Новые подходы в законодательном регулировании административного ареста в Республике Беларусь

(Хорьков В. Н.) ("Административное право и процесс", 2013, N 5) Текст документа

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В. Н. ХОРЬКОВ

Хорьков Виктор Николаевич, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права Балтийского федерального университета имени И. Канта, кандидат юридических наук, доцент.

В статье проанализированы основные новации в законодательном регулировании административного ареста в Республике Беларусь, сформулированы предложения об уточнении некоторых положений Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административный арест, Республика Беларусь, новации, административно арестованные.

New approaches in the legal regulation of administrative arrest in the Republic of Belarus V. N. Khorkov

The article analyzes the main innovations in the legal regulation of administrative arrest in the Republic of Belarus, formulated proposals to clarify certain provisions of the Code of the Republic of Belarus on administrative violations and Procedural-Executive Code of the Republic of Belarus on administrative violations.

Key words: administrative arrest, Republic of Belarus, innovations, administrative arrestees.

Поводом для подготовки данной работы является статья украинского ученого Н. А. Самбора, опубликованная в журнале "Административное право и процесс" в 2012 г. <1>. Указанная статья посвящена сравнительному анализу применения административного ареста в Украине, Российской Федерации и Республике Беларусь. -------------------------------- <1> Самбор Н. А. Административный арест: анализ применения и исполнения в Украине, в Российской Федерации и Республике Беларусь // Административное право и процесс. 2012. N 6. С. 54 - 59.

Автор этих строк убежден в том, что белорусскому законодателю удалось найти нестандартные законодательные решения регулирования административного ареста, хотя и не всегда бесспорные. Новые подходы в законодательном регулировании административного ареста в Республике Беларусь и будут исследованы в данной статье. Специфика законодательного регулирования административного ареста в Республике Беларусь заключается в том, что административный арест регулируется двумя кодифицированными актами: Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. <2> и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. <3>. -------------------------------- <2> Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 63.-2/946. <3> Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 14.-2/1291.

Порядок назначения административного ареста урегулирован Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ч. 3 ст. 6.2 административный арест налагается судом, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 6.2. Таким образом, по общему правилу административный арест с учетом ч. 3 ст. 6.2 налагается судом. Однако рассматриваемая нами норма противоречит ч. 1 ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где закреплено, что дела об административных правонарушениях, подведомственные районным (городским) судам, рассматриваются судьями районных (городских) судов единолично. Следовательно, руководствуясь ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП РБ, можно сделать вывод о том, что административный арест назначается не судом (коллегиальным органом), а судьей. В этой связи было бы целесообразно уточнить ч. 3 ст. 6.2 КоАП РБ, указав, что административные взыскания, налагаемые в судебном порядке, назначаются только судьей. Очень спорной законодательной новацией является одно исключение из общего правила, когда административный арест может быть назначен не в судебном порядке, а органами внутренних дел. Административный арест в соответствии с ч. 4 ст. 6.2 КоАП РБ налагается органами внутренних дел за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.27 настоящего Кодекса. Статья 9.27 устанавливает административную ответственность в виде административного ареста за уклонение родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, от трудоустройства по судебному постановлению, повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению таких расходов. В рассматриваемой нами ситуации органы внутренних дел налагают административный арест за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.27 КоАП РБ, и на них же согласно ст. 18.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях возложена обязанность приводить в исполнение постановление об административном аресте вне зависимости от того, кто наложил административный арест - суд или орган внутренних дел. Таким образом, один и тот же орган - орган внутренних дел - в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.27 КоАП РБ, и назначает, и приводит в исполнение постановление об административном аресте. При этом закон не оговаривает, кто должен контролировать правомерность назначения административного ареста органом внутренних дел. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает два срока административного ареста. Общий срок административного ареста составляет 15 суток. Однако ст. 7.4 закрепляет более длительный срок административного ареста - 25 суток. Этот срок применяется следующим образом: при наложении административного взыскания в случае совершения двух или более административных правонарушений суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы наложение административного ареста не превышало 25 суток. По общему правилу административный арест в КоАП РБ предусмотрен в качестве альтернативной меры административной ответственности. Но и здесь одно исключение из общего правила все же есть. В упоминавшейся уже ст. 9.27 КоАП РБ за уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению закреплен административный арест в качестве безальтернативной меры административной ответственности. Н. А. Самбор отмечает, что в санкциях статей Особенной части КоАП РБ не указаны верхние и нижние границы административного ареста. Указано лишь, что совершение такого-то правонарушения влечет административный арест <4>. На наш взгляд, с Н. А. Самбором можно согласиться лишь частично. Верхний предел административного ареста в КоАП РБ следовало бы установить. Установление же низшего предела административного ареста в КоАП РБ нам представляется спорным. Кстати, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в санкциях Особенной части там, где предусмотрено такое административное наказание, как административный арест, указан лишь его верхний предел - 15 суток. -------------------------------- <4> Самбор Н. А. Указ. соч. С. 56.

Заслугой белорусского законодателя, на наш взгляд, несомненно, является подробное законодательное регулирование порядка исполнения административного ареста в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Попутно отметим, что в Российской Федерации порядок исполнения административного ареста регулируется в основном не КоАП РФ, а подзаконными актами <5>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста" // СПС "КонсультантПлюс"; Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденные Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп // СПС "КонсультантПлюс".

В ПИКоАП РБ почти детально урегулирован статус административно арестованных лиц. В ст. 1.4 ПИКоАП РБ дано легальное определение административно арестованных лиц. Административно арестованные - это физические лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий. Элементами статуса административно арестованных являются обязанности и права указанных лиц. Согласно ст. 18.4 ПИКоАП РБ административно арестованные должны выполнять обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь об исполнении административных взысканий, в отношении порядка и условий отбывания наказания, законные требования администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста. Приведенная норма, к сожалению, носит отсылочный характер, обязанности административно арестованных лиц не конкретизирует. В ст. 18.4 конкретно названа лишь одна обязанность административно арестованных, это обязанность выполнять законные требования администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста. Важной новеллой ПИКоАП РБ следует считать введение дисциплинарной ответственности административно арестованных. Основанием же дисциплинарной ответственности является невыполнение установленных обязанностей административно арестованными. Отсутствие в ПИКоАП РБ четкого перечня обязанностей административно арестованных для правоприменителя усложняет процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности административно арестованных лиц. В отличие от обязанностей белорусский законодатель много внимания уделил основным правам административно арестованных. В ст. 18.5 ПИКоАП РБ указано, что административно арестованные имеют право: 1) на получение информации о своих правах и обязанностях и условиях отбывания административного взыскания; 2) на вежливое обращение со стороны сотрудников специального учреждения, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста; 3) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста, суд, прокуратуру, другие государственные органы, органы местного управления и самоуправления, общественные объединения по защите прав и свобод человека на родном языке или на языке, которым они владеют, в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика, а также получать ответы на предложения, заявления и жалобы на родном языке или на языке, которым они владеют; 4) на охрану здоровья и медицинскую помощь; 5) на пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством; 6) пользоваться услугами адвоката и иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. Одной из существенных новаций в порядке исполнения наказания в виде административного ареста является приостановление данного административного взыскания. Часть 8 ст. 18.7 ПИКоАП РБ предусматривает, что "в случае смерти, тяжелого заболевания близкого родственника административно арестованного решением руководителя специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста, административно арестованному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы учреждения продолжительностью до трех суток, не считая времени для проезда туда и обратно. Указанный срок не включается в срок исполнения административного взыскания в виде административного ареста". Приведенная норма, безусловно, свидетельствует о проявлении гуманизма в исполнении административного взыскания в виде административного ареста. В заключение отметим, что регулирование административного ареста в Республике Беларусь двумя кодифицированными актами позволило обеспечить более полное законодательное регулирование самой строгой меры административной ответственности. Тем не менее, на наш взгляд, некоторые положения КоАП РБ и ПИКоАП РБ целесообразно было бы уточнить.

Название документа