Зарубежный опыт регламентации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях чрезвычайных ситуаций
(Глушков А. И.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 3) Текст документаЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ <*>
А. И. ГЛУШКОВ
Глушков Александр Иванович, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса МГГУ им. М. А. Шолохова, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся зарубежной практики регламентации правоохранительной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы при возникновении чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены положения международного законодательства, закрепляющие гарантии обеспечения прав и законных интересов осужденных и заключенных под стражу, а также возможность ограничения таких прав и свобод. Обоснована необходимость применения в российском законодательстве отдельных положений зарубежных нормативных правовых актов, регламентирующих механизм реализации в учреждениях уголовно-исполнительной системы режима особых условий при чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: учреждения уголовно-исполнительной системы, чрезвычайные ситуации, права и законные интересы осужденных, права и законные интересы заключенных под стражу, международное законодательство, международные правила обращения с заключенными, ограничение прав и свобод осужденных и заключенных под стражу, уголовно-исполнительное право зарубежных стран.
The article considers theoretical issues related to foreign practice of regulation of law-enforcement activity of institutions of criminal-executory system in case of arising of emergency situations; analyses the provisions of international legislation consolidating the guarantees for ensuring rights and legitimate interests of convicts and prisoners as well as the possibility of limitation of such rights and freedoms; substantiates the necessity of application in the Russian legislation of certain provisions of foreign normative legal acts regulating the mechanism of implementation in the institutions of criminal-executory system of regime of special conditions in case of emergency situations.
Key words: institutions of criminal-executory system, emergency situations, rights and legitimate interests of prisoners, international legislation, international rules of treatment with prisoners, limitation of rights and freedoms of convicts.
Деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе носящих криминальный характер, имеет свои особенности, обусловленные спецификой организации и функционирования названных учреждений. К числу таких особенностей относятся: установление особого правового режима; создание временных структурных образований; создание временной системы управления и связи; использование специальных тактических приемов (включая проведение специальных операций, привлечение значительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, а также других правоохранительных структур, применение специальных средств и оружия). В основу прав и законных интересов осужденных (заключенных под стражу) заложены права человека, гарантированные международным сообществом. Система действующих международно-правовых актов, регламентирующих правила обращения с осужденными (заключенными под стражу), является частью системы международных актов по борьбе с преступностью. Все стандарты, устанавливаемые этими актами, можно классифицировать по масштабам действия (универсальные или региональные), их специализации (общего характера и акты специального назначения), степени обязательности для государств-участников (стандарты-принципы и стандарты-рекомендации). Значительное число этих стандартов содержится в Декларации прав и свобод человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1948 г.). Механизм охраны прав и законных интересов граждан, предусмотренный указанными актами, должен распространяться и на содержащихся в учреждениях УИС лиц. Защите прав и законных интересов осужденных (заключенных под стражу) посвящены ряд международно-правовых документов, детализирующих формы и методы обращения с ними во время отбывания наказания. В их числе Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Процедуры осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1984 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.), Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) <1>. -------------------------------- <1> См.: Селиверстов В. И. Международный контроль как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания // Правовые организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания. Труды Академии МВД РФ. М., 1995. С. 35.
Права осужденных (заключенных под стражу) "пользоваться всеми правами человека и фундаментальными свободами изложены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также в других пактах ООН, как указано в ст. 6 Основных принципов обращения с заключенными от 14 декабря 1996 г. Однако основные принципы допускают ограничение указанных прав и свобод, если необходимость ограничений явно обусловлена фактом заключения в тюрьму" <2>. -------------------------------- <2> Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1996 г.: уголовно-исполнительное право // Сборник нормативных актов / Под ред. П. Г. Пономарева. М.: Новый юрист, 1997. С. 90.
В то же время ограничение прав осужденных (заключенных под стражу) не должно применяться произвольно; оно должно быть связано с конкретными целями. Согласно Всеобщей декларации (п. 2 ст. 29) такими целями выступают защита прав и свобод других людей, удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе. Указанные цели ограничений юридически закреплены в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, ст. 21, ст. 22). Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. целями ограничений признает предупреждение преступлений, защиту национальной безопасности и здоровье других людей <3>. -------------------------------- <3> URL: http://base. garant. ru/2559460.
В связи с этим представляется целесообразным определить основные цели ограничений прав осужденных (заключенных под стражу) в случаях введения в учреждениях УИС режима особых условий при чрезвычайных ситуациях и закрепить их в УИК РФ и Федеральном законе "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений". Исходя из содержания отечественного законодательства, основными целями ограничений прав осужденных (заключенных под стражу) являются: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях УИС; исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы в условиях чрезвычайного положения; обеспечение безопасности содержащихся в учреждениях УИС осужденных (заключенных под стражу), а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; обеспечение охраны здоровья осужденных (заключенных под стражу). В международных правовых документах обстоятельства, при которых могут вводиться ограничения прав человека, носят названия чрезвычайных обстоятельств. Однако понятийный аппарат "чрезвычайные обстоятельства" в науке разработан недостаточно полно и прочно. Единственным международным правовым документом, где дано определение этому правовому явлению, является Конвенция МОТ от 28 июня 1930 г. N 29 "О принудительном или обязательном труде". В соответствии с п. "d" ст. 2 данной Конвенции под чрезвычайными обстоятельствами понимаются "обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения". К ним относятся: чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявлено; война, общественная опасность или другие чрезвычайные обстоятельства, которые угрожают независимости и безопасности государства; бедствие или угроза бедствием, а именно: пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений. Однако не все права осужденных (заключенных под стражу) могут быть ограничены даже в условиях введения чрезвычайного или особого положения (в том числе и режима особых условий). В соответствии с п. 2 ст. 4 Пакта о гражданских и политических правах такое положение не является основанием для каких-либо ограничений права на жизнь (ст. 6); свободы от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 7); права человека не считаться виновным в совершении какого-либо преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательному или международному праву не являлось уголовным правонарушением (ст. 15); права на признание правосубъектности (ст. 16). В российском уголовно-исполнительном праве только с принятием УИК РФ впервые на законодательном уровне было закреплено ограничение некоторых прав осужденных (заключенных под стражу) в связи с введением в учреждениях УИС режима особых условий при чрезвычайных ситуациях криминального характера. Принимаемые в рамках этого режима меры могут привести к приостановлению или сокращению на время его действия прав осужденных (заключенных под стражу): приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; свидание с родственниками и иными лицами; получение посылок, передач и бандеролей; получение и отправление денежных переводов; представление телефонных переговоров, прогулок и т. д.; приостановление следственных и иных мероприятий с обвиняемыми и подозреваемыми; ограничение посещений учреждений УИС представителями общественных и религиозных организаций <4>. -------------------------------- <4> Российская газета. 1995. 5 апр. N 67.
Уголовно-исполнительное право некоторых зарубежных стран также содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с введением в исправительном учреждении режима особых условий (особого положения) при чрезвычайных ситуациях. Так, например, в исправительных учреждениях Республики Беларусь при введении режима особого положения решением начальника учреждения могут быть приостановлены свидания, прием передач, продажа продуктов питания и предметов первой необходимости, отправка писем осужденных и вручение присланных им писем, посылок, бандеролей, ограничены передвижения осужденных в пределах жилой и производственной зон, отменены или ограничены выезды или вывоз осужденных за пределы исправительного учреждения, запрещены или ограничены посещения исправительных учреждений представителями общественных объединений, религиозных конфессий и средств массовой информации, проведение массовых мероприятий культурно-просветительского и физкультурно-оздоровительного характера. В рамках данного режима производится изоляция в пределах данного учреждения либо перевод в другое учреждение осужденных, организующих или провоцирующих групповые противоправные действия, либо активных их участников. Одновременно с введением этого режима в учреждении устанавливается усиленный вариант охраны и надзора <5>. -------------------------------- <5> См.: Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь (в вопросах и ответах): Практическое пособие / Под общ. ред. В. Б. Шабанова. Минск: Тесей. С. 131 - 132.
При введении режима особых условий в исправительном учреждении: - в Республике Кыргызстан могут быть приостановлены некоторые права осужденных, введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты учреждения, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб <6>; -------------------------------- <6> См.: ч. 2 ст. 57 УИК РК.
- в Республике Узбекистан может быть введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня и ограничена деятельность отдельных служб, ограничены некоторые права осужденных <7>; -------------------------------- <7> См.: ч. 2 ст. 80 УИК РК.
- в Украине предусмотрено усиление охраны и надзора за осужденными, прекращение всех мероприятий, проводимых с ними, в том числе свиданий и принятия посылок и передач, осуществление иных режимных мер <8>. -------------------------------- <8> См.: ч. ч. 2, 3 ст. 81-1 ИТК Украины.
Подобные меры применяются в местах лишения свободы многих стран, однако не везде они нашли законодательное закрепление. Так, например, в соответствии со ст. 29 Закона Швеции "Об обращении с заключенными в тюрьмах" начальник тюрьмы может запретить телефонные переговоры, если заключенным или другим лицам угрожает опасность <9>. Других ограничений шведское законодательство не предусматривает. -------------------------------- <9> См.: Сборник переводов ВНИИ МВД РФ. N 577. С. 23.
Согласно "Памятной книге заключенного Федерального бюро тюрем США" директор тюрьмы может запретить переписку, если будет установлено, что она наносит вред безопасности, порядку или дисциплине в тюрьме, защите общественного порядка или может способствовать преступной деятельности. Однако при этом не запрещается переписка, необходимая для защиты собственности или средств, на законном основании принадлежащих заключенному до момента его осуждения. В то же время "в случаях нарушений закона допускается принятие таких мер, которые предоставляют руководству исправительного учреждения максимальную свободу рук" <10>. -------------------------------- <10> США. Конституция и права граждан / Под ред. И. А. Геевского. М.: Мысль, 1987. С. 201.
В тюрьмах США используется режим "control unit", который впервые был введен в тюрьме г. Марион штата Иллинойс в 1972 г. и стал частью тюремной политики. В его основе заложены три правила: заключенные содержатся в ячейках (камерах) размером 1,8 x 2,5 метра в течение 22 - 23 часов в сутки (в камерах не регламентируются выдача еды, занятия спортом, выход на работу и соблюдение религиозных обрядов); эти правила существуют постоянно, но приводятся в действие только в случае необходимости; эти правила являются мерами административного воздействия, а не наказанием <11>. -------------------------------- <11> URL: http://Search. Lycos. Com/raf/defalt/asp.
В Великобритании заключенных, участвовавших в массовых беспорядках, неповиновениях, захватах заложников и нападениях на представителей администрации в местах лишения свободы, переводят в тюрьму строгой изоляции. При совершении подобных действий в тюрьме их помещают в камеры категории безопасности "А" <12>. При этом заключенные лишаются личного довольствия и подвергаются наиболее строгому наблюдению: еженедельно производят обыски как их лично, так и камер, где они содержатся. -------------------------------- <12> См.: Coyle Andrew. The prisons we deserve. Harper Collins Publishers. London, 1994. P. 96 - 98.
Должностные лица учреждений УИС в целях обеспечения правопорядка не должны применять силу по отношению к осужденным (заключенным под стражу), за исключением случаев, когда это необходимо для поддержания безопасности и порядка в исправительном учреждении, случаев самообороны или когда создается угроза для личной безопасности <13>. -------------------------------- <13> См.: Использование и применение Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка вместе с основными принципами применения силы огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: Материалы 5-й сессии Комиссии по предупреждению преступности по уголовному правосудию (Вена, 21 - 31 мая 1996 г.) // Сборник переводов ВНИИ МВД РФ. 1996. N 743. С. 168.
Название документа