Анализ правовых основ функционирования судебно-экспертной системы Чешской Республики

(Оверчук Д. С.) ("Эксперт-криминалист", 2013, N 2) Текст документа

АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ <*>

Д. С. ОВЕРЧУК

Оверчук Даниил Сергеевич, эксперт Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Санкт-Петербурга 3 класса, кандидат экономических наук.

В статье анализируются правовые основы функционирования судебно-экспертной системы в Чешской Республике, основные проблемы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, проводится анализ основных положений Закона N 36/1967 Сб. "Об экспертах и переводчиках" с изменениями, внесенными Приказом Министерства юстиции Чешской Республики N 432/2002 Сб. от 2002 г.

Ключевые слова: экспертиза, судебно-экспертные учреждения, судебно-экспертная система Чешской Республики.

The article analyzes the legal basis of functioning of the forensic science system in the Czech Republic, the main problems in the implementation of the forensic science activity, the analysis of the main provisions of the law on experts and interpreters N 36/1967 Coll. as amended by order of the Ministry of justice of the Czech Republic no 432/2002 Coll. of 2002.

Key words: examination, forensic-expert institutions, forensic expert system of the Czech Republic.

В настоящее время в Чешской Республике действует Закон N 36/1967 Сб. "Об экспертах и переводчиках" с изменениями, внесенными Приказом Министерства юстиции Чешской Республики N 432/2002 Сб. от 2002 г. (далее - Закон) <1>. Целью Закона является обеспечение надлежащего осуществления экспертной и переводческой деятельности в делопроизводстве в государственных органах, а также в связи с совершением правовых действий гражданами и организациями. -------------------------------- <1> URL: http://portal. gov. cz/app/zakony (дата обращения: 21.09.2012).

В соответствии с § 1 Закона назначение и отзыв экспертов в отдельных областях знаний осуществляет министр юстиции или председатель краевого суда в рамках полномочий, предоставленных ему министром юстиции. Подбор экспертов в соответствии с § 2 Закона осуществляется в том числе на основании предложений о назначении экспертов, которые могут подавать государственные органы, научные институты, высшие учебные заведения, организации, в которых работают кандидаты, а также органы общественных организаций. В соответствии с § 3 Закона краевые суды осуществляют необходимые проверочные процедуры в отношении лиц, представленных к получению статуса эксперта. Экспертную деятельность осуществляют эксперты и экспертные учреждения, внесенные в реестр, который ведется Министерством юстиции Чешской Республики. Лица, не внесенные в реестр экспертов, могут принимать участие в делопроизводстве в государственных органах в качестве экспертов только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии с § 4 Закона к обязанностям каждого краевого суда относится ведение списка экспертов, назначенных министром юстиции Чешской Республики или председателем краевого суда, в зависимости от того округа, где проживает эксперт. Список включает в себя раздел для записи экспертов и записи переводчиков, разделенные в порядке, установленном Министерством юстиции Чешской Республики, по основным специальностям, некоторые из них подразделяются по отраслям. Указанный список направляется районным судом в адрес Министерства юстиции Чешской Республики, районной прокуратуры, полиции Чешской Республики, администрации соответствующего края и регионального бюро расследований, районных судов, военных судов. Краевые и районные суды обязаны обеспечить публичную доступность списка экспертов. Это обеспечивается путем размещения соответствующей информации в зданиях судов в специально отведенном для этого месте. В случае смены места жительства эксперт обязан немедленно уведомить об этом краевой суд, в округе которого проживает эксперт. В соответствии с § 5 Закона Министерством юстиции Чешской Республики осуществляется ведение центрального реестра экспертов и переводчиков, в состав которого включаются списки, ведение которых осуществляют краевые суды. Центральный реестр экспертов и переводчиков также разделен по основным специальностям, некоторые из них разделяются по отраслям. Центральный реестр экспертов и переводчиков содержит информацию о том, в каком краевом суде осуществлено внесение в список эксперта. В соответствии с § 6 Закона, наряду с центральным реестром экспертов и переводчиков Министерство юстиции Чешской Республики ведет перечень учреждений, мнение которых может быть запрошено. Этот перечень состоит из двух разделов. Первый включает в себя информацию об организациях (общественных и иных), специализирующихся на экспертной деятельности, второй - о научных, высших образовательных учреждениях, а также организациях, которые могут предоставить экспертное мнение в особо сложных ситуациях, требующих специального научного обсуждения. Список таких учреждений, институтов и высших учебных заведений ведется Министерством юстиции и рассылается краевым судам. Учреждение представляет свое заключение в письменном виде. В заключении указывается, кем оно было подготовлено и кто может, если это требуется согласно процессуальным нормам, лично подтвердить перед государственным органом достоверность заключения, предоставленного учреждением, а также дать требуемые пояснения. Ответственность за надлежащее и своевременное производство экспертизы несет соответствующее учреждение. Перечень научных учреждений и организаций, которые уполномочены представлять экспертные заключения в сфере государственной тайны, определяет Министр юстиции Чешской Республики по согласованию с Министром внутренних дел и Министром национальной безопасности. Суд выдает эксперту подтверждение, уполномочивающее его на использование собственной печати. В соответствии с § 8 Закона каждый эксперт обязан вести дневник о выполненных экспертизах, в который вносятся сведения обо всех экспертных заключениях, их предмете, органе или лице, заказавшем экспертизу, размере вознаграждения и затрат, дате оплаты. Краевой суд осуществляет проверку ведения дневников экспертов. В свою очередь, Министерство юстиции Чешской республики осуществляет надзор за проведением таких проверок. В соответствии с Законом экспертом может быть назначено лицо, являющееся гражданином Чешской Республики, имеющее необходимые знания и опыт в соответствующей области знаний, обладающее личными качествами, позволяющими предполагать, что оно сможет надлежащим образом осуществлять экспертную деятельность, давшее согласие на такое назначение. При наличии достаточного образования министр юстиции при назначении эксперта вправе не принимать во внимание условие о наличии гражданства Чешской Республики. Кроме того, экспертом может быть назначено лицо, само обратившееся с ходатайством об этом. В соответствии с § 11 - 13 Закона эксперт обязан передать в руки назначившего его лица присягу, в которой говорится: "Клянусь при осуществлении своей экспертной деятельности строго соблюдать правовые предписания, выполнять функции эксперта беспристрастно и с полным осознанием своей ответственности, в полной мере использовать все свои познания и хранить в тайне факты, ставшие мне известными при осуществлении экспертной деятельности". Эксперт обязан осуществлять экспертную деятельность надлежащим образом и в установленные сроки. Экспертная деятельность должна осуществляться экспертом лично. В случае если это требуется с учетом характера дела, эксперт вправе привлекать консультанта для рассмотрения отдельных частных вопросов. Это обстоятельство вместе с обоснованием необходимости привлечения консультанта должно быть указано в экспертном заключении. Эксперт не вправе выполнять экспертное заключение в случае, если могут иметь место сомнения относительно его беспристрастности по отношению к рассматриваемому вопросу, к органу, в котором ведется производство по делу, к участникам или их представителям. Эксперт обязан дать свое заключение в случае, если он назначен экспертом в деле, рассматриваемом государственным органом. В случае отказа от выполнения поручения соответствующий орган сообщает об этом в краевой суд, в реестр которого внесен этот эксперт. В соответствии с § 29 Закона, если эксперт дает свое заключение по просьбе граждан или организаций не в рамках рассмотрения дел в государственных органах, он оказывает эту профессиональную помощь на основе договора с заинтересованным лицом. Если это необходимо для дачи экспертного заключения, эксперт вправе использовать приборы, оборудование и материалы организации, в которой он работает. В исключительных случаях обязанность их предоставления по просьбе эксперта возлагается также на иные организации, имеющие в своем распоряжении такие приборы, оборудование и материалы. При этом у организации возникает право на возмещение экспертом затрат, возникших в результате использования им соответствующих приборов, оборудования и материалов. В отдельных областях знаний в качестве совещательных органов при Министерстве юстиции создаются советы по экспертизе. Состав советов формируется министром юстиции из числа экспертов. Задачей советов является участие в рассмотрении вопросов назначения новых экспертов, установление квалификационных требований, предъявляемых к экспертам, проведение работы по повышению профессиональной квалификации экспертов, инициирование научных исследований в области общих вопросов экспертной деятельности и выражение своего мнения в отношении таких вопросов с точки зрения области знаний, в отношении которой они были созданы. В § 15 - 27 Закона установлено, что эксперт имеет право на вознаграждение за данное им заключение по установленным ставкам. Размер вознаграждения устанавливается в зависимости от степени профессионализма, необходимой для выполнения поручения, а также в зависимости от количества целесообразно затраченного труда. Размер вознаграждения может быть снижен, если поручение не было выполнено надлежащим образом в установленные сроки. Вознаграждение увеличивается на сумму налога на добавленную стоимость, который эксперт должен уплатить из полученного вознаграждения. Эксперт имеет право на возмещение расходов, целесообразно понесенных в связи с подготовкой экспертного заключения. К таким расходам относятся командировочные расходы, возмещение неполученного заработка в связи с вызовом в государственный орган, расходы по привлечению вспомогательных работников, а также возмещенных расходов по использованию приборов, оборудования и материалов организаций. В случае привлечения консультанта эксперт имеет право на возмещение этих расходов только в том случае, если назначивший его государственный орган дал согласие на привлечение консультанта. Краевые суды проводят периодические проверки соразмерности и полноты оплаты вознаграждений экспертов. Эксперт отзывается и исключается из реестра в следующих случаях: - если впоследствии выяснится, что не были выполнены условия для его назначения, или эти условия отпали; - после назначения возникли обстоятельства, вследствие которых эксперт не может осуществлять свою деятельность на постоянной основе; - несмотря на предупреждение, эксперт не исполняет или нарушает свои обязанности; - организация, в которой работает эксперт, докажет, что экспертная деятельность препятствует надлежащему исполнению обязанностей, вытекающих из трудового договора; - эксперт заявит о своем отводе. В настоящее время список учреждений, осуществляющих экспертную деятельность на территории Чешской Республики, опубликован на сайте Министерства юстиции Чешской Республики. Он состоит из 14 региональных списков, в которые включены несколько тысяч учреждений. В Праге в региональный список входит более 200 учреждений. В первую очередь это научно-исследовательские институты, отдельные факультеты университетов и других высших заведений, государственные органы и организации, музеи, общественные организации (например, союз филателистов) и частные компании. К числу записанных в качестве экспертных учреждений относятся такие государственные органы, как Министерство обороны и Министерство внутренних дел, Полиция Чешской Республики, Разведывательная служба безопасности Чешской Республики, Государственная энергетическая инспекция, Государственная ветеринарная служба, Генеральная дирекция таможен и т. д. При этом в список внесены не только сами министерства и ведомства, но и отдельные подразделения (к примеру, пиротехническая и криминалистическая службы Министерства внутренних дел) и т. п. Среди частных компаний следует отметить международные фирмы, осуществляющие оценочную деятельность, имеющие в Чехии свои филиалы, и дочерние фирмы KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Grant Thornton American Appraisal и др. В последние годы правовое регулирование в области экспертной деятельности в Чехии неоднократно подвергалось критике со стороны специалистов в данной области. Указывалось, что действующий Закон об экспертах 1967 г. не удовлетворяет современным условиям и потребностям. В чешской юридической литературе встречаются высказывания о том, что данной области правового регулирования уделялось недостаточно внимания, что речь идет едва ли не о самой запущенной области юстиции в Чешской Республике. Как полагают критики Закона, к его основным недостаткам относятся: порядок назначения экспертов (Закон об экспертах и переводчиках содержит на этот счет лишь очень ограниченные и нечеткие формулировки предпосылок для назначения эксперта и устанавливает нетранспарентный порядок их отбора); регулирование прав и обязанностей экспертов и экспертных учреждений (например, на них не возложена обязанность заключать договоры социального страхования ответственности за причинение ущерба, но они не несут обязанности повышать свою квалификацию и принимать участие в проверке их профессиональной подготовки); отсутствие положений об административных правонарушениях со стороны экспертов и соответствующих административных санкциях, что не позволяет осуществлять их эффективное наказание за нарушение своих обязанностей (в настоящее время эксперту может быть всего лишь вынесено предупреждение, а при повторных нарушениях он может быть исключен из реестра экспертов). В качестве неудовлетворительного рассматривается также регулирование экспертной и переводческой деятельности единым законом, несмотря на существенные отличия между этими видами деятельности. Вызывает критику обобщенное использование термина "эксперт" в отношении физических и юридических лиц, поскольку это может приводить к затруднениям при интерпретации некоторых положений данного Закона. Объединение в одном законе как экспертной деятельности, осуществляемой в судах и иных государственных органах, так и в частноправовой сфере, приводит к тому, что с ходатайством о внесении в реестр экспертов обращаются и те лица, которые не заинтересованы в работе с судами и иными государственными органами, а используют регистрацию для своей коммерческой деятельности. В результате количество зарегистрированных экспертов в некоторых областях знаний значительно превышает потребности судов и других государственных органов. Вместе с тем высказывалось мнение, что правовой режим, созданный Законом N 36/Сб., обеспечивает относительно благоприятные условия для выполнения задач, связанных с экспертной деятельностью в рамках судопроизводства и производства в других государственных органах. В то же время в области экспертной деятельности, осуществляемой за рамками судопроизводства, прежде всего в связи с частноправовыми действиями физических и юридических лиц, правовое регулирование считается недостаточным, в особенности что касается осуществления этой деятельности на коммерческой основе. Неясной остается правовая природа экспертной деятельности по отношению к предпринимательству. В этой связи спорным являются следующие моменты: - деятельность эксперта прямо исключена из сферы действия Закона о мелком предпринимательстве; - спорным является то, может ли Закон N 36/1967 Сб. об экспертах рассматриваться в качестве специальной нормы, на основании которой осуществляется предпринимательская деятельность (практика судов в этом отношении не является единообразной); - с точки зрения налогообложения доходов, полученные экспертами доходы рассматриваются как доходы от иной самостоятельной приносящей доход деятельности, отдельно от доходов от предпринимательской деятельности; - продолжаются споры об уплате налога на добавленную стоимость экспертами, являющимися плательщиками этого налога, несмотря на относительно единообразную позицию судов по этому вопросу, которые исходят из того, что в отношении налога на добавленную стоимость речь не идет о расходах, целесообразно понесенных в связи с подготовкой заключения (§ 18 Закона N 36/1967 Сб.). Пробелы и противоречия в правовом регулировании экспертной деятельности проявляются прежде всего в областях, связанных с имущественными и финансовыми отношениями. При этом эксперты в области экономики составляют наибольшую долю среди экспертов в Чешской Республике. Эта отрасль развивается наиболее быстрыми темпами, и к ней предъявляются все более высокие требования. Прежде всего это касается оценочной деятельности. Сложившаяся ситуация привела к тому, что коммерческая экспертная деятельность оценщиков имущества стала осуществляться в форме мелкого предпринимательства без учета требований Закона N 36/1967 Сб. об экспертах, и до внесения изменений в Закон о мелком предпринимательстве в 1999 г. осуществлялась в режиме вольных ремесел, без необходимости подтверждения профессиональной квалификации. В 1999 г. деятельность по оценке имущества в отношении движимых и недвижимых вещей, нематериального имущества, финансового имущества предприятий была отнесена к видам деятельности, осуществляемой на основе концессии, что позволило обеспечить предъявление квалификационных требований к этой деятельности. Указанное регулирование в области оценки имущества представляет собой определенную правовую основу для отделения коммерческой деятельности оценщиков в частноправовой сфере от деятельности судебных экспертов, проводящих судебную экспертизу в судебном или административном производстве в соответствии с Законом N 36/1967 Сб. об экспертах и переводчиках. В Чешской Республике неоднократно предпринимались попытки модернизации правового регулирования экспертной деятельности. Так, в Палате депутатов Парламента Чешской Республики созыва 1996 - 1998 гг. был зарегистрирован правительственный проект закона о судебных экспертах и переводчиках, который был в дальнейшем снят с рассмотрения. В 2007 г. был опубликован подготовленный специалистами в области экспертной деятельности проект закона о судебных экспертах и судебных переводчиках, предполагающий попытку разграничения правового регулирования судебно-экспертной деятельности и деятельности экспертов, обслуживающих частноправовую сферу на коммерческой основе. Эта попытка также не увенчалась успехом. В августе 2011 г. министром юстиции был представлен проект нового Закона, озаглавленного "О зарегистрированных экспертах". Концепция проекта предусматривает полный пересмотр порядка приобретения полномочий по осуществлению экспертной деятельности, установление объективных предпосылок предоставления таких полномочий, создание централизованного реестра экспертов и экспертных учреждений, усиление надзора за осуществлением экспертной деятельности и регулирование условий приостановления и прекращения права осуществления данной деятельности. Что касается приобретения полномочий по осуществлению экспертной деятельности, проект нового закона предусматривает введение объективных квалификационных критериев и обязательную сдачу вступительного экзамена. С учетом того что осуществление экспертной деятельности имеет важное значение прежде всего при рассмотрении споров (торговых споров, споров, касающихся недвижимости, споров в области семейного права), целью законопроекта является обеспечение наиболее высокой профессиональной квалификации экспертов. Проект также предусматривает внесение изменений в квалификацию экспертов и экспертных учреждений. По новому Закону в качестве эксперта может выступать и юридическое лицо. Централизованный реестр экспертов и экспертных учреждений, который должно будет вести Министерство юстиции Чешской Республики, призван способствовать усилению контроля за осуществлением экспертной деятельности. Его составной частью должен стать реестр экспертных заключений, который заменит ныне действующую неудовлетворительную систему ведения экспертных дневников в бумажной форме. Как указывается в концепции нового Закона, введение этого реестра будет означать распространение тенденции электронизации юстиции на сферу экспертной деятельности. 27 сентября 2011 г. указанный проект Закона одобрила Палата депутатов Парламента Чешской Республики с учетом ряда поправок. Информация о рассмотрении данного законопроекта в Сенате пока не опубликована. Как в действующем законодательстве, так и в рассматриваемом проекте нового Закона вопросы финансирования затрагиваются, но не детализируются. Речь идет лишь о том, что эксперт имеет право на вознаграждение в соответствии с установленными ставками. При этом, очевидно, имеется в виду, что экспертная деятельность не является единственным источником дохода экспертов и экспертных учреждений, которые, как правило, занимаются учебной, научной или хозяйственной деятельностью. Что касается государственного финансирования, то оно осуществляется не специально в целях обеспечения экспертной деятельности, а в той мере, в какой экспертное учреждение является государственной бюджетной организацией. Как уже отмечалось, в реестр экспертов включены многие министерства и ведомства и их отдельные подразделения. Выступая в качестве эксперта, эти организации также получают разовые вознаграждения за экспертные заключения по установленным ставкам. В настоящее время ставки вознаграждения экспертов установлены Приказом Министерства юстиции N 37/1967 Сб. в редакции Приказа Министерства юстиции N 432/2002. В соответствии с ним ставка вознаграждения за экспертное заключение, в зависимости от его сложности и степени использования при его подготовке профессиональных знаний, составляет от 100 до 350 чешских крон (от 5 до 18 долларов) за один час работы.

Название документа