Иммиграция и право в Древнем Мире

(Зимин И. А.) ("История государства и права", 2013, N 8) Текст документа

ИММИГРАЦИЯ И ПРАВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ <*>

И. А. ЗИМИН

Зимин Илья Андреевич, юрист Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД".

В настоящей статье раскрывается историческая подоплека зарождения и дальнейшая эволюция первых норм и основ иммиграционного регулирования в государствах Древнего Мира.

Ключевые слова: иммиграция, право, Древний Египет, Месопотамия, история.

The present article deals with the historical background of the origin and subsequent evolution of the first rules and basics of immigration regulation in states of the Ancient World.

Key words: immigration, law, Ancient Egypt, Mesopotamia, history.

Первая миграция населения произошла, по современным представлениям, примерно 125000 лет назад, когда наши еще очень далекие предки покинули прародину человечества к югу от современной Сахары в Африке и через Аравию (по другой версии - через Синай) <1> проникли в Азию, а оттуда уже распространились практически по всему миру, оказавшись в итоге в Америке (куда пришли всего несколько тысяч лет назад из Сибири) и даже на островах Тихого океана (за несколько веков до наших дней) <2>. -------------------------------- <1> Hints of earlier human exit from Africa: new finds suggest surprisingly early migrations by Homo sapiens out of Africa through an oasis-studded Arabia // Science News. 2011. Febr. 26; URL: http://news. mail. ru/society/5210855/Science. <2> Здесь уместно напомнить, что некоторые острова и территории, как, например, Антарктида, были первично освоены человеком только в XX в.

Но в доисторические времена человеку при его перемещениях по миру противостояли только вызовы бескрайних незаселенных пространств и стихия. Чуть позже пришлось считаться также с мнением уже освоившего ту или иную территорию автохтонного населения, которое могло не допускать на свои земли чужаков. И лишь примерно пять тысяч лет назад, с появлением в дельте Нила и в Месопотамии первых на Земле государств, в сферу миграции населения стал, наконец, вмешиваться закон. Рассматривая регулирование иммиграции правом Вавилона, мы сознательно оставим за скобками аморейское военное вторжение, породившее ситуацию, через несколько десятков столетий повторенную в Англии после экспансии норманнов в земли саксов, и все сложные (в т. ч. династические) перипетии в отношениях пришлых кочевников с шумерцами, касситами и другими народами региона, т. к. во всех вышеперечисленных случаях речь шла о войне и насилии, а не о законе. Поэтому обратимся сразу же ко временам более стабильным. В установлениях вавилонского царя Хаммурапи <3> сказано среди прочего: -------------------------------- <3> Законы вавилонского царя Хаммурапи // URL: http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/hammurap. htm.

(§ 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня - дети страны, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно. (§ 281) Если они - сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню. Эти слова явно свидетельствуют о том, что: 1) вавилоняне могли покинуть свою страну с целью коммерции (в данном случае - для покупки рабов) или будучи уведены в плен врагами; 2) иностранные рабы жили в Вавилоне, из-за своего рабского статуса не имея возможности вернуться домой (хотя, как видим при внимательном прочтении фрагмента выше, пленными и не были); 3) обращенные в рабство вавилоняне, выкупленные на чужбине, попав обратно на родину, иногда подлежали освобождению. Другой пример отношения древних цивилизаций к переселению народов - легенда об исходе евреев из Египта. Не касаясь ее достоверности (что и не нужно, т. к. она сама по себе достаточно стара, чтобы нести информацию о законах и обычаях древности) и опуская лишние детали, уместно напомнить читателю, что еврейский народ, согласно легенде, находился в рабстве у египтян, решил выйти из Египта в лучшие земли (Ханаан, "где течет молоко") и жить там свободно, однако фараон посчитал подобные действия противоправными и пытался остановить эмигрантов военной силой, организовав их преследование. Между тем Древний Египет активно торговал с другими государствами. Так, финикийцы привозили из Ливана кедр и металлы и посещали страну пирамид, возвращаясь затем на свои корабли свободными людьми и увозя домой папирус, благовония, предметы роскоши. И это примерно в то же время, когда многочисленных иностранных рабов из числа бывших пленников древние египтяне называли "живыми убитыми". В середине I тысячелетия до н. э. грек Геродот смог посетить все основные государства Древнего Мира - Египет, Ассирию и Вавилон. Из контекста его повествований понятно, что он сделал это легально и планомерно, а затем успешно вернулся в Элладу, где и умер, прожив еще много лет и, в частности, написав свою знаменитую "Историю". Таким образом, хотя последовательной системы правовой защиты свободных иностранцев, впервые предложенной и реализованной в греческих полисах (институт проксении), в государствах Древнего Мира не существовало, распространенной практикой было все же не нарушать их прав без нужды. Впрочем, на пленников и рабов (не только чужеземцев) свобода перемещения "на свой страх и риск" не распространялась, более того, любой иностранец мог потерять и личную свободу, и имущество в случае злоупотреблений, негативного отношения или попав в чужом краю в сложное положение. Грань между гостем и невольником все еще была очень условной и зависела часто от случая или прихоти конкретного местного властителя. Можно, однако, также сделать и отчасти парадоксальный вывод о том, что, хотя путешествия в древности были много более трудоемки и опасны да и просто доступны немногим, а ойкумена ограничивалась ближайшими окрестностями Средиземноморья и Ближним Востоком, в какой-то мере переселиться из одной страны в другую в мирное время нашим предкам было легче, чем нам, их потомкам. Отсутствовали документы, развитая бюрократия, визы и виды на жительство, а несовершенство транспорта в некоторой степени компенсировалось избытком времени. Более того, все еще существовали мало или совсем неосвоенные людьми территории, где приморские народы (финикийцы, греки, ханаанцы) могли основывать свои колонии, а кочевые (амореи, гиксосы, скифы) - находить новые земли для своих жилищ и пастбища для скота. Мир все еще не был поделен устоявшимися и незыблемыми границами, что несло в себе как серьезные риски, так и большие возможности.

Название документа