Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России

(Сухаренко А. Н.) ("Юридический мир", 2013, N 5) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко Александр Николаевич, директор АНО "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности" (г. Владивосток).

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии России. За последние двадцать лет миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Однако несовершенство действующей системы управления миграционными процессами привело к появлению нескольких миллионов незаконных мигрантов.

Ключевые слова: миграция, контроль, преступность.

Legislative ensuring counteraction of illegal migration in Russia A. N. Sukharenko

Migration processes play a material role in social-economy and demographic development in Russia. For the last 20 years migration gain materially compensated more than a half of natural population decline. However the imperfectness of the current system of management of migration processes led to arising of several million of illegal migrants.

Key words: migration, control, criminality.

Миграционная ситуация в России

Активная интеграция Российской Федерации в мировое экономическое пространство сопровождается значительным притоком мигрантов. По масштабам иммиграции Россия занимает второе место в мире после США. Ежегодно в страну с разными целями въезжают 13 - 15 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Большая часть из них - граждане СНГ. Однако слабый пограничный и миграционный контроль, несовершенство законодательства и коррумпированность компетентных органов способствовали появлению значительного числа незаконных мигрантов. О существовании указанной негативной тенденции свидетельствует статистика ФСБ России. Так, за 2008 - 2011 гг. пограничные органы отказали во въезде на территорию РФ более 73 тыс. иностранным гражданам. Кроме того, за 2009 - 2011 гг. выявлен 591 иностранец, в отношении которых ранее применялось административное выдворение за пределы РФ, но которые въехали в страну на основании документов с измененными данными <1>. -------------------------------- <1> URL: http://vz. ru/ news/2012/11/ 26/608937.php.

Сегодня, по подсчетам ФМС России, 3,3 млн. находящихся в стране иностранцев превысили срок законного пребывания - находятся более трех месяцев. Большинство из них граждане Узбекистана (почти 900 тыс.), Украины (более 500 тыс.), Таджикистана (400 тыс.) <2>. -------------------------------- <2> РИА "Новости". 27.02.2013.

Незаконная миграция оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, социальную ситуацию, межнациональные отношения. С ней также тесно связаны проблемы торговли людьми и трудовой эксплуатации, которые приобрели широкие масштабы. Находясь на нелегальном положении, иностранцы нередко объединяются в преступные группы или вливаются в уже существующие в целях обеспечения своего существования. Таким образом, незаконная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования транснациональных преступных формирований. Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества, сформированные гражданами стран Закавказья (азербайджанские и грузинские) и Средней Азии (узбекские и таджикские). Основными видами их деятельности являются: незаконный оборот наркотиков и оружия, похищение и торговля людьми, преступления против собственности и на потребительском рынке. На протяжении последнего десятилетия на долю иностранцев приходилось около 2% от общего числа регистрируемых в России преступлений (в среднем 40 тыс. в год).

Внутригосударственные меры

Тринадцатого июня 2012 г. Президентом РФ была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., одной из целей которой является противодействие незаконной миграции. Согласно Концепции, под незаконной миграцией понимаются перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществления ими трудовой деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции" разрабатывается проект Приказа ФМС России "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда".

Таблица 1

Сведения по миграционной ситуации в Код строки 2012 2011 Российской Федерации

код графы 1 2

ЦБДУИГ Въехало иностранных граждан 1 15 889 421 13 831 860

Поставлено на миграционный учет 2 6 477 674 6 068 473

Находится на территории 3 10 085 049 - Российской Федерации ИГ и ЛБГ

Тридцатого декабря 2012 г. были подписаны Федеральные законы N 308-ФЗ и 312-ФЗ, которые вносят поправки в ст. 322 - 322.1 Уголовного кодекса РФ и ст. 150 - 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Теперь пересечение Государственной границы РФ иностранцами, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен, наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок. За совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет. В свою очередь, за организацию незаконного въезда в Россию иностранцев и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через территорию РФ увеличен максимальный размер штрафа с 200 до 300 тыс. руб., максимальный срок обязательных работ - с 360 до 420 часов, максимальный срок исправительных работ - с года до двух лет, а принудительных работ - с двух до трех лет. Максимальный срок лишения свободы вырос с двух до пяти лет с ограничением свободы с года до двух, а если те же деяния совершены организованной группой или в целях совершения преступления на территории России, срок увеличивается с пяти до семи лет. В целях реализации Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ был подготовлен проект Постановления Правительства РФ, которое определяет условия и порядок содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих депортации или выдворению в спецучреждениях ФМС России до исполнения соответствующих решений. Одновременно Постановлением закрепляются требования к режиму пребывания указанных лиц. Реализация данного проекта потребует создания 89 спецучреждений в 82 субъектах РФ. В настоящее время созданы и функционируют за счет субъектов РФ 17 таких учреждений. Для повышения эффективности противодействия незаконной миграции подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение срока ограничения въезда на территорию РФ иностранцам и лицам без гражданства, являющимся злостными нарушителями миграционного законодательства, в отношении которых ранее уже выносились решения о реадмиссии, депортации либо административном выдворении (срок ограничения права на въезд иностранцу, в отношении которого повторно вынесены указанные решения, составит 10 лет). В феврале 2013 г. Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за фиктивную регистрацию/постановку на учет иностранцев или лиц без гражданства по месту жительства. Как отмечается в пояснительной записке, только в 2011 г. на территории РФ было выявлено более 6400 адресов, в которых зарегистрировалось почти 300 тыс. граждан. Согласно проекту, под фиктивной регистрацией иностранцев понимается их регистрация в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. В свою очередь, под фиктивной постановкой на учет понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов и (или) постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения проживать (пребывать) в этих помещениях либо без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для проживания (пребывания). За совершение указанных преступлений предусматривается штраф от 100 до 500 тыс. руб. или лишение свободы на срок до трех лет <3>. -------------------------------- <3> Московский комсомолец. 15.02.2013.

Международное сотрудничество

Восемнадцатого июля 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 178-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств на территории Таможенного союза (ТС)". Соглашение было заключено в ноябре 2010 г. в целях создания правовой основы сотрудничества Сторон (Россия, Республика Беларусь и Казахстан) по противодействию незаконной трудовой миграции из третьих государств. Согласно документу, Стороны осуществляют мониторинг объемов нелегальной трудовой миграции, пресечение каналов и структур, организующих и оказывающих содействие нелегальной трудовой миграции, применение механизмов высылки (выдворения, депортации) нелегальных мигрантов, проведение оперативно-профилактических мероприятий и спецопераций, заключение соглашений о реадмиссии, обмен статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции. Данное Соглашение не применяется к лицам, прибывшим из третьих государств на территорию государства одной из Сторон в целях получения убежища или статуса беженца в порядке, предусмотренном законодательством этой Стороны. Третьего сентября 2011 г. была утверждена Программа сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012 - 2014 гг. Основными задачами Программы являются выработка и реализация согласованной миграционной политики государств СНГ; развитие международно-правовой базы сотрудничества; совершенствование и сближение национального законодательства; совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах государств СНГ; проведение совместных и/или согласованных оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов. За 2011 г. на территории государств СНГ были задержаны более 2,3 тыс. нарушителей миграционного законодательства, ликвидировано 10 каналов незаконной миграции, выявлено 26 фактов торговли людьми. Особое внимание уделяется укреплению межгосударственного сотрудничества миграционных служб и правоохранительных органов приграничных территорий. Так, на базе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ). В феврале 2013 г. рабочей группой КСБНМ был подготовлен проект документа по созданию системы обмена информацией в сфере противодействия незаконной миграции в рамках Единой системы учета (ЕСУ) СНГ <4>. -------------------------------- <4> Богданов В. ОДКБ борется с незаконной миграцией // Российская газета. 14.02.2013.

Кроме того, на протяжении последних пяти лет в формате ОДКБ проводится комплексная оперативно-профилактическая операция "Нелегал", направленная на противодействие незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми. Всего в ходе операции "Нелегал-2012" было выявлено 100,9 тыс. нарушений миграционного законодательства, из них 79,6 тыс. связаны с незаконным въездом, выездом и пребыванием, 21,2 тыс. - с нелегальной трудовой деятельностью. Сумма взысканных штрафов превысила 3,3 млн. долл.; 4002 человека были выдворены. По результатам операции было возбуждено более 9 тыс. уголовных дел. Пятая часть из них (1884) связана с оборотом наркотиков, 506 - оружия, 165 - с организацией незаконного въезда и выезда и 11 - с торговлей людьми <5>. -------------------------------- <5> Алехина М. "Третьи" лишние // Новые известия. 21.11.2012.

Рекомендации

Наиболее эффективными способами снижения уровня незаконной миграции в России, по нашему мнению, являются: скорейшее обустройство государственной границы с Казахстаном; развитие системы организованного набора рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов; совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности; легализация части незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу; создание условий для адаптации и интеграции мигрантов; гармонизация и унификация миграционного законодательства и применение информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций; выработка единых подходов по вопросу реадмиссии граждан третьих государств, включая расходные обязательства сторон.

Название документа