Международное право в сфере противодействия массовым беспорядкам

(Багмет А. М.) ("Российская юстиция", 2013, N 5) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАССОВЫМ БЕСПОРЯДКАМ

А. М. БАГМЕТ

Багмет А. М., кандидат юридических наук, директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации.

В статье дается анализ основных международных нормативных актов в сфере противодействия массовым беспорядкам.

Ключевые слова: массовые беспорядки, международные правовые нормы.

The article gives an analysis of the main international instruments in the field of countering crowd control.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации <1> и ч. ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" <2> общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <2> Федеральный закон РФ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Тем самым противодействие массовым беспорядкам в Российской Федерации не должно противоречить международным правовым нормам. Рассмотрим основные положения международных юридических актов, затрагивающие вопросы обеспечения политических прав граждан и пресечения массовых беспорядков, принятых мировым сообществом с момента создания Организации объединенных наций (далее - ООН) в 1945 г. Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. <3> (далее - Декларация 1948 г.) установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1), при этом каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2). В соответствии с Декларацией 1948 г. каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), свободу убеждений и на свободное выражение их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20). Однако в ст. 29 Декларации 1948 г. указано, что каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. -------------------------------- <3> Всеобщая декларация прав человека (принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // Профсоюзы и экономика. 1995. N 4. С. 96 - 101.

Согласно Конвенции ООН "О защите прав человека и основных свобод" 1950 г. <4> (далее - Конвенция 1950 г.) каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии (ч. 1 ст. 9), свободно выражать свое мнение (ч. 1 ст. 10), свободу мирных собраний (ч. 1 ст. 11), при этом данные права подлежат лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. ст. 9 - 11). При этом в случае чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, государство может принимать меры в отступление от ее обязательств (ст. 15 Конвенции 1950 г.). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 2 Конвенции 1950 г. лишение жизни не рассматривается как нарушение ее положений, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы: для защиты любого лица от противоправного насилия (п. "a") и для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа (п. "c"). -------------------------------- <4> Конвенция от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод". URL: http://www. psychepravo. ru/law/int.

В соответствии со ст. 6 Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. <5> (далее - Декларация о расизме) никакая дискриминация по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения не должна допускаться при осуществлении любым лицом в его стране политических прав и прав гражданства. При этом каждый человек, независимо от расы, цвета кожи или этнического происхождения, имеет право на личную безопасность и защиту государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями (ч. 1 ст. 7 Декларации о расизме). Кроме того, согласно ст. 9 данной Декларации должны быть запрещены всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения и имеющие своей целью оправдание или поощрение расовой дискриминации в какой бы то ни было форме, считается преступным всякое подстрекательство к насилию или акты насилия, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны организаций, направленные против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, при этом все государства должны принять немедленные и позитивные меры, включая законодательные и другие меры, для преследования в судебном порядке и (или) объявления противозаконными организаций, которые поощряют расовую дискриминацию или подстрекают к ней, подстрекают к насилию или применяют насилие в целях дискриминации по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения. -------------------------------- <5> Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята Резолюцией 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1963) // URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/r18_1904.shtml.

Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. <6> (далее - Конвенция о расизме) закреплено, что каждый человек, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, имеет права на свободу мысли, совести и религии, свободу убеждений и на свободное выражение их, свободу мирных собраний и ассоциаций (подп. "vii" - "ix" п. "d" ст. 5). При этом преступным считается всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование (п. "a" ст. 4). -------------------------------- <6> Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21.12.1965) // URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv. shtml.

Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. <7> (далее - Пакт 1966 г.) определено, что каждое Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ч. 1 ст. 2). Пактом 1966 г. признается право каждого человека на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), беспрепятственно придерживаться своих мнений (ст. 19), на мирные собрания (ст. 21). При этом пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Однако в Пакте 1966 г. указано, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств. Однако только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения (ч. 1 ст. 4). -------------------------------- <7> Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 45.

В соответствии со ст. 3 Декларации ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г. <8> (далее - Декларация о пытках) внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. -------------------------------- <8> Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975) // URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture. shtml.

Статьей 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. <9> (далее - Кодекс поведения) закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. То есть применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключительный характер (примечание "a" к ст. 3 Кодекса поведения), а применение огнестрельного оружия считается крайней мерой, т. е. огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя (примечание "c" к ст. 3 Кодекса поведения). -------------------------------- <9> Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989. С. 5.

Согласно п. 1 ст. 1 Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. <10> (далее - Декларация о дискриминации) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, причем это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учении. Кроме того, предоставляется право собираться в связи с религией или убеждениями (подп. "a" п. 1 ст. 6 Декларации о дискриминации). Однако свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит ограничениям для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, основных прав и свобод других лиц (п. 3 ст. 1 Декларации о дискриминации). -------------------------------- <10> Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25.11.1981) // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol. shtml.

Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. <11> закреплено положение, согласно которому никакие исключительные обстоятельства, в том числе внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток (ч. 2 ст. 2). -------------------------------- <11> Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1984) // URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture. shtml.

В соответствии со ст. 4 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. <12> (далее - Принципы применения оружия) определено, что должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия. То есть они могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата. Согласно ст. 5 Принципов применения оружия во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка: проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута (п. "a"); сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь (п. "b"). Принципами применения оружия установлено, что при разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка избегают применения силы или, если это невозможно, ограничивают такое применение до необходимого минимума (ст. 13), а при разгоне собраний насильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять огнестрельное оружие лишь в тех случаях, когда нельзя применить менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо (ст. 14). При этом должностные лица по поддержанию правопорядка не применяют огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения или с целью предотвращения совершения особо серьезного преступления, влекущего за собой большую угрозу для жизни, с целью ареста лица, представляющего такую опасность, сопротивляющегося их власти, или с целью предотвращения его побега и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры недостаточны для достижения этих целей. В любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни (ст. 9). -------------------------------- <12> Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Гавана, Куба, 27.08.1990 - 07.09.1990) // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.

Согласно п. 2 ст. 2 Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. <13> (далее - Декларация о меньшинствах), лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни. При этом государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам, принадлежащим к меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам (п. 2 ст. 4 Декларации о меньшинствах). -------------------------------- <13> Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1992) // URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights. shtml.

Таким образом, мировое сообщество планомерно, на протяжении десятилетий придерживается концепции обеспечения основных прав и свобод граждан (свободы мысли, свободного выражения своего мнения, свободы мирных собраний) без какого бы то ни было их расового, национального, религиозного различия, наличия политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Однако международными актами оговорено, что права и свободы граждан могут быть ограничены в случае нарушения прав других граждан, а также для защиты общественной безопасности, общественного порядка и национальной безопасности. При этом органам правопорядка предписывается применять силу только в исключительных случаях и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. А огнестрельное оружие может применяться только при вооруженном сопротивлении и для защиты жизни других граждан, когда другие меры недостаточны для пресечения действий правонарушителя. Пытки в отношении нарушителей правопорядка не могут применяться в любом случае. Кроме того, государства обязаны ставить под запрет пропаганду и подстрекательство к актам, нарушающим чьи-либо права и свободы, общественную безопасность и общественный порядок, посягающим на государственную безопасность.

Название документа