К вопросу о правовом положении женщин в Средневековом Уэльсе

(Лошкарева М. Е.) ("История государства и права", 2014, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИН В СРЕДНЕВЕКОВОМ УЭЛЬСЕ

М. Е. ЛОШКАРЕВА

Лошкарева Мария Евгеньевна, доцент кафедры теории и истории права и государства Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород, кандидат исторических наук.

Статья посвящена анализу правового положения женщин в Уэльсе в период Средневековья согласно Закону Хауэла Доброго. Положение женщины в валлийском обществе отличалось от положения ее современниц в Англии и на материке.

Ключевые слова: Уэльс, средневековый, Закон Хауэла Доброго, правовое положение, брак, имущество.

On the issue of the legal status of women in medieval Wales M. E. Loshkareva

The article is devoted to the analysis of the legal status of women in Medieval Wales according to the Law of Hywel Dda. The status of woman in Welsh society differed from the status of her contemporaries in England and in the Continent markedly.

Key words: Wales, Medieval, The Law of Hywel Dda, the legal status, marriage, property.

"Женская история", правовое положение женщин в разные периоды и в различных регионах в последние десятилетия являются объектом пристального внимания со стороны историков, юристов, социологов, культурологов. Христианство оказало огромное влияние на положение женщины в средневековом обществе. С одной стороны, церковные писатели ставили женщину ниже мужчины, на Маконском соборе в 585 г. даже возник спор о том, относится ли женщина ("источник всех зол") к роду человеческому, но с другой - христианство предполагает религиозное равенство полов. Брак получил форму таинства, освящающего греховный плотский союз и делающего его практически нерасторжимым. Целью брака церковь признавала только продолжение рода и воспитание добрых христиан. Положение женщины в браке, определяемое формулой "да убоится жена своего мужа", принято считать подчеркнуто приниженным. Традиционные общие оценки, даваемые исторической наукой, в настоящее время несколько пересмотрены, во многом благодаря развитию "региональных историй". Весьма интересным в этой связи является изучение правового материала кельтских регионов, в том числе Уэльса. Уэльс стал частью Английского королевства только в конце XIII в. Но даже после завоевания сохранял свою правовую систему, в значительной мере отличающуюся от английской. Закон Хауэла Доброго (Lex Hoeli или Cyfrait Hywel) несколько сотен лет был основным источником валлийского права. Традиция приписывает создание свода законов Хауэлу Доброму, именуемому в нарративных источниках королем всего Уэльса <1>. Хауэл Добрый пришел к власти в 904 г., а в 942 г. после смерти отца стал королем <2> Даведа, а вскоре и всего Уэльса, за исключением юго-востока. Но его объединенное королевство распалось после его смерти в 949 г. <3> (как и любое крупное объединение в Уэльсе в Раннее Средневековье, оно существовало только за счет силы правителя). Трудно судить о точном времени составления Закона: правовые реалии этого документа ближе к двенадцатому веку, чем к десятому, но следует помнить о том, что источник такого типа обязательно характеризуется многослойностью. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Лошкарева М. Е. Валлийское обычное право: Закон Хауэла Доброго // История государства и права. 2012. N 13. С. 27. <2> В этот период к валлийским правителям применялся титул "rex", титул "princeps" (обычно передаваемый как "принц") был введен в XII веке Овайном Гвинедским. <3> Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version / Translated with introduction and notes by Thomas Jones. Cardiff: University of Wales Press, 1952. P. 7.

Закон Хауэла Доброго оставался основным действующим источником права до введения Эдуардом I Валлийского статута <4>. После завоевания в Уэльсе было введено английское уголовное право, а вещное, обязательственное и наследственное - остались валлийскими, с некоторыми изъятиями (в том числе и в части, касающейся прав женщин). Окончательная отмена закона Хауэла произошла только в 1536 г. с введением Act of Union <5>, завершившим процесс инкорпорации Уэльса в состав Английского королевства. -------------------------------- <4> См.: Минеева Т. Г., Романовская В. Б. Конфликт обычного права Уэльса и английского common law в XIII - XV вв. // История государства и права. 2010. N 2. С. 30. <5> The Statutes of Wales / Coll and arr. by I. Bowen. L., 1908. P. 75.

Закон Хауэла состоит из трех разделов: 1) законы двора, 2) законы страны, 3) книга для судей <6>. -------------------------------- <6> Наличие книги для судей (своеобразного пособия) является особенностью Закона Хауэла.

Во втором разделе содержится целый трактат, называющийся "Закон о правах женщин", который содержит общие установления, ряд норм брачного и семейного права, а также нормы уголовного права, объектом посягательства в которых является жизнь и честь женщины <7>. -------------------------------- <7> Наличие специального раздела, посвященного правам женщин, также является особенностью Закона.

Принято считать, что Средневековье знало три варианта правового статуса женщины: дочь, жена и вдова. Согласно валлийскому закону дочери находились в полной власти отца до двенадцати лет (в то время как сыновья - до четырнадцати лет) <8>. Именно этот возраст признавался брачным, но даже не вступившая в брак женщина по достижении двенадцати лет получала право управлять собственным имуществом. Отец мог сохранить свою власть над дочерью, но только по доброй воле. Закон устанавливал и детородный возраст женщины: от четырнадцати до сорока лет. Женщина, не достигшая этого возраста или вышедшая из него, не была обязана в случае судебного разбирательства приносить клятву в том, что она бездетна <9>. -------------------------------- <8> The Law Of Hywel Dda / Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. P. 131. <9> Ibid. P. 132.

Статус валлийки определялся статусом мужа (для замужней, даже если брак был заключен без согласия родственников) или брата (для девицы). Согласно закону компенсация за оскорбление выплачивалась женщине в размере трети от компенсации мужу или половины от компенсации брату соответственно. Компенсация за убийство женщины (и замужней, и незамужней) составляла половину компенсации за убийство брата <10>. Фактические брачные отношения, продолжавшиеся более трех ночей, делегировали женщине статус замужней <11>. -------------------------------- <10> Ibid. P. 47. <11> Ibid. P. 47.

Значительная часть материала в "Законе о правах женщин" посвящена вопросам брака и развода. Заключение брака обязательно сопровождалось уплатой лорду особой пошлины (amobr <12>) за потерю невинности, размер которой определялся статусом отца невесты (от фунта за дочь крупного чиновника до 24 пенсов за иноземку, вне зависимости от ее статуса на родине) <13>. Следует отметить, что закон Хауэла не предусматривал права первой ночи лорда, практикуемого в этот период во многих европейских странах, в том числе и в кельтской Шотландии. Но черты этого обычая можно обнаружить и в валлийском праве: девственность женщины, обвиняющей мужчину в изнасиловании (если обвиняемый отрицал факт преступления), проверялась наследником престола <14>. -------------------------------- <12> Наличие этой пошлины, по мнению исследователей вопроса, является одной из причин малочисленности женских монастырей в средневековом Уэльсе. Подробнее см.: Watt D. Medieval Women in Their Communities. University of Wales, 1997. P. 36. <13> Ibid. P. 55. <14> Ibid. P. 59.

Условием действительности брака по Закону была невинность жены, проверяемая в присутствии свидетелей <15>. Муж, заявивший гостям о том, что женщина не девственница, и не оставшийся с ней до утра, не обязан был выплачивать ей "утренний дар". Невинность женщины, подвергаемая сомнению, могла быть доказана присягой семи ее родственников или специальным испытанием, в ходе которого испытуемая должна была удержать годовалого бычка за намазанный жиром хвост <16>. -------------------------------- <15> Ibid. P. 49. <16> Ibidem.

Закон довольно подробно регулировал вопросы личных и имущественных прав супругов. Общность имущества супругов наступала только по истечении семи лет и трех суток брака: после этого в случае развода имущество подлежало разделу <17>. Закон содержит исчерпывающий перечень имущества, отходившего мужу и жене. Разделу не подлежали личные вещи супругов (например, одежда) и неотъемлемые вещи, для женщин это: утренний дар (cowyl), являющийся компенсацией за потерю девственности <18>, компенсация за измену мужу (gowyn) и компенсация за оскорбление (sarhaed) <19>. Ни при каких обстоятельствах женщина не могла претендовать на оружие и лошадь супруга, а также на компенсацию, полагающуюся ему в случае недостойного поведения жены. Предметом, подлежащим разделу в случае расторжения брака, не могла быть земля. Долговые обязательства в равной степени ложились на обоих супругов <20>. В случае расторжения брака до истечения семилетнего срока женщина обязательно получала компенсацию за потерю невинности и оговоренную долю в совместном имуществе. По инициативе женщины брак мог быть расторгнут в случае: проказы, полового бессилия или зловонного дыхания мужа <21>. Измена супруга могла стать поводом к расторжению брака по инициативе женщины только в третий раз (первые два влекли за собой выплату компенсации). Заметим, что Закон устанавливает правило, согласно которому женщина, не оставившая мужа после третьей измены, теряла право на компенсацию <22>. Даже однократная измена жены могла быть поводом к расторжению брака по инициативе супруга <23>, при этом выплата компенсации любовником была обязательна вне зависимости от того, расторгался брак или нет. Наличие причины для расторжения брака должно было быть доказано: Закон содержит подробное описание процессуальных действий, сопряженных с доказыванием факта измены (здесь по общему правилу привлекались компургаторы) <24> или полового бессилия мужчины (доказывание производилось в присутствии суда с помощью белой простыни) <25>. -------------------------------- <17> Ibid. P. 45. <18> Размер определяется статусом отца женщины. <19> The Law Of Hywel Dda. P. 53. <20> Ibid. P. 46. <21> Ibid. P. 46. <22> Ibid. P. 53. <23> Ibid. P. 48. Согласно валлийской "Хронике принцев" жена принца Лливелина аб Йорверта Джоан в 1230 г. была обвинена в измене, ее любовник Вильям де Браоз был казнен принцем, однако расторжения брака не последовало, несмотря на доказанность факта измены. Джоан была незаконнорожденной дочерью короля Иоанна Безземельного, и ее роль в сложном процессе выстраивания отношений с английской короной была очень значительной. <24> Ibid. P. 58. <25> Ibid. P. 59.

Церковь активно боролась с разводами, настаивая на сакраментальном свойстве брака и его нерасторжимости даже в случае прелюбодеяния, явно порицая повторное вступление в брак разведенных или овдовевших. Признавая очевидное влияние канонического права на валлийский обычай (например, требование моногамии, в отличие от раннего Ирландского права, не запрещавшего многоженство), следует признать, что Закон Хауэла Доброго в части, касавшейся разводов, абсолютно не соответствовал требованиям канонического права <26>. Несмотря на явно донорманнское происхождение раздела "О правах женщин", зафиксированные в нем нормы едва ли можно считать отжившими, ибо ссылки на них можно обнаружить и в иных источниках (например, в "Мабиногион", датированном концом XI в., или "Descriptio Kambriae" Гиральда Камбрийского 1194 г.). -------------------------------- <26> Pryce H. Native Law and the Church in Medieval Wales. Clarendon Press. Oxford, 1993. P. 83.

Весьма интересен тот факт, что разведенная женщина в Уэльсе могла считаться свободной только после того, как ее бывший супруг женился вновь, в противном случае она могла быть возвращена в лоно первого брака, даже "если одной ногой ступила на ложе нового мужа" <27>. Обязанности по содержанию и воспитанию детей после расторжения брака ложились на обоих супругов, но не в равной степени: две трети расходов нес отец и одну треть - мать (старший и младший сын оставались с отцом, средний - с матерью) <28>. Дети, рожденные вне брака, по праву принадлежали мужчине <29>. -------------------------------- <27> The Law Of Hywel Dda. P. 131. <28> Ibid. P. 45. Следует заметить, что Закон здесь говорит только о сыновьях. <29> Ibid. P. 51.

Личные отношения между супругами также были урегулированы Законом. Закон содержит перечень причин, по которым женщина могла быть наказана супругом: оскорбление (словом) <30>, неправомерное распоряжение имуществом и измена. Согласно Закону в этих случаях муж мог побить жену, но не по голове <31>. Заметим, что право мужа наказывать жену физически в средние века считалось неотъемлемым и ограничивалось, как правило, формальным требованием не наносить смертельных ран. -------------------------------- <30> Например, пожелание пятна на бороде или грязи на зубах. <31> The Law Of Hywel Dda. P. 53.

Границы правосубъектности женщины определялись Законом не вполне точно. Значительных ограничений гражданской дееспособности Закон не предусматривал: женщины могли вступать в обязательственные отношения в рамках принадлежавшего им имущества <32>. Но поручителем или свидетелем в договорах, заключаемых мужчинами, женщина быть не могла <33>. При наследовании права женщин определялись ее семейным положением: вдова получала оговоренную в законе долю в имуществе супруга, при условии, что прошло семь лет и трое суток после заключения брака, а дочь - половину того, что получает брат <34>. Вдовы в Уэльсе не наследовали землю, "вдовья доля" была введена "Валлийским статутом" Эдуарда I. Закон предусматривал и случаи наследования имущества по материнской линии. Сыновья валлиек могли наследовать по материнской линии в трех случаях: если валлийка была выдана замуж за иноземца, если она была передана в качестве заложницы в "страну с чужим языком" и забеременела там, если она была изнасилована иноземцем <35>. -------------------------------- <32> Ibid. P. 58. <33> Ibid. P. 57. <34> Ibid. P. 58. <35> Ibidem.

Закон давал валлийке право предъявить незаконнорожденного ребенка отцу и доказывать отцовство в суде (разрешая матери предъявлять сына только однажды и только одному отцу <36>). Если предполагаемый отец официально отказывался от сына, последний получал статус, соответствующий положению семьи матери. -------------------------------- <36> Ibid. P. 133.

Особой регламентации в подразделе "О правах женщин" подвергается такой вид преступного посягательства, как изнасилование. Закон особо обращает внимание, что мужчина, совершивший данное преступление, не может быть подвергнут кастрации <37> (видимо, ограничивая применение обычая). Изнасилование влекло за собой выплату компенсации потерпевшей, в том числе и компенсации за потерю невинности. Современное Закону Хауэла английское законодательство в подобном случае игнорирует женщину как самостоятельный субъект, признавая ее телесную неприкосновенность принадлежностью мужа или отца <38>. Доказывание факта совершения изнасилования заключалось в присяге потерпевшей валлийки в присутствии обвиняемого и при непосредственном контакте с ним <39>. Закон Хауэла содержит специальный подраздел, посвященный формальной оценке доказательств, согласно которому показания женщины, претендующей на выплату компенсации за потерю невинности после совокупления с мужчиной или изнасилования, принимаются судом безусловно <40>. Заметим, что примат женских показаний над мужскими не характерен для рассматриваемого периода. -------------------------------- <37> Ibid. P. 52. <38> Ward J. Women in England in the Middle Ages. New York, 2006. P. 14. <39> The Law Of Hywel Dda. P. 51. <40> Ibid. P. 62.

Анализ норм, содержащихся в "Книге для судей", позволяет судить о правах и обязанностях женщин в сфере уголовного права. Ответственность за ущерб, причиненный женщиной третьим лицам, ложился на ее семью или супруга: женщина не выплачивала самостоятельно компенсации за совершенное ей правонарушение <41>. Но в случае совершения убийства женщина должна была нести ту же ответственность, что и мужчина <42>. -------------------------------- <41> Ibid. P. 60. <42> Ibid. P. 152.

Закон устанавливает основные виды платежей, выплачиваемых в случае совершения преступления: camlwrw - наименьший из штрафов за правонарушение, dirwy - стандартный штраф, выплачиваемый за кражу, побои и насилие; galanas - компенсация, выплачиваемая в случае убийства (близко к германскому вергельду), заменившая кровную месть; sarhaed - (лат. iniuria) компенсация за оскорбление. Главный вопрос, решаемый законом, - о порядке выплаты и получения galanas. И здесь следует особо оговорить роль рода (клана) в валлийском обществе. Все компенсационные выплаты, сопряженные с преступлениями, ложились на плечи преступника и его родственников. Размеры выплат, установленные законом, и число людей, привлекаемых к очистительной присяге, требовали участия всего рода <43>. Родственные связи действительно играли весьма значительную роль в валлийском обществе. Валлиец, даже незаконнорожденный, имел те же права, что и любой другой член рода. Таким образом, преступивший закон никогда не оставался один на один с родом потерпевшего, а последний, в свою очередь, гарантированно получал компенсацию. В случае невыплаты компенсации или ее неполной выплаты родственники потерпевшего имели право мстить: совершенное в этом случае убийство считалось совершенным в порядке кровной мести <44>. Но круг мстителей был ограничен плательщиками galanas. -------------------------------- <43> Одной из особенностей валлийского права является привлечение очень больших групп людей к присяге по разным поводам. <44> The Law Of Hywel Dda. P. 146.

Закон устанавливал четкий порядок выплаты galanas. Первая треть ложилась на плечи самого преступника, а также на его отца, мать, братьев и сестер. Они делили эту сумму на три части: первая треть приходилась на отца и мать, вторая - на братьев и сестер, а третья - на самого преступника. Следующие две трети galanas приходились на родственников убийцы, и эта сумма, в свою очередь, делилась на три части: две трети выплачивались родом отца и одна треть - родом матери. Норму о солидарной ответственности родственников отца и матери можно найти и в других средневековых законах <45>. Традиционное распределение выплаты - две трети на род отца и одна треть на род матери - меняется с точностью до наоборот, если убийца или жертва является сыном валлийки от иноземца: закон поясняет, что в данном случае мать заменяет ему отца <46>. -------------------------------- <45> Lex Salica. LXII. <46> The Law Of Hywel Dda. P. 152.

Если убийца был не в состоянии выплатить положенную сумму, то он имеет право на получение вспомоществования (валл. - ceiniog baladr, англ. - shaft penny) от родственников. Женщины не платили shaft penny, хотя имели право на его получение при необходимости. Закон особо указывает, что женщина является единственным лицом, который не платит shaft penny, но имеет право на его получение. С выплатой данной компенсации тесно связан вопрос получения ее родственниками убитого. Здесь действует жесткое правило: получаемая часть galanas равноценна выплачиваемой части (тот, кто больше платит в случае преступления, тот получает больше как потерпевший). Вдова убитого не получает galanas, т. к. не входит в круг мстителей, она имеет право лишь на треть от sarhaed мужа. Galanas любой, даже замужней, женщины выплачивается ее родственникам, а не мужу. Таким образом, рассмотрев основные положения Закона Хауэла Доброго, касающиеся положения женщин, можно утверждать, что статус женщины в Уэльсе вполне соответствует нормам морали и права средневекового общества в целом, но при этом несколько отличается от традиционных представлений о положении женщины. Закон давал валлийке право расторгнуть брак по собственной инициативе (предлагая отличный от канонического перечень поводов к разводу), получить компенсацию в случае прелюбодеяния супруга, самостоятельно отстаивать свою честь и телесную неприкосновенность в суде.

Литература

1. Brundage J. A. Law, Sex, and Christian Society in Medieval Europe. The University of Chicago Press, 1987. 2. Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version / Translated with introduction and notes by Thomas Jones. Cardiff: University of Wales Press, 1952. 3. Cyfreithjeu Hywel Dda ac eraill seu Leges Wallicae Ecclefiaticae & Civiles Hoeli Boni et Aliorum Walliae Principum. Guliemus Wottonus. Londini. MDCCXXX. 4. Helmholz R. H. Marriage Litigation in Medieval England. Cambridge University Press, 1974. 5. MacCarthy C. Marriage in Medieval England: Law, Literature and Practice. Woodbridge, 2004. 6. Pryce H. Native Law and the Church in Medieval Wales. Clarendon Press. Oxford, 1993. 7. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. 8. Tractatus de Legibus et Consuetudinibus Regni Angliae Tempore Regis Henrici Secundi Compositus Anulpho de Glanvilla. Londini. MDCCLXXX. 9. Ward J. Women in England in the Middle Ages. New York, 2006. 10. Watt D. Medieval Women in Their Communities. University of Wales, 1997. 11. Лошкарева М. Е. Валлийское обычное право: Закон Хауэла Доброго // История государства и права. 2012. N 13. С. 27. 12. Минеева Т. Г., Романовская В. Б. Конфликт обычного права Уэльса и английского common law в XIII - XV вв. // История государства и права. 2010. N 2.

Название документа