О проблеме интеграции правовых систем при формировании мирового государства

(Лыков А. Ю.) ("История государства и права", 2013, N 12) Текст документа

О ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОГО ГОСУДАРСТВА <*>

А. Ю. ЛЫКОВ

Лыков Андрей Юрьевич, преподаватель кафедры истории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета.

В статье анализируется проблема формирования единой правовой системы всемирной политической организации. Посредством изучения теоретических положений и истории формирования стандартов прав и свобод человека и гражданина раскрываются возможные противоречия, которые могут возникнуть при объединении различных правовых систем. На основании исследования предлагается последовательность действий по формированию единого правового пространства на территории земного шара.

Ключевые слова: правовая система, права, свободы, интеграция, мировое государство.

The article considers the problem of the formation of the united legal system of world political organization. By means of the analysis of theoretical positions and history of the formation of the standards of the rights and freedoms of man and citizen are disclosed possible controversies, which may arise from the combination of different legal systems. On the basis of the studies suggested sequence of actions on formation of a single legal space in the territory of the globe.

Key words: legal system, rights, freedoms, integration, global state.

В современности среди ученых-теоретиков государства, специалистов истории государства и политологов остро стоит вопрос о дальнейшем политико-правовом развитии человечества. Возможны три пути будущей политико-правовой эволюции. Первый вариант состоит в совершенствовании функционирования уже созданных политико-правовых институтов и сохранении текущей модели развития международных отношений. Второй вариант развития представляет дальнейшую децентрализацию культурных отношений и усиление автономности всех политических обществ. Третий вариант представляет модель интеграции мирового государства как единой политической системы. При этом под мировым государством понимается универсальная политическая организация общества, обладающая аппаратом управления и принуждения, развитым механизмом правового регулирования, функционирующая для наилучшего удовлетворения всеобщих и составляющих их частных потребностей людей в границах существования всего человечества. Однако если мировое государство будет являться закономерным этапом развития человечества, то при его формировании возникнет важная проблема, заключающаяся в необходимости построения всемирного правового пространства. Здесь прежде всего речь идет о проблеме единого стандарта прав и свобод человека и гражданина и единой правовой системы в границах всего человечества. Несмотря на то обстоятельство, что рассматриваемые вопросы находятся в одной плоскости, т. к. любая правовая система включает в себя права и свободы человека и гражданина, в процессе интеграции человеческого общества в мировое государство они приобретают разный ракурс. Права и свободы относятся в большей степени к содержанию, а правовая система отображает внешнюю форму права. Правовая система - это конкретное историческое единство права, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны, характеризующееся единством понимания и реализации права, системой правового воспитания, согласованностью уровней правового регулирования и системой заложенных взглядов. На практике в современных международных отношениях и национальных правовых спорах наиболее актуальным является разделение правовых систем на англосаксонскую и романо-германскую правовые системы. При этом если говорить об источниках права, то англосаксонская правовая система, которая основывается на прецедентах, в большей мере является характеристикой преемственности правовой традиции. Однако преемственность может существовать не только через прецеденты, но и через сохранение определенных правовых ценностей в текущем законодательстве. В то время как изменение или отмена правовых атавизмов в прецедентной системе не всегда представляются возможными, т. к. это нарушало бы принцип законности. Прецедентное право является по своей сути интерпретативным, а значит, "сколько судей, столько правосудий" <1>. По этой причине при создании единого государства в определенных регионах Земного шара потребуется плавный переход прецедентного права в романо-германскую правовую систему. Она, будучи более гибкой в отношении изменения текущих норм права, позволит обеспечить систематизацию законодательства с учетом всех культурных особенностей различных территорий мирового государства. -------------------------------- <1> Хен Ю. В. Глобализация как фактор эволюции homo sapiens // Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Ред. Ю. В. Хен. М., 2010. С. 43.

Более сложным вопросом является содержание прав и свобод человека и гражданина. Во-первых, в условиях единого политического общества потребуется создание такого содержания, которое удовлетворяло бы все культуры и народы. Для того чтобы глобальное управление и сотрудничество было эффективным, должны сформироваться общие стандарты и позиции, воспринятые широкими кругами всех стран и на транснациональном уровне <2>. Если форма права - это скорее технический вопрос, то содержание права во многих государствах может сильно отличаться. В странах, где господствует мусульманская религия, ее ценности отражаются и на всей правовой системе. В Индии до сих пор существует классовое неравенство, а в религии ислама множество ограничений естественных прав человека, которые плавно переходят в правовую систему. Например, запрещается ростовщичество, т. е. взимание и предоставление любого ссудного процента. -------------------------------- <2> Барабанов О. Н. Глобальное управление как тема для научного анализа // Антиглобализм и глобальное управление: Докл., дискус., справ. материалы / Отв. ред. Д. Н. Песков. М., 2006. С. 30.

По этой причине унификация права неизбежно будет проходить с трудностями, которые будут выражаться в подавлении ценностей одних культур ценностями других. Для их преодоления верной представляется позиция, согласно которой содержание религии или идеологии не должно отражаться в содержании правовой системы. Любые дополнительные ограничения со стороны любой культуры должны носить не императивный, а диспозитивный характер. Только тогда в рамках одной правовой системы смогут одновременно сосуществовать множество культур. Те же из них, которые в своем содержании отрицают ценности других народов и при этом активно нарушают права и свободы других лиц, должны быть ликвидированы, т. к. это приводит к радикальным группировкам, терроризму, преступности и войне в широком ее понимании. Правовой базис прав и свобод человека и гражданина уже сформирован международным правом и национальным законодательством современных демократий <3>. В научной литературе начало указанного формирования, как правило, связывается с такими основополагающими историческими нормативными актами, как английская Великая хартия вольностей 1215 г., английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о правах 1791 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. <4>. Их основой выступила идея естественных прав человека <5>. В частности, для американских колонистов единственным путем к знанию о божественной воле было исследование естественных законов, и они, как указал Т. Джефферсон, без сомнения, являлись законами "природы бога" <6>. Взяв за основу естественно-правовую идею, данные правовые акты оказали ключевое влияние на понимание и развитие института прав человека <7>, который теперь уже закреплен в международных договорах и большинством современных конституций <8>. -------------------------------- <3> Современные глобальные проблемы: Учеб. пособие / Ред. А. С. Дундич. М., 2010. С. 89. <4> Loughlin M. The idea of Public law. Oxford, 2003. P. 114. Англ. яз.; Pound R. The ideal element in law. Indianapolis, 2002. P. 172. Англ. яз. <5> Bailyn B. The ideological origins of the American revolution. Cambridge, 1967. P. 27. Англ. яз.; Глобальные конфликты нового и новейшего времени: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Паниной. М., 2005. С. 12. <6> Becker C. The Declaration of Independence: a study in the history of polit. ideas. N. Y., 1922. P. 37. Англ. яз. <7> Loughlin M. Op. cit. P. 106. <8> Maddox G. "Constitution" // Political innovation and conceptual change / Eds. T. Ball, J. Farr, L. Russell. Cambridge, 1989. P. 51 - 56. Англ. яз.; Loughlin M. Op. cit. P. 44 - 52.

"Правовая революция" <9> связывается с триумфом общественной власти над политической, с появлением индивидуалистических концепций развития общества, как минимум на идеологическом уровне, и с формированием политического порядка, основанного на обладающей правами личности <10>. Традиционная централизация политической мысли - на приоритете прав суверена и обязанностей его подданных - была переосмыслена с постановкой акцента на приоритете прав граждан и обязанностях государства <11>. Так как права и обязанности являются парными составляющими взаимосвязанных отношений <12>, данное разграничение может показаться мнимым. Но на практике вышеуказанное различие оказало значительное влияние на осуществление государственной власти <13>. Апогеем вышеуказанных процессов в XX в. стали современные всемирные стандарты, охватывающие большинство стран <14>. Среди них можно выделить следующие акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ряд других. -------------------------------- <9> Epp C. R. The rights revolution: lawyers, activists and Supreme Courts in compar. perspective. Chicago, 1998. Ch. 1. Англ. яз. <10> Loughlin M. Op. cit. P. 114; Pound R. Op. cit. P. 172. <11> Hobbes T. On the Citizen. Cambridge, 1998. P. 7, 10. Англ. яз.; Pound R. Op. cit. P. 22. <12> Radin M. "Natural law and natural rights" // Yale law journal. 1950. Vol. 59. P. 214 - 237. Англ. яз. <13> Loughlin M. Op. cit. P. 114. <14> Beetham D., Boyle K. Introducing democracy: 80 questions and answers. Cambridge, 1995. P. 92. Англ. яз.

В рамках одного государства достаточно легко создать одну унифицированную модель прав и свобод, но интеграция мировой правовой системы является более сложной задачей. Для ее решения возможным способом является заключение международных кодифицированных нормативных актов, которые станут общеобязательны для всех. Например, международный уголовный кодекс, международный гражданский кодекс. Предварительно необходимо будет прибегнуть к написанию типовых законов, которые будут имплементироваться в национальное законодательство, и только потом переходить к переговорам по разработке общеобязательных международных актов, которые в последующем станут основой законодательства мирового государства. Это позволило бы сделать переход к мировой правовой системе плавным. Подводя итог научному анализу, можно сделать следующий вывод. Интеграция единой правовой системы должна будет пройти следующие стадии: стадия перехода государств с прецедентным правом в романо-германскую правовую семью; стадия международной подготовки типовых законов по всем отраслям права и их имплементации; стадия введения в силу международных кодексов; формирование единой правовой системы. Итоговым результатом станет многостороннее и детализированное закрепление всех прав и свобод человека и гражданина с наиболее гуманными и прогрессивными демократическими ценностями во всем обществе, отсутствие правовых коллизий между национальными правопорядками и негативного влияния политики на право.

Название документа