Эволюция прав коренных народов в международном праве: от геноцида до Декларации ООН

(Гарипов Р. Ш.) ("История государства и права", 2013, N 7) Текст документа

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ОТ ГЕНОЦИДА ДО ДЕКЛАРАЦИИ ООН <*>

Р. Ш. ГАРИПОВ

Гарипов Руслан Шавкатович, доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук.

В статье освещается история развития прав коренных народов от их первых контактов с поселенцами до сегодняшних дней. Автор приходит к выводу о том, что современное международное право призвано защищать интересы коренных народов. Необходимо и дальше продолжать развитие прав коренных народов в международном праве, импульс которому дала Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г., заложившая минимальные стандарты для обеспечения их выживания, уважения достоинства и благополучия.

Ключевые слова: международное право, защита прав человека, коренные народы, геноцид, национальные меньшинства, индейцы, аборигены.

In the article is highlighted the history of indigenous peoples' rights development from their first contacts with settlers to present days. Author came to conclusion that contemporary international law is responsible to protect the interests of indigenous peoples. It is necessary to continue further the development of indigenous peoples' rights in international law. The impulse of the development was given by the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples of 2007, which established the minimum standards for their survival, dignity and well-being.

Key words: International law, Human Rights Protection, Indigenous Peoples, Genocide, National Minorities, American Indians, Aborigines.

В период колонизации новых территорий многие коренные народы стали объектом дискриминации и уничтожения. По отношению к ним колониальными державами сочинялись различные концепции, рассматривающие их в качестве "отсталых" и "нуждающихся в развитии" <1>. Подобные идеи постепенно превращались в стереотипы в умах политических деятелей. Зачастую они приводились в оправдание определенных юридических концепций, правовых институтов, конкретных законов, а также международных решений. Воздействие всех этих факторов, в свою очередь, исторически обусловило современное бедственное положение многих коренных народов, недостаточно развитую систему защиты их прав как на национальном, так и на международном уровнях. -------------------------------- <1> Thornberry P. Indigenous peoples and human rights. Manchester: Manchester univ. press, 2002. P. 61. Англ. яз.

Оглядываясь назад, мы ясно видим, что данные стереотипы складывались с первых же дней контакта между коренными народами и поселенцами. Теологическая, историческая и юридическая литература изобилует подобными примерами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что во все времена и во всех регионах подобного контакта все это преследовало одну и ту же конечную цель: оправдать превосходство культуры господствующего (пришлого) общества над культурой коренных народов и замаскировать завоевательские интересы захватчиков. Так, например, когда поступили сообщения о широкомасштабном истреблении коренных народов конкистадорами, Карл V в 1550 г. созвал совет авторитетных юристов для обсуждения прав и обязательств Испании в Новом Свете. Один из участников этих обсуждений, Хинес де Сепульведа, говоря о необходимости завоевания коренных народов, назвал ацтеков "тупыми, отсталыми, нецивилизованными, жестокими и безнравственными идолопоклонниками", что делало их поистине "прирожденными рабами" <2>. -------------------------------- <2> Morris G. T. In support of the right of Self-determination for indigenous peoples under international law // German Yearbook of International Law. Vol. 29. Berlin, 1986. P. 285. Англ. яз.

Сегодня в США многие считают, что в отношении коренных обитателей американского континента был осуществлен акт геноцида, поскольку число краснокожих американцев сократилось ориентировочно с 15 млн. с середины XV в. до чуть более 200 тыс. в 1910 г. <3>. Впервые эта теория была высказана историком Ричардом Динноном, опубликовавшим исследование "Американский индеец: первая жертва" в 1972 г. <4>. В Южной Америке коренное население сократилось после контакта с европейцами с 70 до 3,5 млн. к середине XVII в. <5>. В 1993 г. профессор этнологии университета Колорадо Вард Черчилль в своей книге "Битва за Землю" утверждал, что геноцида, подобного индейскому, не было в человеческой истории <6>. Массовое физическое уничтожение индейцев - исторический пример неслыханного геноцида, сопоставимого с Холокостом. В американской юридической литературе середины XX в. встречаются сравнения положения индейцев с положением евреев в фашистской Германии <7>. -------------------------------- <3> Ball M. S. Constitution, Court, Indian tribes // American Bar foundation research journal. 1987. Vol. 12. N 1. P. 3. Англ. яз. <4> The American Indian: the first victim / Ed. by J. David. Morrow, 1972. Англ. яз. <5> Lam M. C. At the edge of the state: indigenous peoples and Self-determination. N. Y.: Transnat. Publ., 2000. P. 29. Англ. яз. <6> Churchill W. Struggle for the land: indigenous resistance to genocide, ecocide and expropriation in contemporary North America. Monroe, ME: Common Courage Press, 1993. Англ. яз. <7> Cohen F. S. The erosion of Indian rights, 1950 - 1953: a case study in bureaucracy // The Yale law journal. 1953. Vol. 62. N 3. P. 390. Англ. яз.

В то же время следует отметить, что подавляющее большинство индейцев погибли не от мечей и пуль, а из-за болезней, занесенных европейскими колонистами. Известный историк медицины Альфред Косби в книге "Обмен Колумба: биологические и культурные последствия 1492 года" доказывает, что именно болезни стали причиной 75 - 90% смертей индейцев <8>. Дэвид Стэннард, автор книги "Американский геноцид: завоевание нового мира", доказывает, что действия белых напоминают действия нацистов по отношению к евреям. Евреи также погибали от болезней и голода, инспирированных нацистами. Он приводит ряд примеров, когда европейцы снабжали индейцев одеялами, которыми накрывались больные оспой, - они делали это осознанно, зная, что оспа заразна <9>. -------------------------------- <8> Crosby A. W. The Columbian exchange: biolog. & cultur. consequences of 1492. Westport, CT: Greenwood Press, 1972. Англ. яз. <9> Stannard D. E. American Holocaust: the conquest of the New world. Oxford Univ. Press, 1993. Англ. яз.

Большинство современных авторов согласны, что история отношений европейцев и американцев с индейцами пестрит многочисленными фактами ущемления прав коренных народов <10>. Доказано, что белые вырезали индейские поселения, изгоняли их из родных мест, лишали продовольственной базы (например, в середине XIX в. американцы уничтожали бизонов, чтобы ослабить племена прерий), обманывали, нарушали договоры и пр. Сегодня для американского общества также характерно безразличие к живущим ныне индейцам. Как отмечает Фергус Бордвич, разъезжая на "Гранд Чероки" и "Понтиаках", производя вертолеты "Киова" и "Апачи", используя ракеты "Томагавк", многие американцы даже не знают о существовании индейцев и их бедственном положении <11>. И до сих пор в Америке существует определенная дискриминация по отношению к коренным жителям континента. Так, например, при изучении истории в американских школах и вузах поражения индейцев в столкновениях с регулярной армией США называют величайшими победами, а поражения американских войск в сражениях с индейскими войнами называют "massacre" - резня <12>. Сегодня коренные жители Америки пытаются добиться признания договоров с индейцами в качестве международно-правовых документов и привлечь правительство США к международному суду по обвинению в геноциде <13>. -------------------------------- <10> Интересен тот факт, что в 2005 г. парламент штата Массачусетс отменил закон, действовавший 330 лет. Он запрещал индейцам посещать г. Бостон. <11> Bordewich F. M. Killing the white man's Indian: reinventing native Americans at the end of the Twentieth century. N. Y.: Doubleday, 1996. P. 17. Англ. яз. <12> См., например: Eggleston E. A history of the United States and its people. Lake Wales, FL: Lost Classics book Co., 2001. P. 29. Англ. яз. <13> В 1982 г. в г. Дэвис (Калифорния, США) Движением американских индейцев был проведен Первый международный индейский трибунал по экономическим последствиям внутренней и внешней политики США, который собрал 450 индейских делегатов от 150 племен Северной, Центральной и Южной Америки. На форуме были обнародованы документы милитаристской внешней политики США.

Однако отношение к проблемам коренных народов постепенно менялось. В начале XX в. коренные народы начинают заявлять о своих правах на международном уровне. Началом послужил визит делегатов американских индейцев в Лондон в 1906 и 1909 гг. и на Парижскую (Версальскую) мирную конференцию в 1919 г., когда они во всеуслышание заявили о себе всему миру. Однако в Статуте Лиги Наций ничего не говорилось о правах коренных народов, и многие государства, особенно Австралия и Новая Зеландия, всячески препятствовали тому, чтобы голос аборигенов был услышан на международной арене <14>. Международно-правовое регулирование статуса коренных народов в течение XX в. эволюционировало от первых упоминаний в международных актах до признания коренных народов в качестве полноправных субъектов международного права <15>. Можно выделить несколько этапов эволюции прав коренных народов в международном праве. -------------------------------- <14> The human rights of indigenous peoples / Ed. by C. P. Cohen. N. Y.: Transnat. Publ., 1998. P. 73. Англ. яз. <15> Андреев К. Ю. Правовой статус коренных малочисленных народов в зарубежных странах: Справ. М.: ИНИОН РАН, 2006. С. 12.

Первый этап берет свое начало со времен, когда в странах проживания коренных народов проводилась политика принудительной ассимиляции. В этот период стали появляться первые нормы международного права, защищавшие их права с точки зрения принципа равноправия. Первые международные документы, в которых регулировались вопросы, связанные с коренными народами, были разработаны в рамках Международной организации труда в 20-е гг. XX в. Однако они касались только проблем занятости и были направлены на то, чтобы повсеместно установить одинаковые требования по отношению к работникам-аборигенам и неаборигенам. Начало этому этапу был положен визитом делегатов американских индейцев на Парижскую мирную конференцию в 1919 г., когда они впервые во всеуслышание заявили о себе всему миру <16>. -------------------------------- <16> Илюхина Р. М. Лига Наций 1919 - 1934. Правовой статус коренных малочисленных народов. М., 1982. С. 66.

Второй этап начинается после Второй Мировой войны, когда МОТ стала рассматривать проблемы коренных народов шире и комплексно. В этот период принимается Конвенция N 107 1957 г., посвященная именно коренным народам, регулирующая их статус комплексно и рассматривающая их в качестве самостоятельных народов, а не меньшинств. Вплоть до ее пересмотра в 1989 г. Конвенция N 107 являлась единственным подобным международным документом в этой области <17>. Вместе с тем этот документ был направлен на ассимиляцию коренных народов титульной нацией, с чем категорически были несогласны сами коренные народы. -------------------------------- <17> Морс Б. Права человека и коренные народы в контексте международного права // Человек и право: кн. о лет. шк. по юрид. антропологии. М., 1999. С. 48.

Третий этап связан с крушением колониальной системы в 60-е гг., когда ООН приняла ряд международных документов о предоставлении независимости колониальным странам и народам, и был провозглашен основополагающий принцип права народов на самоопределение. Однако после обретения бывшими колониями независимости государства - члены ООН стали выражать опасения, что идеи самоопределения будут использованы и для внутренней деколонизации коренными народами и меньшинствами. Именно в этот период возникает так называемая "теория синих морей", которая позволяет только колониям, отделенным от метрополии морем, самоопределяться и неприменима к колонизированным народам внутри страны. Четвертый этап относится к 70 - 90-м гг. и характеризуется рядом научных исследований по проблемам коренных народов, организованным ООН. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, была создана Рабочая группа ООН по коренному населению и принята новая Конвенция МОТ от 1989 г. N 169. С 1970 г. в рамках ООН началось специальное изучение прав коренных народов. В результате в 1982 г. Экономический и Социальный Совет ООН создал в рамках Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам <18>. Отдавая дань важности проблемы коренных народов, ООН провозгласила 1993 г. Годом коренных народов. -------------------------------- <18> Barsh R. L. Indigenous peoples: an emerging object of International law // The American journal of International law. 1986. Vol. 80. N 2. P. 369. Англ. яз.

Пятый этап начинается в первом десятилетии XXI в. и продолжается по настоящее время; в этот период проводится большое число международных мероприятий, направленных на признание и обеспечение прав коренных народов, происходит дальнейшее развитие международных стандартов и национального законодательства в этой области. Два раза объявлялись международные десятилетия коренных народов, был создан Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, а также Экспертный механизм по правам коренных народов. И самое важное, в 2007 г. наконец-то была принята Декларация ООН о правах коренных народов, провозгласившая минимальные стандарты для обеспечения выживания, уважения достоинства и благополучия коренных народов мира. Обращение к правам коренных народов на международном уровне есть результат активной деятельности самих коренных народов за последние несколько десятилетий. Они уже являются полноценной стороной международного диалога с участием государств, международных организаций и независимых экспертов <19>. Сегодня, по мнению Бенедикта Кингсбери, все требования коренных народов нашли свое отражение в пяти основных положениях международного права, которыми являются: уважение индивидуальных прав и недискриминация; провозглашение прав национальных меньшинств; закрепление за коренными народами права на самоопределение; искоренение колониализма и признание в качестве международных соглашений, заключенных с аборигенами в период захвата их территорий <20>. -------------------------------- <19> Das J. K. Human rights and indigenous peoples. New Delhi: S. B. Nangia A. P.H. Publ. Corp., 2001. P. 11. Англ. яз. <20> Kingsbury B. Reconciling five competing conceptual structures of indigenous peoples': claim in International and Comparative law / Ed. by Ph. Alston. Oxford: Oxford Univ. press, 2001. P. 6. Англ. яз.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что сегодня мы являемся свидетелями наиболее прогрессивного этапа в истории развития прав коренных народов: идет эволюция их прав как в международном, так и в национальном праве. Защита прав коренных народов становится приоритетной политикой государств и неотъемлемой сферой международного сотрудничества. И мы видим все необходимые тенденции их дальнейшего развития и упрочения. Внимание мировой общественности к нуждам аборигенов и их собственная активность, которая имеет сегодня небывалый размах, послужили основой для широкой популяризации вопросов, связанных с правами коренных народов.

Название документа