Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования

(Гинзбург И. В., Трошкина Т. Н.) ("Реформы и право", 2013, N 2) Текст документа

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ <1>

И. В. ГИНЗБУРГ, Т. Н. ТРОШКИНА

Гинзбург Ирина Владимировна, аспирант кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института публично-правовых исследований, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В последнее время в научном и практическом употреблении прочно утвердились такие категории, как дистанционные образовательные технологии, дистанционное образование, электронное обучение. Однако все чаще они употребляются как синонимичные, необоснованность их отождествления аргументируется в статье. Для этого рассмотрены события, в связи с которыми данные понятия вошли в категориальный аппарат, и тот блок законодательства Российской Федерации, на основании которого они действуют.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное образование, электронное обучение.

Distance education in the Russian Federation: the concept and the legal regulation I. V. Ginzburg, T. N. Troshkina

Recently in the scientific and practical use it was firmly rooted categories such as distance learning technologies, distance education, and e-learning. However, they are used as synonymous nowadays, so the groundlessness of their mixing is argued in the paper. For this purpose, author reviews the events with regard to which these concepts are included in the categorical apparatus and to those block of Russian legislation which is the basis for the effect of such laws.

Key words: distance education technologies, distance education, e-learning.

Достойная реализация права на образование во многом определяет уровень развития государства как особой формы организации общества и самостоятельной единицы на мировой арене. Именно необходимостью улучшения качества образовательных услуг обусловливается весь комплекс осуществляемых в настоящий момент в Российской Федерации мероприятий. Качество образовательных услуг и уровень развития всего современного общества - самостоятельные, но тесно связанные показатели эволюционирования любого государства. Причем ни один из них не может развиваться обособленно. Так, например, Болонская система ввела в научную и практическую сферы такие понятия, как "студентоцентрированное обучение", "компетентностный подход", "кредитно-модульная система", "двухуровневая система образования", "автономия" и т. д. При этом целью реформирования является подготовка специалистов "нового поколения", действующих исходя из компетенции, самостоятельно планирующих свою образовательную траекторию, настроенных на обучение в течение всей жизни, за счет чего возрастет уровень развития всех сфер деятельности - производственных и непроизводственных. К тому же процесс развития образовательной сферы не может не опираться на достижения других сфер в целях реализации и учета всесторонних потребностей общества. Так, развитие компьютерных технологий приобретает все большее использование в различных областях. Именно поэтому образовательный процесс модернизируется посредством внедрения в него качественно новых элементов. И одним из таких элементов, несомненно, является интернетизация образования, использование компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В связи с этим в последнее время в научном и практическом употреблении прочно утвердились такие категории, как "дистанционные образовательные технологии", "дистанционное образование", "электронное обучение". Однако все чаще они употребляются как синонимичные, что, на наш взгляд, не соответствует действительности. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо, в первую очередь, рассмотреть, в связи с какими событиями данные понятия вошли в категориальный аппарат и законодательство Российской Федерации, в каком контексте они используются ведущими вузами зарубежных стран и как они понимаются в научной литературе и законодательстве Российской Федерации. В научных работах, посвященных изучению проблем дистанционного образования, высказывается версия о том, что впервые необходимость развития способа организации обучения посредством электронных ресурсов как неотъемлемого элемента международного сотрудничества в сфере высшего профессионального образования была сформулирована в аналитических докладах Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании 1997 и 2000 годов. В обобщенном виде полученные результаты были опубликованы Институтом в 2001 году на английском языке (Distance Education for the information society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Analytical Survey. IITE UNESCO. M., 2001) <2>. Однако в межправительственных соглашениях Российской Федерации и ряда зарубежных стран более раннего периода в числе рекомендаций уже можно увидеть пункт, посвященный развитию процесса получения знаний дистанционно. Так, например, в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования от 1995 года отмечается, что стороны признают в качестве приоритетного направления по созданию информационных сетей и банков данных обмен существующими материалами и разработку новых технологий по дистанционному обучению <3>. Однако на момент возникновения рекомендаций в области развития дистанционного обучения российское законодательство не содержало даже общих положений относительно обозначенной категории. Единственным внутренним источником регулирования вопросов дистанционного образования на тот момент являлось Постановление Госкомитета России по высшему образованию от 31 мая 1995 года N 6 "О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России", в рамках которого дистанционное образование понималось как комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды <4>. -------------------------------- <2> Густырь А. В., Овсянников В. И. Введение в дистанционное образование. Развитие дистанционного образования в России. М., 2001. С. 56. <3> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (Ташкент, 27 июля 1995 года) // Бюллетень международных договоров. 1996. С. 37 - 41. <4> Бочков В. Е. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования // lexed. ru/pravo/journ/0807/bochkov. doc (дата обращения: 15.02.2013).

Именно поэтому в 2002 году в Закон Российской Федерации "Об образовании" были внесены изменения. Однако вопрос о том, каким образом законодательно закрепить требуемые положения, оставался дискуссионным в части недостаточно однозначного раскрытия понятия "дистанционное обучение". Именно поэтому в целях законодательного отражения новых электронных способов передачи знаний было выбрано понятие "дистанционные образовательные технологии". Так, Федеральным законом от 10 января 2003 года N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" было закреплено следующее определение: дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника" <5>. Способы организации обучения посредством дистанционных образовательных технологий были зафиксированы в Приказе Министерства образования России от 18 декабря 2002 года N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". -------------------------------- <5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Также в Российской Федерации внедрение новых элементов связано с болонскими преобразованиями. Так, одним из мероприятий болонского периода, посвященных развитию высшего профессионального образования, является Международный семинар "Болонья и вызовы электронного обучения и дистанционного образования" (вклад неклассических форм обучения и преподавания в создание Европейского пространства высшего образования, Гент, 4 - 5 июня 2004 года). Выводы по завершении семинара были сформулированы следующим образом: "Движущие механизмы европейского пространства высшего образования различны. Они включают мобильность, реакцию на быстро меняющееся общество знаний, а также эффективное инвестирование в человеческий капитал" <6>. Мобильность участников образовательных правоотношений на уровне высшего профессионального образования представляла и представляет собой один из основных принципов организации образовательного процесса в условиях становления болонской системы. Большинство вузов Российской Федерации усиливают внимание к академической мобильности. Однако академическая мобильность - это лишь одна из граней мобильности в контексте болонских преобразований. Болонский процесс требует более широкой парадигмы мобильности, чем просто социально-культурный обмен. Уровень мобильности и интернационализации должен быть введен как важный показатель качества европейских систем образования. Особое внимание должно уделяться новому веянию - потенциалу виртуальной мобильности, в том числе использованию Интернета, электронных библиотек, виртуальных конференций и др. <7>. Так, в качестве одной из рекомендаций, сформулированных по результатам семинара, была отмечена необходимость признать вклад "виртуальной мобильности" в международные академические обмены и развитие совместных программ обучения. И одним из средств развития виртуальной мобильности были признаны дистанционное образование и электронное обучение. -------------------------------- <6> Байденко В. И. Болонский процесс: середина пути. М., 2005. С. 183. <7> Байденко В. И., Селезнева Н. А. Болонский процесс: глоссарий. М., 2009. С. 87.

Развитие виртуальной мобильности, дистанционного образования и электронного обучения должно было способствовать достижению еще более глобальных целей, например сделать европейское пространство высшего образования открытым, полностью интегрируя в него гибкие пути обучения, которые обеспечиваются посредством электронного обучения и других неклассических форм обучения и преподавания <8>. Как видно, семинар, имеющий первостепенное значение в области развития процесса обучения посредством электронных ресурсов, вводит новые категории: дистанционное образование и электронное обучение. Однако по его результатам нельзя однозначно ответить на вопрос, в чем принципиальное отличие дистанционного образования от электронного обучения. Можно лишь заметить, что уже исходя из названия семинара дистанционное образование и электронное обучение объединяются в понятие "неклассические формы обучения". Однако с точки зрения российского законодательства едва ли можно объединить данные категории в одну смысловую группу. Несмотря на то что болонская система вводит новые категории, в российском законодательстве в последующем они отражения так и не получили. В 2005 году Министерством образования и науки Российской Федерации был принят Приказ N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" <9>. Данным Приказом устанавливаются правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования. Анализируя данный Приказ, который в настоящий момент не утратил силу, можно сделать вывод, что дистанционные образовательные технологии - это средство, применяемое при реализации основных и дополнительных образовательных программ всех уровней образовательной системы вне зависимости от формы получения образования. -------------------------------- <8> Байденко В. И. Указ. соч. С. 184. <9> Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 года N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 32.

В 2007 году между Российской Федерацией и государствами - участниками Содружества Независимых Государств было заключено Соглашение "О координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств", частью которого являлась Концепция развития дистанционного обучения <10>. Так, в соответствии с данным Соглашением дистанционное обучение - целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий. При этом данным Соглашением были выделены основные этапы развития дистанционного обучения в странах-участницах, а именно: -------------------------------- <10> Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 22 ноября 2007 года) // Бюллетень международных договоров. 2009. N 5. С. 3 - 5.

- развитие сотрудничества образовательных организаций государств - участников СНГ и обмен опытом применения дистанционных образовательных технологий; - согласование и гармонизация нормативных правовых актов государств - участников СНГ, обеспечивающих реализацию образовательных программ на основе применения дистанционных образовательных технологий; - формирование социально-экономических и организационно-управленческих механизмов сотрудничества государств - участников СНГ в области применения дистанционных образовательных технологий. Таким образом, посредством принятия основных условий болонской системы, принятия межправительственных соглашений разного периода о необходимости сотрудничества в области высшего профессионального образования и модернизации традиционной системы образования посредством внедрения в нее электронных, компьютерных технологий в категориальный аппарат образовательного права вошли такие понятия, как "дистанционное образование", "дистанционное обучение", "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии". И если в отношении правовой природы и сущности последнего понятия вопросов не возникает, то иные указанные нами категории нередко становятся предметом дискуссии. Так, Ю. Г. Круглов отмечает, что существует два подхода к определению сущности дистанционного образования: технократический и системоразвивающий. При этом сторонники первого подхода приравнивают дистанционное образование к технологиям образования (спутниковым системам, компьютерным коммуникациям и т. д.). Сторонники второго подхода отождествляют дистанционное образование с заочным. При этом Ю. Г. Круглов разделяет вторую позицию <11>. В. М. Филиппов отмечает, что говорить следует не о дистанционном образовании, а об открытом обучении, включающем ученика в развернутые системы информационных баз данных, снимающем пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации <12>. -------------------------------- <11> Круглов Ю. Г. Высшее заочное педагогическое образование в России // http://www. gdeNoet. ru/bibl/policy/level/2.2.php (дата обращения: 15.02.2013). <12> Филиппов В. М., Тихомиров В. П. Открытое образование - стратегия XXI века для России. М., 2000. С. 694 - 710.

В. И. Овсянников, используя дословный анализ спорных категорий с учетом их иностранного происхождения, приходит к следующим выводам. Так, первый опыт использования компьютерных технологий в образовательном процессе был произведен в странах Британского Содружества и США (где, как известно, термины "distance education" и "distance learning" первоначально появились, получили распространение и откуда попали в Россию и в русский язык). Английское "learning" означает в основном своем значении "изучение" или "научение", то есть главным образом самостоятельное приобретение знаний о предмете, поэтому для англоязычных авторов словосочетание "distance learning" обозначает только одну сторону дистанционного образования (или distance education). С учетом этого понятие (и термин) "distance education" - "дистанционное образование", охватывая и "обучение", и "изучение", оказывается более емким и адекватным для обозначения дистанционного образования как целого, образовательного явления <13>. -------------------------------- <13> Густырь А. В., Овсянников В. И. Введение в дистанционное образование. Развитие дистанционного образования в России. М., 2001. С. 83.

Вывод о том, что дистанционное образование шире дистанционного (электронного) обучения, вытекает также из анализа российского законодательства. Так, под образованием согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) <14>. Нетрудно заметить, что данное определение включает в себя еще два понятия: "обучение" и "воспитание". Под "обучением" понимается процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду, а под "воспитанием" - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. К тому же важным признаком образования является необходимость проведения итоговой аттестации и выдача по ее окончании документа об образовании и (или) квалификации, в котором констатируется достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование - более широкая категория по сравнению с дистанционным обучением. Более того, дистанционное образование полностью включает электронное обучение. Однако если дистанционное образование не может существовать без электронного обучения как неотъемлемой формы получения знаний посредством электронных сетей, то дистанционное обучение, напротив, может быть и должно внедряться в традиционный образовательный процесс в качестве самостоятельного элемента. -------------------------------- <14> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

При анализе официальных сайтов некоторых вузов зарубежных стран можно сделать вывод, что чаще вместо "distance learning" употребляется "e-learning", соответствующее российскому электронному обучению. Так, термин "e-learning" применяется именно к процессу обучения и выступает синонимом дистанционному обучению. Российское законодательство объясняет значение прилагательного "дистанционный" через прилагательное "опосредованный", осуществляемый на расстоянии. Можно предположить, что понятие "дистанционный" шире понятия "электронный", но, на наш взгляд, принципиальной разницы между данными понятиями нет. Ведь обе категории предполагают опосредованный контакт между обучаемым и обучающимся и использование специальной техники для этого. Развитие дистанционного (электронного) обучения в Российской Федерации на настоящий момент является приоритетным направлением государственной политики. Так, с 2011 года реализуется проект "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями". Уже из названия проекта вытекает вывод, что органы государственной власти отождествляют понятия дистанционного и электронного обучения. При этом основная цель реализации проекта заключается в повышении образовательных результатов учащихся за счет эффективного встраивания электронных интернет-ресурсов в образовательный процесс и его качественном изменении <15>. -------------------------------- <15> Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения // http:// xN-80abucjiibhv9a. xN-p1ai/ %D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/ 869 - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (дата обращения: 15.02.2013).

Что касается современного законодательства, то в настоящий момент Закон Российской Федерации "Об образовании" содержит ст. 15, посвященную общим требованиям к организации образовательного процесса. Федеральным законом от 28 февраля 2012 года N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в данную статью был внесен п. 1.1, регулирующий особенности применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий <16>. -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 2012. N 10. Ст. 1159.

Так, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом электронное обучение определяется как организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Закон "Об образовании" не содержит отдельной статьи, посвященной электронному обучению, не говоря уже о дистанционном образовании - данный термин используется лишь в научном плане, что, на наш взгляд, недопустимо. К тому же определение, предложенное в Законе Российской Федерации "Об образовании", явно нуждается в корректировании. Тот факт, что электронное обучение понимается как организация образовательного процесса, позволяет говорить о нем как о самостоятельной форме получения образования, что, по нашему мнению, неверно. Однако Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу 1 сентября 2013 года (за исключением отдельных положений) <17>, содержит ст. 16, посвященную реализации образовательных программ с использованием электронного обучения. При этом определение электронного обучения претерпевает изменение и фиксируется как "организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников". -------------------------------- <17> Собрание законодательства РФ. 2013. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Электронное (дистанционное) обучение - это: 1) форма обучения и преподавания, но не форма получения образования; 2) способ организации обучения посредством дистанционных образовательных технологий, но не организация образовательного процесса с применением информационных технологий и технических средств; 3) целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий; 4) процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду посредством информационно-телекоммуникационных сетей; 5) один из способов реализации образовательных программ с использованием частично или в полном объеме информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Таким образом, под электронным обучением, на наш взгляд, следует понимать процесс передачи знаний, организуемый посредством применения дистанционных образовательных технологий или, иными словами, средств информатизации и телекоммуникации, предполагающий опосредованный контакт между обучающимся и обучаемыми, основной целью которого является качественная реализация основных и дополнительных образовательных программ с учетом возможностей и потребностей участников образовательных правоотношений. Так, нами был сделан вывод о том, что электронное обучение не является формой получения образования. Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации не дает определения понятию "форма получения образования". Ответ на данный вопрос можно найти в доктрине. На наш взгляд, форма получения образования представляет собой способ организации образовательного процесса или особый способ организации деятельности обучающегося по освоению образовательных программ, проведению текущего и итогового контроля, приобретению по его итогам определенного уровня (ценза). В основе определения лежит категория "образовательный процесс", которая явно шире процесса обучения. Так, по мнению В. М. Сырых, понятие образовательного процесса охватывает собой весь комплекс процедур и вытекающих из них отношений от поступления до получения диплома об окончании, включая также имущество, информацию и иные материальные блага, поскольку образование не может должным образом вестись без надлежащей материальной базы <18>. Формы получения образования делятся на две основные группы. Основным критерием деления является получение образования в образовательном учреждении и вне образовательного учреждения. Поэтому в первую группу входят такие формы, как очная, очно-заочная, заочная, а во вторую - семейное образование, самообразование и экстернат. -------------------------------- <18> Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 27, 48.

Исходя из присущих дистанционному образованию особенностей, а также смысла, который вкладывается в данную категорию посредством объединения двух терминов - "дистанционный" и "образование", на наш взгляд, именно оно должно дополнить предусмотренные законодательством формы получения образования, а если конкретизировать, то формы получения образования вне образовательного учреждения. Своими особенностями дистанционное образование как самостоятельная форма получения образования обладает на всех стадиях, составляющих образовательный процесс. Попробуем раскрыть данные особенности. Во-первых, что касается определения дистанционного образования. Мы считаем, под дистанционным образованием следует понимать форму получения образования за счет освоения общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, высшего профессионального образования посредством использования дистанционных образовательных технологий. Во-вторых, что касается целей развития дистанционной формы образования, то их можно условно разделить на несколько смысловых групп: 1) цели в области содействия реализации основных условий болонской системы в части: - создания единого европейского пространства высшего образования; - повышение уровня конкурентоспособности единого европейского пространства, учитывая, что дистанционно можно обучаться в любом высшем учебном заведении при наличии в нем соответствующих технологий; - укрепления сотрудничества между странами - участницами Болонского процесса; 2) цели в области содействия реализации права на образование преимущественно в части принципов доступности, адаптированности системы образования к возможностям и особенностям развития участников образовательных правоотношений: - создание условий для реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий; - повышение качества образовательных услуг, предоставляемых обучающимся, за счет учета их особенностей, способностей и интересов; - создание условий для освоения основных и дополнительных программ обучающимся, совмещаемым работу с обучением. Дистанционное образование наиболее эффективно для следующих категорий обучающихся: лиц с ограниченными возможностями здоровья; обучаемых, совмещающих работу с обучением; лиц, постоянное место жительства которых характеризуется отдаленностью от учебных заведений; лиц, желающих получить образование в зарубежных вузах. Перейти на дистанционную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего и высшего профессионального образования при условии обеспечения соответствующих условий образовательным учреждением. Обучающийся на основании личного заявления или заявления родителей вправе получать образование дистанционно, не теряя дальнейшей возможности продолжить образование в образовательном учреждении. При реализации образовательных программ в форме дистанционного образования вне зависимости от фактического местоположения обучающегося формальным местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации. Для осуществления дистанционного образования ответственность за реализацию образовательных программ несет образовательное учреждение в лице его преподавательского состава. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ в форме дистанционного образования обязано создать информационную образовательную среду, необходимую для освоения соответствующей образовательной программы. Образовательное учреждение обязано обеспечить доступ обучающихся по форме дистанционного образования лиц к уставу образовательного учреждения, иным локальным нормативным актам, имеющим первостепенное значение при организации образовательного процесса, учебному плану образовательного учреждения, программе учебных курсов (модулей) и т. д. посредством образовательных компьютерных технологий. Помимо прочего, образовательное учреждение обязано обеспечить обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ в форме дистанционного образования; осуществлять промежуточную и итоговую аттестации обучающегося. При этом дистанционная форма образования предполагает при наличии соответствующей необходимости осуществление всех видов текущего контроля дистанционно, на расстоянии. Освоение обучающимся образовательных программ определенного уровня образовательной системы завершается обязательной итоговой аттестацией, которая осуществляется при непосредственном контакте, а не посредством использования дистанционных образовательных технологий. Тем не менее в Российской Федерации дистанционное образование ассоциируется преимущественно с обучением лиц с ограниченными возможностями на дому. Об этом говорится в федеральных и региональных программах в области модернизации образования, в некоторых нормативных правовых актах федерального уровня и региональном законодательстве. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1112 устанавливаются правила определения порядка и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в целях: оснащения компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения <19>. -------------------------------- <19> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 2. Ст. 176.

Государственная политика, основанная на признании, уважении и соблюдении образовательных прав лиц с ограниченными возможностями, представляется нам единственно верной формулой реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями, однако термин "дистанционное образование" уже давно должен приобрести более широкий масштаб распространения и проведенный нами анализ доказывает это. Таким образом, дистанционное образование должно быть отмечено в законодательстве Российской Федерации как самостоятельная форма получения образования при том факте, что реализация основных и дополнительных образовательных программ всех уровней образовательной системы посредством дистанционного образования обладает рядом особенностей по сравнению с иными формами. Следует также отметить, что быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных технологий и Интернета, представляет собой дополнительную гарантию реализации права на образование, содействуя получению образования не только инвалидами, но и лицами, проживающими в отдаленных, труднодоступных или малонаселенных районах, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т. д. Дистанционное образование обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации. В связи с существованием значительного количества спорных моментов, связанных с понятийным аппаратом дистанционного образования, а также условиями и порядком организации образовательного процесса при выборе обозначенной формы, необходимо разработать соответствующий подзаконный нормативный правовой акт (например, в форме положения) на федеральном уровне <20>. -------------------------------- <20> Для сравнения отметим, что на начальном этапе реализации общеобразовательных программ в форме семейного образования общие положения, порядок заключения договоров о переходе на данную форму получения образования и иные ключевые моменты были закреплены в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года N 225 (ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2005. N 31, 32). В 2004 году данный Приказ утратил силу, предоставив образовательным учреждениям, реализующим программы среднего общего образования, свободу в области организации семейного образования. Однако за это время был накоплен определенный опыт, сформировавшийся на базе упомянутого подзаконного акта, вследствие чего не возникало дискуссий относительно понятийного аппарата.

В нем можно было бы четко развести понятия, схожие по звучанию, но разные по своей сути. Представляется, что дистанционное образование должно быть признано самостоятельной формой получения образования. В то время как дистанционное (электронное) обучение - это процесс передачи знаний, организуемый посредством применения дистанционных образовательных технологий, который может применяться при выборе любой формы получения образования, а дистанционные образовательные технологии - это средство, применяемое при реализации основных и дополнительных образовательных программ всех уровней образовательной системы вне зависимости от формы получения образования.

Название документа