Руководящие принципы деятельности государств в области ограничения и контроля торгового мореплавания в мирное время, вне вооруженного конфликта (международно-правовые и уголовно-правовые аспекты)

(Беляков В. Г.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 2) Текст документа

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, ВНЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) <*>

В. Г. БЕЛЯКОВ

Беляков Владислав Геннадьевич, докторант Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-Морская академия им. Н. Г. Кузнецова", кандидат юридических наук.

На основе анализа результатов рационального и научного осмысления закономерностей развития исследуемых общественных отношений автором обоснованы следующие руководящие принципы действий государств в области ограничения и контроля торгового мореплавания в рамках реализации положений СБ ООН в мирное время, вне вооруженного конфликта: принцип экснациональности судна; принцип законности груза.

Ключевые слова: призовое право, санкции СБ ООН, контроль торгового мореплавания, национальность судна, принцип деятельности.

On the basis of the analysis of laws of public relations development, the author proves the following supervising principles of state actions in the field of restriction and control of trading navigation within the provisions of the UN Security Council in peaceful time: the principle of ex-nationality of a vessel; the principle of cargo legality.

Key words: the prize-winning right, UN Security Council sanctions, control over trading navigation, vessel nationality, activity principle.

До настоящего времени одной из важнейших особенностей морского права остается ограничение принципа неприкосновенности частной собственности на море. В частности, в условиях войны на море (в т. ч. и в условиях вооруженного конфликта) захвату подлежат не только неприятельские торговые суда, но также и торговые суда нейтральных государств, в случае нарушения блокады либо перевозки контрабанды и оказания услуг воюющим. Необходимость установления однообразных принципов регулирования призовых правоотношений, получивших свое закрепление в Парижской декларации о морской войне 1856 г., определила основы современного призового права, сформировав два фундаментальных принципа (положения) морского права во время войны: 1) нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды; 2) нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом. В рамках системы современного международного права, сложившейся во второй половине XX в., определяется иной характер международно-правового регулирования исполнения обязательных субординационных принудительных мер, направленных на ограничение и контроль торгового мореплавания, устанавливаемых СБ ООН в мирное время вне вооруженного конфликта. Такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства и становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Кроме того, действия, осуществляемые управомоченными органами государства-члена, предусмотренные санкционными положениями резолюции СБ ООН в отношении судна-нарушителя, с большой уверенностью можно отнести к особой категории смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера, регулирующих отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств <1>. Указанные обстоятельства обусловливают комплексный характер международно-правового регулирования действий государств в области ограничения и контроля торгового мореплавания, в рамках установленных санкций, а следовательно, и определяют необходимость обоснования руководящих (специальных) правовых принципов такой деятельности. -------------------------------- <1> См: Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 12.

Система общих и специальных принципов в исследуемой области, с учетом ранее обоснованных наиболее существенных отличий в содержании действий по ограничению и контролю торгового мореплавания, предусматривающих правомерную реализацию прав и выполнение обязательств вне военного конфликта, позволяет определить иерархическую совокупность принципов (общих, отраслевых, институциональных), регламентирующих правомерность реализации указанных действий. В свою очередь, анализ иерархической системы принципов, регламентирующих правомерность действий по ограничению и контролю торгового мореплавания вне военного конфликта, позволил обосновать следующие руководящие принципы такой деятельности, в рамках реализации санкций СБ ООН, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами. Во-первых, основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, определяет принцип суверенного равенства всех ее членов (государств). Принцип равенства участников международных отношений нашел свое отражение также и в нормах-принципах Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г., создающих правовую основу деятельности в Мировом океане и основанную прежде всего на принципе свободы открытого моря, составляющего основу правового режима судоходства. Согласно ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. исключительная юрисдикция государства флага судна в открытом море может быть ограничена в случаях, прямо предусматриваемых в международных договорах, либо настоящей Конвенцией. В качестве примера, подтверждающего стремление мирового сообщества к полному уважению юридического равенства участников, следует привести положения Резолюций СБ ООН 1874 (2009) и 1929 (2010), предусматривающие не только ограничение в перевозке "запрещенных предметов", но также и налагающие ограничения на снабжение судов, осуществляющих перевозку таких грузов. В частности, первоначально, в соответствии с п. 17 Резолюции СБ ООН 1874 (2009), принятой в отношении КНДР, "государства-члены должны запретить предоставление их гражданами или с их территории бункеровочных услуг, таких как обеспечение топливом или предметами снабжения, либо иного судового обслуживания судам КНДР, если у них имеется информация, которая дает разумные основания полагать, что они перевозят предметы, чьи поставка, продажа, передача или экспорт запрещаются...". Толкование указанного положения дает основание считать, что подобные ограничения применяются исключительно к судам под флагом КНДР. Однако подобные меры ограничительного характера исключительно в отношении судов одного флага идут вразрез с принципом суверенного равенства государств, очевидно поэтому аналогичные санкционные меры в отношении Ирана, в соответствии с п. 18 Резолюции СБ ООН 1929 (2010), уже предусматривают, "что государства-члены должны запретить обеспечение их гражданами или с их территории бункеровочных услуг, таких как снабжение топливом или предметами снабжения, либо иного судового обслуживания принадлежащих Ирану или используемых им по контракту судов, включая зафрахтованные суда, если у них имеется информация, которая дает разумные основания полагать, что они перевозят предметы, поставка, продажа, передача или экспорт которых запрещены...". Следовательно, представляется очевидным, что международное сообщество, устанавливая меры ограничения и контроля на морскую перевозку, предусмотренные как положениями международных договоров, так и резолюционными положениями, в качестве основания реализации указанных положений, предусматривающих право на осуществление контроля данной морской перевозки, в том числе и вменения обязанности о непредставлении тех или иных услуг судового обслуживания, не преследующих цели негативно повлиять на законную экономическую деятельность в области международной торговли, не определяет национальную принадлежность судна в качестве критерия реализации мер ограничения и контроля торгового мореплавания. Во-вторых, наряду с равными правами государств участвовать в общих многосторонних договорах, в силу принципа универсальности, а следовательно, и правом совместно устанавливать контрольные механизмы по их осуществлению, каждое государство в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, и в частности в соответствии со ст. 25 Устава ООН, обязано выполнять полностью принятые на себя международные обязательства, в том числе и включающие в себя меры обязательного характера, изложенные в резолюциях Совета Безопасности, а следовательно, и при осуществлении установленного режима контроля торгового мореплавания. При этом, с одной стороны, СБ ООН, устанавливая своей резолюцией меры по перерыву морских сообщений, предписывает государствам-членам предотвращать прямую или косвенную поставку, продажу или передачу государству-нарушителю с их территории или через нее их гражданами или лицами под их юрисдикцией или с использованием морских судов под их флагом - независимо от страны происхождения - любых "запрещенных грузов", указанных Советом Безопасности или уполномоченным Комитетом, созданным в рамках реализации соответствующей резолюции <2>. С другой стороны, устанавливая право на производство досмотров в открытом море с согласия государства флага и призывая все государства к сотрудничеству в проведении таких досмотров, СБ ООН в то же время в качестве условия необходимости такого досмотра определяет наличие информации, которая дает разумные основания полагать, что судно перевозит предметы, поставка, продажа, передача или экспорт которых запрещены <3>. Следовательно, в данной ситуации можно с полным основанием говорить о том, что международный законодатель в качестве критерия реализации мер ограничения и контроля торгового мореплавания определяет не национальную принадлежность груза, как и в отношении судна, осуществляющего перевозку, а исключительно законность груза, т. е. отсутствие наименования такого груза в перечне "запрещенных грузов", указанных Советом Безопасности или уполномоченным Комитетом. Кроме того, установление критерия экснациональности судна и груза, подлежащего контролю, не противоречит принципам недопущения злоупотреблений и дискриминации, а также принципу иммунитета военных кораблей и других судов, принадлежащих государству или эксплуатируемых им и используемых в соответствующий момент только на государственной некоммерческой службе в открытом море. -------------------------------- <2> См., например: пункт 5 Резолюции СБ ООН N 1747 (2007), пункт 8 Резолюции СБ ООН N 1929 (2010). <3> См., например: пункт 12 Резолюции СБ ООН N 1874 (2009), пункт 15 Резолюции СБ ООН N 1929 (2010).

Таким образом, представляется возможным определить следующие руководящие принципы действий государств в области ограничения и контроля торгового мореплавания в рамках реализации положений СБ ООН в мирное время, вне вооруженного конфликта. 1. Принцип экснациональности судна, предусматривающий осуществление санкционных действий вне зависимости от национальности судна, за исключением судов, которые фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства, т. е. эксплуатируются в некоммерческих целях для выполнения публичных функций. 2. Принцип законности груза, предусматривающий осуществление санкционных действий в отношении перевозимого груза исключительно в зависимости от наличия наименования такого груза в перечне "запрещенных грузов", указанных Советом Безопасности или уполномоченным Комитетом, вне привязки к стране его происхождения.

Название документа