Закон и динамика мошенничества (на примере Швеции)
(Михайловская Ю. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 3) Текст документаЗАКОН И ДИНАМИКА МОШЕННИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ШВЕЦИИ) <*>
Ю. В. МИХАЙЛОВСКАЯ
Михайловская Юлия Валентиновна, преподаватель кафедры гражданского и международного права Частного учреждения образования "БИП - институт правоведения", Республика Беларусь, г. Гродно.
Мошенничество, являясь одним из видов корыстных преступлений, в структуре имущественных преступлений приобретает все больший удельный вес, причем в последние годы четко проявляется динамичный характер этого преступления, повышается уровень его латентности и рецидивности. В связи с происходящими изменениями в жизни общества, с появлением новых технологий изменяются и совершенствуются схемы мошеннических операций и механизм совершения мошенничества, что определяет актуальность системного исследования состояния и динамики этого корыстного преступления, а также разработки мер его профилактики.
Ключевые слова: мошенничество, преступление, уголовное право, рецидив преступлений, латентность, механизм совершения преступления.
Fraud, being one of the types of acquisitive crimes, has been gaining increasing weight in the structure of property crimes, the dynamic character, latency and recidivism of it can be clearly identified lately. Due to the changes in the society and the development of new technologies the schemes and modus operandi of fraudulent operations have become more sophisticated, that makes the systematic research of the present state and the dynamics of this property crime and the development of prevention measures an imperative.
Key words: fraud, crime, criminal law, recidivism of crimes, latency, mechanism of commission of a crime.
Мошенничество является имущественным преступлением. В настоящее время в большинстве европейских государств наблюдается интенсивный рост случаев совершения мошеннических действий. Анализируя динамику и состояние мошенничества, отметим, что недооценивается общественная опасность этого преступления. Уголовная статистика Швеции позволяет наблюдать определенную цикличность динамики мошенничества на протяжении длительного периода времени. Так, с 1950 по 1970 г. можно отметить интенсивный рост мошенничества - с 14653 зарегистрированных фактов (в 1950 г.) до 71601 (в 1970 г.). Далее следует непродолжительный период стагнации до 1978 г., когда число случаев зарегистрированного мошенничества составило в среднем около 50 тысяч. Начиная с 1979 г. происходит всплеск мошеннической преступности (наибольшее количество случаев мошенничества зарегистрировано в 1980 г. - 101122). Фактически в дальнейшем в пределах указанной численности правонарушений (около 100000) мошенническая преступность продержалась до 1990 г. В последующее десятилетие (1991 - 2001 гг.) численность зарегистрированного мошенничества колебалась в среднем на уровне 50 тысяч. С 2007 г. наблюдается очередной всплеск мошенничества, увеличившегося в 2 - 2,5 раза по сравнению с 2000 г. На отметке, превышающей 100 тысяч случаев мошенничества, данное преступление в Швеции держится последние три года. В соответствии с главой 9 Уголовного кодекса Швеции (далее - УК Швеции) "лицо, которое путем введения в заблуждение побуждает иное лицо к совершению действий либо к отказу от их совершения, в результате которых обогащается правонарушитель и причиняется ущерб потерпевшему лицу, признается виновным в мошенничестве и подлежит тюремному заключению на срок не более двух лет" <1>. -------------------------------- <1> Уголовный кодекс Швеции // URL: http://www. notisum. se/Pub/Doc. aspx? url=/rnp/sls/lag/19620700.php (дата обращения: 29.12.2011).
За мошенничество привлекается к ответственности также лицо, которое путем предоставления недостоверной или неполной информации или путем внесения изменений в программу или отчетность или иными запрещенными способами влияет на результаты автоматической обработки данных или иной подобной автоматической обработки, что приводит к обогащению правонарушителя и ущербу для потерпевшего. Уголовное законодательство Швеции предусматривает ответственность за такой вид мошенничества, как мелкое мошенничество, именуемое мошенническим поведением. В соответствии с § 2 УК Швеции как мошенническое поведение квалифицируются следующие действия: пользование жилым помещением и (или) транспортным средством, доступ к просмотру чего-либо, употребление продуктов питания или готовых блюд, совершенные обманным способом. Если мошенничество квалифицируется как тяжкое, то ответственность за него предусматривается в виде тюремного заключения на срок не менее 6 месяцев и не более 6 лет. Для того чтобы определить, относится ли преступление к категории тяжких, необходимо установить, злоупотребил ли правонарушитель общественным доверием либо использовал подложные документы либо подложный бухгалтерский учет. Иными словами, для правильной квалификации следует точно установить способ и средства реализации мошеннических замыслов. Мошенничество носит особо опасный характер, если оно повлекло существенную выгоду для нарушителя или принесло значительный вред потерпевшему. Следует признать, что существующая в Швеции четкая дифференциация составов преступлений, совершаемых с использованием обмана, не только позволяет разграничивать виды мошеннических деяний, но и дает значительный профилактический эффект. В соответствии с § 3-a УК Швеции лицо, которое вопреки предписаниям и предусмотренным условиям получает социальные пособия и использует какие-либо привилегии при отсутствии на то законных оснований или иными действиями посягает на общий бюджет Европейского содружества, привлекается к ответственности за злоупотребление субвенциями, что влечет за собой тюремное заключение на срок не более двух лет. Данная поправка к УК Швеции была внесена законом в 1999 г. Лицо, которое обнародует или иным способом распространяет среди населения информацию, вводящую в заблуждение с целью повлиять на стоимость товара, ценной бумаги или иного имущества, приговаривается за обман к тюремному заключению на срок не более двух лет. Если данное деяние признано малозначительным, то наказание назначается в виде штрафа или тюремного заключения на срок не более шести месяцев. Если лицо оказывает содействие в организации акционерного общества или иного предприятия или в силу своего положения обладает сведениями о предприятии и умышленно или по грубой неосторожности распространяет вводящую в заблуждение информацию среди населения или лиц, имеющих долю в предприятии, чтобы повлиять на оценку деятельности такого предприятия с точки зрения финансового положения, и таким образом наносит ущерб, оно должно быть также осуждено за обман. Если такое деяние квалифицируется как тяжкое, то виновному может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок не менее шести месяцев и не более шести лет. Как приготовление к совершению мошенничества или тяжкое мошенничество квалифицируется причинение лицом себе или иному лицу вреда, а также вреда своему имуществу или имуществу другого лица с целью обмана страхового общества. Это же положение применяется в случае, если лицо с умыслом, который ранее отмечался в действиях виновного, покушается на причинение такого вреда. Если до причинения вреда лицо добровольно откажется от совершения деяния, то такое лицо освобождается от уголовной ответственности. За последние десять лет в Швеции численность преступлений, совершенных с использованием обмана (включая мошенничество), увеличилась более чем в два раза, а наиболее интенсивный рост мошенничества наблюдается последние четыре года.
Динамика мошенничества в Швеции
Мошенничество в отношении Страховой кассы Швеции (административный орган, в ведении которого находятся все формы страхования и выплаты различных пособий, входящих в систему государственного социального страхования) достигло достаточно высокого уровня. Появление социального мошенничества потребовало адекватного ответа законодателя на серьезную экономико-правовую угрозу. Этим было обусловлено принятие Закона о преступлениях в сфере выплаты пособий, вступившего в силу 1 августа 2007 г. (далее - Закон 2007 г.), в соответствии с которым лицо, представляющее ложные сведения, или лицо, позволяющее вносить недостоверные изменения в заявленные сведения, подлежит ответственности за преступление, связанное с выплатой социальных пособий без наличия законных на то оснований. Квалифицирующим признаком этого тяжкого преступления признается умышленное совершение лицом тех же действий, повлекших неправомерное получение социальных выплат в крупном размере либо повторное их совершение. В соответствии с Законом 2007 г. наказуемой признается грубая неосторожность (легкомыслие или небрежность) при заявлении сведений, которая влечет необоснованное завышение социальных выплат. Ответственности в данном случае не подлежат лица, допустившие ошибки в заявленных сведениях по причине незнания порядка оформления заявлений, а также лица, допустившие ошибки в силу имеющихся физических недостатков (инвалиды). Предметом преступления являются все без исключения социальные пособия, выплачиваемые как Страховой кассой Швеции, так и иными государственными органами, уполномоченными на оказание социальной материальной помощи. Принятый Закон 2007 г., ужесточивший наказание за совершение социального мошенничества, лишь на определенный период стал эффективной мерой уголовно-правовой профилактики этого вида мошенничества. С 8552 случаев социального мошенничества в 2007 г. его численность снизилась до 4679 в 2011 г. Однако профилактический эффект ужесточения уголовного наказания не следует переоценивать. Закон 2007 г. эффективно повлиял на динамику только в отношении мошенничества, совершенного против Страховой кассы Швеции. Однако в уголовной статистике Швеции с 2008 г. отражается количество нарушений Закона 2007 г., совершенных в отношении следующих субъектов, осуществляющих выплаты социальных пособий: Страховой кассы Швеции, Коммун (органов местного самоуправления), a-касс (организаций, выплачивающих пособия безработным), службы занятости населения, организации, оказывающей социальную помощь обучающимся, миграционной службы. С 2008 г. число преступлений против Закона 2007 г. колеблется в пределах 90000.
Динамика мошенничества, совершенного в отношении Страховой кассы Швеции
Сотрудники шведской криминальной полиции объясняют всплеск мошенничества серийным характером этого преступления. Следственная практика показывает, что один мошенник за довольно короткий промежуток времени может реализовать до десяти мошеннических схем, которые в дальнейшем находят свое отражение в уголовной статистике Швеции. Так, по официальным данным шведской криминальной полиции, в 1996 г. в Швеции при расследовании 4 уголовных дел о мошенничестве, состоящих из 24500 эпизодов хищений путем мошенничества, выявлено, что они совершены одним и тем же лицом, что составило 40% от всего объема зарегистрированного мошенничества в стране за год. Указанный факт подтверждает криминологическое значение понимания фактического рецидива как простого повторения преступлений, как совершение преступления не только лицом, имеющим судимость, но и повторность совершения преступления после снятия или погашения судимости. Рост количества случаев рецидивного мошенничества обусловлен, по мнению автора, отсутствием криминологических мер профилактики в условиях появления новых социально-экономических факторов, что способствует динамике мошенничества. Прочное положение мошенничества среди всех иных видов корыстных преступлений, в соответствии с исследованиями, проведенными шведской криминальной полицией, обусловлен также латентностью, что затрудняет проведение анализа структуры и динамики мошенничества. Следует согласиться с выводами о том, что меры по предупреждению и нейтрализации скрытой преступности по-прежнему недостаточно эффективны. Латентность может иметь пролонгированный характер, когда мошенничество совершено, но не обнаружено, не зарегистрировано, не осознанно (например, длящееся мошенничество в сфере страхования или социальной сфере). Трудно согласиться с выводом о том, что уровень латентности тем ниже, чем выше степень общественной опасности <2>. Латентную преступность криминологи не случайно называют "темной цифрой", поскольку она меняет количественные и качественные характеристики реальной преступности. По мнению автора, именно гиперлатентность в значительной степени препятствует объективной оценке состояния, структуры и динамики мошенничества, своевременной разработке эффективных профилактических мер. -------------------------------- <2> Старков О. В. Криминопенология: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004. С. 25.
Основным (специальным) субъектом профилактики преступлений в Швеции является Совет по предупреждению преступлений, созданный в 1974 г., являющийся государственным органом и входящий в структуру Министерства юстиции Швеции. К задачам Совета относятся: ведение официальной уголовной статистики, распространение информации о преступлениях как средство профилактики, правовая оценка правовых реформ, проводимых в государстве, научные исследования в области профилактики преступлений, сотрудничество и оказание содействия иным государственным органам и организациям в противодействии преступности, изучение общественного мнения о состоянии преступности, оказание правовой консультативной поддержки правительству в вопросах реализации уголовной политики государства, изучение и распространение зарубежного опыта борьбы с преступностью. Считаем, что уголовно-правовую профилактику мошенничества следует подкреплять мерами криминологической профилактики. В качестве основной цели уголовно-правовой превенции следует отметить противодействие мошенничеству, средством осуществления которого является применение мер уголовной ответственности и наказания преступников, выполняющих функцию устрашения. Однако эффективность уголовно-правовой профилактики не следует напрямую связывать только лишь с усилением, ужесточением мер уголовной ответственности. Исследователи обоснованно отмечают, что "после 6 - 8 лет непрерывного нахождения в местах изоляции от общества и людей наступают необратимые изменения в психике, в результате чего увеличивается опасность совершения ими преступлений" <3>. -------------------------------- <3> Шабанов В. Б. Организационные и правовые проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в исправительных учреждениях: Монография. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. С. 7.
Криминологическая профилактика мошенничества понимается автором как система мер общей и индивидуальной профилактики, направленных на: 1) специальное воздействие на причины и условия, способствующие совершению мошенничества, включая профессиональные, организованные и рецидивные формы этого вида преступности; 2) индивидуальное профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению мошенничества, совершивших его, отбывающих (отбывших) уголовное наказание. Главным направлением криминологической профилактики мошенничества является применение упреждающих профилактических мер, прежде всего в отношении фактических и потенциальных жертв. Кроме того, необходима системная криминологическая экспертиза действующего отраслевого законодательства (административного, гражданского, налогового, страхового и т. п.), которая позволит усилить профилактическую направленность правовых норм.
Название документа