Особенности применения арбитражным судом таможенного законодательства

Споры с участием таможенных органов - особая категория споров в судебной практике и по своей сложности, и по правильности применения таможенного законодательства.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определяются ТК РФ и нормативными актами других отраслей законодательства, связанными с регламентацией таможенных правоотношений. В рамках таможенного дела регулируется порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Арбитражными судами рассматриваются споры, связанные с таможенным регулированием перемещения товаров через таможенную территорию Российской Федерации во исполнение сделок, заключаемых между российскими и иностранными юридическими лицами и предпринимателями.

Особенности правового режима подобных сделок заключаются в их комплексном регулировании нормами гражданского, таможенного, валютного, налогового, международного законодательства. Различные таможенные режимы устанавливаются законодателем в зависимости от видов и условий гражданско-правовых договоров, а также порядка их исполнения.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенного оформления, взимания таможенных платежей.

Для хозяйствующих субъектов Дальневосточного региона характерно экспортирование товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее частыми видами административных правонарушений являются недекларирование вывозимых товаров либо их недостоверное декларирование, как правило, связанное с занижением качественных и количественных характеристик.

ТК РФ предусмотрена обязанность декларировать товары при перемещении их через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в иных случаях, установленных Кодексом. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером путем заявления в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товаре, об их таможенном режиме и других данных, необходимых для таможенных целей.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, приведен в ст. 124 ТК РФ и ограничивается теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, указана в ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Первым необходимым действием, подтверждающим намерение лица осуществить вывоз товаров с применением периодического временного декларирования, является подача временной таможенной декларации. С осуществлением данного действия лицо вступает в таможенные правоотношения и принимает на себя вытекающие из этого обязательства.

Суть процедуры периодического временного декларирования, предусмотренной ст. 138 ТК РФ, сводится к тому, что вывоз российских товаров с таможенной территории Российской Федерации осуществляется на основании временной таможенной декларации, сведения в которой заявляются исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного, заявляемого декларантом времени (для облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров указанный период не может превышать один календарный месяц). После подачи временной таможенной декларации и уплаты вывозных таможенных пошлин на декларанта возлагается обязанность осуществить вывоз товаров в течение заявленного периода и после их убытия с таможенной территории Российской Федерации подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию. При этом полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации и содержит уточненные сведения о количестве, таможенной стоимости, качестве вывезенных товаров, транспортных документах на товары.

Временная таможенная декларация подается при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации при условии, что в отношении их не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления. Данный порядок применяется по желанию декларанта, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения установленных требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов. На необходимость четкого понимания порядка периодического временного декларирования обращал внимание и ВАС РФ в постановлении Пленума от 22.06.06 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)".

В практической деятельности многие предприятия-экспортеры для целей таможенного оформления вывозимых товаров применяют периодическое временное декларирование (ПВД). Данный порядок предполагает подачу не одной, а двух ГТД - временной и постоянной.

Под перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом. При этом понятие "вывоз товаров", как это определено п. 9 этой же нормы права, используется в значении "подача таможенной декларации". Поскольку у декларанта имеется обязанность подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию, фактически перемещение товара завершается с подачей полной таможенной декларации. Из сказанного следует, что перемещение товаров в режиме экспорта завершается подачей постоянной декларации.

Законодателем установлен запрет на вывоз российских товаров в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации. Исключение составляют случаи, установленные пп. 1, 2 ст. 122 ТК РФ, согласно которым допускается изменение количества и состояния, произошедшее вследствие изменения естественных свойств при нормальных условиях транспортировки и хранения. Как правило, указанные причины приводят к изменению в сторону уменьшения товаров, однако законодателем сделана оговорка и в отношении изменения количества товаров, превышающего заявленное. Очевидно, речь идет о тех случаях, когда, например, климатические условия зимнего периода оказывают воздействие на состояние товара при минусовой температуре, вследствие чего может увеличиться количество нефти в результате заморозки содержащейся в ней воды. Отсылочная норма абз. 2 п. 4 комментируемой статьи в контексте с пп. 1, 2 ст. 122 ТК РФ определяет случаи, когда лица не несут ответственности за утрату или изменение состояния вывозимых товаров (при форс-мажорных обстоятельствах, а также в случаях, пред усмотренных техническими регламентами и стандартами, при изменении сведений о количестве товаров, произошедшем из-за погрешности методов измерения).

Исходя из материалов судебной практики по спорам, в отношении которых ФАС Дальневосточного округа проверена законность состоявшихся судебных актов, представляется, что сохраняется правовая неопределенность по вопросам наличия в действиях экспортеров вменяемого таможней административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в случае заявления декларантом в полной таможенной декларации сведений о количестве экспортированных товаров, превышающем заявленное по временной грузовой таможенной декларации (далее - ВГТД).

По одному из таких дел на таможенный пост Обществом была подана ВГТД на перемещаемый в Японию в таможенном режиме экспорта товар - каменный уголь в количестве 6050 т. В ходе осуществления таможенного контроля в отношении заявленного по временной грузовой таможенной декларации товара было установлено, что на судно фактически загружено 6166 т угля, что на 116 т больше, чем заявлено в этой таможенной декларации. После чего судно убыло за пределы таможенной территории Российской Федерации. На загруженные 6166 т угля Обществом на таможенный пост в установленный ч. 2 ст. 138 ТК РФ срок подана полная грузовая таможенная декларация с отметкой "Выпуск разрешен".

По результатам проведения таможенного контроля таможня пришла к выводу, что Общество допустило недекларирование товаров, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Постановлением таможенного органа декларант привлечен к административной ответственности по названной статье, которое оспорено Обществом в судебном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции согласился с позицией заявителя об отсутствии в его действиях события правонарушения в виде недекларирования товара, поскольку Общество, воспользовавшись правом временного периодического декларирования, при подаче полной таможенной декларации указало сведения о фактическом количестве экспортируемого товара.

С выводами суда не согласился суд второй инстанции и своим постановлением отменил принятый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Апелляционная инстанция сочла, что основания для признания Общества виновным по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ у таможни имелись, поскольку декларантом не соблюдены положения таможенного законодательства, предписывающие порядок декларирования вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, в том числе и путем временного периодического декларирования, при котором на декларанта в любом случае возложена обязанность по исполнению требований и условий, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, также и в части, касающейся указания достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации, по общим правилам декларирования товаров.

Позиция второй судебной инстанции поддержана судом кассационной инстанции.

Между тем усматриваются противоречия при правоприменении норм таможенного законодательства, регламентирующих процедуру подачи периодической временной декларации, за нарушение которой в случае превышения количества товаров, убывших с таможенной территории Российской Федерации, таможней возбуждаются дела об административном правонарушении по признакам недекларирования товаров.

По правилам п. 4 ст. 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Буквальное толкование приведенной нормы закона означает, что суть временного декларирования заключается в указании в ВГТД ориентировочного количества российских товаров.

Учитывая, что по правилам п. 9 ст. 11 ТК РФ вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации рассматривается как подача таможенной декларации или совершение указанных в абз. 2 настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы, перемещение товаров в режиме экспорта завершается подачей полной декларации.

При этом фактическое убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации состоялось, а декларирование их произведено путем подачи ВГТД.

При этом законодатель установил правила, предписывающие, что после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период.

Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При его установлении учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения времени для вывоза декларируемых товаров (ч. 2 ст. 138 ТК РФ).

Между тем, подавая полную таможенную декларацию, в то время как товар уже убыл с таможенной территории Российской Федерации, участник внешнеэкономической деятельности лишен реальной возможности проверить количество товаров, задекларированных по ВГТД, с тем чтобы исключить расхождение сведений во временной и полной таможенных декларациях.

Поскольку комментируемой нормой ТК РФ императивно закреплено правило о запрете по убытию российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное в ВГТД, а возможность проверить реально отгруженное количество товаров при подаче полной ГТД у декларанта в силу объективных обстоятельств отсутствует, то происходит фактическое ухудшение положения участника внешнеэкономической деятельности, применяющего временное периодическое декларирование, в сравнении с положением другого такого же участника, использующего общий порядок декларирования.

По крайней мере, установленные ст. 127 ТК РФ права и обязанности декларанта по осмотру, измерению подлежащих декларированию товаров, в том числе до подачи таможенной декларации, позволяют участнику внешнеэкономической деятельности при подаче полной декларации воспользоваться своими правами в целях исключения возможности недекларирования либо недостоверного декларирования товаров.

Таким образом, уяснение содержания приведенных положений ТК РФ дает основание полагать, что периодическое временное декларирование, заключающееся в ориентировочном указании количества экспортируемого товара, затрудняет декларирование товаров по общему правилу, поскольку впоследствии это количество не может быть перепроверено и смысл периодического декларирования без наступления негативных последствий в случае несовпадения количества товаров при подаче полной ГТД утрачивается.

Во избежание возникновения у таможни оснований для признания декларанта виновным в совершении таможенного правонарушения по названной выше норме КоАП РФ применение процедуры подачи полной таможенной декларации влечет за собой наступление более благоприятных последствий.

При этом по смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

И.С. Панченко,

судья Федерального арбитражного суда

Дальневосточного округа

С.А. Демченко,

помощник судьи Федерального арбитражного суда

Дальневосточного округа

"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 1, январь-февраль 2009 г.