Отдельные вопросы механизма противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в полиции США

(Петросян О. Ш.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 3) Текст документа

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИЦИИ США <*>

О. Ш. ПЕТРОСЯН

Петросян Олег Шагенович, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных, дисциплин Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук.

Коррупционные проявления, как известно, присутствуют и в самых развитых странах, к примеру, таких, как США. В связи с этим законодательство США по противодействию коррупции представляет собой достаточно сложную структуру, обусловленную федеративным устройством США. Автором в данной статье исследуются структура антикоррупционного законодательства и основные санкции, применяемые к виновным лицам.

Ключевые слова: коррупция, штраф, лишение свободы, вымогательство, должностное лицо, служащие, служебное положение.

Corruption manifestations as is known are present in the most developed countries, such as for example the USA. In this connection the US legislation on counteraction of corruption is a rather complicated system conditioned by the federative system of the USA. The author of this article studies the structure of anticorruption legislation and the main sanctions applied to guilty persons.

Key words: corruption, fine, deprivation of freedom, blackmail, official, nonpolitical personnel, official position.

Следует отметить, что американское законодательство о противодействии коррупции в органах государственной власти в целом и органах полиции в частности отличается особой структурой. Оно состоит из федерального законодательства и законодательства отдельных штатов. Основная часть федеральных норм, относящихся в той или иной мере к коррупции, содержится в разделе 18 Свода законов США. В разделе 18 Свода законов США ответственность за должностные преступления предусмотрена в основном в четырех главах: - взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением публичными должностными лицами; - должностные лица и служащие по найму; - вымогательство и угрозы; - выборы и политическая деятельность <1>. -------------------------------- <1> См.: Шалягин Д. Д. Полиция США - организационные и правовые основы деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 59.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных составов преступлений, входящих в эти главы, надо отметить некоторые их структурные особенности. Так, если субъектами преступлений, ответственность за которые предусмотрена в главе 11, являются преимущественно должностные лица высших органов власти и правительственные служащие, то субъектами преступлений, предусмотренных главой 93, - должностные лица и служащие департаментов и их представительств, которые допускают злоупотребление служебным положением с корыстной целью или получают незаконные вознаграждения. Субъектами вымогательства, предусмотренного главой 41, являются любые федеральные должностные лица и служащие. Глава 29 имеет отношение только к злоупотреблениям в области избирательного права. Ответственность за взяточничество предусмотрена § 201 главы 11 раздела 18 Свода законов США. Субъектами этого преступления являются не только те, кто получает взятки, но и те, кто их дает. Под теми, кто получает взятки, в контексте главы 11 понимаются три категории должностных лиц: - публичные должностные лица, к которым относятся члены Конгресса США, члены постоянных комиссий, служащие, наемные работники или лица, действующие от имени Соединенных Штатов, департаментов, представительств, органов исполнительной власти в силу официальных функций или на основании полномочий, а также присяжные; - лица, выбранные для исполнения обязанностей публичного должностного лица, отобранные в качестве кандидатов или назначенные, если они уведомлены официально о предстоящем отборе или назначении; - специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного и исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждение или без него не менее 130 дней в году. Ответственности за дачу взятки подлежит всякий, кто дает, предлагает, обещает что-либо ценное публичному должностному лицу или кандидату на эту должность с целью: - повлиять на его официальные действия, т. е. на решение находящегося в его ведении вопроса, дела, тяжбы, производства и пр.; - оказать влияние на должностное лицо, с тем чтобы совершить, помочь совершить, сговориться, разрешить какие-либо обманные действия либо создать возможность для совершения обмана; - склонить должностное лицо к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей <2>. -------------------------------- <2> См.: Там же. С. 59.

Получателями взяток могут быть лишь должностные лица указанных выше категорий. Таким образом, тот, кто, являясь публичным должностным лицом, в нарушение возлагаемых на него по закону обязанностей прямо или косвенно просит, требует, вымогает, выпрашивает, добивается, соглашается, получает, договаривается получить что-либо ценное для себя в силу исполненного или предстоящего исполнения им какого-либо официального действия или бездействия, совершает взяточничество. Наказанием как для тех, кто дает, так и для тех, кто получает взятку, является штраф в сумме до 10000 долл. или (и) лишение свободы на срок до 2 лет. В число федеральных должностных преступлений включаются и действия служащих банков, которые могут причинить ущерб федеральной банковской системе. Должностные лица, директора или работники по найму какого-либо банка, входящего в федеральную резервную систему или застрахованного федеральной страховой корпорацией, национальной сельскохозяйственной кредитной корпорацией, предлагающие инспектору банка кредит или чаевые, совершают преступление, наказуемое штрафом до 5000 долл. или (и) лишением свободы на срок до 1 года. Такое же наказание ждет и самих инспекторов банков, если они принимают кредит или чаевые (§ 212, 213). Любой служащий банка, вклады в который застрахованы Федеральной страховой корпорацией, служащий федерального банка промежуточного кредитования или национальной сельскохозяйственной кредитной корпорации, который за комиссионные или подарки способствует получению кредита лицом, фирмой и корпорацией, совершает аналогичное преступление. Своеобразным видом должностного злоупотребления, предусмотренного федеральным законодательством, является подкуп с целью использовать влияние при назначении на государственную должность. Если кто-либо из политических или личных соображений получает деньги или ценности за такое обещание, он совершает преступление, наказуемое штрафом до 1000 долл. или (и) лишением свободы сроком до 1 года. В данном случае речь идет не о взятке в собственном смысле, вознаграждение принимается или дается не за совершение конкретного действия, а за одно лишь обещание использовать в будущем свое влияние. Субъектом этого преступления может быть не только частное лицо, но и фирма, корпорация. Ответственность наступает и для тех, кто платит, предлагает или обещает заплатить за будущую поддержку или оказание влияния при назначении на должность. Злоупотребление служебным положением. К этой группе должностных преступлений, совершаемых государственными служащими, федеральное законодательство относит занятия, несовместимые с основными должностными обязанностями. Полицейский чиновник или лицо, работающее по найму в органах законодательной, исполнительной или судебной власти США, не может выступать, если это не входит в его обязанности, в качестве представителя или обвинителя в каком-либо требовании, предъявляемом Соединенным Штатам, а также получать вознаграждение, проценты, долю и прочее за оказание помощи в предъявлении такого требования. Эти же лица не могут представлять чьи-либо интересы в гражданских, административных и уголовных делах, в которых стороной являются Соединенные Штаты либо в которых государство имеет прямую и существенную материальную заинтересованность (§ 205). Наказываются эти действия штрафом до 10000 долл. или (и) лишением свободы сроком до 2 лет. Уголовную ответственность несут также указанные выше лица, если они принимают участие лично и непосредственно в качестве государственных служащих в каких-либо делах, где они, их супруги, несовершеннолетние дети, партнеры, организации, в которых они служат, являются доверительными собственниками либо партнерами, а также организации, с которыми они ведут переговоры о предстоящей работе, имеют финансовый интерес (§ 208). К этой же группе должностных преступлений относятся: - спекуляция акциями или товарами, связанными со страхованием сельскохозяйственной продукции или с деятельностью федеральной корпорации по страхованию урожая; - распространение информации или спекуляция ценными обеспечениями, относящимися к деятельности корпорации финансовой реконструкции. Наказываются эти преступления штрафом до 10000 долл. или (и) лишением свободы: в первом случае до 2 лет, а во втором - до 5 лет. Помимо указанных выше случаев корыстного разглашения специальной информации, гл. 93 содержит норму об ответственности за разглашение секретных сведений общего характера. Со стороны банковских контролеров возможны злоупотребления, связанные не только с раскрытием информации, но и с получением незаконных вознаграждений. Так, § 1909 предусматривает ответственность указанных лиц за получение вознаграждения при выполнении ими каких-либо услуг, не связанных с их контролирующими функциями. Вообще, как указывалось выше, получение вознаграждения государственным служащим помимо сумм, полагающихся ему по закону, наказуемо. Эти деяния составляют особую группу должностных преступлений, предусмотренных главой 93 раздела 18 Свода законов США. Так, если чиновник, служащий по найму, или представитель США какого-нибудь из федеральных органов получает гонорар или вознаграждение за свою услугу, помимо тех сумм, которые полагаются ему по закону, то он наказывается штрафом до 500 долл. Или (и) лишением свободы на срок до 6 месяцев, с обязательной утратой права занимать эту должность. Государственный федеральный служащий, который без законного полномочия улаживает или аннулирует либо пытается уладить или аннулировать какую-либо претензию государства, предусмотренную законодательством в отношении штрафа, наказания или конфискации, или каким-либо способом освобождает или пытается освободить любое лицо, судно, транспорт или багаж, совершает преступление, наказуемое штрафом до 5000 долл. или (и) лишением свободы на срок до 2 лет. Вымогательство. Этот особый состав должностного преступления предусмотрен § 872 главы 41 раздела 18 Свода законов США. Представляется, что законодатель не случайно поместил ответственность за вымогательство в особую главу. Оно занимает как бы пограничное положение между злоупотреблением общего характера и взяточничеством. Согласно § 872 тот, кто, являясь должностным лицом или служащим какого-либо департамента или представительства США, а также тот, кто выдает себя за таковых, вымогает или пытается вымогать что-либо, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или (и) штрафом до 5000 долл. Если стоимость вымогаемого менее 100 долл., виновный наказывается штрафом до 500 долл. или (и) лишением свободы до 1 года. Должностные преступления, связанные с выборами и политической деятельностью. Эта особая группа деяний содержится в главе 29 раздела 18 Свода законов США. В ней предусматривается ответственность кандидатов на какие-либо выборные должности, которые в обмен на поддержку своей кандидатуры обещают кому бы то ни было назначение на публичную или частную должность или получение работы по найму <3>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 89.

Ответственность наступает и для тех, кто обещает работу по найму или иную выгоду за участие в политической деятельности, выступление за или против кандидата или политической партии при выборах кандидатов на занятие любой политической должности, во время проведения общих или специальных выборов или во время отбора кандидатов. К этой же группе отнесено и домогательство политического сотрудничества со стороны сенаторов, членов палаты представителей, служащих США или лиц, получающих заработную плату или вознаграждение от казначейства США, которые прямо или косвенно домогаются, получают или иным способом участвуют в домогательстве или получении любого пожертвования, подписки или вознаграждения из политических соображений для сотрудничества с другим таким же должностным лицом, служащим и пр. Наказываются все указанные выше деяния штрафом в 5000 - 10000 долл. или (и) лишением свободы на срок до 2 или 3 лет. Закон "О зарубежной коррупционной практике" <4> (1977) запрещает подкуп зарубежных чиновников. УК штата Нью-Йорк отводит должностным преступлениям раздел, именуемый "Преступления против публичного управления". Он объединяет статьи, предусматривающие уголовную ответственность за неправомерное поведение должностных лиц и воспрепятствование осуществлению должностных обязанностей, взяточничество и примыкающие к нему правонарушения, а также преступления против правосудия. -------------------------------- <4> См.: Бакатин Д. В., Ковалева Т. К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001. С. 19.

Неправомерное поведение должностных лиц. В § 195 УК (в редакции 1988 г.) дается обобщенное понятие содержания этого уголовного деяния. Оно состоит в том, что государственный (муниципальный) служащий неправомерно ведет себя с намерением получить некую выгоду или лишить другого выгоды или причинить ущерб другому, пользуясь своими должностными обязанностями и совершая незаконные действия в ходе осуществления этих обязанностей. При этом подчеркивается в качестве основного условия осознание преступником незаконности своих действий. Он отвечает аналогичным образом, если удерживается с таким же намерением от исполнения обязанностей, прямо возложенных на него по закону или очевидно присущих характеру его должности. Как при совершении определенных действий, так и при бездействии основным условием ответственности является умысел. Изучая антикоррупционное законодательство США, мы можем прийти к выводу о том, что оно носит достаточно разветвленный характер и охватывает различные коррупционные действия. При этом следует отметить, что санкциями за совершенное коррупционное преступление являются либо штраф в значительной денежной сумме, либо лишение свободы.

Название документа