Правовая и политическая система независимых штатов
(Миряшева Е. В.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 2) Текст документаПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМЫХ ШТАТОВ <*>
Е. В. МИРЯШЕВА
Миряшева Екатерина Владимировна, кафедра истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматривается создание правовой и политической системы штатов в ходе Войны за независимость и после нее, подкрепленной рецепцией европейского конституционализма.
Ключевые слова: Декларация за независимость, Континентальный конгресс, конституции штатов, правовая и политическая система.
The article considers creation of legal and political system of states in the course of the Independence War and afterwards supported by the reception of the European constitutionalism.
Key words: Declaration of Independence, Continental Congress, constitutions of states, legal and political systems.
В ходе Войны за независимость и особенно после нее оживляется движение различных слоев населения за социальную справедливость, национальное освобождение, свободу прав и духовного развития. В это же время создается правовая и политическая система независимых штатов, подкрепленная рецепцией европейского конституционализма. До Американской революции британские власти полагали, что колонии попросту воспроизведут привычную политическую систему, только в меньшем масштабе. Это означало, что в Америке будет действовать смешанная или сбалансированная модель правительства. То есть колонистам предстояло сформировать политическую систему, которая включала бы все традиционные элементы общественного строя и сочетала бы различные формы правления. Как и в Британии, они должны были предварительно создать уменьшенные копии монархической, аристократической и демократической власти. Действительно, были созданы колониальные правительства, большинство из которых включало в себя три основных элемента. Прежде всего это губернатор (обычно назначаемый свыше), который возглавлял пирамиду власти и исполнял функции "как бы короля", за исключением Род-Айленда и Коннектикута, где губернаторы избирались населением. На следующей ступеньке располагалась верхняя палата или консультативный совет (тоже назначаемый сверху) - этот орган являлся американским эквивалентом британской палаты лордов. И наконец, в самом низу располагалась нижняя палата или законодательное собрание представителей (выбирались народом) - местная версия демократической палаты общин, в функции которой входили разработка законов и контроль сбора налогов. Естественно, в глазах британцев все это выглядело грубой, приближенной аналогией британской схемы. Колонисты и сами должны были понимать, что их правительственная система не идет ни в какое сравнение с английским парламентом. После революции и развернувшейся затем войны с метрополией данная проблема была разрешена другим путем. Принятая Декларация независимости США повлекла за собой потребность в создании региональных правительств. Отсоединение от родины значило, что колонии больше не подчинялись Британии и стали независимыми государствами (штатами). Движение революции и намеренный разрыв всех отношений с Великобританией произвели некую форму законного правительства: королевские губернаторы были проигнорированы, и их власть перешла к провинциальным конгрессам и комитетам, которые решили проложить собственный путь, так как уже концентрировали в своих руках управление штатами. Континентальный Конгресс был заинтересован в том, чтобы создать реальные правительства в штатах. В 1776 г. Конгресс сделал большой шаг вперед, отметив новую эру независимости, союза и конституционного развития. Конгресс рекомендовал каждой колонии "принять такое правительство, которое, по мнению представителей от населения, наиболее полно будет способствовать счастью и безопасности своих избирателей как в частности, так и для Америки в целом". Этому предложению быстро последовала Виргиния, которая на съезде приняла конституцию, содержавшую в себе не только схему правительства, но и Билль о правах. Коннектикут и Род-Айленд были единственными штатами, продолжившими пользоваться старыми хартиями, которые были по всем целям и намерениям республиканскими конституциями, в то время как большинство остальных штатов созвали съезды, но только Массачусетс предъявил принятую на съезде конституцию для ратификации населением. Правовая и политическая система, как правило, была закреплена в конституции штатов. Тем не менее не было ни одного случая, когда бы законодательная, исполнительная и судебная власть оказались строго разделены и полностью автономны. В Нью-Хэмпшире, где конституция принята последней, по-видимому, вполне осознали невозможность и нецелесообразность во что бы то ни стало избегать смешения означенных ветвей власти и выразили это, заявив, "что законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены и независимы друг от друга в той мере, насколько природа свободного правления допускает сие или насколько это сообразно с цепью связей, соединяющей все государственное устройство в одно нерасторжимое целое и дружеское единство". Соответственно, по конституции штата эти ветви власти переплетаются. Сенат, который является носителем законодательной власти, выполняет обязанности трибунала в делах отстранения от должности. Президент, являющийся главой исполнительной власти, председательствует в сенате и, помимо равного со всеми голоса для всех случаев, обладает решающим голосом в случае разделения голосов поровну. Сам глава исполнительной власти при известных обстоятельствах ежегодно утверждается в должности сенатом, а его совет выбирается сенатом из числа членов последнего. Также и некоторые чиновники на службе штата назначаются законодателями, а все члены судебного ведомства - исполнительной властью. В конституцию штата Массачусетс включена статья - выраженная пусть менее остро, но с достаточной долей предусмотрительности, охраняющая свободу <1>. В ней сказано, что и законодательная власть никогда не должна исполнять обязанности судебной и исполнительной власти, равно как той или другой. Исполнительная власть никогда не должна исполнять обязанности законодательной и судебной, равно как той или другой. Судебная власть никогда не должна исполнять обязанности законодательной и исполнительной власти, равно как той или другой. Тем не менее в самой конституции, которую он предваряет, частичное смешение властей имеет место. Так, глава исполнительной власти пользуется правом приостанавливать уложения, принимаемые законодательным корпусом, а сенат, являющийся частью законодательного корпуса, выносит решения об отстранении от должности лиц на службе исполнительного и судебного ведомств. С другой стороны, члены судебного ведомства назначаются исполнительной властью и ею же - по представлению обеих законодательных палат - могут быть смещены. Наконец, ряд правительственных чиновников ежегодно назначается на должности законодателями. А поскольку назначение чиновников, в особенности на службе исполнительной власти, является по своей природе обязанностью последней, составители конституции, по крайней мере в этом пункте, нарушили правило, ими самими установленное. -------------------------------- <1> The charter of the province of the Massachusetts bay in New England. 1691 // Boston: printed and published by T. B. wait and co., 1814.
В Конституции штата Нью-Йорк <2> ее составители не упустили из виду опасность нежелательного смешения различных родов власти. Тем не менее главе исполнительной власти предоставлен частичный контроль над законодательным, более того, над судебным ведомством, и даже в силу этого контроля оба ведомства - исполнительное и судебное - оказываются некоторым образом слиты. В части назначений на должности члены законодательного корпуса вместе с членами исполнительной власти назначают чиновников на должности в исполнительном и судебном ведомствах. И в состав суда, ведающего отстранением от должности и исправлением ошибок, включаются частично представители законодательной власти совместно с главными членами судебного ведомства. -------------------------------- <2> Smith W. Mr. Smith's Opinion Humbly Oriented to the General Assembly of the Colony of New York. N. Y., 1743. P. 17.
В Конституции штата Нью-Джерси различные роды власти слиты более тесно, чем в упомянутых выше. Губернатор, являющийся главой исполнительной власти, назначается законодательной; он же является судьей в суде справедливости, а также по делам о наследстве и опеке, членом верховного апелляционного суда и председателем с решающим голосом в одной из ветвей законодательной власти. С другой стороны, эта же ветвь законодательного собрания является исполнительным советом при губернаторе, вместе с которым образует апелляционный суд. Члены судебного ведомства назначаются законодательным собранием и могут быть смещены одной из ветвей по требованию другой. Согласно Конституции штата Пенсильвания президент, являющийся главой исполнительной власти, ежегодно избирается голосованием, в котором законодательное ведомство пользуется преимуществом. Вместе с исполнительным советом президент назначает членов судебного ведомства и суд, ведающий отстранением от должности чиновников на службе как судебной, так и исполнительной власти. Члены верховного суда, так же как и мировые судьи, могут, по-видимому, быть смещены законодательной властью; в ту же инстанцию передано в некоторых случаях и право помилования. Члены исполнительного совета являются мировыми судьями по всему штату. В штате Делавэр глава исполнительной власти ежегодно избирается законодательной властью. Спикеры обеих законодательных палат являются вице-президентами (исполнительная власть). Глава исполнительной власти с шестью заместителями, назначаемыми по трое от каждой законодательной палаты, образуют верховный апелляционный суд. При назначении других судей участвует также все законодательное собрание. Во всех штатах члены законодательных собраний, очевидно, вправе одновременно исправлять обязанности мировых судей. В штате Делавэр члены одной из законодательных палат являются мировыми судьями ex officio (в силу занимаемой должности - лат.) и являются также членами исполнительного совета. Высшие должностные лица на службе исполнительной власти назначаются законодательным собранием, одна из палат которого ведает отстранением от должности. Все чиновники могут быть смещены по представлению законодательного собрания. Штат Мериленд безоговорочно заявил, что законодательную, исполнительную и судебную власти надлежит разделить и сделать автономными навечно. Тем не менее по конституции этого штата глава исполнительной власти назначается законодательной властью, а члены судебных палат - исполнительной. В Конституции штата Виргиния значится, что "законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть полностью разделены и автономны и ни одно лицо не должно одновременно исправлять обязанности более чем в одной из названных ветвей, за исключением судей округов, которые могут избираться представителями в одну из палат ассамблеи". В Конституции штата Северная Каролина говорится, что "законодательная, исполнительная и судебная власть должны быть навечно разделены и автономны", вместе с тем в ведение законодательной власти передано не только назначение главы исполнительной, но и всех главных должностных лиц на службе как исполнительной, так и судебной власти. Согласно Конституции штата Южная Каролина губернатор избирается законодательным собранием. Оно же назначает членов судебного ведомства, включая даже мировых судей, шерифов и всех должностных лиц исполнительного ведомства, вплоть до чина капитанов как в армии, так и на флоте. В Конституции штата Джорджия зафиксировано, что "законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены и автономны так, чтобы ни одна не пользовалась полномочиями, по закону принадлежащими другой". Однако должности в исполнительной власти заполняются по назначению законодательной, а прерогатива помилования, принадлежащая исполнительной власти, в конечном итоге принадлежит той же законодательной власти. Даже мировые судьи назначаются тем же ведомством. В итоге автор делает вывод о развивающемся начале формирования правовой и политической системы независимых штатов. Согласно Конституции штата Пенсильвания президент, являющийся главой исполнительной власти, ежегодно избирается голосованием, в котором законодательное ведомство пользуется преимуществом. Вместе с исполнительным советом президент назначает членов судебного ведомства и суд, ведающий отстранением от должности чиновников на службе как судебной, так и исполнительной власти. Члены верховного суда, так же как и мировые судьи, могут, по-видимому, быть смещены законодательной властью; в ту же инстанцию передано в некоторых случаях и право помилования. Члены исполнительного совета являются мировыми судьями по всему штату.
Название документа