париж, 10 февраля 1947 г.), Мирный договор с Финляндией (Париж, 10 февраля 1947 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
В 1956 г. СССР заключены соглашения о воздушном сообщении, в которых оговаривалось, что горючее, смазочные материалы, запасные части и прочие материалы, доставленные или доставляемые авиапредприятием, назначенным одной из сторон на территорию другой стороны исключительно для своих эксплуатационных нужд, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и иных сборов во время их хранения на территории этой стороны. Такая норма присутствует, в частности, в ст. 5 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Дании о воздушном сообщении (Москва, 31 марта 1956 г.) <10> и в других подобных соглашениях <11>. -------------------------------- <10> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVIII. М., 1960. С. 590 - 598. <11> Соглашение между Правительством СССР и Правительством Норвегии о воздушном сообщении (Москва, 31 марта 1956 г.); Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции о воздушном сообщении (Москва, 31 марта 1956 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
По-прежнему в этот период довольно значительное внимание уделялось установлению в рамках двусторонних международных договоров режима налоговой недискриминации во внешней торговле и определению налогового статуса торговых представительств СССР <12>. -------------------------------- <12> Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о торговых взаимоотношениях и о статуте Торгового представительства СССР во Франции (Париж, 3 сентября 1951 г.); Торговое соглашение между СССР и Канадой (Оттава, 29 февраля 1956 г.); Торговое соглашение между Правительством СССР и Правительством Исламской Республики Пакистан (Карачи, 27 июля 1956 г.); Торговый договор между СССР и Японией (Токио, 6 декабря 1957 г.); Торговый договор между СССР и Монгольской Народной Республикой (Москва, 17 декабря 1957 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
В отдельных соглашениях того времени усматриваются нормы, направленные на исключение многократного налогообложения. Так, в ст. 16 Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об урегулировании технических и коммерческих вопросов судоходства по Дунаю (Москва, 14 июня 1957 г.) <13> определено, что дунайские судоходные предприятия каждой из сторон "будут облагаться и уплачивать налоги, непосредственно связанные с их деятельностью по осуществлению перевозки и доставки пассажиров и грузов, только в том государстве, в котором находится руководство (управление) предприятия". Такая же юридическая конструкция употреблена и в ст. 15 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о режиме торгового судоходства на пограничных и смежных с ними реках и озере (Москва, 21 декабря 1957 г.) <14>. -------------------------------- <13> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 365 - 370. <14> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XX. М., 1961. С. 614 - 619.
Следует отметить, что процесс глобализации затрагивает различные стороны жизни, вместе с тем определяющее значение он имеет именно в сферах экономики и политики. В Декларации глав государств - участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (Москва, 2 апреля 1999 г.) <15> отдельно отмечено, что главами государств принимаются во внимание "современные геополитические реалии, характеризующиеся глобализацией экономического и политического развития". -------------------------------- <15> Дипломатический вестник. 1999. N 5. С. 56 - 59.
Безусловно, экономика является важнейшей сферой глобализации. Глобализация экономики в первую очередь выражается в интернационализации хозяйственной жизни <16>, создании транснациональных предприятий и банков, экономической интеграции государств. Формирование мировой хозяйственной системы сопровождается установлением прочных международных торговых, финансовых и инвестиционных связей, что, в свою очередь, и приводит к различным изменениям в социальной, культурной и политической жизни <17>. Экономическую интеграцию в данном случае следует рассматривать, как основную форму и стадию процесса интернационализации хозяйственной жизни, заключающуюся в постепенном преодолении национально-государственной замкнутости экономики и становлении мирового хозяйства <18>. -------------------------------- <16> Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 5. <17> Звонарева О. С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. N 5. <18> Скурко Е. В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: эффективность правового регулирования. СПб., 2004. С. 11 - 15.
При этом в Хартии экономических прав и обязанностей государств (принята 12 декабря 1974 г. Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-м пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <19> в качестве основных целей, преследуемых государствами, значатся: достижение более рациональных и справедливых международных экономических отношений и содействия структурным изменениям в мировой экономике; создание условий, которые позволили бы добиться дальнейшего расширения торговли и интенсификации экономического сотрудничества между всеми нациями; установление и поощрение международных экономических отношений с учетом установленных различий в развитии развивающихся стран и их особых нужд. Таким образом, мы можем говорить о попытках расширения экономического сотрудничества в период существования СССР. -------------------------------- <19> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 135 - 145.
Название документа