Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за контрабанду по уголовному законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики
(Лютов В. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 3) Текст документаСРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ <*>
В. А. ЛЮТОВ
Лютов Валерий Александрович, аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".
В настоящей статье рассматривается анализ уголовной ответственности за контрабанду в Уголовных кодексах Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Основное место в исследовании занимают меры по совершенствованию уголовной ответственности России в сфере противодействия контрабанде и использование опыта КНР в борьбе с данным преступлением.
Ключевые слова: государство, контрабанда, уголовная ответственность, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
The present article considers analysis of the criminal responsibility for illegal traffic in the Criminal code of the Russian Federation and the Peoples Republic of China. The basic place in research borrows measures on perfection of the Russian criminal responsibility in sphere of counteraction illegal traffic and use of experience of the PRC in struggle against the given crime.
Key words: state, illegal traffic, criminal responsibility, narcotics means, psychotropic, potent and poisonous substances, Customs union within the frames of the EurAsEC.
В большинстве стран современного мира контрабанда по праву признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Это не случайно, так как контрабанда наносит наибольший ущерб экономическим интересам любой страны, в том числе России и Китая. Подобная разновидность преступлений - контрабанда, видимо, появилась с самого начального момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах; в странах существует перечень предметов, перемещение которых через границу запрещено или ограничено. Соответственно, необходимость их перемещения порождает появление такого явления, как контрабанда. Естественно, что побороть данное преступление совсем не удастся ни одному государству. Однако предпринимать меры юридического, экономического характера для минимизации этого преступления необходимо для любого государства, являющегося правовым. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ внесены изменения в УК РФ, согласно которым статья 188 Кодекса "Контрабанда" признана утратившей силу <1>. Одновременно в главу 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности" введена статья 226.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, а в главу 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" введена статья 229.1 УК РФ <2>, предусматривающая ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. До внесения соответствующих изменений контрабанда в уголовном законодательстве России рассматривалась как преступление в сфере экономической деятельности в связи с тем, что ее предметом являлись в первую очередь обычные товары, незаконное перемещение которых через таможенную границу рассматривалось как посягательство на монополию внешней торговли, а затем - на порядок перемещения товаров через государственную (таможенную) границу. Наряду с обычными товарами к предметам контрабанды относились и предметы, оборот которых был запрещен или ограничен. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7362. <2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.
Таким образом, российский законодатель разграничил один состав преступления контрабанды ранее предусмотренный ст. 188 УК РФ, в два самостоятельных состава преступления контрабанды, исходя из предметов данного преступления. С принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ декриминализирована контрабанда обычных товаров, а также были внесены изменения, касающиеся инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем. Если раньше предметами контрабанды признавались инструменты и оборудование, предназначенные для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, то теперь - только для изготовления. В настоящее время предметами преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ, являются только такие предметы, оборот которых запрещен или в отношении которых установлены специальные правила оборота. В Уголовном кодексе КНР (далее по тексту - УК КНР) ответственность за контрабанду предусмотрена главой 3 "Преступления против социалистического рыночного экономического порядка". Данная глава объединяет семь статей в параграфе 2 УК КНР: - статья 151 УК КНР "Контрабанда оружия, боеприпасов, ядерных материалов или фальшивой валюты"; - статья 152 УК КНР "Контрабанда с целью извлечения прибыли или распространения порнографических кинофильмов, видеокассет, аудиокассет, картинок, печатной продукции и иных порнографических материалов"; - статья 153 УК КНР "Контрабанда иных товаров и предметов, в зависимости от тяжести сопутствующих обстоятельств"; - статья 154 УК КНР перечисляет контрабандные действия на основании данного параграфа (самовольная реализация на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов, утвержденных к ввозу в страну с применением льготного налогообложения давальческого сырья, деталей для комплектации и сборки, являющихся предметом компенсационной торговли сырьем, запчастями, изделиями, оборудованием; самовольная реализация на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов импортных товаров и предметов, в отношении которых было применено налогообложение по пониженной ставке или которые были освобождены от налогообложения); - статья 155 УК КНР перечисляет действия (незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста товаров, запрещенных государством к ввозу в страну, или незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста иных контрабандно ввезенных в страну товаров и предметов в сравнительно крупных размерах; перевозка, покупка, перепродажа во внутренних морях и территориальных водах продукции, запрещенной государством к ввозу и вывозу из страны, или перевозка, покупка, перепродажа в сравнительно крупных размерах без наличия законного разрешения товаров и предметов, ввоз и вывоз из страны которых государством ограничен; ввоз из-за границы на территорию страны твердых отходов без проверки таможенных органов), и данные действия квалифицируются как контрабанда; - статья 156 УК КНР - сговор с контрабандистом, предоставление ему кредита, денежных средств, номера счета, чека, свидетельства или оказание ему транспортных услуг, услуг по хранению и почтовой пересылке рассматриваются как участие в групповой контрабанде; - статья 157 УК КНР "Вооруженное прикрытие контрабанды". Китайский законодатель разграничил более детально состав преступлений контрабанды, нежели чем российский. Новеллой изменения состава преступления контрабанды в УК РФ стало то, что уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение предметов, указанных в статьях 226.1, 229.1 УК РФ, через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее ЕврАзЭС) или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Данные изменения в российском уголовном законодательстве связаны с принятием Федерального закона от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза". Объективной стороной преступлений контрабанды является установленный порядок перемещения предметов, указанных в диспозициях статей 226.1 и 229.1 УК РФ, 1) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо 2) Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Напомним, что в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. "О создании единой территории и формировании Таможенного союза" в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС входят государства - члены Таможенного союза: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. В статье 1 данного Договора упоминается о том, что Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли товарами с третьими странами - государствами, не являющимися участниками Договора. Диспозиция статей 226.1 и 229.1 УК РФ требует разъяснения для обеспечения единообразного правопонимания. Например, вызывает неоднозначное понимание использование в диспозициях данных статей словосочетания "в рамках ЕврАзЭС". Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, требуется толкование используемого в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определения контрабанды как незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Также непонятным остается вопрос о перечне наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статей 226.1 и 229.1 УК РФ, которые устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации. В Республиках Беларусь и Казахстан действуют свои перечни указанных предметов, которые не совпадают с российскими перечнями. Например, в России по ст. 229.1 УК РФ расследуется состав контрабанды на российско-китайской границе. При этом согласно российскому перечню сильнодействующее вещество признается, а по казахстанскому - не признается. Указанная коллизия видится в принятии единого перечня наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов для всех трех республик - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Уголовная ответственность за контрабанду в Китае является более жесткой, чем в России. Так, по данным официального китайского агентства "Синьхуа" 18 мая 2012 г. Народный суд средней ступени города Сямэнь (провинция Фуцзянь, Восточный Китай) приговорил Лай Чансина к пожизненному тюремному заключению, пожизненному лишению политических прав и конфискации всего личного имущества за контрабанду товаров и подкуп госслужащих. Суд установил, что с 1991 г. подсудимый Лай Чансин путем открытия компаний в Сянгане и Сямэне создавал опорные пункты, выбирал и вербовал соучастников, в итоге была сформирована преступная группировка во главе с ним, занимавшаяся контрабандой. С декабря 1995 г. по май 1999 г. данная группировка занималась контрабандой огромных партий сигарет, автомобилей, нефтепродуктов, растительного масла, сырья химической и текстильной промышленности и других товаров общей стоимостью 27,395 млрд. юаней (1 долл. США - 6,32 юаня), в результате преступная группировка уклонилась от уплаты налогов на общую сумму 13,999 млрд. юаней. В 1991 - 1999 гг. Лай Чансин лично или через членов группировки дал 64 госслужащим взятки в виде денег, квартир, автомобилей и иного имущества общей стоимостью 39,1289 млн. юаней. Как сообщил представитель соответствующего ведомства, со второй декады августа 1999 г. по конец апреля 2001 г. по решению ЦК КПК и Госсовета КНР судебные и правоохранительные органы страны произвели строгое расследование контрабандной деятельности, совершенной Лай Чансином и его соучастниками в таможенной зоне Сямэня, что в полной мере продемонстрировало решимость ЦК КПК и Госсовета КНР бороться с контрабандой и коррупцией. Данная антиконтрабандная и антикоррупционная деятельность позволила нанести сильный удар по контрабанде и другим видам экономических преступлений, регламентировать экономический порядок в Сямэне и соседних с ним районах, а также содействовать местному экономическому развитию и защите социальной стабильности. Однако в 1999 г. Лай Чансин скрылся в Канаде, чтобы избежать судебного наказания. В результате упорных усилий китайской стороны Лай Чансин был экстрадирован в Китай, затем судебные и таможенные органы приступили к открытому разбирательству дела в отношении его, всесторонне разоблачили совершенные им преступления и серьезно наказали подсудимого, что еще раз отразило твердую решимость китайского правительства нанести удар по контрабанде и коррупции. Президент Российской Федерации Владимир Путин 2 марта 2013 г. внес в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым предусматривается внести изменения в статью 226.1 УК РФ, в соответствии с которыми устанавливается уголовная ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также их частей и производных независимо от стоимости указанных товаров животного происхождения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Реализация данного проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на наш взгляд, позволит эффективно противодействовать преступным посягательствам в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и водных биологических ресурсов. Подводя итог вышеизложенному, нужно подчеркнуть, что уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся таких составов преступлений, как контрабанда, нуждается в дальнейшем совершенствовании и требует дополнительного толкования. На наш взгляд, российскому законодателю следует разрешить указанные проблемы и заимствовать уголовное законодательство Китайской Народной Республики в сфере противодействия такому преступлению, как контрабанда.
Название документа