Условное освобождение от наказания в уголовном законодательстве России и Австрии: краткий сравнительно-правовой анализ
(Звонов А. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 2) Текст документаУСЛОВНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И АВСТРИИ: КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ <*>
А. В. ЗВОНОВ
Звонов Андрей Викторович, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы.
Статья посвящена сравнительному исследованию оснований и порядка применения условного осуждения по уголовному законодательству Российской Федерации и Австрии. В результате проведенного анализа автор предлагает пути совершенствования института условного осуждения России.
Ключевые слова: условное осуждение, условное освобождение, уголовно-исполнительная инспекция, испытательный срок, обязанности осужденных.
The article deals with comparative studies of conditional release implementation in criminal law of the Russian Federation and Austria. On the basis of the studies the author suggests ways to improve the conditional release institution in Russia.
Key words: conditional sentence, conditional release, criminal procedural inspection, probation, convicts' duties.
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года <1> предполагает рационализацию политики в области уголовного правосудия и совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В соответствии с параграфом 8 главы 3 данной Концепции изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний будет способствовать расширению контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами. -------------------------------- <1> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.
В связи с этим изучение опыта применения и исполнения условного осуждения в зарубежных странах представляется весьма актуальным. В рамках данной статьи мы рассмотрим условное освобождение от наказания по уголовному законодательству Австрии и проведем краткий сравнительно-правовой анализ данного института с институтом условного осуждения России. В настоящее время судами Российской Федерации наиболее часто применяется условное осуждение: так, в 2006 г. в России были осуждены к наказанию условно с испытательным сроком 392 тыс. чел., что составило 43% от общего числа осужденных, в 2008 г. - 373,2 тыс. чел. (40,8%) <2>. В 2010 г. на учет уголовно-исполнительных инспекций было поставлено 377,5 тыс. условно осужденных, в 2011 г. - 348,1 тыс., а в 2012 г. - 289210 <3>. -------------------------------- <2> См.: Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003 - 2009 гг. URL: http://www. cdep. ru/index. php? id=5&item=278. <3> См.: Отчет о работе уголовно-исполнительных инспекций за 2010 г., 2011 г. и 2012 г.
В Австрии аналогом условного осуждения является условное освобождение от наказания, которое в отличие от условного осуждения в соответствии со ст. 44 УК Австрии может применяться как к основному, так и к дополнительному наказанию. На наш взгляд, это наиболее приемлемое решение. Российская практика исполнения условного осуждения с дополнительным наказанием часто позволяет выявлять коллизии права: вследствие регулирования погашения судимости основного и дополнительного наказаний разными нормами ст. 86 Уголовного кодекса (далее - УК) Российской Федерации на практике возникают вопросы по соотношению испытательных сроков условного осуждения и сроков погашения судимости при наличии дополнительного наказания. Данные сроки, как правило, различаются. По общему правилу в соответствии с § 43 УК Австрии условное освобождение от наказания может быть применено судом при осуждении лица к наказанию в виде денежного штрафа или лишения свободы сроком не более двух лет. Российское законодательство к материальным условиям применения условного осуждения относит назначение исправительных работ, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы на срок до восьми лет. Увеличенный срок лишения свободы, отбывание которого может быть назначено условно, относится к положительной стороне института условного осуждения относительно условного освобождения от наказания, это предусматривает широкое применение условного осуждения и в отличие от австрийского законодательства позволяет более дифференцированно подходить к вынесению решения судом. Формальными условиями применения условного освобождения от наказания является основание полагать, что достаточно одной угрозы реального исполнения наказания самостоятельно или в связи с другими мерами, чтобы предотвратить дальнейшее совершение лицом преступных деяний, и не требуется исполнение наказания для того, чтобы противодействовать совершению преступных деяний другими лицами. При этом следует учитывать в особенности вид деяния, личность правонарушителя, степень его вины, его предыдущую жизнь и его поведение после совершения деяния. Условием, ограничивающим применение рассматриваемой меры, является совершение преступного деяния, запрещенного под угрозой пожизненного лишения свободы или лишения свободы на срок не менее десяти лет. В свою очередь, к формальным условиям применения условного осуждения относится вывод суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Данные основания применения рассматриваемых институтов права аналогичны и не имеют принципиальных различий. В отличие от австрийского законодательства, которое предоставляет суду право установить продолжительность испытательного срока от одного до трех лет, российское законодательство предоставляет суду возможность достаточно индивидуализированно подходить к определению продолжительности испытательного срока, установив его в пределах от шести месяцев до трех лет при назначении лишения свободы сроком до одного года или более мягкого вида наказания, а при назначении лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет. Уголовное законодательство обеих стран предписывает исчислять испытательный срок с момента вступления в законную силу решения суда. При видимой схожести законодательства и тут есть различия: УК РФ при исчислении испытательного срока предписывает засчитывать в испытательный срок время, прошедшее со дня провозглашения приговора. По данному вопросу есть множество точек зрения, однако нам ближе позиция, изложенная в УК Австрии. Следующим аспектом при вынесении решения судом по указанным вопросам является возложение обязанностей на осужденного. По данному вопросу в правовом регулировании обеих стран есть принципиальные различия. Так, если в российском законодательстве перечень возлагаемых на осужденного обязанностей открыт и единственным условием их назначения является их способствование исправлению осужденного, то в соответствии с австрийским законодательством четко регламентирован список обязанностей, указаний и требований, которые суд может предъявить к осужденному, что, по нашему мнению, ограничивает возможности суда по дифференциации и индивидуализации приговора. Также заслуживает внимания и тот факт, в соответствии с которым возложение обязанностей на осужденного является обязанностью российских судов и правом судов Австрии. В соответствии с § 50 УК Австрии суд должен дать ему указания или предоставить помощь, которая заключается в назначении соответствующим ведомством или учреждением, оказывающим помощь условно освобожденному правонарушителю, помощника для оказания помощи правонарушителю. Деятельность помощника заключается в формировании такого образа жизни и жизненной позиции правонарушителя, которые в будущем препятствовали бы ему совершать новые преступные деяния. Помощник должен подходящим образом поддерживать условно освобожденного в его устремлениях, способствовать обеспечению его основных жизненных потребностей, при необходимости найти ему место проживания и работу. Отличительной особенностью института условного освобождения от наказания является обязанность помощника сообщать суду о своей деятельности и о своих наблюдениях за поднадзорным лицом по истечении шести месяцев с момента назначения помощи условно освобожденному, а также при окончании ее срока по требованию суда, для решения вопроса отмены помощи и в иных случаях с целью помощи условно освобожденному. Институт условного осуждения по российскому законодательству не предусматривает такой плотной опеки суда над осужденным, назначая субъектом такой деятельности уголовно-исполнительную инспекцию. Подводя итог рассмотренному материалу, можно сделать вывод о схожести в целом институтов условного осуждения и условного освобождения от наказания. Существующие различия следует подробно рассмотреть, выявить позитивные и негативные стороны и с учетом особенностей российского законодательства внедрить положительные аспекты условного освобождения от наказания в нормативные правовые акты, регулирующие условное осуждение, что соответствует целям и задачам, изложенным в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.
Название документа