Договор в иудаизме
(Примак Т. К., Старостина С. А.) ("История государства и права", 2007, N 17) Текст документаДОГОВОР В ИУДАИЗМЕ
Т. К. ПРИМАК, С. А. СТАРОСТИНА
Примак Т. К., кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России.
Старостина С. А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России.
В основе иудаизма лежит представление о союзе или договоре между Богом и человеком (или общиной людей, народом божьим), в силу которого человек принимает заповеди Бога и творит на земле его волю, а Бог охраняет и спасает человека, сообщая его существованию благотворное равновесие. Иудаизм признает священной первую часть Библии - Ветхий Завет. Слово "завет" (от древнеевр. "берит") означает договор, союз, где излагается история еврейского народа не с точки зрения описания самих событий и фактов, а через призму истории договора евреев с Богом: как он покровительствовал им, как они изменяли ему и как он их за это наказывал. Согласно Ветхому Завету Бог (Яхве) заключил свой первый договор с Ноем. Однако после потопа люди стали вести себя неподобающим образом, и их отношения с Богом испортились, а затем и вовсе прекратились. Свой следующий договор Яхве заключает с Авраамом, его потомство (будущий еврейский народ) он избирает из всех остальных народов. Двенадцать сыновей внука Авраама Иакова становятся родоначальниками двенадцати "колен Израилевых", т. е. двенадцати племен, которые затем оказываются в египетском плену. Для освобождения евреев из плена Яхве назначил их руководителем Моисея и через него на горе Синай заключил свой главный договор с еврейским народом. Основное условие договора выражено в словах Бога: "Если вы будете слушаться гласа моего и соблюдать завет мой, то будете моим уделом из всех народов, ибо моя вся земля; а вы будете у меня царством священников и народом святым" <1>. Бог передал евреям через Моисея закон, требования которого были сформулированы в десяти заповедях, даже текстуальное выражение которых напоминает форму договора. "Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой; вы будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете и никто вас не обеспокоит; сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; благословлю вас, плодородными сделаю вас и размножу вас; буду тверд в завете Моем с вами; буду жить среди вас, буду вашим Богом, а вы будете моим народом" <2>. "Если же вы не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете веять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их... Наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; города ваши сделаю пустынею и опустошу святилища ваши... Рассею вас между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены... и погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших, а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут" <3>. -------------------------------- <1> См.: Толковая Библия. Книга Исход. Гл. 19. С. 326. <2> См.: Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания, Ветхого и Нового Заветов. Т. II. Книга Левит. Стокгольм, 1987. С. 497, 498. <3> Там же. С. 498, 499.
Моисея сменяет Иисус Навин, который заключает новый договор с Яхве, который помогает евреям истребить всех жителей Ханаана - земли обетованной и отдает им все их имущество. После смерти Иисуса Навина евреи опять изменили Яхве и стали поклоняться языческим богам <4>. Таким образом, неоднократно повторяется известная схема - новый договор, отпадение от Бога, наказание, раскаяние и опять договор. -------------------------------- <4> См.: Бэнкс Р. Завет // Религии мира: Справочник. Lion Publishing Sandy Lane West, Oxford, England. Русская версия Белфаксиздатгрупп, 1994. С. 279.
Многозначительное заглавие сборника "Новый Завет" обусловлено сложной эволюцией идей. Как уже отмечалось, основой иудаизма является представление о договоре между богом и человеком. Этот метафизический союз обозначается в Ветхом Завете термином "берит" (berit). Но постепенно акцент переносится с равноправного договора двух сторон на волеизъявление Бога, полновластно определяющего нормы человеческого поведения в сумме заповедей, поэтому в толкованиях этот многозначный иудейский термин передан не словом syntheke (договор), а словом diatheke (завещание), подчеркивающим именно идею авторитетного волеизъявления. Однако, несмотря на близость к термину "завет" понятий "договор" и "завещание", он существенно отличается как от первого, так и от второго. В отличие от завещания завет требует и от другой стороны действия, чтобы приобрести силу. А в отличие от договора он не является взаимообязывающим и предложен односторонне: одна сторона - другой стороне. Заветы простираются между Богом и человечеством, конкретно - еврейским народом. Впрочем, изучение чисто гражданских договоров из смежной хеттской культуры времен XIV - XV вв. до н. э. предоставляет сведения о договоренностях между царем и народом, которые всегда содержали три составные части: 1) исторический пролог с описанием деяний субъектов договоренностей; 2) перечень обязательств, связывающих младшую из сторон участниц; 3) перечень наказаний и вознаграждений. Заветы в иудаизме в общем воспроизводят эту структуру. Они имеют обоснование в виде божественно предопределенных событий, в них имеется совокупность оговорок и условий и завершаются перечислением кар и благ <5>. -------------------------------- <5> См.: Бэнкс Р. Указ. соч. С. 278.
Основным элементом учения иудаизма о государстве и праве является представление о приоритете права над любой властью и любым государством, так как право имеет божественное происхождение. Бог продиктовал свои заповеди Моисею, а тот их записал. Так получилась письменная Тора - основной источник иудейского права. Процесс объединения древнееврейских колен в единое государство под властью царя затянулся на долгие годы. Это связано с общественным сознанием еврейского народа, которое было ориентировано на прошлое, в связи с чем государство воспринималось сквозь призму традиций прошлого, когда в обществе господствовали институты первобытной демократии. По мнению М. Д. Грубарга, древние евреи всегда ощущали инородность государства в их жизни. И это ощущение со временем превратилось в форму активного неприятия самой идеи государственности и даже откровенно антигосударственных, антимонархических настроений. Консерватизм этих настроений проявлялся в том, что введение института царской власти рассматривалось как нарушение воли Яхве <6>. Столкновение различных позиций в вопросе о необходимости введения института царской власти в еврейском обществе, которое можно увидеть на библейских страницах (например, в книге Судей), показывает специфику понимания евреями природы и сущности государства, причин и сил, его порождающих. В отличие от многих других народов евреи не считали царственность элементом акта божественного творения. Государство в древнееврейской литературе представляет собой явление человеческого разряда, возникающее по воле, инициативе и желанию самих людей. Народ может избирать себе любого царя, который будет его защитником, пастырем и судьей, будет заботиться о его благе, защищать от врагов, но царь не может быть выше Закона, так как Закон - от Бога. И этим Законом должен руководствоваться и царь, и крестьянин, ибо все мужчины и женщины Израиля в момент заключения с Яхве завета, поклялись жить в соответствии с его нормами и установлениями <7>. -------------------------------- <6> См.: Грубарг М. Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве // Государство и право. 2002. N 5. С. 93. <7> См.: Грубарг М. Д. Указ. соч. С. 94, 95.
Тора содержит немало статей и ограничений, регулирующих поведение царя в обществе. Он должен быть прирожденным израильтянином, не должен накапливать в своих руках большого богатства, обзаводиться большим гаремом, нарушать право собственности, обязан относиться к подданным как к братьям и сестрам, руководствоваться положениями Торы <8>. То есть власть израильских царей была крайне ограничена наличием целого пакета юридических документов о ее пределах. В основании этого пакета лежал договор, который вновь избранный царь согласно традиции заключал с народом при вступлении на престол. В Первой Книге Царств есть перечень и описание главных функций израильских царей, которые возлагались на них всем народом в момент заключения с ними договора. Здесь описывается воцарение на престол Давида, которое сопровождалось заключением договора от имени всего народа старейшинами с одной стороны, и царем, с другой: "...И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид договор в Хевроне пред Яхве, и они помазали Давида быть царем над Израилем" <9>. Книга Царств перечисляет именно те обязанности, которые по договору берут на себя Давид и другие израильские цари, главные из которых: "1) быть вождем, военачальником, защитником; 2) быть пастырем, пастухом, кормильцем народа Израиля" <10>. -------------------------------- <8> См.: Толковая Библия. Первая Книга Царств. С. 322. <9> См.: Толковая Библия. Первая Книга Царств. С. 337. <10> См.: Грубарг М. Д. Указ. соч. С. 96.
Что касается регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, то четкого деления на частное и публичное в иудейском праве, как и в других религиозных правовых системах, нет. Особенностью иудейского регулирования является то, что под всякую сделку подводится не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа. Суть ее сводится к соблюдению, помимо коммерческих правил, нравственных норм уважения, любви и справедливости по отношению к ближнему. "Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга... Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь Бог ваш" <11>. -------------------------------- <11> См.: Толковая Библия. Книга Левит. С. 492, 493.
Одна из черт современного иудейского права - ограниченный характер прямого регулятивного воздействия на израильское общество и распространение на евреев, проживающих на территории других стран. Но сегодня сфера его непосредственного влияния - система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов <12>. При этом брак и брачный договор отражают две стороны жизни, которые иудаизм всегда стремится максимально сблизить: материальное и духовное. -------------------------------- <12> См.: Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М., 2001. С. 419.
Таким образом, договор в иудаизме выступает в трех аспектах: 1) как завет между Богом (Яхве) и избранным им еврейским народом; 2) как общественный договор между народом и царем; 3) как форма гражданско-правовых сделок. При этом рассмотрение в качестве договора завета выходит за рамки традиционного понимания договора как формы согласования индивидуальных либо общественных интересов.
Название документа