Процессы конституционализации международного права: теории и реальность
(Яхьяуи-Кривенко Е.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 2) Текст документаПРОЦЕССЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ТЕОРИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Е. ЯХЬЯУИ-КРИВЕНКО
Яхьяуи-Кривенко Екатерина, магистр права, доктор философии, директор Ирландского центра права человека факультета права Национального университета Ирландии (Голуэй, Ирландия).
Автор анализирует доктринальные дискуссии о процессах конституционализации международного права. Предлагается ряд способов классификации существующих подходов к конституционализации. Оценивается влияние рассмотренных концепций на развитие международного права.
Ключевые слова: конституционализация, международное право, доктрина.
The processes of constitutionalization of international law: theories and reality E. Yahyaoui-Krivenko
The author analyzes the doctrinal disputes about processes of constitutionalization of international law. The number of modes for classification of existing approaches to constitutionalization are suggested. The impact of examined conceptions for the development of international law is assessed.
Key words: constitutionalization, international law, doctrine.
Конституционализация международного права является одной из наиболее популярных тем у современных западноевропейских специалистов по международному публичному праву. В то же время все попытки дать какое-либо более или менее точное определение того, что конституционализация означает, и пояснить, как она повлияет на дальнейшее развитие международного права как отрасли права, остаются пока безуспешными. Разные авторы дают различные определения, опираются на разные критерии, так что разработка единого подхода становится невозможной. В каком-то смысле это многообразие подходов и теорий и выступает самой важной характеристикой конституционализации международного права на современном этапе развития. Однако необходимо систематизировать все это многообразие хотя бы для того, чтобы сформировать собственную позицию по фундаментальным вопросам, находящимся в центре внимания этой области международного права, что позволит определить перспективы развития международного права в целом. В настоящей статье предлагается систематизирующий взгляд на процессы конституционализации международного права, разработанный с точки зрения его развития. Иначе говоря, цель исследования - найти ответ на вопрос: какое будущее ожидает международное право, если процессы конституционализации примут ту или иную форму?
Об идее конституционализации
Изначально идеи конституционализации возникли и развивались в рамках изучения юридического и политического устройства отдельных государств. Даже сегодня некоторые авторы ставят под сомнение возможность существования международного конституционализма. Однако число исследований по вопросам конституционализации международного права постоянно растет. Важно подчеркнуть очень тесную связь конституционного развития отдельных государств и международного конституционализма. Во-первых, многие ученые по-прежнему используют национальные конституционные идеи как источник вдохновения для развития международных конституционных идей. Во-вторых, для более полного понимания и анализа международного конституционализма требуется признание его иногда невидимых связей с аналогичными понятиями в рамках национального конституционного права. Можно утверждать, что любой конституционный строй выполняет две основные функции: 1) ограничивает произвольное и неконтролируемое использование власти; 2) устанавливает механизм ответственности правительства перед управляемыми субъектами. Эти функции могут принимать различные формы в зависимости от формы правления. Кроме того, они часто переплетаются так, что один и тот же юридический или политический механизм может быть использован для обеспечения ограничений на осуществление власти, а также для обеспечения ответственности правительства. Тем не менее большинство современных авторов согласны с тем, что любой конституционный порядок состоит из трех основных компонентов: демократия, разделение властей (система сдержек и противовесов) и защита прав человека. Причины появления этих компонентов, их функции в рамках конституционных порядков государств рассмотрены ниже. Их анализ поможет понять важность обсуждения этих компонентов в рамках изучения конституционализации международного права.
Демократия
Демократия сегодня признается неотъемлемой частью конституционализма. При обсуждении вопроса о взаимосвязи демократии и конституционализма нельзя забывать знаменитое высказывание Платона о том, что демократия предшествует тирании, любая демократия является потенциально или фактически тиранией. Эту мысль Платона не следует отбрасывать, ведь основная загадка демократии заключается именно в том, что правительство и управляемые теоретически представлены одним и тем же сообществом. Каким же образом демократия может быть конституционной и гарантировать ответственность правительства перед субъектами управления? От кого будут исходить ограничения на осуществление власти, если и управляемые, и правительство - это одно и то же общество? Давно было признано, что "то, что касается всех, должно быть одобрено всеми" <1>. Развитие и распространение демократии и различных форм демократического управления могут быть объяснены желанием воплотить эту максиму в жизнь. -------------------------------- <1> Justinian. Corpus Juris: Quod omnes tangit ab omnibus approbetur.
Разделение властей (система сдержек и противовесов)
Власть, сосредоточенную в руках одного человека или юридического лица, труднее контролировать и сдерживать, чем власть, разделенную между несколькими лицами. Признание этого факта и привело к появлению требований о разделении власти между различными государственными органами. Важно отметить, что теория абсолютного государственного суверенитета занимает одно из центральных мест в историческом развитии государств как организмов, регулирующих и организующих политическую власть. Надо сказать, что исходя из теории суверенитета государственная власть должна оставаться единой, а процессы конституционализации требуют ее ограничения и разделения. В рамках отдельных государств в ходе конституционного развития были выработаны эффективные механизмы ограничения власти. Однако это не значит, что те же самые механизмы будут эффективно работать на уровне международного права, где, несмотря на все новшества, государство по-прежнему воспринимается как единое целое.
Права человека
Права человека на первый взгляд представляют собой качественно новый тип развития конституционных гарантий. Целью прав человека является защита отдельных лиц как индивидуумов, а не как членов общества. Хотя не следует забывать, что права человека сами по себе также выступают эффективным средством ограничения любой власти, даже демократической. Признание и закрепление гарантий прав человека в странах, традиционно отдающих предпочтение принципу абсолютного парламентского превосходства, - один из лучших примеров такой двойственной функции прав человека. Одновременно надо сказать и о менее заметных способах использования института прав человека государством для целей, очень отдаленных от реальной защиты прав граждан. К примеру, исторический анализ, осуществленный Торнхиллом, показывает, что концептуализация частных лиц как абстрактных правообладателей, защищенных гарантиями прав человека, выступает одной из предпосылок расширения и усиления политической власти <1>. Для анализа международного конституционализма также важно, что, по свидетельству Торнхилла, "формирование государства как центра территориального включения было, таким образом, окружено расширением внутренних гарантированных государством прав..." <2>. Неотъемлемой частью процесса формирования государства было и остается определение границ деятельности, называемой государственной, или публичной, в противоположность частной, оставленной на усмотрение индивидуумов. Права, предоставляемые и охраняемые государством, имеют непосредственное отношение к эффективному функционированию государственной власти. Соблюдение прав, исключенных из списка тех, что государство обязуется гарантировать, или охрана которых ограничена сферой частного права, не влияет ни на осуществление государственной власти, ни на выживание и успешное функционирование государства <3>. -------------------------------- <1> Thornhill C. A Sociology of Constitutions: Constitutions and State Legitimacy in Historical-Sociological Perspective. Cambridge, 2011. P. 158 - 251. <2> Ibid. P. 162. <3> Ibid. P. 164.
Сегодня права человека в основном рассматриваются исключительно как гаранты свободы личности и человеческого достоинства, но мы не должны забывать об их происхождении как инструментов, необходимых для создания территориального государства и его политической силы. Представляя себе будущую конституцию международного сообщества, важно осознавать, что права человека по-прежнему выполняют функцию формирования, поддержки и усиления власти государства внутри и за пределами государственных границ.
Конституционные идеи в международном праве
Несмотря на то что понятие "конституционализм" ("конституция") и идея государства имеют прочные исторические и концептуальные связи, представления о возможности существования международного конституционализма появились довольно давно. Наиболее важным трудом, стоящим у истоков развития международного конституционализма, является работа Иммануила Канта "О вечном мире". Исследование конституционализма в современном международном праве происходит в двух тесно взаимосвязанных направлениях. Первое можно назвать описательным, его представители пытаются зафиксировать, какие конституционные структуры существуют на международной арене и какие формы принимает конституционное развитие международного права. Например, в одной из своих статей Андреас Паулюс размышляет о том, "выполняет ли и каким именно образом международный правовой порядок базовые принципы конституционного строя, достойные этого имени в конституционной традиции" <1>. Сторонники второго направления предлагают меры, которые необходимы для того, чтобы двигаться вперед, воплощать в жизнь желаемый конституционный строй международного сообщества. Так, целью книги Яна Клабберса, Энн Петерс и Гейра Улфштайна провозглашено желание понять, "как может выглядеть международный конституционный правопорядок" <2>. -------------------------------- <1> Paulus A. L. The International Legal System as a Constitution // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance / Ed. by J. L. Dunoff, J. P. Trachtman. Cambridge, 2009. P. 71. <2> Klabbers J., Peters A., Ulfstein G. The Constitutionalization of International Law. Oxford, 2009. P. 4.
Естественно, что ни один описательный подход не может быть полностью свободным от предписывающих тенденций: уже само представление о том, что авторы воспринимают как существующий международный конституционализм, определяет возможности развития этого самого конституционализма. В частности, в одной из статей на тему конституционализации международного права Энн Петерс изначально ставит задачу назвать характеристики международного права, которые в ее интерпретации могут быть включены в категорию конституционных. Вся эта описательная деятельность приводит автора к заключению, что "конституционная реконструкция международного права может способствовать развитию многоуровневого истинно глобального конституционализма, который сможет компенсировать растущие недостатки национальных конституций" <1>. Таким образом, от описания она переходит к предписанию о том, как может выглядеть будущий конституционный строй международного права. -------------------------------- <1> Peters A. Compensatory Constitutionalism: The Function and Potential of Fundamental International Norms and Structures // Leiden Journal of International Law. 2006. P. 610.
Точно так же любое предложение по поводу дальнейшего развития базируется на авторском видении настоящего. Тем не менее важно попытаться различать описательное и предписывающее направления исследования международного конституционализма, поскольку доминирование предписаний означает, что международное право и международное сообщество еще далеки от кантовской мечты, что конституционализм существует только в мечтах юристов-международников. Какие же формы принимает или должно принимать конституционное развитие международного права, с точки зрения юристов-международников? В доктрине международного права можно выделить два основных подхода к теоретическому анализу международного конституционализма. Первый (его можно назвать нормативным) концентрируется на разработке конституционных норм, определении существующего либо желаемого содержания международного конституционализма и будущей конституции международного сообщества. Другой подход (институциональный) ориентирован на поиск институциональных механизмов и органов, обеспечивающих функционирование конституционализма на международном уровне. Некоторые авторы комбинируют данные подходы. Постоянное обсуждение этих двух тем в доктрине международного права свидетельствует о важности каждой из них для конституционного развития международного права, а также о том, что нормативные и институциональные структуры выполняют разные функции в процессе развития международного конституционализма. Еще один способ проанализировать конституционализацию международного права состоит в определении особенностей конституционного строя, которые пытаются сформулировать или открыть в рамках существующей системы международного права юристы-международники. Важно иметь в виду сделанные ранее наблюдения о конкретных особенностях национального конституционализма при их применении к развитию международной конституционной системы.
Поиск формальной конституции международного сообщества
В доктрине международного права активно ведется поиск формальной конституции международного сообщества. Причем авторы, которые анализируют эту возможность, не всегда приходят к одинаковым выводам относительно существования международной конституции. Однако, что интересно, все они концентрируются на анализе одного и того же международного документа - Устава Организации Объединенных Наций. Наиболее известным и успешным автором в этой группе является немецкий юрист Бардо Фассбендер <1>. Его анализ Устава ООН мотивирован желанием разработать более полную и обоснованную конституцию международного сообщества <2>. Впервые мнение о том, что сегодня конституционное право универсального сообщества (государства) имеет свою базу в Уставе ООН, высказано Фердроссом и Бруно Симма в 1976 г. -------------------------------- <1> Fassbender B. Rediscovering a Forgotten Constitution: Notes on the Place of the UN Charter in the International Legal Order // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance. P. 133 - 147; Idem. The United Nations Charter as Constitution of the International Community // Columbia Journal of Transnational Law. 1998. P. 529 - 619; Idem. The United Nations Charter as the Constitution of the International Community. Leiden, 2009; Idem. We the People of the United Nations: Constituent Power and Constitutional Forum in International Law // The Paradox of Constitutionalism: Constituent Power and Constitutional Forum / Ed. by M. Loughlin, N. Walker. Oxford, 2007. P. 269 - 290. <2> Fassbender B. Rediscovering a Forgotten Constitution: Notes on the Place of the UN Charter in the International Legal Order. P. 136.
Фассбендер сначала определяет так называемый идеальный тип конституции путем выявления наиболее характерных черт современных конституций <1>, обнаруженных в ходе сравнительного анализа. На следующем этапе он изучает Устав ООН, пытаясь продемонстрировать, что в значительной степени все характерные черты современных национальных конституций представлены и в этом международном документе <2>. Несмотря на ряд нюансов, отмеченных Фассбендером в отношении Устава ООН и его конституционных особенностей, о непоколебимой вере автора в конституционный характер Устава ООН лучше всего свидетельствует его верность теме, а также сравнительно недавно написанная книга, где защищаются те же старые тезисы и постулаты. -------------------------------- <1> Говоря о конституции идеального типа, Фассбендер применяет метод, выработанный Максом Вебером; его конституция называется идеальной не потому, что она совершенна, а потому, что она представлена автором, а не реальна (Fassbender B. The United Nations Charter as Constitution of the International Community // Columbia Journal of Transnational Law. 1998. P. 570). <2> Fassbender B. The United Nations Charter as Constitution of the International Community // Columbia Journal of Transnational Law. 1998. P. 573 - 584.
Другие авторы, проанализировавшие возможность интерпретации Устава ООН как конституции международного сообщества, настроены менее оптимистично. Они говорят о сложности такой интерпретации. Особенность этих исследований заключается в том, что даже их названия сформулированы в виде вопросов, а не утверждений, как в работах Фассбендера <1>. -------------------------------- <1> Macdonald R. St.-J. The United Nations Charter: Constitution or Contract? // The Structure and Process of International Law: Essays in Legal Philosophy, Doctrine and Theory / Ed. by R. St.-J. Macdonald, D. M. Johnston. The Hague, 1986. P. 889; Frank T. Is the UN Charter a Constitution? // Verhandlungen den Frieden - Negotiating for Peace: Liber Amicorum Tono Eitel / Ed. by J. A. Frowein et al. Berlin, 2003. P. 95; Doyle M. W. The UN Charter - A Global Constitution? // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance. P. 113 - 132.
Итак, несмотря на множество публикаций, посвященных рассмотрению Устава ООН как конституции международного сообщества, говорить о реальном существовании международной конституции пока рано, даже Фассбендер предлагает заново открыть для себя Устав ООН в качестве конституции, тем самым косвенно признавая, что это еще не реальность международного права. Авторы, концентрирующиеся на поисках официального письменного документа как условия существования конституции и конституционализма, предполагают, что конституционализм либо невозможен, либо по крайней мере несовершенен без писаной конституции, тем самым уклоняясь от обсуждения возможности существования неписаной конституции. Кроме того, они зачастую не придают значения историческому опыту и, что самое главное, критическому анализу понятий, которые стали неотъемлемой частью современных конституций. Таким образом, эти авторы предлагают достаточно традиционное видение будущего международного права.
Поиск органов международного государства
Другие авторы занимаются поисками правительственных структур и других важных государственных органов на международном уровне. Поиск может ограничиваться минималистской концепцией правительственных структур и государственных органов международного конституционализма (т. е. наличием органов, выполняющих те или иные государственные функции) или ориентироваться на более широкое и детальное понимание конституционного управления и включать такие вопросы, как разделение властей, подотчетность и транспарентность международных органов, выполняющих функции, аналогичные государственным. Авторы, исследующие присутствие правительственных структур и государственных органов на международном уровне, понимают их по-разному. Одни излагают традиционное видение международного правительства и государственных органов как простой копии того, что существует в рамках современных западноевропейских государств <1>; другие предлагают очень инновационные точки зрения, позволяющие обнаружить довольно необычные формы государственных структур. Так, Слотер демонстрирует присутствие на международном уровне сложной межправительственной сети, состоящей из влиятельных представителей различных государств и организаций, в том числе гражданского общества, чьи решения и влияние зачастую превышают по важности традиционные органы ООН <2>. -------------------------------- <1> См., например: Talmon S. The Security Council As World Legislature // American Journal of International Law. 2005. P. 175 - 193. <2> Slaughter A. M. A New World Order. Princeton, 2004.
Представители этой группы ученых, как и предыдущей, в большинстве случаев пытаются, сознательно или нет, сохранить существующие традиции и структуры. Хотя, как показывает пример Слотера, места для инновационного мышления здесь больше, чем при поисках конституции.
Поиск ценностей международного сообщества
Современное понимание и интерпретация конституционализма тесно связаны с идеей прав человека. Как указывалось выше, одним из необходимых компонентов любой конституции сегодня выступают гарантии соблюдения определенного набора прав. Быстрое развитие международного права прав человека в последние несколько десятилетий в некоторой степени объясняет рост интереса к вопросам конституционализации международного права. Как следствие, многие юристы-международники помещают права человека на центральное место при обсуждении международного конституционализма и даже считают быстрое развитие прав человека на международном уровне доказательством конституционализации международного права. Конечно, тот факт, что права человека как отрасль международного права быстро развиваются в течение последних нескольких десятилетий, делает его очень привлекательным для исследования. Вместе с тем при любом упоминании о правах человека, особенно в контексте процессов конституционализации, непременно возникают такие сложные и острые вопросы, как слабость гарантий соблюдения прав человека, культурные различия в интерпретации и подходе к пониманию прав человека и связанные с этим дискуссии на тему культурного релятивизма. Сложность использования развития прав человека как аргумента в дискуссии о конституционных процессах международного права объясняется практически полным отсутствием критического анализа прав человека как отрасли международного права. Отчасти оптимизм юристов понятен, однако отсутствие критического анализа не позволяет предсказать, какое негативное влияние на дальнейшее развитие конституционализма могут оказать упомянутые слабости и недостатки международной защиты прав человека. Единственный автор, который попытался хоть как-то рассмотреть этот вопрос, - Юрген Хабермас. Он полагает, что международное сообщество всегда сможет прийти к консенсусу по поводу наиболее важных и фундаментальных ценностей, находящихся в центре защиты прав человека, этого в его версии международного конституционализма достаточно <1>. -------------------------------- <1> Habermas J. The Divided West. Chichester, 2006. P. 143.
Важно отметить, что большинство авторов, хоть и упоминают права человека как важную составную часть процессов конституционализации международного права, редко уделяют достаточно внимания анализу роли прав человека как составной части международной конституции. В области прав человека почти все принимается юристами-международниками, работающими над вопросами конституционализации, таким как есть, без глубокого анализа <1>. -------------------------------- <1> См., например, одну из редких работ, посвященных правам человека как части конституционного устройства международного сообщества: Gardbaum S. Human Rihts as International Constitutional Rights // European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. P. 749 - 768. Но даже этот автор принимает права человека, существующие на международном уровне, без какой-либо критической оценки.
Поиск легитимности
Последним важным аспектом, которому юристы-международники, работающие над вопросами конституционализации международного права, уделяют много внимания, является поиск легитимности международного права и, естественно, будущего конституционного строя международного сообщества. В связи с этим чаще всего возникает вопрос о демократической легитимации международного права в целом и будущей международной конституции в частности. Даже если международное право будет способно гарантировать постоянное участие всех государств в принятии всех решений и учет мнения всех участвующих государств, с точки зрения истинной конституционной демократии многие вопросы останутся нерешенными. Так, недемократические государства не считаются представителями своих граждан. Поэтому некоторые авторы сосредоточивают усилия на изучении так называемого права на демократическое управление (right to democratic governance или right to democracy) и способов его претворения в жизнь <1>. -------------------------------- <1> См., например: Benhabib S. Is There a Human Right to Democracy? Beyond Interventionism and Indifference // Philosophical Dimensions of Human Rights / Ed. by C. Corradetti. Dordrecht, 2012. P. 191 - 213.
Тем не менее ряд ученых считают, что необходимость постоянной медиации государства между индивидуумом и международным правом непременно сказывается на легитимности международного права. Потому предлагаются формы международного права, которые позволили бы индивидуумам непосредственно участвовать в принятии решений на международном уровне <1>. -------------------------------- <1> Одним из наиболее ярких примеров является предложение о создании международного парламента. См., например: Falk R., Strauss A. Toward Global Parliament // Foreign Affairs. 2001. Vol. 80. P. 212 - 220.
Вопрос о демократическом характере международного права и обеспечении демократического конституционного строя на международном уровне является сегодня одним из самых сложных. Попытки ответить на этот вопрос приводят к наиболее интересным результатам.
Заключение: будущее международного конституционализма
После обзора существующих теорий и подходов к конституционализации международного права вернемся к вопросу, поставленному в начале этой статьи: какое будущее ожидает международное право, если процессы конституционализации примут ту или иную форму? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, так как подходы и теории, представленные в работах различных авторов, порой кардинально отличаются друг от друга. Кроме того, ни в одной работе нет систематизированного и полного анализа всех центральных аспектов будущей международной конституции. Даже те авторы, которые пытаются определить и проанализировать все фундаментальные характеристики международной конституции, как, например, Фассбендер, делают это в определенных рамках. Так, для Фассбендера такими рамками является Устав ООН. Но в реальности Устав не существует изолированно от всех остальных компонентов международного права. Многие авторы, изучающие конституционализацию международного права, придерживаются достаточно традиционной точки зрения на вопросы урегулирования международных отношений. Несмотря на их желание видеть международные отношения более упорядоченными и соответствующими идеалам правового государства и конституционного строя, они редко прибегают к радикальному пересмотру фундаментальных принципов международного права. Большинство сосредоточено скорее на способах улучшения существующих механизмов и принципов, чем на формулировании и представлении качественно новых. Поэтому сложно говорить о каких-либо значительных изменениях в структуре и функционировании международного права в ближайшем будущем. Таким образом, если конституционализация международного права пойдет по путям, предложенным представителями этой части доктрины международного права, не стоит опасаться изменений или надеяться на них. Вместе с тем отдельные авторы высказывают более радикальные идеи, которые в итоге могут привести к качественному изменению всей структуры международных отношений. Но эти ученые пока в меньшинстве.
Bibliography
Benhabib S. Is There a Human Right to Democracy? Beyond Interventionism and Indifference // Philosophical Dimensions of Human Rights / Ed. by C. Corradetti. Dordrecht, 2012. Doyle M. W. The UN Charter - A Global Constitution? // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance / Ed. by J. L. Dunoff, J. P. Trachtman. Cambridge, 2009. Falk R., Strauss A. Toward Global Parliament // Foreign Affairs. 2001. Vol. 80. Fassbender B. Rediscovering a Forgotten Constitution: Notes on the Place of the UN Charter in the International Legal Order // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance / Ed. by J. L. Dunoff, J. P. Trachtman. Cambridge, 2009. Fassbender B. The United Nations Charter as Constitution of the International Community // Columbia Journal of Transnational Law. 1998. Fassbender B. The United Nations Charter as the Constitution of the International Community. Leiden, 2009. Fassbender B. We the People of the United Nations: Constituent Power and Constitutional Forum in International Law // The Paradox of Constitutionalism: Constituent Power and Constitutional Forum / Ed. by M. Loughlin, N. Walker. Oxford, 2007. Frank T. Is the UN Charter a Constitution? // Verhandlungen den Frieden - Negotiating for Peace: Liber Amicorum Tono Eitel / Ed. by J. A. Frowein et al. Berlin, 2003. Gardbaum S. Human Rihts as International Constitutional Rights // European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. Habermas J. The Divided West. Chichester, 2006. Justinian. Corpus Juris: Quod omnes tangit ab omnibus approbetur. Klabbers J., Peters A., Ulfstein G. The Constitutionalization of International Law. Oxford, 2009. Macdonald R. St.-J. The United Nations Charter: Constitution or Contract? // The Structure and Process of International Law: Essays in Legal Philosophy, Doctrine and Theory / Ed. by R. St.-J. Macdonald, D. M. Johnston. The Hague, 1986. Paulus A. L. The International Legal System as a Constitution // Ruling the World? Constitutionalism, International Law and Global Governance / Ed. by J. L. Dunoff, J. P. Trachtman. Cambridge, 2009. Peters A. Compensatory Constitutionalism: The Function and Potential of Fundamental International Norms and Structures // Leiden Journal of International Law. 2006. Slaughter A. M. A New World Order. Princeton, 2004. Talmon S. The Security Council As World Legislature // American Journal of International Law. 2005. Thornhill C. A Sociology of Constitutions: Constitutions and State Legitimacy in Historical-Sociological Perspective. Cambridge, 2011.
Название документа