Из истории борьбы с незаконной миграцией в США (Закон от 20 февраля 1907 г. о регулировании иммиграции иностранцев в Соединенные Штаты Америки)

(Невский С. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 2) Текст документа

ИЗ ИСТОРИИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ В США (ЗАКОН ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1907 Г. О РЕГУЛИРОВАНИИ ИММИГРАЦИИ ИНОСТРАНЦЕВ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ) <*>

С. А. НЕВСКИЙ

Невский Сергей Александрович, главный эксперт-специалист Управления по обеспечению безопасности крупных международных и спортивных мероприятий МВД России, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется содержание закона США от 20 февраля 1907 г., регулировавшего иммиграцию иностранцев в страну. Рассматриваются категории иностранцев, которым запрещался въезд в США, обязанности и ответственность лиц, осуществлявших ввоз иностранцев в США. Особое внимание уделено механизму иммиграционного контроля.

Ключевые слова: иммиграция, США, иностранец, штраф, порт, комиссия, проституция.

The article presents the analysis of the US Law of 20 February 1907 regulating foreigners' immigration into the country. Categories of foreigners who were banned from entering the US are considered, duties and responsibilities of people involved in arranging immigration are set forth. Special attention is paid to the immigration control mechanism.

Key words: immigration, USA, foreigner, fine, port, commission, prostitution.

Незаконная миграция в современных условиях представляет собой достаточно серьезную социальную проблему, создавая условия для совершения преступлений. Следует подчеркнуть, что еще в начале XX в. предпринимались серьезные меры для противодействия данному негативному явлению. В этой связи представляет интерес закон США от 20 февраля 1907 г., регулировавший иммиграцию иностранцев в страну (далее по тексту - закон) <1>. До принятия закона от 20 февраля 1907 г. действовал аналогичный закон США от 3 марта 1903 г. -------------------------------- <1> При написании статьи использовался перевод указанного закона И. В. Яшунского, опубликованный в "Журнале Министерства юстиции" (1907. N 7).

За исполнением всех правовых актов о въезде иностранцев в США следил Генеральный комиссар по делам иммиграции, осуществлявший контроль, руководство и наблюдение за всеми чиновниками и служащими иммиграционного ведомства. Назначение иммиграционных чиновников и служащих, определение размера получаемого ими денежного содержания осуществлялось министром труда и торговли по представлению Генерального комиссара по делам иммиграции. Генеральный комиссар по делам иммиграции был обязан по своему усмотрению через подведомственных ему чиновников собирать сведения о количестве иностранцев, содержавшихся в местах заключения, исправительных домах и благотворительных учреждениях различных штатов и территорий, а также информировать чиновников этих учреждений относительно требований закона, касавшихся высылки иностранцев. С согласия министра труда и торговли направлял иммиграционных чиновников и врачей в заграничные командировки, если это было необходимо для лучшего исполнения данного закона <2>. -------------------------------- <2> Журнал Министерства юстиции. 1907. N 7. С. 259 - 260.

Статья 1 Закона устанавливала, что каждый иностранец, прибывавший в США, обязан был уплатить налог в размере 4 долларов. Капитан, агент, собственник или фрахтовщик корабля, судна или другого средства перевозки, на котором иностранец прибывал в США, обязывался уплатить указанный налог сборщику налогов того порта или податного участка, куда прибыл иностранец, в случае отсутствия там сборщика налогов - ближайшему сборщику налогов. От уплаты налогов освобождались иностранцы, прибывшие в США, предварительно пробыв не менее одного года в Канаде, Ньюфаундленде, на Кубе и в Мексике; жители владений США, которым разрешался въезд в страну; иностранцы, проезжавшие через США; иностранцы, "которые были законно допущены в Соединенные Штаты и впоследствии отправились из одной части С. Штатов в другую через пограничную иностранную территорию" <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 245 - 246.

Статья 2 Закона определила перечень лиц, которым запрещался въезд в США: "идиоты, слабоумные, тупоумные, эпилептики, сумасшедшие и лица, которые были сумасшедшими в течение последних пяти лет"; лица, которые в течение своей жизни имели два или более припадков сумасшествия; бедняки; лица, которые могли "пасть бременем на общественную благотворительность"; профессиональные нищие; лица, больные туберкулезом или "одержимыя вызывающей отвращение или опасной заразной болезнью"; лица, не подходившие ни под одну из указанных категорий, однако у которых осматривавший их врач находил "душевные или физические недостатки такого свойства, что они парализуют их способность добывать себе пропитание"; лица, изобличенные или подозревавшиеся в совершении тяжкого или иного преступления или проступка, свидетельствовавшего об их нравственной испорченности; многоженцы и лица, подозревающиеся в "признании ими многоженства"; анархисты или лица, признававшие или проповедовавшие "насильственное ниспровержение правительства Соединенных Штатов или правительства вообще или всякой законности, либо убийство должностных лиц"; проститутки или женщины и девушки, прибывшие в США для проституции или других безнравственных целей, а также лица, им покровительствовавшие или пытавшиеся их провезти; законтрактованные рабочие, которых побудили или склонили к приезду в США посредством предложений или обещаний работы или которые приехали вследствие устных, письменных либо печатных, прямых или косвенных, договоров о предоставлении им работы, а также лица, которым за год до нового приезда было отказано в пропуске вследствие того, что их склонили или побудили к переезду; все лица, за проезд которых уплатили или другие лица помогли покрыть расход по проезду, если не было представлено убедительных доказательств, что они не принадлежали к ранее указанным категориям, и что деньги за проезд не были уплачены какой-либо корпорацией, обществом, союзом, общинным управлением или иностранным государством; дети моложе шестнадцати лет, приехавшие без родителей или одного из родителей, по усмотрению министра торговли и труда или в соответствии с правилами, которые будут им изданы по данному вопросу. Подчеркивалось, что настоящий закон не должен быть истолкован в смысле недопущения в США лиц, совершивших "исключительно политическое преступление, не изобличающее их в нравственной испорченности, если нет других препятствий к их допущению". Положения о законтрактованных рабочих не распространялись на профессиональных актеров, художников, ораторов, певцов, священнослужителей, преподавателей высших и средних учебных заведений, "представителей всех признанных ученых профессий", а также лиц, приезжавших исключительно для личного или домашнего услужения <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 247 - 248.

Статья 3 Закона прямо установила запрет на привоз в США иностранных женщин и девушек с целью занятия проституцией или "для других безнравственных целей". Статья определяла, что всякий, кто прямо или косвенно ввозил или пытался ввезти в страну иностранных женщин и девушек для целей проституции или для других безнравственных целей, а также те, "кто будет держать для означенных целей иностранную женщину или девушку, укрывая их незаконный ввоз", в также кто "в доме или любом другом помещении будет содержать и удерживать" их в течение трех лет со времени приезда в США, подлежал заключению в тюрьму на срок не свыше 5 лет и денежному штрафу размером не свыше 5 тыс. долларов. Иностранные женщины или девушки, которые в течение трех лет со времени их прибытия в США выявлялись как занимающиеся проституцией, в том числе в публичном доме, признавались незаконно пребывающими в США и подлежали высылке <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 248 - 249.

Ряд статей Закона предусматривал ответственность за содействие или пособничество незаконному въезду в США (ст. ст. 4, 5, 6, 7, 8). Например, в соответствии со ст. 4 считалось преступным возмещение каким-либо образом расходов по переезду и вообще содействие и поощрение ввоза и въезда в США законтрактованных рабочих. Лица, фирмы, общества или корпорации, виновные в этом, подвергались штрафу в 1 тыс. долларов за каждое нарушение (ст. 5). Аналогичному наказанию подлежали транспортные общества, собственники морских судов и другие лица, занимавшиеся перевозкой иностранцев в США (ст. 7). В соответствии со ст. 8 капитаны, агенты, собственники, фрахтовщики судна, привозившие на судне или иным способом, сами или при посредстве третьих лиц иностранцев и пытавшиеся их высадить без прохождения осмотра иммиграционного инспектора, а также без законного основания быть допущенным в США, подвергались штрафу не свыше 1 тыс. долларов или тюремному заключению на срок не свыше 2 лет, или одновременно штрафу и тюремному заключению <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 249 - 250.

Капитаны и командиры морских судов, привозивших иностранцев, в соответствии со ст. 12 Закона обязывались представить иммиграционным чиновникам порта прибытия списки или декларации, составленные во время и в месте посадки иностранцев на судно. Данные списки (декларации) представляли собой ответы на довольно обширный перечень вопросов, установленный указанной статьей Закона. Также ст. 12 Закона установила, что капитаны или командиры судов, вывозящих иностранных пассажиров из какого-либо порта США, были обязаны перед отплытием из порта представить портовому сборщику налогов полный список (списки) иностранцев. При этом капитану (командиру) судна не выдавались судовые документы, пока он не представлял такого списка (списков) и не подтверждал присягой, что в нем (в них) полностью содержатся сведения о каждом иностранце, находящемся на судне <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 252 - 253.

Врач, находившийся на судне, также должен был подписать каждый из списков или деклараций, под присягой или честным словом удостоверить иммиграционного чиновника порта прибытия, что он обладает специальными познаниями, произвел осмотр всех указанных в списке иностранцев и что "по крайнему его разумению и убеждению, списки или декларации заключают полныя, точныя и соответствующия действительности сведения обо всем, что касается душевного состояния означенных иностранцев". Если на судне врача не было, то врачебный осмотр производился компетентным врачом, находившимся на службе у судовладельца (ст. 14) <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 254 - 255.

В соответствии со ст. 15 Закона капитан (командир) судна, не представивший иммиграционному чиновнику списков или деклараций о находившихся на судне иностранцах, должен был уплатить таможенному сборщику порта прибытия по 10 долларов за каждого иностранца, о котором не было сведений в списках (декларациях). В свою очередь, капитан (командир) судна, перевозившего иностранных пассажиров из США, без уважительной причины не представивший списков пассажиров, уплачивал таможенному сборщику порта отправления штраф в размере 10 долларов за каждого иностранца, не включенного в список, при этом весь штраф не должен был в совокупности превышать 100 долларов в каждом отдельном случае <9>. -------------------------------- <9> Там же. С. 255.

Иммиграционные чиновники были обязаны лично отправиться (или направить своих помощников) на судно, с которого присланы списки (декларации), для осмотра всех находившихся на нем иностранцев. При этом они имели право распорядиться о временной высадке иностранцев для осмотра. Временная высадка не считалась спуском на берег и не освобождала транспортные линии, капитанов, агентов, владельцев или фрахтовщиков судов от всех предусмотренных рассматриваемым Законом обязанностей (ст. 16). Медицинское освидетельствование прибывающих иностранцев осуществлялось врачебными чинами "ведомства общественного здравия" и морских госпиталей, имевших не менее двух лет практики со времени получения степени доктора медицины. При их отсутствии для осмотра могли приглашаться гражданские врачи, имевшие не менее 4 лет практики <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 255 - 256.

Владельцы, служащие или агенты корабля или транспортного учреждения, привозившего в США иностранцев, обязаны были следить за тем, чтобы они высаживались только в сроки и места, указанные иммиграционными чиновниками. Несоблюдение этого требования владельцами, служащими или агентами наказывалось штрафом от 100 до 1 тыс. долларов или заключением в тюрьму на срок не более одного года, или штрафом и заключением в тюрьму одновременно. Иностранец, высадившийся в США с нарушением закона, считался незаконно проживавшим и подлежал высылке <11>. -------------------------------- <11> Там же. С. 256.

В соответствии со ст. 19 все иностранцы, прибывшие в США в нарушение закона, по возможности немедленно отсылались обратно в страну, откуда прибыли, на пароходе, который их доставил. Расходы за время их пребывания в стране, а также по обратному проезду падали на владельцев судов, на которых они прибыли. В том случае, если капитан, агент, владелец или фрахтовщик судна отказывались принять обратно иностранцев на судно, которое их доставило в США, или другое судно, принадлежавшее этому же предприятию, или отказывались довезти или не довозили их обратно до порта, откуда они прибыли, или отказывались возместить расходы за время их пребывания в США, или требовали платы за обратный проезд иностранца, или брали с них залог в обеспечение оплаты за обратный проезд, указанные лица подвергались штрафу в размере не менее 300 долларов. Генеральный комиссар по делам иммиграции был вправе, с утверждения министра торговли и труда, отсрочить обратную перевозку иностранца, если, по его мнению, свидетельство этого иностранца было необходимо в интересах Правительства США для преследования лиц, нарушивших требования данного закона. Расходы по содержанию лица, задержанного по этому основанию, возмещались из иммиграционного фонда <12>. -------------------------------- <12> Там же. С. 257.

Каждый иностранец, в отношении которого у контролировавшего иммиграционного чиновника возникали сомнения по поводу его права на въезд в США, должен был задерживаться и направляться для выяснения возникших сомнений в так называемую "комиссию для специального расследования". Комиссии для специального расследования создавались в различных портах США, поскольку это было необходимо для безотлагательного рассмотрения дел об иммигрантах, задержанных в портах. Каждая комиссия состояла из трех членов, избиравшихся из числа штатных иммиграционных чиновников. В тех портах, где имелось меньше трех иммиграционных инспекторов, министр труда и торговли по представлению Генерального комиссара по делам миграции назначал других правительственных чиновников для участия в заседаниях этих комиссий. Указанные комиссии были вправе выносить постановления в отношении каждого задержанного иностранца, "имеет ли он право на въезд, или он подлежит высылке". Допросы в комиссиях происходили при закрытых дверях, однако комиссии вели журнал заседаний, в который заносились данные иностранцем показания. Решение комиссии принималось большинством голосов. Иностранец, не согласный с решением комиссии, был вправе подать через иммиграционного комиссара порта и Генерального комиссара по делам иммиграции апелляцию министру труда и торговли. При этом подача апелляции приостанавливала исполнение решения комиссии для специального расследования <13>. -------------------------------- <13> Там же. С. 261 - 262.

В соответствии со ст. 39 Закона учреждалась комиссия, состоявшая из трех сенаторов, назначавшихся Президентом Сената, трех членов Палаты Представителей, назначавшихся Председателем Палаты, а также трех лиц, назначавшихся Президентом США. Данная комиссия производила исследование и изучение вопроса об иммиграции с последующим докладом Конгрессу о выводах, к которым она придет. Президент США от имени Правительства страны был вправе созывать международную конференцию для следующих целей: урегулирование иммиграции иностранцев в США путем международного договора, подлежавшего обсуждению и утверждению Сенатом США; введение обследования иностранцев в физическом, нравственном и душевном отношениях американскими консулами и другими должностными лицами в портах отправления или в других местах; обеспечение содействия иностранных правительств в целях предупреждения нарушений законов США, регулировавших иммиграцию в США; заключение международных договоров, способствовавших затруднению иммиграции тех иностранцев, которые не подлежали допуску в США; урегулирование всех дел, имевших отношение к иммиграции <14>. -------------------------------- <14> Там же. С. 266 - 267.

Генеральный комиссар по делам иммиграции Законом от 20 февраля 1907 г. был уполномочен учредить информационное отделение при бюро иммиграции и натурализации, на которое возлагалась обязанность "способствовать целесообразному распределению впущенных в С. Штаты иммигрантов по разным штатам и территориям, которые нуждаются в иммиграции" <15>. -------------------------------- <15> Там же. С. 267 - 268.

Название документа