Актуальные вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права Азербайджанской Республики
(Гусейнов Т. И.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 2) Текст документаАКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Т. И. ГУСЕЙНОВ
Гусейнов Тургай Имамгулу оглы, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права и европейского права юридического факультета Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).
Автор рассматривает вопросы реализации международно-правовых норм в Азербайджанской Республике через призму нового Закона "О нормативных правовых актах". Данный Закон анализируется с точки зрения имплементации международно-правовых норм в законодательство страны. Определяются формы реализации международно-правовых норм, изучаются ее теоретические и практические аспекты. Выявляются случаи прямого применения международно-правовых норм, предлагаются способы решения возможных проблем.
Ключевые слова: Азербайджанская Республика, имплементация, международный договор, нормативные правовые акты, Конституция.
Actual issues of interaction of international and domestic law of the Republic of Azerbaijan T. I. Guseynov
The author considers the issues of implementation of international legal norms in the Republic of Azerbaijan through the prism of the new Law "About normative legal acts". This Law is analyzed in terms of implementation of international legal norms in country's legislation. The forms of implementation of international legal norms are determined, theoretical and practical aspects are examined. Cases of direct application of international legal norms are revealed, methods of resolving of potential problems are offered.
Key words: Republic of Azerbaijan, implementation, international treaty, normative legal acts, Constitution.
С принятием нового Закона Азербайджанской Республики от 21 декабря 2010 г. "О нормативных правовых актах" <1> (далее - Закон) и внесением изменений в Закон от 13 июня 1995 г. "О порядке заключения, исполнения и прекращения международных договоров Азербайджанской Республики" (далее - Закон о международных договорах) вновь актуализировалась проблема реализации международных договоров, стороной которых выступает Азербайджан. -------------------------------- <1> Азербайджан. газ. 2011. 17 февр. Вступил в силу 17 февраля 2011 г.
При этом для обеспечения неукоснительного соблюдения государством принятых на себя обязательств необходимы национальные нормы, определяющие порядок действия международно-правовых норм в государстве. Принимая на себя обязательства, государство самостоятельно устанавливает механизмы их реализации. Так, существенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве <1>. По мнению Б. И. Осминина, международное право, обязывая государства соблюдать международные договоры, налагает обязательство, нацеленное на результат, а не на средства его достижения. При этом он вполне обоснованно отмечает, что государства в целом свободны в установлении порядка и выборе способов реализации международных договорных обязательств <2>. По словам Г. И. Курдюкова, реализация норм есть средство достижения социального результата <3>. Следует согласиться с Л. Х. Мингазовым, считающим, что "реализация - одна из основных предпосылок эффективности международно-правовых принципов и норм" <4>. -------------------------------- <1> Барциц И. Н. Международное право и правовая система России // Журн. рос. права. 2001. N 2. С. 27. <2> Осминин Б. И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. М., 2006. С. 6. <3> Курдюков Г. И. Эффективность деятельности государств по реализации норм международного права // Вопросы универсальности и эффективности международного права / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Свердловск, 1981. С. 61. <4> Мингазов Л. Х. Эффективность норм международного права. М., 1990. С. 155.
Сегодня в Азербайджане действует комплекс нормативных правовых актов, направленных на регулирование процесса реализации международных договоров, важное место в котором, несомненно, занимает Закон о международных договорах. Определим правовые условия действия международных договоров в Азербайджанской Республике и применения их к отношениям, регулируемым национальным правом. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что механизмы реализации международных договоров могут быть различными. Для реализации одних договоров государства-участники должны осуществить конкретные действия или воздержаться от них (Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. и др.), а реализацию других невозможно представить без нормативно-правового сопровождения, поскольку их адресатами главным образом являются субъекты внутригосударственного права. Основным объектом исследования в настоящей статье будет механизм реализации договоров второго вида. Весьма уместным выглядит положение Закона, определяющее условия реализации самоисполнимых и несамоисполнимых норм: согласно ст. 23.4 Закона международные договоры, стороной которых выступает Азербайджанская Республика, за исключением случаев, когда для реализации норм, закрепленных в данном договоре, требуется принятие внутригосударственного нормативного правового акта, подлежат прямому применению. Отсюда следует, что признание прямого применения международного договора подразумевает обращение к ним непосредственно правоприменителя. Статья 24 Закона определяет случаи, в которых требуется принятие нормативного правового акта: если предмет международного договора составляют вопросы, не регламентированные нормативными правовыми актами Азербайджанской Республики; если реализация обязательств, вытекающих из международного договора, невозможна без принятия соответствующего нормативного правового акта; если стороны международного договора пришли к согласию для принятия нормативного правового акта. Например, в силу ст. 1.3 Уголовного кодекса АР законы, устанавливающие уголовную ответственность и предусматривающие наказание лица, совершившего преступление, подлежат применению только после включения в настоящий Кодекс. Как известно, центральное место в механизме выполнения международных договоров занимает принцип pacta sunt servanda <1>, реализация которого без придания государством обязательной силы договору невозможна. Нельзя не согласиться с мнением о том, что связующим звеном между системой норм международного права и внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств. -------------------------------- <1> Данный принцип нашел закрепление в ст. 15 Закона "О порядке заключения, исполнения и прекращения международных договоров Азербайджанской Республики": "Международные договоры Азербайджанской Республики подлежат неукоснительному соблюдению Азербайджанской Республикой в соответствии с нормами международного права. В соответствии с принципом добросовестного соблюдения международных договоров Азербайджанская Республика прилагает усилия к тому, чтобы и другие участники двусторонних и многосторонних международных договоров, в которых участвует Азербайджанская Республика, выполняли свои обязательства, вытекающие из этих договоров".
Бесспорно, наличие международного договора или вступление его в силу еще не означает обязательности договора для конкретного государства, поскольку он приобретает обязательный характер после придания ему такой силы государством. Данное условие, конечно, не исключает возможности сослаться на международные нормы, не являющиеся обязательными для Республики. Например, Конституционный суд АР в некоторых решениях ссылался на положения Всеобщей декларации прав человека, носящих рекомендательный характер <1>. Надо заметить, что в ряде постановлений Конституционный суд, расширяя рамки полномочий, предусмотренных в ст. 130 Конституции, признает утратившими силу положения национального закона в связи с их несоответствием международным договорам <2>. -------------------------------- <1> Постановления Конституционного суда АР от 29 декабря 1999 г. "О проверке соответствия части I статьи 109 Закона Азербайджанской Республики "О пенсионном обеспечении граждан" статьям 25, 38, 71 Конституции Азербайджанской Республики"; от 23 февраля 2000 г. "О соответствии первой части статьи 143 Трудового кодекса Азербайджанской Республики статьям 25, 37 и части I статьи 149 Конституции Азербайджанской Республики"; от 1 августа 2003 г. "По истолкованию положения "...не имеющий обязательств перед другими государствами..." статьи 100 Конституции Азербайджанской Республики" и др. <2> Постановление Конституционного суда АР от 10 октября 2011 г. "О толковании некоторых положений статьи 158.3 и статей 158.4 и 290.3 Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики", согласно которому теряют силу ряд положений УПК АР как не соответствующие ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 130 Конституции закрепляет, что суд проверяет соответствие законов Азербайджанской Республики только Конституции.
Государственным органам важно определить условия обязательности международных договоров АР, т. е. придание обязательной силы договору одним из способов, предусмотренных в гл. 2 Закона о международных договорах. Применение положений международных договоров должно сопровождаться ссылкой на способ выражения государством согласия на обязательность договора, например на национальный закон о ратификации. Однако национальные суды порой не учитывают данное требование и размещают в принимаемых актах ссылки лишь на сами договоры. Важно заметить, что нормы международных договоров могут применяться не только при их противоречии положениям национальных нормативных правовых актов, но и при обнаружении пробелов в национальном законодательстве, а также в дополнение к национальным актам как неотъемлемая часть системы законодательства. Несомненно, применению подлежат только правомерно заключенные и должным образом санкционированные Азербайджанской Республикой международные договоры <1>. Подобной позиции придерживаются ряд ученых-международников. Так, В. С. Хижняк утверждает, что в правовой системе государства юридическим значением обладают только те нормы, действие которых санкционируется им самим <2>. Международное право, по словам Б. Л. Зимненко, может регулировать внутригосударственные отношения и, следовательно, применяться судебными органами только в том случае, если государство с помощью национального права санкционирует такое действие норм международного права. Государство тем самым наделяет нормы международного права юридическим свойством регулировать отношения между субъектами национального права <3>. -------------------------------- <1> Гусейнов Т. И. Взаимодействие норм международного и азербайджанского права // Азербайджанский юрид. журн. 2002. N 1. С. 183. <2> Хижняк В. С. Взаимодействие национального права России и международного права // Современное право. 2002. N 2. С. 15. <3> Зимненко Б. Л. Согласование норм внутригосударственного и международного права в правовой системе России // Московский журн. междунар. права. 2000. N 4. С. 95.
Хотелось бы остановиться на позиции Б. Л. Зимненко относительно того, что ратифицированный РФ международный договор, не вступивший в силу, не признается международным договором РФ, не входит в правовую систему РФ, а значит, не подлежит применению, так как договор, не вступивший в международную силу, не является источником международного права, поэтому не может применяться <1>. О необходимости различать вступление международного договора в международную силу, когда договор начинает действовать как источник международного права, т. е. порождать права и обязанности для его участников, и вступление международного договора в силу для конкретного государства говорит и А. Н. Талалаев <2>. С подобной позицией нельзя полностью согласиться. Ясно, что государства не могут в целях оправдания своих действий (бездействия) ссылаться на положения международного договора, не вступившего в силу. Вместе с тем государство, признав обязательность для себя положений международного договора, должно следовать его требованиям. Кроме того, ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает временное применение международного договора. В силу ч. 4 ст. 24 данной Конвенции отдельные положения международного договора применяются с момента принятия текста договора <3>. -------------------------------- <1> Зимненко Б. Л. Международные договоры в судебной системе РФ // Московский журн. междунар. права. 1999. N 2. С. 111. <2> Талалаев А. Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция РФ // Московский журн. междунар. права. 1994. N 4. С. 8 - 9. <3> Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю. М. Колосков, Э. С. Кривчикова. М., 1996. Т. 1. С. 351.
В ст. 151 "Правовая сила международных актов" Конституции АР закреплено: "В случае возникновения противоречий между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (за исключением Конституции и актов, принятых посредством референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются эти международные договоры". Полагаем, что речь идет именно о вступивших в силу межгосударственных договорах, т. е. о тех, относительно которых государство выразило согласие на обязательность. В Венской конвенции понятия "участвующее в переговорах государство", "договаривающееся государство", "участник" разграничиваются, поскольку можно быть стороной договора, дата подписания которого не совпадает с датой вступления в силу, договоры могут вообще не вступать в силу. Очевидно, что имеются особенности при вступлении в силу двусторонних и многосторонних договоров <1>, а также международных договоров, регулирующих различные сферы межгосударственных отношений. Так, соглашения о правах человека, не вступившие в силу, могут применяться в самом государстве, при этом на них нельзя ссылаться в межгосударственных спорах. Положения международного договора, если другое намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, обязательны для участника договора после вступления договора в силу для указанного участника. Признав обязательность договора, государство до вступления его в силу должно воздерживаться от действий, лишающих договор объекта и цели. -------------------------------- <1> См., например: Sinclair Sir Ian. The Vienna Convention on the Law of Treaties. ed. Manchester, 1984. P. 44 - 45.
Новеллой являются положения Закона, закрепляющие в целом приоритет общепризнанных норм и принципов международного права. Как было отмечено, в силу Конституции АР считаются частью системы законодательства только международные договоры, при этом место общепризнанных норм и принципов международного права не определено. Однако государства обязаны соблюдать данные принципы в межгосударственных отношениях независимо от их закрепления в законодательстве страны, если они хотят избежать изоляции. Важно заметить, что приверженность государств к основополагающим международно-правовым принципам декларируется в преамбулах большинства международных договоров, дополнительного их включения в национальное законодательство не требуется <1>. В этом плане Закон в какой-то мере расширил положения Конституции. -------------------------------- <1> Гусейнов Т. И. Указ. соч. С. 183.
Так, согласно ст. 8 Закона при нормотворческой деятельности должны учитываться принципы, указанные в ч. 1 ст. 149 Конституции АР ("Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости"), а также принцип приоритета (превосходства) общепризнанных норм и принципов международного права. Статья 22 Закона закрепляет, что Азербайджанская Республика признает общепризнанные принципы и нормы международного права и обеспечивает соответствие им законодательства АР. Как видим, если в ст. 8 Закона речь идет о соблюдении общепризнанных норм и принципов в правотворческом процессе, то согласно ст. 22 они признаются в какой-то мере и в правоприменительном процессе. Отметим, что правоприменитель не сможет непосредственно руководствоваться общепризнанными нормами и принципами международного права, поскольку по смыслу указанной статьи на государство возлагается обязанность приведения в соответствие с ними национального законодательства. Отсюда следует, что правоприменитель сможет сослаться на них только после их имплементации в национальное законодательство. Ссылки на формы выражения обязательности позволяют определить иерархию международных норм для решения конкретного дела. В ст. 151 Конституции говорится о приоритете над национальным законодательством только межгосударственных договоров, национальные же законы закрепляют приоритет всех международных договоров (ст. 26 Закона "О гражданстве Азербайджанской Республики", ст. 31 Закона "О свободе вероисповедания" и т. д.), а ряд норм даже основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права (в частности, ст. 1.2 Уголовного кодекса АР). Это может привести к коллизии между положениями какого-нибудь межправительственного договора и, например, закона Азербайджанской Республики. Месту межправительственных договоров в правовой системе Азербайджана посвящена ст. 23.3 Закона, согласно которой межправительственные договоры, стороной которых выступает Азербайджанская Республика, обладают большей правовой силой, чем нормативный акт, определяющий согласие на обязательность данного договора для Азербайджанской Республики: если межправительственный договор утверждается законом, то он выше законов, а также стоящих ниже по иерархии нормативных правовых актов. По ст. 95 Конституции посредством принятия закона Милли Меджлис АР утверждает только межправительственные договоры АР, предусматривающие иной, чем закрепленный в законах Азербайджанской Республики, порядок. В соответствии со ст. 109 Конституции президент заключает межправительственные международные договоры, представляет в Милли Меджлис АР для ратификации и денонсации межгосударственные и межправительственные договоры, содержащие нормы, отличные от законов Азербайджанской Республики; подписывает ратификационные грамоты. Особо следует остановиться на вопросе определения места договоров о разделе продукции в правовой системе Азербайджанской Республики. Подобные договоры вступают в силу после их утверждения Милли Меджлисом АР, при этом признается их приоритет как перед существующими законами, указами или административными распоряжениями, так и перед теми, которые будут приняты в будущем <1>. Перечень международных договоров Азербайджанской Республики, подлежащих ратификации, дается в ст. 8 Закона о международных договорах. В прежней редакции <2> данная статья содержала открытый перечень таких договоров. Президент мог выносить на ратификацию и иные, чем указаны в статье, международные договоры. Согласно новой редакции Милли Меджлис Азербайджанской Республики ратифицирует только межгосударственные договоры и межправительственные договоры, предусматривающие иной порядок, чем закреплено в законах АР. По ст. 2 Закона о международных договорах межгосударственными считаются договоры, заключенные от имени Азербайджанской Республики с иностранными государствами и международными организациями, а межправительственными - заключенные от имени правительства АР. Согласно ст. 13 Закона о международных договорах международные договоры, не требующие ратификации, утверждаются соответствующим органом исполнительной власти. -------------------------------- <1> См., например: Закон Азербайджанской Республики от 6 мая 2011 г. N 105-IVQ // Азербайджан. газ. 2011. 19 мая. <2> Текст статьи изменен Законом от 18 июня 2010 г. (Азербайджан. газ. 2010. 20 июля).
Договоры о разделе продукции от имени АР подписывает Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (далее - ГНКАР) <1>. Стороны данных договоров применяют принцип pacta sunt servanda <2>. Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 26 Венской конвенции, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Под договором в силу ст. 2 Конвенции понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Изложенное позволяет утверждать, что договоры о разделе продукции не являются международными договорами АР, следовательно, не подпадают под действие Закона о международных договорах. Думается, что в данном случае нужно говорить о международных частноправовых контрактах. -------------------------------- <1> Государственная нефтяная компания в соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного Указом Президента Азербайджанской Республики от 14 ноября 1992 г. N 312, является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основе принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Согласно Указам Президента Азербайджанской Республики от 13 сентября 1992 г. N 200 "Об учреждении Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики", от 24 января 2003 г. N 844 "Об усовершенствовании структуры Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики", от 22 декабря 2005 г. N 340 "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Азербайджанской Республики N 844 от 24 января 2003 года" ГНКАР осуществляет владение в отношении всех добытых углеводородов, на нее возложены все полномочия по разведке и разработке всех углеводородов в Азербайджанской Республике. Следует отметить, что параллельно с этими актами по каждому контракту принимается соответствующее распоряжение Президента АР о наделении ГНКАР полномочиями выступать от имени государства. <2> См., например: п. 26.1 Договора о реабилитации, разведке, разработке и разделе продукции блока, включающего нефтяные месторождения Мурдаханлы, Джафарлы и Зардаб в Азербайджанской Республике от 6 июля 1998 г.
Новая редакция ст. 8 Закона о международных договорах в развитие п. 17 ст. 109 Конституции АР ограничивает возможности президента по представлению на ратификацию иных договоров, чем международные в смысле перечисленных нормативных правовых актов. Несмотря на это, Милли Меджлис со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 95 Конституции АР продолжает утверждать договоры о разделе продукции (см., например, Закон АР от 6 мая 2011 г. "О принятии и утверждении и даче согласия на реализацию договора между ГНКАР, UQE-LANSER PTI. LTD и Долевой нефтяной компанией ГНКАР о восстановлении, разработке и разделе продукции нефтяных месторождений Балаханы-Сабунчу-Рамана и Кюрдаханы в Азербайджанской Республике"). Кроме того, как было отмечено, эти договоры после утверждения имеют силу закона. Коллизия в данном случае будет решаться на основе ст. ст. 10 - 11 Закона. Непременным условием обязательности международного договора является его опубликование. Однако законодатель напрямую не связывает действие договора с опубликованием. Так, ст. 25 Закона о международных договорах закрепляет, что международные договоры АР, ратифицированные, а также утвержденные, принятые в соответствии с настоящим Законом, или международные договоры, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, публикуются в "Сборнике законодательства Азербайджанской Республики" и в официальной государственной газете АР. Закон предусматривает перевод на азербайджанский язык текстов международных договоров, подлежащих ратификации (ст. 11 Закона о международных договорах). В случаях утверждения или присоединения прямого указания на наличие текста договора на азербайджанском языке нет. Однако любой публикуемый в азербайджанских источниках договор должен быть переведен на азербайджанский язык. В Азербайджане, как правило, публикуются лишь законы, придающие обязательную силу международным договорам, стороной которых является Республика. Именно с момента вступления в силу ратификационного закона вступает в силу международный договор для Республики. Вместе с тем эти даты могут и не совпадать, например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. вступает в силу для государства с даты сдачи ратификационной грамоты депозитарию (ст. 66 Конвенции). Статья 85 Закона закрепляет, что если в межгосударственном договоре, стороной которого выступает Азербайджанская Республика, не предусмотрен иной срок, то в нормативных правовых актах, регулирующих иностранную торговую деятельность, должен быть указан 30-дневный срок вступления их в силу после публикации. В исключительных случаях, с условием немедленного предупреждения международной организации, нормативный правовой акт, регулирующий иностранную торговую деятельность, может вступить в силу в обозначенный в нем срок. Несомненно, опубликование договора сделает его общедоступным, как следствие, появится возможность ссылаться на него. Поэтому нельзя не согласиться с В. С. Хижняк, по мнению которого правоприменитель может ссылаться только на нормы опубликованных договоров, поскольку лишь в этом случае можно презюмировать, что ему известно, какие договоры заключены от имени государства и внесены в его правовую систему <1>. При этом для самоисполнимых и несамоисполнимых договоров действует разный порядок. Если для непосредственного применения положений международного договора не требуется каких-либо внутригосударственных мер, положения международного договора могут применяться сразу после их официального опубликования. -------------------------------- <1> Хижняк В. С. Международное право и российский конституционализм // Московский журн. междунар. права. 2004. N 2. С. 212.
Одним из условий применения положений международного договора является отсылка, к которой часто прибегают в национальных нормативных правовых актах. Это можно увидеть в большинстве законов Республики <1>. Нельзя не согласиться с С. Ю. Марочкиным в том, что после ратификации необходима санкция государства на действие норм международного права в его правовой системе, роль которой выполняют отсылочные или коллизионные нормы <2>. Правоприменитель может также прибегнуть к общей конституционной норме о соотношении норм международного и национального права. При отсылке не происходит трансформация норм международного права в нормы внутригосударственного права <3>. -------------------------------- <1> См., например: ст. 3.1 ГК АР: "Международные договоры Азербайджанской Республики применяются к отношениям, регулируемым настоящим Кодексом, непосредственно (кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта)". ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография С. Ю. Марочкина "Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации" включена в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011. ------------------------------------------------------------------ <2> Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. С. 85. <3> Зимненко Б. Л. Согласование норм внутригосударственного и международного права в правовой системе России. С. 98.
Если обязательство государства по исполнению начинается с момента придания международным договорам юридической силы, то для правоприменителя значение имеют отсылочные нормы. Нужно сказать, что применение самоисполнимых и несамоисполнимых норм будет различно при общей отсылке. Отсылочная норма определяет конкретную форму применения положений международного договора. В законах делается общая отсылка, хотя следовало бы разграничить международные договоры в зависимости от сферы действия. При наличии в законах единообразных отсылок сложно провести их классификацию. Чаще всего отсылка представляет собой норму о признании приоритета положений международного договора в случае коллизий. В международных договорах могут указываться конкретные органы, которые будут заниматься исполнением положений международного договора, что, в свою очередь, упорядочивает непосредственное действие договора в государстве. Формулировка "непосредственное действие" не означает прямого применения международно-правовых норм помимо национальной правовой системы. В государствах существуют разные порядки взаимодействия международного и внутригосударственного права, но во всех случаях они определяются правом государства. Уже в силу этого обстоятельства о прямом или непосредственном действии норм международного права говорить не приходится <1>. Государственные органы, которые будут заниматься реализацией договора, назначаются самими государствами. Например, в распоряжении президента АР координирующим органом по осуществлению Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства от 16 июня 2000 г. N 442 названо Министерство юстиции. Согласно п. 2 Положения о Министерстве юстиции Азербайджанской Республики, утвержденного Указом Президента АР от 18 апреля 2006 г. N 391, Министерство в своей деятельности руководствуется, в частности, положениями международных договоров, стороной которых выступает Азербайджанская Республика. Кроме того, Министерство в рамках предоставленных ему полномочий обеспечивает выполнение международных обязательств, принятых АР, и непосредственную их реализацию (п. 8.18); проводит необходимые мероприятия по подготовке и заключению международных договоров о правовой помощи (п. 9.39); дает заключения по международным договорам, предусматривающим иной, чем установленный в азербайджанском законодательстве, порядок (п. 9.40) и т. д. Функции по реализации международных договоров закреплены также в положениях о ряде министерств и ведомств <2>. -------------------------------- <1> Зимненко Б. Л. Международные договоры в судебной системе РФ. С. 118. <2> См., например: п. п. 1.2, 3.1.29, 3.1.33, 3.1.37, 3.1.42, 4.14, 4.15 Положения о Министерстве экономического развития Азербайджанской Республики, утвержденного Указом Президента АР от 28 декабря 2006 г.; п. п. 2, 8.59, 9.24 Положения о Министерстве финансов Азербайджанской Республики, утвержденного Указом Президента АР от 9 февраля 2009 г.; и др.
Положения международных договоров в практике судов обычно применяются как дополнительное обоснование, наряду с национальными нормами, а также при проведении сравнительного анализа национальной нормы с положениями международных договоров. Ряд законов прямо предписывает соответствующим органам обращаться к международным договорам. Так, согласно ст. 13.1 ГПК АР суд разрешает споры на основании Конституции АР, правовых актов, принятых посредством референдума, законов, указов президента АР, постановлений Кабинета министров АР, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти, а также международных договоров, стороной которых выступает Азербайджанская Республика. В данном случае остается нерешенным вопрос о возможности суда руководствоваться также положениями иностранного права и нормами международных договоров, стороной которых Азербайджан не является. Прямое применение положений международных договоров в случае коллизии с нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства АР (за исключением Конституции АР и актов, принятых на референдуме), предусмотрено в ст. 13.3 ГПК. Думается, что подобное положение не означает применения положений международных договоров только при коллизии. Хотелось бы упомянуть о применении международно-правовых актов в области прав человека. Статья 151 Конституции АР признает приоритет межгосударственных договоров, ст. 12 Конституции объявляет права и свободы человека высшей целью государства и декларирует, что права и свободы, закрепленные в Конституции, будут осуществляться в соответствии с положениями международных договоров, стороной которых является Республика. В соответствии с ч. VI ст. 71 Конституции права и свободы человека и гражданина на территории Азербайджана имеют силу прямого действия. Это означает, что должны быть выбраны наиболее благоприятные нормы независимо от их правовой природы (международный договор или национальный закон). Гарантией защиты прав и свобод человека выступает также ст. 155 Конституции, согласно которой не могут выноситься на референдум предложения об упразднении прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в гл. III настоящей Конституции, или об их ограничении в большей мере, чем это предусмотрено в международных договорах, участницей которых выступает Азербайджанская Республика.
Bibliography
Barcic I. N. Mezhdunarodnoe pravo i pravovaya sistema Rossii // Zhurn. ros. prava. 2001. N 2. Dejstvuyushhee mezhdunarodnoe pravo: V 3 t. / Sost. Yu. M. Koloskov, Eh. S. Krivchikova. M., 1996. T. 1. Gusejnov T. I. Vzaimodejstvie norm mezhdunarodnogo i azerbajdzhanskogo prava // Azerbajdzhanskij yurid. zhurn. 2002. N 1. Kurdyukov G. I. Ehffektivnost' deyatel'nosti gosudarstv po realizacii norm mezhdunarodnogo prava // Voprosy universal'nosti i ehffektivnosti mezhdunarodnogo prava / Otv. red. G. V. Ignatenko. Sverdlovsk, 1981. Marochkin S. Yu. Dejstvie norm mezhdunarodnogo prava v pravovoj sisteme Rossijskoj Federacii. Tyumen', 1998. Mingazov L. X. Ehffektivnost' norm mezhdunarodnogo prava. M., 1990. Osminin B. I. Prinyatie i realizaciya gosudarstvami mezhdunarodnyx dogovornyx obyazatel'stv. M., 2006. Sinclair Sir Ian. The Vienna Convention on the Law of Treaties. ed. Manchester, 1984. Talalaev A. N. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava i Konstituciya RF // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 1994. N 4. Xizhnyak V. S. Mezhdunarodnoe pravo i rossijskij konstitucionalizm // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 2004. N 2. Xizhnyak V. S. Vzaimodejstvie nacional'nogo prava Rossii i mezhdunarodnogo prava // Sovremennoe pravo. 2002. N 2. Zimnenko B. L. Mezhdunarodnye dogovory v sudebnoj sisteme RF // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 1999. N 2. Zimnenko B. L. Soglasovanie norm vnutrigosudarstvennogo i mezhdunarodnogo prava v pravovoj sisteme Rossii // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 2000. N 4.
Название документа