Уголовная ответственность за нарушения норм корпоративного права по УК КНР
(Даосю Х.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 2) Текст документаУГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НОРМ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ПО УК КНР
Х. ДАОСЮ
Хуан Даосю, профессор Политико-юридического университета Китая, председатель Научно-исследовательского центра российского права (Пекин, Китай).
В статье рассмотрены положения УК КНР, предусматривающие ответственность за нарушения порядка управления компанией, предприятием. Дана оценка особенностей субъектного состава и санкций отдельных составов преступлений против корпоративного права.
Ключевые слова: Уголовный кодекс КНР, экономические преступления, корпоративное право.
Criminal liability for violations of corporate law under the Criminal Code of the People's Republic of China Huang Daoxiu
The article describes norms of the Criminal Code of the People's Republic of China that stipulate the liability for violations of the procedure of company management. The assessment of features of subject composition and sanctions of corpus delicti of crimes against corporate law is given.
Key words: the Criminal Code of the People's Republic of China, economic crimes, corporate law.
Уголовная ответственность - самое сильное средство, к которому может прибегнуть лицо для защиты своих интересов. В КНР таким средством могут защищаться корпоративные интересы. Рассмотрим, какие нарушения в этой сфере считаются согласно УК КНР преступлениями. Закон КНР о компаниях был принят в 1993 г. и пересмотрен в 2005 г. Новая редакция Закона, вступившая в силу с 1 января 2006 г., обычно называется новым законом о компаниях. В гл. 12 данного акта предусмотрена юридическая ответственность, главным образом административная, за нарушение норм корпоративного закона. Однако ст. 216 "Привлечение к уголовной ответственности" гласит, что "при наличии состава преступления в нарушениях настоящего Закона виновные должны быть привлечены к уголовной ответственности". В гл. 3 "Преступления, связанные с нарушением экономического порядка социалистического рынка" УК КНР содержится подраздел "Преступления, связанные с нарушением порядка управления компанией, предприятием", где четко установлена уголовная ответственность за такие нарушения. Все преступления в этой сфере можно разделить на несколько видов: 1) нарушения при учреждении компаний: подача ходатайства о регистрации юридического лица с использованием поддельных документов или сообщение ложных сведений об уставном капитале; введение в заблуждение компетентных органов, осуществляющих регистрацию предприятий, при получении учредительных документов (ст. 158 УК КНР); ложное декларирование учредителями или акционерами компании капиталовложений без внесения денег и материальных ценностей, без отчуждения права собственности созданной компании либо изъятие у нее капиталовложения после ее открытия (ст. 159); 2) нарушения при управлении юридическим лицом: предоставление акционерам или общественности ложной или неполной финансово-бухгалтерской отчетности, а равно непредоставление в установленном порядке такой информации (ст. 161); утаивание или умышленное уничтожение подлежащих по закону хранению бухгалтерских документов, бухгалтерских книг, финансово-бухгалтерских отчетов (ст. 162.1); сокрытие важных фактов или фабрикация серьезной дезинформации в проспектах эмиссии, подписке на акции, способах набора облигаций компаний, предприятий (ст. 160); 3) препятствование ликвидации компании: сокрытие имущества, внесение ложных сведений в балансовые ведомости или в ликвидационные ведомости по имуществу либо распределению имущества компании в ходе ликвидации до погашения задолженностей (ст. 162); 4) ложное банкротство: утаивание собственности, принятие на себя ложных долгов, перемещение либо распоряжение имуществом другими способами (ст. 162-2); 5) безответственность и злоупотребление: безответственность или злоупотребление служебным положением, приведшие государственную компанию к банкротству или причинению ей серьезных убытков (ст. 168); безответственное поведение в процессе подписания или исполнения контракта, что повлекло совершение в отношении компании мошенничества (ст. 167); 6) коррупционные действия: использование членами правления, директором государственной компании служебных преимуществ, ведение от своего имени или от имени другого лица хозяйственной деятельности на предприятии, родственном тому, в котором они занимают должность, и получение незаконной выгоды (ст. 165); использование служебных преимуществ в интересах родственников и друзей; передача прибыльных направлений хозяйственной деятельности организации в ведение родственников и друзей; закупка у организаций, возглавляемых родственниками или друзьями, продукции по цене, значительно превышающей рыночную, или реализация таким организациям продукции по цене значительно ниже рыночной, или закупка у данных предприятий некачественной продукции (ст. 166); дача и получение взятки (ст. ст. 163 и 164); акционирование или продажа государственного имущества по низким ценам (ст. 169); предоставление капитала, товаров, услуг или другого имущества на безвозмездной основе чужой организации либо частным лицам; предоставление или принятие капитала, товаров, услуг или другой собственности на явно несправедливых условиях; предоставление капитала, товаров, услуг или другой собственности организации или частным лицам, которые заведомо неплатежеспособны; предоставление гарантий организации или частным лицам, которые заведомо не обладают способностью погасить долг, либо предоставление гарантий другой организации или частным лицам без достаточных на то причин; отказ от кредита или принятие долга без достаточных причин; нанесение ущерба интересам акционерных компаний открытого типа иными способами (ст. 169-1). Названные 15 статей содержат больше 20 составов преступлений. Полагаем, что можно выделить следующие особенности уголовной ответственности за нарушения норм корпоративного права по УК КНР. Во-первых, уголовный закон предусматривает, что обязательным признаком состава преступления выступают отягчающие обстоятельства (серьезные последствия или крупный размер), в их отсутствие не может быть речи об уголовной ответственности. В то же время определений серьезного последствия и крупного размера уголовный закон не дает. Для правильного и единообразного применения УК Верховный народный суд КНР, Верховная прокуратура КНР и Министерство общественной безопасности КНР издают судебные разъяснения и другие нормативные акты. Например, в Положении Верховной прокуратуры КНР о привлечении к уголовной ответственности за экономические преступления от 18 апреля 2001 г. указано, что в целях ст. 167 УК крупный ущерб государственным интересам - это причинение ущерба свыше 500 тыс. юаней или свыше 30% уставного капитала, крупный размер в ст. 165 должен превышать 100 тыс. юаней и т. д. Без этих отягчающих обстоятельств соответствующие деяния влекут только дисциплинарную или административную ответственность. Во-вторых, уголовный закон КНР в редакции 1997 г., в отличие от УК РФ, признает юридические лица субъектами преступления наряду с физическими. Физические лица, которые могут быть признаны виновными в рассматриваемых преступлениях, - это руководители и другие непосредственно ответственные лица в компаниях или на предприятиях. Преступления юридических лиц (они в УК КНР обычно называются организациями) могли бы быть темой монографий, в Китае в течение многих лет идут оживленные дискуссии <1>. Юридическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в трех случаях: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение закона, устанавливающего обязанность или запрет на осуществление определенной деятельности; б) осуществление деятельности, не соответствующей учредительным документам или объявленной цели; в) совершение преступного деяния в интересах юридического лица либо его допущение, санкционирование, одобрение или использование органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом. В УК КНР закреплено 110 составов преступлений, субъектами которых могут быть юридические лица. -------------------------------- <1> Чжао Бинчжи. Юридические лица не должны быть субъектами преступлений // Правоведение. 1989. N 5. С. 89; Гао Минсюань. Некоторые вопросы о преступлениях юридических лиц // Правоведение в Китае. N 6. С. 21; Чэнь Цзэсянь. Квалификация преступлений организации и наказания. Пекин, 1997. С. 17.
В-третьих, субъектами дачи и получения взятки могут быть не только должностные лица и другие государственные служащие, но и работники компании, предприятия или другой организации. Согласно Поправке N 6 к УК КНР от 29 июня 2006 г. "передача работникам компании, предприятия или другой организации имущественных ценностей для извлечения неправомерной выгоды на значительную сумму - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или арестом; то же деяние, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом". В соответствии со ст. 7 данной Поправки дача или получение взятки лицами, находящимися на государственной службе в государственной компании либо направленными государственной организацией в негосударственную организацию для выполнения служебных обязанностей, влечет ответственность по ст. ст. 385 и 386 УК КНР, которые предусматривают уголовную ответственность за дачу и получение взятки государственными служащими. Данная норма имеет большое значение для поддержания нормального порядка рыночной экономики. Наконец, скажем о видах уголовного наказания за нарушения норм корпоративного права. К физическим лицам применяются штраф, арест и лишение свободы, а к организациям - штраф. Штраф для физических лиц составляет от 20 тыс. до 200 тыс. юаней или пропорционален размеру ущерба, причиненного деянием. Лишение свободы возможно на срок до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 3 до 7 лет и от 3 до 10 лет. К виновным юридическим лицам применяется штраф неопределенного размера, точная сумма зависит от обстоятельств совершенного преступления. Значит, в этом отношении суд имеет большую свободу усмотрения. К сожалению, мы не располагаем статистическими данными о возбужденных уголовных делах за нарушение норм корпоративного права и применении уголовных наказаний за них.
Bibliography
Chzhao Binchzhi. Yuridicheskie lica ne dolzhny byt' sub"ektami prestuplenij // Pravovedenie. 1989. N 5. Gao Minsyuan'. Nekotorye voprosy o prestupleniyax yuridicheskix lic // Pravovedenie v Kitae. N 6. Chehn' Czehsyan'. Kvalifikaciya prestuplenij organizacii i nakazaniya. Pekin, 1997.
Название документа