Когда цена не имеет значения: как в процедуре конкурентного диалога применяются такие принципы, как прозрачность и равноправие

(Бабицкий Ф.)

("Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2013, N 5)

Текст документа

КОГДА ЦЕНА НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ: КАК В ПРОЦЕДУРЕ

КОНКУРЕНТНОГО ДИАЛОГА ПРИМЕНЯЮТСЯ ТАКИЕ ПРИНЦИПЫ,

КАК ПРОЗРАЧНОСТЬ И РАВНОПРАВИЕ

Ф. БАБИЦКИЙ

Что такое конкурентный диалог

"Практику применения закупочных процедур, которые не предусмотрены действующим законом, но прописаны в проекте нового, лучше все же осмысливать на опыте соседей", - считает Николай Акимов, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами Государственного университета управления Правительства Москвы.

Возможность применения в странах Европейского союза конкурентного диалога в качестве процедуры закупки предусмотрена в Директиве 2004/18/EC. Использование этой процедуры позволяет применять более эффективные средства при выборе поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов. Введение конкурентного диалога в законодательство о публичных закупках явилось реакцией на необходимость поддержать развитие государственно-частных партнерств в ЕС.

Конкурентный диалог предоставляет возможности для учета инноваций и получения лучших решений для государственного сектора, способствует достижению эффективности осуществляемых закупок при сохранении достаточно высокого уровня конкуренции, позволяет избежать последующего увеличения объемов и цен закупаемых товаров, работ или услуг.

Помимо конкурентного диалога, в ст. ст. 28 - 31 Директивы 2004/18/EC предусмотрены также такие процедуры закупок, как открытая, ограниченная, переговоры с публикацией извещения, переговоры без публикации извещения.

В некоторых случаях применение открытой или ограниченной процедуры может не отвечать предмету и характеру осуществляемых закупок по следующим причинам:

- недостаточное количество итерационных этапов для определения победителя;

- отсутствие возможности отклонить участника при рассмотрении предварительных предложений;

- необходимость производить оценку излишнего количества заявок, что увеличивает затраты на проведение процедур закупок;

- наличие существенных ограничений по внесению изменений и дополнений в представленную победителем заявку.

Существенные ограничения установлены все той же Директивой и на применение переговоров. С учетом данных обстоятельств применение конкурентного диалога имеет определенные преимущества, а также значительно снижает риск признания недействительным договора, заключенного в соответствии с данной процедурой.

Многие страны ЕС предусмотрели возможность использования конкурентного диалога и в своем национальном законодательстве. Тем не менее в большинстве государств порядок его проведения указан в законодательстве ровно в том виде, в котором он указан в самой Директиве. Несмотря на то что ее положения относительно данной процедуры закупки являются во многом дискреционными, в законодательстве стран ЕС, за редким исключением, детализированный порядок проведения конкурентного диалога не указан.

В практике заказчиков в различных странах спорным остается также вопрос относительно того, является ли конкурентный диалог исключительной (как, например, проведение переговоров) или стандартной процедурой закупки. Все это оставляет пространство для дискуссий относительно условий и порядка проведения конкурентного диалога.

Тем не менее за 2011 год в "Официальном журнале ЕС" было опубликовано более 1900 извещений о проведении конкурентного диалога, что демонстрирует его широкое влияние на рынок государственных (муниципальных) закупок. Наиболее часто прибегают к использованию данной процедуры заказчики Великобритании и Франции.

Конкурентный диалог используется для определения победителя с целью заключения с ним особо сложного договора. Под особо сложным договором в соответствии с п. 11 ст. 1 Директивы 2004/18/EC понимается договор, в целях заключения которого у заказчика объективно отсутствует возможность определить:

- технические условия удовлетворения своих потребностей;

- юридические (или финансовые) условия проекта.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Директивы 2004/18/EC заказчик может использовать конкурентный диалог для заключения особо сложного договора, если он считает, что для этого невозможно использовать открытую или ограниченную процедуру закупок.

Как это работает?

Порядок проведения конкурентного диалога изложен в ст. 29 Директивы 2004/18/EC и предусматривает следующие этапы.

1. Публикация извещения. Извещение о проведении конкурентного диалога должно быть опубликовано в "Официальном журнале ЕС". В извещении или сопроводительных документах должно содержаться описание потребностей заказчика.

2. Отбор. На этом этапе заказчик производит отбор участников, отвечающих минимально предъявляемым требованиям, и определяет, каким участникам необходимо направить приглашения для дальнейшего участия. Заказчик на данном этапе может использовать следующие критерии отбора:

- экономическое и финансовое положение участника;

- технические и профессиональные возможности участника;

- предусмотренные ст. 45 Директивы 2004/18/EC (отсутствие судимости за совершение преступлений, связанных с участием в криминальных организациях, коррупцией, мошенничеством, отмыванием денег).

Минимальное количество участников, которым направляется приглашение для последующего участия, должно быть не менее трех.

3. Определение победителя. Этот этап подразделяется на несколько отдельных стадий.

3.1. Проведение диалога. Порядок проведения самого диалога в Директиве 2004/18/EC указан только в общих чертах и в зависимости от условий, установленных заказчиком, может предусматривать подачу предварительных предложений, обсуждения и иные формы проведения.

В общем виде порядок проведения диалога следующий:

- заказчик запрашивает предварительные заявки, которые должны содержать предлагаемые участником решения и основные условия исполнения договора;

- заказчик проводит обсуждения, по итогам которых предлагает участникам пересмотреть представленные заявки с целью их улучшения и наиболее полного учета потребностей заказчика.

Директива 2004/18/EC ясно указывает на то, что заказчики, если это указано в извещении, вправе использовать эту стадию для отклонения некоторых участников от последующего участия. Данное ограничение необходимо в тех случаях, когда оценка излишнего количества заявок не целесообразна, а подготовка, подача и оценка окончательных заявок предполагает значительные затраты (иногда в размере нескольких сотен тысяч евро) как для участника, так и для заказчика.

3.2. Подача окончательных заявок. На данной стадии происходит формальное закрытие диалога и следует предложение подавать окончательные заявки. Эти заявки должны содержать все необходимые условия исполнения договора. Общим требованием, указанным в Директиве 2004/18/EC, является необходимость обеспечить наличие достаточного количества участников для обеспечения эффективной конкуренции на этой стадии.

В конкурентном диалоге в целях обеспечения оценки и сопоставления представленных заявок используются два основных подхода:

- после завершения диалога заказчик формирует единое решение и предлагает всем участникам подавать свои заявки;

- заказчик предлагает подавать заявки, которые учитывают самостоятельные решения участников.

3.3. Выбор наиболее экономически выгодного предложения. Заказчик выбирает наиболее экономически выгодное предложение на основании поданных окончательных заявок. При проведении конкурентного диалога заказчики не вправе, как в других процедурах, использовать для определения победителя наиболее низкую цену.

4. Внесение изменений и дополнений. На этом этапе существует возможность по запросу заказчика, внести изменения и дополнения в заявку победителя, но с учетом требований, установленных в п. 7 ст. 29 Директивы 2004/18/EC, - такие уточнения не должны существенно изменять заявку и допускать ограничение конкуренции.

Точный объем допустимых изменений и дополнений в Директиве не определен. Однако, учитывая изначально сложный характер закупок, при проведении конкурентного диалога предполагается наличие более широких возможностей для внесения изменений и дополнений в заявку победителя.

Пунктом 3 ст. 29 Директивы 2004/18/EC предусматриваются положения о конфиденциальности, в соответствии с которыми заказчик не имеет права раскрывать полученные от участников решения и иную информацию без их согласия. Эти положения Директивы должны оградить участников от раскрытия информации и возможности ее использования другими участниками конкурентного диалога. Необходимо отметить, что существует достаточная неопределенность в вопросе относительно того, какую информацию считать конфиденциальной, а какую нет. Подход, применяемый на практике, предполагает указание участниками на то, какую информацию они считают конфиденциальной и не подлежащей раскрытию, при этом не должен нарушаться принцип открытости информации.

К процедуре конкурентного диалога также применяются общие принципы, установленные ст. 2 Директивы: прозрачность, равноправие, недопущение дискриминации.

Таким образом, конкурентный диалог заменяет собой процедуру проведения переговоров в качестве основной процедуры для заключения особо сложных договоров в том случае, если использование открытой или ограниченной процедуры является невозможным.

Проведение конкурентного диалога требует:

- нахождения в установленных рамках: проведение всей процедуры в соответствии с опубликованными условиями и требованиями;

- эффективного планирования: заказчик должен заранее определить, как будет осуществляться весь процесс проведения конкурентного диалога, что позволит сократить издержки и время проведения процедуры;

- полной проработанности решений перед завершением диалога: заказчик и участники должны быть полностью уверены в том, являются ли представленные решения приемлемыми.

Эффективно организованная процедура конкурентного диалога позволяет получить следующие результаты:

- наиболее полное удовлетворение потребностей заказчика;

- оптимальное сочетание стоимости и качества закупаемых товаров, работ и услуг;

- обеспечение детального понимания со стороны участников потребностей заказчика и уверенность в том, что процедура приведет к заключению договора.

Название документа