Тактика проведения процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи по уголовным делам (по законодательству Украины)
(Чорноус Ю. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 2) Текст документаТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВАНИИ ЗАПРОСА ОБ ОКАЗАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ) <*>
Ю. Н. ЧОРНОУС
Чорноус Юлия Николаевна, докторант Национальной академии внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (Украина, г. Киев).
В статье рассматриваются тактические особенности проведения процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи по уголовным делам.
Ключевые слова: уголовное дело, процессуальные действия, запрос об оказании международной правовой помощи, тактический прием.
This article deals with the tactical features of procedural actions on the basis of requests for international legal assistance in criminal matters.
Key words: criminal case, procedural actions, request for international legal assistance, tactical tool.
Процессуальными являются действия, направленные на достижение задач уголовного производства, предусмотренные уголовным процессуальным законодательством и осуществляемые в соответствии с его положениями. Согласно ст. 561 Уголовного процессуального кодекса Украины 2012 г. <1> (далее - УПК Украины) на территории Украины с целью выполнения запроса о предоставлении международной правовой помощи могут быть проведены любые процессуальные действия, предусмотренные Кодексом или международным договором. -------------------------------- <1> Кримiнальний процесуальний кодекс . Закон "Про внесення змiн до деяких законодавчих актiв у з прийняттям Кримiнального процесуального кодексу ": чинне законодавство з 19 лист. 2012 р.: офiц. текст. К.: ПАЛИВОДА А. В., 2012. С. 228.
Такое широкое толкование согласуется с положениями соответствующих международных договоров Украины (например, ст. 6 Минской конвенции 1993 г. с Протоколом 1997 г. <2>), законодательством иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество. -------------------------------- <2> Конвенцiя про правову допомогу i правовi вiдносини у цивiльних, сiмейних i кримiнальних справах: прийнята 22 сiч. 1993 р.: ратифiкована Законом вiд 10 лист. 1994 р. // Збiрник мiжнародних договорi в про правову допомогу у кримiнальних справах. Багатостороннi договори. К., 2006. С. 465.
Считаем целесообразным обратить внимание на тактические особенности проведения процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи по уголовным делам. Как известно, тактика процессуального действия предусматривает его проведение согласно определенным стадиям. К таким стадиям относятся: подготовка к проведению процессуального действия; проведение процессуального действия; фиксация хода и результатов процессуального действия; оценка полученных результатов и определение их значимости, места в системе доказательственной информации по уголовному делу <3>. На каждой из стадий решаются важные задачи, выполняется комплекс типичных и специальных задач, объединенных единой целью - эффективным проведением процессуального действия с целью расследования преступления. -------------------------------- <3> Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 470.
На стадии подготовки определяются задачи процессуального действия, пути их достижения, проводится системный анализ исходной следственной ситуации, оценка имеющейся доказательственной и ориентирующей информации; избираются целесообразные место и время проведения процессуального действия, определяются его участники и их задачи, выясняется потребность в применении технических средств. На стадии проведения процессуального действия осуществляется реализация поставленных задач, участникам разъясняются права и обязанности, создаются условия для непосредственного контакта следователя с объектом, который исследуется. С этой целью применяется ряд тактических приемов; обеспечивается защита доказательств от влияния заинтересованных лиц; проверяются следственные версии; получается новая доказательственная и ориентирующая информация. Фиксация хода и результатов процессуального действия направлена на максимально полное и точное отображение содержания процессуального действия и полученных результатов. Данная стадия является самостоятельной, однако ее можно рассматривать как составную, которая сопровождает весь процесс проведения процессуального действия. Оценка полученных результатов и выяснение их значимости - заключительная стадия процессуального действия. Анализ проведенной работы и полученных результатов необходим как для проверки достоверности доказательственной информации, так и для решения вопроса о ее дальнейшем использовании. Оценке подлежит и процессуальный документ, в котором отображены ход и результаты проведенного действия. Приведенные общие положения касаются и тактики процессуальных действий, которые проводятся на основании запроса об оказании международной правовой помощи по уголовным делам. Однако тактика процессуальных действий в таких условиях характеризуется рядом особенностей, к основным из которых следует отнести следующие. 1. При проведении процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи необходимо учитывать нормы международных договоров и национального законодательства запрашиваемого и запрашивающего государств. Большинство международных договоров по вопросам правовой помощи предусматривает общее правило, согласно которому при исполнении запроса об оказании правовой помощи запрашиваемая сторона применяет законодательство своего государства <4>. По просьбе запрашиваемая сторона может применить и процессуальные нормы запрашивающей, если они не противоречат ее законодательству. В отдельных случаях, по договоренности сторон, могут возникать ситуации, когда процессуальные действия проводятся согласно законодательству запрашиваемого государства, однако применяются отдельные процессуальные нормы законодательства запрашивающего государства (которые касаются особенностей фиксации процессуальных действий, обеспечения прав и обязанностей участников и др.). -------------------------------- <4> Смирнов М. I. Iнститут допомоги у кримiнальних справах: сучасний стан та перспективи розвитку: Монографiя. Одеса: Фенiкс, 2006. С. 48 - 49.
2. Стадии подготовки, проведения, фиксации процессуального действия, оценки полученных результатов осуществляются расширенным кругом уполномоченных субъектов, в том числе и представителями компетентных органов иностранного государства. Уполномоченным (центральным) органом по вопросам международной правовой помощи на досудебном следствии Украины является Генеральная прокуратура Украины, на судебном следствии - Министерство юстиции Украины. В условиях непосредственной связи согласно международным договорам компетентными органами могут выступать: МВД Украины, Государственная налоговая служба Украины, Служба безопасности Украины и Генеральная прокуратура Украины с определенными в установленном порядке соответствующими территориальными органами. Непосредственными исполнителями поставленных задач, связанных с проведением процессуальных действий на основании запросов об оказании международной правовой помощи, являются уполномоченные должностные лица указанных компетентных органов. Отсутствие у следователя, который осуществляет производство по уголовному делу и направляет запрос об оказании международной правовой помощи к компетентному органу иностранного государства, возможности непосредственно воспринимать проведение процессуального действия и его результаты, применять соответствующие методы познания является фактором, усложняющим как собственно проведение процессуальных действий, так и оценку полученных результатов. Это обстоятельство в ряде случаев может негативно повлиять на расследование уголовного дела. Один из вариантов решения таких проблемных ситуаций - это привлечение представителей компетентного органа запрашивающего государства к проведению процессуальных действий на территории запрашиваемого (на основании запроса о предоставлении международной правовой помощи - ст. 563 УПК Украины). Указанные представители, разрешение на присутствие которых предоставлено в соответствии с требованиями международного и национального законодательства, не имеют права проводить на территории Украины любые процессуальные действия и должны соблюдать законодательство Украины. При этом они имеют право наблюдать за проведением процессуальных действий, вносить замечания и предложения относительно их проведения, а с разрешения следователя, прокурора или суда задавать вопросы, делать записи, в том числе с применением технических средств. При расследовании сложных преступлений международного характера предусмотрена возможность создания совместных следственных групп (ст. 571 УПК Украины), в состав которых могут входить представители нескольких государств, интересы которых нарушены в результате совершения преступления. Кроме того, с целью непосредственно восприятия следователем, осуществляющим уголовное производство, проведения процессуальных действий законодательством предусмотрена возможность использования видеоконференции, что позволяет компетентным органам не только получать показания соответствующего участника уголовного производства, но и наблюдать за его поведением, вербальными и невербальными коммуникациями, материальной обстановкой. В этом случае фиксация хода и результатов процессуального действия предусмотрена как путем составления протокола, так и оформления носителей видео - или аудиоинформации (ч. 5 ст. 567 УПК Украины). 3. На тактику процессуальных действий, проводимых в рамках международной правовой помощи, влияет и то обстоятельство, что довольно часто процессуальные отношения возникают с гражданами других государств, не владеющих языком уголовного судопроизводства. В таких условиях необходимо использовать помощь переводчика. Поэтому на стадии подготовки к проведению процессуального действия необходимо выяснить, владеют ли языком уголовного производства будущие участники процессуального действия и в какой степени. На досудебном следствии может возникать необходимость проведения процессуальных действий с лицами, которые имеют дипломатический иммунитет или согласно международным договорам, законам Украины не подсудны по уголовным делам судам Украины. В случае совершения ими преступления на территории Украины вопрос решается дипломатическим путем (ч. 4 ст. 6 Уголовного кодекса Украины) <5>. Особенности проведения процессуальных действий с указанными и другими лицами, которые согласно законодательству не являются подсудными по уголовным делам судам Украины, определяются международными договорами, консульскими соглашениями и национальным законодательством. -------------------------------- <5> Кримiнальний кодекс : прийнятий сьомою ВР вiд 5 квiт. 2001 р.; станом на 4 лип. 2012 р. URL: http://zakon1.rada. gov. ua/cgi-bin/laws/main. cgi? page=12&nreg=2341-14.
4. Отдельное внимание при проведении процессуальных действий в рамках международной правовой помощи уделяется соответствующему запросу. Содержание и форма запроса о международной правовой помощи должны соответствовать требованиям УПК или соответствующего международного договора Украины (ст. 552 УПК Украины). Кроме обязательных процессуальных требований, в зависимости от обстоятельств уголовного производства, в запросе о международной правовой помощи может быть указана и дополнительная информация, которая будет влиять на тактику проведения процессуального действия, например: а) положения процессуального законодательства запрашивающего государства, которые регламентируют проведение соответствующих процессуальных действий, определяют его тактические особенности. Например, приводится перечень вопросов, которые необходимо задать допрашиваемым лицам, или указываются сведения, которые должны быть получены; определяются объекты, которые необходимо изъять при обыске. К запросу о проведении обыска, осмотра места происшествия, изъятия, ареста или конфискации имущества, иных процессуальных действий, разрешение на проведение которых предоставляется судом согласно УПК Украины, прилагается информация о доказательствах, которые обосновывают необходимость их проведения (ч. 4 ст. 552 УПК Украины). Следует учитывать, что, если в рамках выполнения запроса о международной правовой помощи необходимо провести процессуальные действия, которые согласно законодательству запрашивающего государства требуют специального разрешения (санкции) прокурора или суда, или иной процедуры, такое разрешение должно предоставляться запрашивающим государством вместе с соответствующим запросом; б) информация о лицах, в отношении которых будут проводиться процессуальные действия, включая их биографические данные, место жительства и пребывания; гражданство; характеристики лиц, описание внешности, представление фотографий, дактилокарт, любых других сведений, которые могут способствовать выполнению запроса; в) информация о лицах, присутствие которых необходимо при проведении процессуальных действий, обоснование этой необходимости. Речь идет о представителях компетентного органа запрашивающего государства, представителях консульских учреждений или дипломатических представительств; защитнике (адвокате) и других лицах, присутствие которых обусловлено законодательством запрашиваемого или запрашивающего государства, международными договорами; г) технические средства, которые необходимо привлечь для эффективного проведения процессуального действия, фиксации его хода и полученных результатов; д) другие сведения, которые могут способствовать выполнению запроса об оказании международной правовой помощи. 5. Проведение процессуальных действий на основании запроса о международной правовой помощи осуществляется с обязательным соблюдением границ, определенных соответствующим запросом. Необходимо проводить только определенные запросом процессуальные действия, и даже если согласно следственной ситуации целесообразно провести и другие процессуальные действия, направленные на сбор доказательственной информации, необходимо согласовать такую возможность с компетентными органами запрашивающей стороны (например, свидетель указал лиц, которым также известна информация по делу, что обусловливает необходимость провести их допрос). Решение указанного вопроса в ряде случаев следует из содержания запроса об оказании международной правовой помощи. Компетентные органы запрашивающей стороны могут указывать на право исполнителей - представителей компетентных органов запрашиваемой стороны - по своему усмотрению, исходя из следственной ситуации, принимать целесообразные меры в рамках исполнения запроса. Например, при проведении допроса обвиняемого может разрешаться "ставить другие вопросы по существу предъявленного обвинения" во время проведения обыска - реализовывать действия с целью "изъятия всех предметов, которые могут выступать в качестве доказательств и документов, имеющих важную роль для процесса" <6> и т. д. Если же такого специального указания компетентных органов запрашивающего государства нет, то определенное процессуальное действие следует проводить строго в рамках запроса, а любые другие меры должны быть согласованы с компетентными органами запрашивающей стороны в установленном порядке. -------------------------------- <6> По материалам Главного следственного управления МВД Украины.
6. Ход и результаты проведения процессуальных действий фиксируются с соблюдением процессуальных и криминалистических рекомендаций. Особенность фиксации состоит в том, что лицо, производящее процессуальное действие (представитель компетентного органа государства), должно фиксировать полные ответы на вопросы при условии проведения вербальных процессуальных действий; осуществлять подробное описание совершаемых действий и их результатов при проведении невербальных процессуальных действий. По этому поводу следует отметить целесообразность применения аудио - или видеозаписи. Следовательно, исполнителям необходимо обеспечить надлежащую фиксацию хода и результатов процессуального действия, в частности, составлять протокол, соответствующие приложения, оформлять результаты применения технических средств. Протокольная форма фиксации при проведении процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи согласно УПК Украины является обязательной. Иногда по данному поводу возникают проблемные вопросы. Например, в США и Германии особенностью получения показаний (путем допроса, опроса, собеседования) подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта является почти полное отсутствие четких, зафиксированных в законе требований к порядку оформления его результатов. Не требуется, например, чтобы оформлялся в установленной форме протокол с определенными реквизитами <7>. -------------------------------- <7> См.: Ларичев В. В. Предварительное расследование преступлений в США и Германии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 126.
В уголовном процессе Франции протокол является процессуальным актом, фиксирующим или одно полицейское действие, или всю совокупность полицейских действий в рамках конкретного дознания. В зависимости от этого различают единственный протокол (un procesverbal unique) или разделенные протоколы (procesverbaux separes). Разделенные протоколы обязательны во время дознания очевидных преступлений (проступков). В других случаях судебная полиция вправе (но не обязана) составлять единый протокол дознания <8>. -------------------------------- <8> См.: Головко Л. В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М.: Спарк, 1995. С. 50.
Поэтому органы досудебного расследования Украины, составляя запрос об оказании международной правовой помощи путем проведения процессуальных действий, должны акцентировать внимание на положениях процессуального законодательства Украины, просить запрашиваемую сторону об их соблюдении, а также соблюдении соответствующих криминалистических рекомендаций, касающихся составления и протокола, и приложений к нему. 7. Соблюдение процессуальных требований и соответствующих криминалистических рекомендаций при проведении процессуальных действий на основании запроса об оказании международной правовой помощи определяет доказательственное значение полученных результатов. Согласно ч. 4 ст. 93 УПК Украины доказательства могут быть получены на территории иностранного государства в результате осуществления международного сотрудничества в ходе уголовного производства. Подобные положения согласуются с международными договорами и законодательством иностранных государств. Например, согласно ст. 17 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. <9> "доказательства или документы, направляемые во исполнение настоящей Конвенции, в установлении подлинности не нуждаются". -------------------------------- <9> конвенцiя про правову допомогу у кримiнальних справах вiд 20 квiт. 1959 р. з Додатковим протоколом 1978 до : ратифiкованi Законом вiд 16 сiч. 1998 р. // Збiрник мiжнародних договорiв про правову допомогу у кримiнальних справах. Багатостороннi договори. К., 2006. С. 112 - 232.
Такая практика характерна и для решения подобных вопросов в иностранных государствах. Например, в США источник уголовного процессуального права - Свод законов США - уделяет особое внимание документам, которые представляются иностранным государством. Законодатель определяет, что такие документы имеют такое же доказательственное значение, как и другие доказательства во всех судах США. Но следует учитывать, что документы от иностранного государства представляются в суды или в оригинале, или в виде надлежащим образом заверенной копии <10>. -------------------------------- <10> См.: Волосова Н. Ю., Федорова О. В. Уголовно-процессуальное законодательство США: общая характеристика, законодательство штатов, сравнительный анализ. М.: Юрлитинформ, 2008. С. 87 - 88.
Перечисленные особенности, касающиеся тактики процессуальных действий, проводимых на основании запроса об оказании международной правовой помощи в уголовных делах, на наш взгляд, можно считать основными, но не исчерпывающими, ведь они обусловливаются рядом обстоятельств: особенностями расследуемого преступления; мероприятиями международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; видом процессуальных действий и их участниками; существующей следственной ситуацией; применяемыми тактическими приемами.
Название документа