К вопросу об уголовно-процессуальном статусе иностранных лиц при расследовании преступлений с иностранным элементом

(Иванов В. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ <*>

В. В. ИВАНОВ

Иванов Вадим Валентинович, аспирант кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта.

В статье исследуются проблемы определения статуса иностранных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, дается определение уголовно-процессуального статуса иностранных лиц, предлагаются дополнения уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: уголовно-процессуальный статус, иностранные лица, иностранный элемент.

In the article problems of definition of the status of foreign persons in criminal legal proceedings of the Russian Federation are investigated. The criminally-remedial status of foreign persons is defined, additions of criminally-remedial legislation are offered.

Key words: criminally-remedial status, foreign persons, a foreign element.

В настоящее время у практических работников органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и оперативных подразделений возникают вопросы, связанные с определением статуса иностранных лиц при осуществлении уголовного судопроизводства по делам с так называемым иностранным элементом. На наш взгляд, иностранный элемент при расследовании преступлений применительно к уголовно-процессуальной и криминалистической науке в самом широком смысле может быть определен как наличие объекта, субъекта или юридического факта, имеющего иностранный характер или международную природу. Таким образом, по данной категории уголовных дел уместен термин "расследование преступлений с иностранным (международным) элементом". При расследовании этой категории дел возникают сложности, обусловленные тем, что правовое положение иностранных граждан в российском уголовном процессе определяется не только российским, но и национальным законодательством иностранцев и международными договорами. Сотрудники правоохранительных органов чаще всего недостаточно осведомлены о международных нормативных правовых актах, регламентирующих правила и порядок сотрудничества с иностранными консульскими учреждениями и учреждениями юстиции, взаимодействия с иными правоохранительными органами иностранных государств, результатом чего являются многочисленные ошибки на практике. В науке уголовного процесса, на наш взгляд, остаются дискуссионными многие теоретические положения, касающиеся законодательной регламентации уголовно-процессуального статуса отдельных участников уголовного судопроизводства. Понятие "статус" (от лат. status - состояние, положение) определяется как установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В самом общем виде правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе <1>. Социальный статус личности формализуется в праве при помощи гражданства, правоспособности и дееспособности, которые вместе составляют правосубъектность лица, субъективные права и юридические обязанности личности. Так, А. А. Пионтковский определяет содержанием статуса личности социальный статус, а формой - правовой статус <2>. Большинство ученых рассматривают термины "правовое положение" и "правовой статус" как равнозначные понятия. В частности, словарь С. И. Ожегова статус определяет как правовое положение <3>. Л. В. Тихомирова и М. Ю. Тихомиров определяют статус как "правовое положение гражданина, юридического лица... характеризующееся совокупностью предусмотренных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и преимуществ" <4>. Некоторые ученые возражают против отождествления понятий "правовой статус" и "правовое положение" <5>. По мнению Н. В. Витрука, правовое положение есть обобщающая категория, которая охватывает все стороны закрепленного в праве положения личности в обществе, а правовой статус как система юридических прав, обязанностей и законных интересов личности составляет ядро, основной элемент ее правового положения <6>. По мнению других авторов <7>, попытки отыскания различий в данных понятиях бесперспективны. В структуру правового статуса личности включают соответствующие законные интересы, правоотношения, правовые принципы, правовые нормы, юридическую ответственность <8>, гарантии <9>. Если понятие правового положения личности обобщает то, что одинаково присуще правовому статусу всех граждан, то отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права. -------------------------------- <1> См.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 56. <2> См.: Пионтковский А. А. Учение о преступлениях. М., 1961. С. 49. <3> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2010. С. 175. <4> См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 972. <5> См.: Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 28. <6> См.: Витрук Н. В. Указ. соч. С. 13. <7> См.: Корнуков В. М. Теоретические и правовые основы положения личности в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1987. С. 12. <8> См.: Матузов Н. И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 87. <9> См.: Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 7.

Принято выделять несколько видов правового статуса: 1) общий (конституционный) статус человека и гражданина; 2) специальный (родовой) статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий возраст, пол, семейное положение и т. д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или множественным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица. Под термином "процессуальный статус" понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей <10>. Уголовно-процессуальный статус представляет собой один из видов отраслевого статуса личности, который определен уголовно-процессуальным правом. Каждый субъект, вовлеченный в уголовное судопроизводство, приобретает уголовно-процессуальный статус в зависимости от цели участия. Остаются дискуссионными вопросы о понятии, содержании, структуре и элементах уголовно-процессуального статуса участников уголовного судопроизводства. -------------------------------- <10> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: Норма; Инфра-М, 2002. С. 587.

Нам представляется, что иностранных лиц в уголовном процессе можно подразделить на две основные категории: физические и юридические лица. Понятие физических лиц может включать, в свою очередь, такие категории, как "иностранные физические лица", "человек", "иностранный гражданин", "подданный", "лицо без гражданства", "иностранный автор", "апатрид", "бипатрид", "беженец", "вынужденный переселенец". В целом действие уголовного закона может распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства по территориальному принципу в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации; реальному принципу - в случае совершения ими за пределами территории России преступления, направленного против интересов Российской Федерации; универсальному принципу - в случае совершения ими международного преступления или преступления международного характера, в отношении которых Российская Федерация по международным договорам приняла на себя обязательства по универсальной уголовной юрисдикции. Для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, УК РФ предусматривает исключение из действия территориального принципа. Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 33 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <11> устанавливает, что "иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ". Данный Закон выделяет три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако по общему правилу это никак не отражается на объеме уголовной юрисдикции в отношении каждой из них. Согласно ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. На территории РФ иностранные граждане подчиняются российскому правопорядку, в который включаются нормы международных договоров, являющихся своего рода правовым компромиссом с правопорядком государства гражданства иностранца. Статья 3 УПК РФ определяет правила действия уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных ими на территории РФ, ведется в соответствии с правилами УПК РФ. -------------------------------- <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ. Бипатриды, имеющие российское гражданство, обладают статусом гражданина РФ, а не имеющие указанного гражданства - статусом иностранного гражданина. Такой вывод получил четкое нормативное обоснование. В ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что "наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства... не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ". Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <12> гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Политическое убежище в РФ, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации). Лица, преследуемые за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением, другим государствам не выдаются (ч. 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации). -------------------------------- <12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031.

В соответствии с ч. 1 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и закону иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. При этом согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 464 УПК РФ выдача лица не допускается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено. Главной особенностью процессуально-правового статуса иностранных граждан, пользующихся дипломатическим или иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ, в сфере уголовного судопроизводства является то, что они не могут быть подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершенные на территории РФ, без согласия аккредитующего государства или международной организации. Таким образом, в плане уголовной юрисдикции РФ лица, имеющие двойное (бипатриды) или множественное гражданство (имеющие в том числе гражданство РФ), приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам (не имеющие гражданства РФ), беженцы - к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, вынужденные переселенцы - к гражданам РФ, лица, получившие политическое убежище в РФ, - к гражданам РФ, а лица, не имеющие гражданства (апатриды), приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам в зависимости от того, проживают ли они постоянно на территории РФ. Эти лица несут уголовную ответственность на общих основаниях, обладают уголовно-процессуальными правами и обязанностями в том же объеме, что и граждане Российской Федерации, и производство по такой категории уголовных дел будет вестись в соответствии с УПК РФ. Итак, уголовно-процессуальный статус иностранных лиц можно определить как статус, связанный с осуществлением уголовно-процессуальных правоотношений в сфере уголовного судопроизводства с иностранным элементом. В узком смысле уголовно-процессуальный статус можно трактовать как отраслевой, а в широком смысле - как совокупность конституционно-правового, международно-правового и гражданско-правового статуса иностранных лиц в сфере уголовного судопроизводства. Вместе с тем в уголовно-процессуальном статусе иностранных лиц можно выделить особенности уголовного судопроизводства в РФ в отношении иностранцев, имеющих международно-правовые аспекты уголовно-процессуального статуса (для лиц, имеющих дипломатический и консульский иммунитет, статус военного преступника; статус беженца (в том числе подавшим ходатайство на временное убежище, политическое убежище), гражданско-правовые аспекты уголовно-процессуального статуса (правовое положение физического лица по ГК РФ определяется: ст. 1195 - личным законом: законом гражданства либо законом места жительства, ст. 1196 - правоспособностью, ст. 1197 - дееспособностью, ст. 1198 - правом на имя, ст. 1199 - опека или попечительство определяются личным законом, ст. 1200 - безвестно отсутствующим и при объявлении умершим - по российскому праву)). В целом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что УПК РФ не в полной мере учитывает специфику производства по делам иностранцев. Необходимо объединение разрозненных норм, регламентирующих особенности расследования преступлений иностранных граждан, в отдельную главу УПК "Производство по делам с участием иностранных лиц". В данную главу целесообразно также включить положения, касающиеся порядка и форм взаимодействия следствия и суда с представительствами иностранных государств по данной категории дел, а также внести дополнения в уголовно-процессуальное законодательство по определению гражданско-правового статуса иностранных лиц в уголовном процессе. Уголовную ответственность юридических лиц УК РФ не предусматривает, и, соответственно, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие процессуальные действия, например, в рамках правовой помощи по запросу правоохранительных органов иностранных государств, ведущих расследование по уголовному делу в отношении юридического лица. Это можно расценить как пробел в российском законодательстве.

Название документа