Торговля людьми как самостоятельное проявление международной преступной деятельности
(Сакаева О. И.) ("Журнал российского права", 2013, N 3) Текст документаТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. И. САКАЕВА
Сакаева Олеся Ильдаровна, младший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП.
Исследуются правовые проблемы, связанные с использованием международно-правового определения торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Понимание торговли людьми в качестве самостоятельного конвенционного преступления позволяет сделать вывод о некорректности ее отождествления с рабством, порабощением, работорговлей и иными международно-противоправными деяниями. Торговлю людьми от связанных с ней и близких по составу нарушений, которые сами по себе являются нарушениями международного права и (или) национального законодательства государств, отличает сочетание принудительного перемещения и последующей эксплуатации.
Ключевые слова: торговля людьми, рабство, работорговля, порабощение, атрибуты права собственности, эксплуатация.
Human traffic as self-expression of international criminal activity O. I. Sakaeva
The present article examines the legal issues connected with the use of the internationally established definition of trafficking in persons, especially women and children. The author's understanding of trafficking in persons as a separate treaty crime leads to the conclusion that trafficking in persons cannot be equated with slavery, enslavement, slave trade, etc. It is the combination of the coerced transport and the coerced end practice that makes difference between trafficking in persons and similar violations of international law and (or) national legislation.
Key words: trafficking in persons, slavery, slave trade, enslavement, powers attaching to the right of ownership, exploitation.
Актуальной проблемой, привлекающей внимание всего мирового сообщества, является торговля людьми. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, оборот торговли людьми по всему миру оценивается в 32 млрд. долл.; число жертв составляет около 2,4 млн., из которых 2/3 - женщины и дети <1>. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) считает, что торговлей в целях эксплуатации охвачено 1,2 млн. несовершеннолетних <2>. Однако системные данные о торговле людьми в мире отсутствуют <3>. -------------------------------- <1> URL: http://www. unodc. org/unodc/human-trafficking-fund. html. <2> URL: http://www. un. org/russian/hr/slavery/trust_fund/slavery_form. html. <3> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд. М., 2005. С. 598 - 599.
В современных условиях глобализации, упрощения процедур пересечения границ и увеличения миграционных потоков торговля людьми все больше приобретает транснациональный характер и тесно связана с подделкой документов, нелегальной миграцией и коррупцией, осуществляется в целях трудовой и сексуальной эксплуатации, незаконного усыновления, торговли органами и тканями человека, что в ряде случаев существенно затрудняет квалификацию данного преступления и повышает его латентность. Комплексный и транснациональный характер торговли людьми, ее связь с организованной преступностью, малоуязвимой для непосредственного антикриминального воздействия, обусловили необходимость сочетания международно-правового и внутригосударственного механизмов для борьбы с этим явлением. Одним из ключевых условий эффективности и результативности совместных усилий государств по противодействию торговле людьми является применение единого подхода к формулированию юридически значимых категорий в данной области. В первую очередь это касается самого понятия торговли людьми, определение которого не было выработано в международном праве на протяжении долгого времени. Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с торговлей людьми началось с Декларации о прекращении торговли неграми, принятой на Венском конгрессе 1814 - 1815 гг., и до конца XIX в. такое сотрудничество осуществлялось в рамках борьбы с работорговлей. В начале XX в. происходит осознание необходимости запрещения как работорговли, так и самого рабства <4>. Одновременно с этим внимание международного сообщества привлекает проблема пресечения продажи женщин и детей без цели обращения их в рабство, а преимущественно для занятия проституцией. Однако принятые Международное соглашение о борьбе с торговлей белыми рабынями 1904 г., Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г., Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами 1933 г. и Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. не содержат определения понятия торговли людьми. Более того, первое официальное упоминание в международно-правовом акте термина "торговля людьми" вне зависимости от их пола и возраста имело место в Конвенции 1949 г., которая, как следует из ее преамбулы, объединяет в себе вышеуказанные акты <5>. В соответствии со ст. 28 Конвенции 1949 г. каждый из этих актов считается аннулированным после того, как все стороны в них станут сторонами в настоящей Конвенции. Это особенно важно, поскольку при раскрытии содержания большинства из предусмотренных Конвенцией 1949 г. мер, направленных на пресечение торговли людьми в целях проституции, воспроизведены соответствующие положения Конвенции 1921 г., однако при этом устанавливается специальная цель торговли, что существенно сужает круг ситуаций, в которых данные меры могут быть применены, а следовательно, снижает эффективность защиты. Несмотря на то что понятие "торговля людьми" вынесено в название Конвенции 1949 г., в содержательном плане она подробно рассматривает вопросы противодействия проституции, а не торговле людьми <6>. Следует согласиться с выводом Л. Н. Галенской о несоответствии названия и содержания рассматриваемого документа <7>. -------------------------------- <4> Подробнее об этом см.: Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 28 - 29. <5> Имеются в виду Соглашение 1904 г. и Конвенции 1904, 1921 и 1933 гг. с изменениями, внесенными Протоколами 1947 и 1948 гг. <6> См.: Коваленко В. И. Торговля людьми и работорговля - корректна ли подмена понятий? // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 6. С. 28. <7> См.: Галенская Л. Н. Указ. соч. С. 53.
Долгие годы отсутствовал международный договор, четко устанавливающий преступность торговли людьми, совершаемой без цели обращения их в рабство или эксплуатации проституции, и определяющий состав такого деяния. Ситуация изменилась с принятием в 2000 г. Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее - Палермский протокол). В соответствии с его ст. 3 торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. Согласие жертвы торговли людьми на такую запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из перечисленных средств воздействия. Особо подчеркивается, что вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из указанных средств воздействия. Несмотря на наличие согласованного на международном уровне определения рассматриваемого понятия, отождествление торговли людьми с рабством и работорговлей получило широкое распространение в связи с активным использованием в ряде документов ООН и научных публикаций. К примеру, торговлю людьми нередко называют современной формой рабства <8>, новой формой рабства <9>, современным рабством <10>, проявлением рабства в современных условиях <11>, работорговлей нового типа <12> и т. п. <13>. В Постановлении от 7 января 2010 г. по делу "Ранцев (Rantsev) против Республики Кипр и Российской Федерации" Европейский суд по правам человека заключил, что сама по себе торговля людьми в значении п. "a" ст. 3 Палермского протокола и п. "a" ст. 4 Конвенции о противодействии торговле людьми 2005 г. относится к сфере действия ст. 4 "Запрещение рабства и принудительного труда" Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., однако обратил внимание на недостаточность прецедентной практики в толковании и применении ст. 4 Конвенции в контексте торговли людьми. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть соотношение понятия торговли людьми и смежных правовых понятий (рабство, работорговля и др.). -------------------------------- <8> См.: Кубов Р. Х. Торговля людьми как вид транснациональной преступности // Российский следователь. 2008. N 1. С. 30; Официальный отчет 114-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН A/64/PV.114. С. 2; Торговля людьми. Социокриминологический анализ / Под ред. Е. В. Тюрюкановой, Л. Д. Ерохиной. М., 2002. С. 5. <9> См.: Scarpa S. Trafficking in Human Beings: Modern Slavery. Oxford University Press, 2008. P. 3. <10> См.: Официальный отчет 114-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН A/64/PV.114. С. 3. <11> См.: Громов С. В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 55. <12> См.: Кубов Р. Х. Указ. соч. С. 30 - 32; Рахманова Е. Н. Торговля людьми как международная проблема // Противодействие торговле людьми и использованию рабского труда: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Ставрополь, 2007. С. 131. <13> Также встречается словосочетание "современная (новая) форма сходной с рабством практики" ("modern (new) form of slavery-like practice") (см., например: Scarpa S. Op. cit. P. 3, 169, 171, 209).
Определение рабства впервые было закреплено в Конвенции относительно рабства 1926 г., согласно ст. 1 которой "рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них". До Конвенции 1926 г. различные формы рабства определялись в перечне, подготовленном Временной комиссией по вопросу о рабстве в 1924 г. и впоследствии одобренном Советом Лиги Наций. Помимо порабощения, угона в рабство, работорговли и перепродажи рабов в этот перечень были включены: "1. Рабство или крепостное состояние (домашнее или земельное); 2. Обычаи, ограничивающие свободу личности или ведущие к установлению контроля над личностью в условиях, аналогичных рабству, как, например: a) приобретение девушек посредством их покупки под видом выплаты приданого при том понимании, что речь не идет об обычных брачных обрядах; b) усыновление или удочерение детей в целях их фактического порабощения или для того, чтобы в конечном итоге распоряжаться их судьбой; c) все формы закабаления или обращения в подневольное состояние лиц за долги или на ином основании помимо порабощения, угона в рабство... [и] 4. Система обязательного труда - будь то в государственном или в частном секторе, как за плату, так и на безвозмездной основе" <14>. -------------------------------- <14> Доклад Временной комиссии по вопросу о рабстве Совету Лиги Наций (A.17.1924.VI. B) за 1924 г.
В докладе Д. Вайсбродта и Международной организации по борьбе с рабством отмечается следующее: "Включив в определение рабства "некоторые или все правомочия, присущие праву собственности", и провозгласив в качестве своей официальной цели "отмену рабства во всех его формах", Конвенция о рабстве охватила не только домашнее рабство, но и все другие формы рабства, перечисленные в докладе Временной комиссии по вопросу о рабстве" <15>. Однако, по мнению Дж. Аллайна, обстоятельно изучившего подготовительные материалы к Конвенции 1926 г., расширительное толкование термина "рабство" недопустимо <16>. Стоит согласиться с данной точкой зрения, поскольку включение в понятие рабства практически любых посягательств на свободу человека делает его настолько широким, что оно утрачивает всякий смысл. Это вовсе не означает, что принудительный труд или незаконное усыновление остаются безнаказанными, их запрет установлен иными нормами международного и национального права. То же самое касается и торговли людьми, поэтому, на наш взгляд, терминологически неверно употребление словосочетаний "современное рабство" и "современная форма рабства" в отношении рассматриваемого понятия. -------------------------------- <15> Современные формы рабства. Рабочий документ, подготовленный г-ном Давидом Вайсбродтом и Международной организацией по борьбе с рабством. E/CN.4/Sub.2/2000/3. P. 8. <16> См.: Allain J. The Definition of Slavery in International Law // Howard Law Journal. 2009. Vol. 52. N 2. P. 250 - 251, 274.
Также не слишком убедительной выглядит позиция ЕСПЧ, посчитавшего необязательным устанавливать в Постановлении по делу Ранцева то обстоятельство, составляет ли обжалуемое заявителем обращение с его дочерью, ставшей жертвой торговли людьми, "рабство", "подневольное состояние" или "принудительный и обязательный труд". Вместо этого ЕСПЧ заключил, что сама по себе торговля людьми относится к сфере действия ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и отклонил возражение Российского государства - ответчика о несоответствии жалобы положениям Конвенции ratione materiae. Отсутствие прямого указания на торговлю людьми было объяснено принятием Конвенции под влиянием Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая в ст. 4 запрещает "рабство и работорговлю во всех их формах", но не содержит упоминания о торговле людьми. На наш взгляд, отсутствие прямого указания на запрещение торговли людьми, безусловно являющейся одним из серьезнейших нарушений прав человека, следует считать недостатком Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. К примеру, ст. 5 Хартии основных прав Европейского союза 2000 г., которая, как и ст. 4 Конвенции 1950 г., провозглашает свободу от рабства и принудительного труда, содержит положение о запрете торговли людьми. В случае наличия такого запрета в Конвенции 1950 г. ЕСПЧ в Постановлении по делу Ранцева не пришлось бы ссылаться на весьма сомнительные с правовой точки зрения характеристики "Интерайтс" и кипрского омбудсмена в отношении торговли людьми: торговля людьми представляет собой "современную форму прежней мировой работорговли"; сексуальная эксплуатация и торговля людьми имеют место "в режиме современного рабства". Понимание рабства в международном праве не изменилось с момента подписания Конвенции 1926 г., о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что именно оно было взято за основу при разработке категориального аппарата Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. (далее - Статут МУС), содержащего определение понятия "порабощение", которое означает осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми. Обращение к тексту Конвенции 1926 г. и Статуту МУС на английском языке позволяет отметить неточности, допущенные при переводе рассматриваемых актов. Так, словосочетаниям "атрибуты права собственности" и "правомочия, связанные с правом собственности", "правомочия, присущие праву собственности" соответствует единое английское выражение "powers attaching to the right of ownership". Становится очевидным, что первая часть определения порабощения в Статуте МУС в основе своей имеет определение рабства по Конвенции 1926 г. Вторая же его часть, в которой используется терминология Палермского протокола ("и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми"), как справедливо отмечает Дж. Аллайн, не расширяет и не изменяет данное определение <17>. На наш взгляд, это лишь подчеркивает потенциальную взаимосвязь порабощения и торговли людьми, учитывая тот факт, что последняя представляет собой одно из современных преступных проявлений, значительные и растущие масштабы которого вызывают озабоченность международного сообщества. -------------------------------- <17> См.: Allain J. The Definition of Slavery into the Twenty-First Century. P. 15 // URL: http://law. anu. edu. au/news/2011_College_Seminars/Jean_Allain_Paper. pdf.
Положение самого Статута в отношении рассматриваемого вопроса является более корректным, чем соответствующее положение Элементов преступлений, которые в соответствии со ст. 9 Статута МУС помогают Суду в толковании и применении ст. 6, 7 и 8. Так, в Статуте указывается на ряд правомочий, которые могут осуществляться в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми, а в примечании 11 к Элементам преступлений сказано, что порабощение включает торговлю людьми, в частности женщинами и детьми <18>. Указанное терминологическое противоречие, позволяющее сделать неверный вывод о синонимичности порабощения и торговли людьми, по нашему мнению, нуждается в разрешении путем приведения положений Элементов преступлений в соответствие со Статутом МУС. -------------------------------- <18> См.: Elements of Crimes. Published by the International Criminal Court. 2011. P. 6.
Таким образом, если в отношении жертвы торговли людьми осуществляется любое или все правомочия, связанные с правом собственности в отношении личности, и действия виновных удовлетворяют установленным в ст. 7 Статута МУС признакам широкомасштабности и систематичности, характеризующим преступление против человечности, то в этом случае такие действия следует квалифицировать как порабощение. Полное и безусловное же отождествление торговли людьми с порабощением или рабством недопустимо. Так, определение торговли людьми, содержащееся в Палермском протоколе, основано на том, что рабство представляет собой одну из форм эксплуатации. Для лучшего понимания следует вновь обратиться к указанному определению и выделить три его элемента: 1) действия: вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей; 2) средства: угроза силой или ее применения или другие формы принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод; 3) цель: эксплуатация, включая как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. Следовательно, эксплуатация является одним из составных элементов термина "торговля людьми", а именно целью. Важно отметить, что перечень приведенных форм эксплуатации не исчерпывающий, о чем свидетельствует использование словосочетания "как минимум". Торговлю людьми от связанных с ней и близких по составу нарушений, которые сами по себе являются нарушениями международного права и (или) национального законодательства государств, отличает сочетание принудительного перемещения и последующей эксплуатации <19>. -------------------------------- <19> См.: Report of the Special Rapporteur on violence against women, its causes and consequences, Ms. Radhika Coomaraswamy, on trafficking in women, women's migration and violence against women, submitted in accordance with Commission on Human Rights resolution 1997/44. E/CN.4/2000/68. P. 9; Gallagher A. T. The International Law of Human Trafficking. Cambridge University Press, 2010. P. 25.
Многообразие форм торговли людьми, обусловленное содержанием цели, которую она преследует, также не позволяет приравнять торговлю людьми к работорговле. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., развивающая положения Конвенции относительно рабства 1926 г., определяет работорговлю как "все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами" (ст. 7). Следовательно, для состава работорговли необходимы либо цель обращения лица в рабство, либо факт нахождения лица в положении или состоянии раба, а торговля людьми в иных целях под данное понятие не подпадает. Принимая во внимание сужение рамок торговли людьми до наличия единственной специальной цели и конкретизации объекта, в отношении которого совершается торговля, мы разделяем точку зрения В. И. Коваленко о том, что "не только в семантическом, но и в строго юридическом смысле торговля людьми и работорговля - это не одно и то же понятие" <20>. Вместе с тем неясно, почему позднее В. И. Коваленко пришел к противоположному выводу: "В рамках международного (но не национального) права их можно признать идентичными" <21>. -------------------------------- <20> Коваленко В. И. Указ. соч. С. 29. <21> Там же. С. 30.
Содержащееся в ст. 3 Палермского протокола определение торговли людьми, впервые согласованное на международном уровне, в дальнейшем получило широкое распространение в различных актах международного права и национального законодательства государств. Составы торговли людьми были включены в Уголовные кодексы Австралии, Армении, Беларуси, Венгрии, Испании, Казахстана, Киргизии, КНР, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Литвы, Молдовы, Нидерландов, Парагвая, Польши, России, Румынии, Сальвадора, Словакии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Черногории, Швеции <22>. Указанное определение полностью воспринято Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. Что касается иных региональных актов, то, к примеру, хотя в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г. и содержатся три основных элемента рассматриваемого определения торговли людьми, но необоснованно "забыты" указание не принимать во внимание согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, если было использовано любое из перечисленных средств воздействия, а также положение о том, что вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из указанных средств воздействия. Такой подход не вызывает поддержки, поскольку международное право исходит из необходимости установления повышенных гарантий безопасности детства, в том числе от практики торговли детьми. -------------------------------- <22> См.: Додонов В. Н. Влияние международного права на национальное уголовное законодательство // Международное право и национальное законодательство. М., 2009. С. 615.
Как справедливо отмечает О. И. Тиунов, правовая защита детей в настоящее время получила свое развитие <23>. Не является исключением и сфера борьбы с торговлей детьми. Учитывая возрастные факторы уязвимости в контексте проблемы торговли людьми и развивая положения Конвенции о правах ребенка 1989 г., обязывающей государства принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме, в 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (далее - Факультативный протокол), содержащий определение торговли детьми: это любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение (ст. 2). Исходя из данного определения и определения Палермского протокола в отношении детей, можно сделать вывод о том, что понятия "торговля людьми" и "торговля детьми" в международном праве различаются. В связи с этим следует согласиться с позицией, выраженной в замечаниях Комитета по правам ребенка по выполнению Аргентиной рассматриваемого Факультативного протокола: "Хотя торговля детьми сходна с торговлей людьми, эти два понятия не являются идентичными, и для всестороннего выполнения положений о торговле детьми, содержащихся в Факультативном протоколе, государство-участник должно обеспечить, чтобы его законодательство включало конкретные положения о торговле детьми, как это предусмотрено Факультативным протоколом" <24>. -------------------------------- <23> См.: Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник. 2-е изд. М., 2009. С. 44. <24> UN DOC. CRC/C/OPSC/ARG/CO/1.
Факультативным протоколом предусмотрены стандарты защиты несовершеннолетних от практики торговли детьми: совершенной в любых целях и в любой форме, как внутригосударственной, так и транснациональной; совершенной как организованными преступными группами, так и вне связи с ними. Вместе с тем в Докладе "О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации" отмечается, что определение Факультативного протокола охватывает только корыстные сделки, поэтому под него не подпадают сделки, посредством которых ребенок обращается в рабство, подвергается эксплуатации <25>. Мы не разделяем данную точку зрения по ряду причин. Сам термин "торговля" подразумевает получение выгоды, поэтому безвозмездную передачу ребенка неверно квалифицировать как торговлю детьми. Что касается обращения в рабство и иных форм эксплуатации, то, во-первых, корыстный мотив в указанных актах присутствует, во-вторых, как уже отмечалось, они представляют собой самостоятельные нарушения, запрет которых установлен нормами международного права и (или) национального законодательства государств, и не всегда осуществляются в ходе торговли людьми и, в частности, детьми. -------------------------------- <25> См.: Доклад "О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации" / Под ред. Е. Б. Мизулиной. М., 2006. С. 41.
Таким образом, несмотря на тесную связь рабства, порабощения, работорговли и торговли людьми, последняя форма представляет собой самостоятельное конвенционное преступление, согласованное международно-правовое определение которого содержится в ст. 3 Палермского протокола. Сочетание принудительного перемещения и последующей эксплуатации жертв как отличительный признак торговли людьми делает некорректным ее полное и безусловное отождествление с такими преступлениями международного характера, как рабство и работорговля, и иными смежными деяниями.
Библиографический список
Allain J. The Definition of Slavery in International Law // Howard Law Journal. 2009. Vol. 52. N 2. Gallagher A. T. The International Law of Human Trafficking. Cambridge University Press, 2010. Scarpa S. Trafficking in Human Beings: Modern Slavery. Oxford University Press, 2008. Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. Громов С. В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. Додонов В. Н. Влияние международного права на национальное уголовное законодательство // Международное право и национальное законодательство. М., 2009. Доклад "О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации" / Под ред. Е. Б. Мизулиной. М., 2006. Коваленко В. И. Торговля людьми и работорговля - корректна ли подмена понятий? // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 6. Кубов Р. Х. Торговля людьми как вид транснациональной преступности // Российский следователь. 2008. N 1. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд. М., 2005. Рахманова Е. Н. Торговля людьми как международная проблема // Противодействие торговле людьми и использованию рабского труда: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Ставрополь, 2007. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник. 2-е изд. М., 2009. Торговля людьми. Социокриминологический анализ / Под ред. Е. В. Тюрюкановой, Л. Д. Ерохиной. М., 2002.
Название документа