Международное и зарубежное законодательство, регулирующее гражданско-правовую защиту имущественных прав несовершеннолетних
(Ростовская И. В.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 3) Текст документаМЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ <*>
И. В. РОСТОВСКАЯ
Ростовская Ирина Валерьевна, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В статье рассматриваются в рамках международной защиты вопросы, связанные с защитой имущественных прав несовершеннолетних. Особое внимание автор уделяет основному международному акту, закрепляющему гарантии прав ребенка, - Конвенции о правах ребенка. Также в статье автором приводится пример французской модели защиты имущественных прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: ребенок, дети, несовершеннолетние, права ребенка, международная защита прав ребенка.
The article considers within the framework of international protection the issues related to protection of property rights. The special attention is drawn to the main international act consolidating the guarantees of rights of a child - the Convention on the rights of the child. The author also provides an example of a French model of protection of property rights of minors.
Key words: child, children, minors, rights of the child, international protection of rights of the child.
Выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты. В связи с этим следует отметить, что особенностями международной защиты имущественных прав несовершеннолетних являются: - юридическое своеобразие связи, существующей между правами человека вообще и правами, законными интересами детей, которая характеризуется соподчиненностью, в которой главенствующее место занимают права взрослых; - создание и существование международных и национальных органов, обеспечивающих международно-правовую защиту прав детей, носит опосредованный и вспомогательный по отношению к взрослым аналогам характер; - имплементация в национальное законодательство международно-правовых и иных международных норм, защищающих права несовершеннолетних, носит пока характер эпизодический и бессистемный: в РФ, например, каждое ведомство действует в этом плане самостоятельно. Основа гарантий имущественных прав и интересов несовершеннолетних закреплена в международных актах о правах человека и правах ребенка. Необходимость в особой защите прав ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в ст. ст. 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Особое значение в контексте нашего исследования имеет факт создания в 1945 г. Генеральной Ассамблеей ООН Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства <1>. Часть 2 ст. 25 этой Декларации, посвященная праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству, гласит: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". В Международном пакте о гражданских и политических правах повторяется положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта посвящена специально всем детям, имеющим право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах в более широком плане рассматривалась забота о "несамостоятельных детях и их воспитании" (ч. 1 ст. 10) <2>. Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка. -------------------------------- <1> Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. С. 39 - 44. <2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17(1831). Ст. 291.
Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 г. на 14-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав ребенка, посвященная исключительно несовершеннолетним <3>. Эта Декларация предусматривает наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Здесь перечислены права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту, особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации); в качестве самостоятельных выделены положения, касающиеся его права на воспитание в семье. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. -------------------------------- <3> Декларация прав ребенка. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л. В. Корбут, С. В. Поленина. М., 1998.
Необходимо обратить внимание на то, что Декларация не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер. Следует подчеркнуть, что к числу основных международных актов, закрепляющих гарантии прав ребенка, относится Конвенция о правах ребенка (далее - Конвенция), принятая 20 ноября 1989 г. <4> и вступившая в силу для СССР 1 сентября 1990 г. (Российская Федерация участвует как правопреемник СССР). -------------------------------- <4> Положение детей в мире. 1991 г. ЮНИСЕФ. 1992. С. 128.
Этот международный акт, который является самым универсальным документом о защите прав несовершеннолетних, закрепляет комплекс основных прав ребенка, а также основополагающие принципы их защиты. В связи с этим в рамках нашего исследования рассмотрим более детально данную Конвенцию, целью которой является максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы государства о социально депривилегированных группах детей: детях, оставшихся без попечения родителей, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, подчеркивая высокие требования и спрос за выполнение провозглашенных государствами прав, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями. Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на другой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. В преамбуле Конвенции упоминаются основополагающие принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, а также указывается на необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения. В соответствии со ст. 1 Конвенции ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, что фиксирует один из основных принципов Конвенции - приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивается необходимость недискриминационного подхода, и обозначены законодательные и административные гарантии государств по обеспечению указанных в Конвенции прав. В научной литературе несовершеннолетним принято считать человека, не достигшего возраста, с которого закон наделяет его возможностью реализовывать в полном объеме свои субъективные права и исполнять обязанности. "Несовершеннолетний" как правовое понятие имеет содержание как общеюридическое, так и по отраслям права. Международное право признает ребенком личность с момента рождения. Однако оно не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия, хотя защита еще не рожденного ребенка не предусмотрена ни в одном международном договоре, за исключением Американской конвенции о правах человека (ст. 4(1)). В основополагающих международно-правовых документах граница между несовершеннолетием и совершеннолетием определяется в 18 лет (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка), но с оговоркой: если иной возраст не установлен национальным законодательством. Следует отметить, что в рамках Конвенции дети рассматриваются не как объекты, а как субъекты правоотношений, самостоятельно действующие граждане, что необходимо признать прогрессивным. Эта новация раскрывается в следующих положениях: - дети, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации; - дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни: физическом, духовном, социальном и культурном; - дети должны быть вовлечены в социальную жизнь, восприниматься как активные участники всего, что затрагивает их интересы, и быть полностью свободны в выражении своего мнения. Они имеют право, чтобы с ним считались; - наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии любых решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей. Конвенция - первое международное универсальное межгосударственное соглашение - возложила на государства правовую ответственность за их действия в отношении детей, тем самым придав проблемам и решениям, связанным с областью защиты прав ребенка, новый политический статус <5>. Особый акцент сделан на признании права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27). Эту задачу должны решать, как правило, родители, исходя из своего статуса, способностей, материального и финансового достатка. Однако если семья не в состоянии накормить, одеть, обуть ребенка (а число таких семей во многих странах современного мира, в том числе и в Российской Федерации, к сожалению, растет), на помощь должны прийти публичные лица - государственные органы социальной защиты, благотворительные организации, религиозные общины, иные юридические лица. -------------------------------- <5> Робул А. Международная защита прав ребенка в современном мире // Белорусский журнал. 2002. N 2.
Поскольку права человека, в том числе и несовершеннолетнего, в современном мире регулируются не только международным, но и национальным правом, целесообразно в рамках нашего исследования обратиться к зарубежным документам по защите прав, уделив прежде всего внимание имущественным правам несовершеннолетних. Так, например, именно во Франции впервые государством были признаны за ребенком права человека, включая право на свободу и равноправие, а в 1792 г. был подготовлен документ "Провозглашение прав ребенка". Франция относится к странам континентальной правовой системы, и Российская Федерация заимствовала многие подтвержденные практикой применения нормы, институты, правовые принципы в области защиты прав детей. Несмотря на то что Франция стимулирует другие государства продвигаться в области развития правовых систем, повышения гарантий прав детей, само французское гражданское законодательство является достаточно консервативным, а закрепленная система защиты прав и интересов детей - достаточно сложной. Основным источником гражданского права является Французский гражданский кодекс (далее - ФГК), который в первом томе закрепляет общие положения о лицах. ФГК определяет понятие несовершеннолетнего. Согласно ст. 388 ФГК несовершеннолетним, так же как и по российскому законодательству, признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста. До недавнего времени положение внебрачных и законных детей во Франции различалось. В частности, при наследовании по закону внебрачные дети могли рассчитывать только на половину от доли, которая им причиталась бы, если бы они являлись законнорожденными детьми. При этом доля законнорожденного ребенка увеличивалась за счет уменьшения доли внебрачного ребенка. Правовое положение внебрачных детей изменилось только в 2001 г. в связи с вступлением в действие Закона от 3 декабря 2001 г. N 2001-1135, который уравнял их в правах с законнорожденными детьми. На признание равенства в наследственных правах детей вне зависимости от их происхождения оказала большое влияние практика Европейского суда по правам человека. Предусматриваются специальные нормы о родительской власти над имуществом несовершеннолетнего. Согласно ст. 382 ФГК отец и мать могут управлять и пользоваться имуществом своего ребенка. Законное управление совместно осуществляется отцом и матерью, если они совместно осуществляют родительскую власть, а в других случаях, под контролем судьи, - либо отцом, либо матерью на основании положений предыдущей главы. Законное пользование связано с законным правлением: оно осуществляется либо отцом и матерью совместно, либо отцом или матерью, на каждого из которых возложено правление. Право пользования прекращается: 1) по достижении ребенком 16 лет или ранее, когда он вступит в брак; 2) по причинам, прекращающим родительскую власть, или по причинам, прекращающим законное управление; 3) по причинам, которые влекут за собой погашение любого узуфрукта. В соответствии со ст. ст. 385 - 387 ФГК это пользование возлагает следующие обязанности: 1) обязанности, лежащие на узуфруктуариях; 2) кормление, содержание и воспитание ребенка сообразно его состоянию; 3) уплата долгов, обременяющих наследство, полученное ребенком. Так же как и в Германском гражданском уложении, во Франции предусмотрен институт гражданско-правовой имущественной ответственности перед несовершеннолетним. Детально урегулированы вопросы управления имуществом несовершеннолетнего, включая ценные бумаги, с целью наиболее эффективного его использования и приумножения. В то же время в Российской Федерации правовое регулирование в рассматриваемых вопросах недостаточно развито и не в полной мере отвечает условиям современного гражданского оборота. Так, в Российской Федерации не урегулированы отношения по управлению ценными бумагами, предприятиями (бизнесом), принадлежащими ребенку. Важным институтом наследственного права, направленным на защиту имущественных прав несовершеннолетних, является институт обязательной доли в наследстве. Он предусмотрен как российским, так и французским законодательством. Суть данного института состоит в том, что независимо от содержания завещания за некоторыми категориями наследников, получивших название необходимых, резервируется определенная доля в наследстве. В соответствии со ст. 1149 ГК РФ правом на получение обязательной доли обладают среди прочих несовершеннолетние дети наследодателя, которые наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, причитавшейся им при наследовании по закону. ФГК устанавливает невозможность для лица, не достигшего 16 лет, распорядиться имуществом посредством завещания (ст. 903 ФГК). Исключение составляет эмансипированный гражданин. Эмансипация по французскому законодательству возможна в двух случаях. При заключении брака несовершеннолетний становится эмансипированным на законном основании (ст. 476 ФГК). Кроме того, в соответствии со ст. 477 ФГК несовершеннолетний, не вступивший в брак, может быть эмансипирован по достижении 16-летнего возраста. По французскому законодательству эмансипированный не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от российского законодательства, согласно которому осуществление предпринимательской деятельности является условием эмансипации. Эмансипация несовершеннолетнего во Франции провозглашается судьей по делам опеки по просьбе его родителей или хотя бы одного из них после опроса несовершеннолетнего и при наличии к тому достаточных оснований. Согласно ст. 481 ФГК он по своему статусу приравнивается к совершеннолетнему и вправе совершать все акты гражданской жизни. Современная система защиты прав детей, сложившаяся в результате развития системы, введенной в 1945 г., зачастую считается сложной и неясной. Даже если согласиться с тем, что эта система может быть улучшена, она тем не менее является отражением политической воли, направленной на оказание помощи семьям при выполнении стоящих перед ними задач по воспитанию детей и на содействие развитию способностей детей в период их становления <6>. -------------------------------- <6> Ростовцева Н. В. Имущественные права несовершеннолетних: тенденции развития наследственного законодательства России и Франции // Наследственное право. 2010. N 2; Уветта Б. Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 3; Французский Гражданский кодекс, иные нормативные акты Франции, акты российского законодательства.
В заключение, резюмируя изложенное, следует отметить, что: - международные нормы и стандарты исходят из идеи наилучшего обеспечения прав ребенка: его выживание, возможность нормально развиваться, быть защищенным и иметь возможность (правовую) участвовать в жизни общества. Это громадное цивилизационное достижение современного общества; - понятие "несовершеннолетний" определяется юридически, исходя из психофизических и социальных качеств детей конкретного народа, страны и государства; - в настоящее время и национальное законодательство всех стран, и нормы международных договоров и обычаев формально-юридически достаточно полно фиксируют совокупность прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Однако национальная и международная практика их осуществления полна нарушений различенной степени тяжести; - существующие национальные и международные институты и учреждения по защите прав человека вообще и ребенка в частности способны защитить человека, однако ряд внеправовых обстоятельств политического, военного, экономического, экологического, геополитического характера зачастую мешают этому (не позволяют развернуть процедуры защиты прав человека, особенно несовершеннолетних). Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В то же время следует отметить, что среди специалистов в области международного права нет единого подхода к пониманию термина "общепризнанные принципы и нормы международного права". Поэтому до тех пор, пока Конституционный Суд РФ не даст официального толкования содержания ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, отношение к международным документам в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, и прежде всего Конвенции о правах ребенка, будет определяться весьма вольным толкованием их правоприменителями.
Название документа