Актуальные проблемы европейского спортивного права
(Иглин А. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2014, N 1) Текст документаАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СПОРТИВНОГО ПРАВА
А. В. ИГЛИН
Иглин Алексей Владимирович, доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.
В современном европейском праве проблемы спорта урегулированы на самом высшем уровне. Евросоюз и Совет Европы активно сотрудничают с международными спортивными организациями, проводят политику профессионального регулирования спортивной деятельности. Формирование европейского спортивного права способствует профессионализации спорта, защите прав субъектов спортивной деятельности, ограждению спорта от злоупотреблений, манипуляций результатами соревнований.
Ключевые слова: европейское спортивное право, управление спортом, спортивные организации, принципы спортивной деятельности, регулирование спорта.
Actual problems of the European sports law A. V. Iglin
Iglin Aleksej Vladimirovich, assistant professor of the Chair of State and Administrative Law of the Law Faculty of Ulyanovsk State University, candidate of juridical sciences.
In the actual European law problems of sports are settled at the highest level. The European Union and the Council of Europe actively cooperate with the international sports organizations, pursue a policy of professional regulation of sports activity. Formation of the European sports law promotes sports professionalizing, protection of the rights of subjects of sports activity, protection of sports from abusings, manipulations with results of competitions.
Key words: the European sports law, management of sports, the sports organizations, principles of sports activity, sports regulation.
В европейских интеграционных объединениях государств регулирование физкультурно-спортивной деятельности происходит в актах высшего уровня. Так, все институты Евросоюза давно проявляют интерес к спорту. Его хорошо иллюстрируют предыдущие постановления Европейского суда <1>, решения Европейской комиссии, резолюции Европейского парламента и политические декларации стран - участниц Евросоюза. -------------------------------- <1> См., напр.: решение Суда ЕЭС от 12 апреля 2005 г. по делу С-265/03 "Симутенков против Министерства образования и культуры и Федерации футбола Испании" (источник публикации: URL: http://eulaw. ru/translation/simutenkov).
Совет Европы, в свою очередь, также заинтересован в развитии спорта и его регулировании совместно с государствами-членами. Так, в Рекомендации "О принципах хорошего управления в спорте" 2005 г. он определил основные понятия и принципы, которые должны быть включены в комплексную политику в области спорта и хорошего управления <2>. Хорошее управление в спорте представляет собой сложный комплекс политических мер и неофициальных правил, способствующих честности в управлении основными ценностями спорта, такими, как демократичная, этичная, эффективная и подотчетная спортивная деятельность; эти меры одинаково применяются как к сфере государственного управления в спорте, так и к неправительственной сфере спорта. -------------------------------- <2> Рекомендация N R(2005)8 Комитета министров Совета Европы "О принципах хорошего управления в спорте" (принята 20.04.2005 на 924-м заседании представителей министров) // СПС "КонсультантПлюс".
Работа Совета Европы по спорту более тридцати лет проводилась в рамках фундаментального проекта "Спорт для всех". Одной из наиболее злободневных проблем в данной сфере остается законодательная база. Некоторые страны имеют обширное законодательство (в том числе кодифицированное) и регламентации для практики спорта и окружающей среды <3>, но большинство государств ограничиваются лишь программными заявлениями и планами развития спорта <4>. -------------------------------- <3> См., напр.: Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) / Пер. с фр., вступительная статья с кратким комментарием к. ю.н. А. А. Соловьева; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009. С. 89 - 95. <4> См., напр.: в России: Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. Утверждено распоряжением Правительства РФ 7 августа 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 17.08.2009. N 33. Ст. 4110.
В связи с этим необходимо сотрудничать в рамках объединений стран Европы по вопросам развития спорта и тем самым систематизировать правовую базу. В частности, предлагаются следующие меры в данном направлении: 1. Сбор, хранение и широкое распространение информации о спорте во всех его проявлениях, создание соответствующего европейского банка данных, мониторинг, регулярное обновление и анализ информации. 2. Утверждение общих структур: для разработки законодательств и нормативов, совместимых со статусом европейских стран; анализа положительного опыта как международных, так и национальных спортивных федераций и организаций; систематического контроля за выполнением регламентации при организации и подготовке всех спортивных мероприятий - от Олимпийских игр до региональных. 3. Организация постоянной службы анализа и оценки показателей природных ресурсов и инфраструктуры, используемых для спорта при формировании сети спортивных сооружений. 4. Контроль за транспортными потоками, связанными с процессом активного отдыха населения, который включает проблему доступного размещения спортивных сооружений. 5. Расширение сети европейских образовательных программ по вопросам спорта. 6. Использование практических инициатив и стимулов при выполнении таких работ, как модернизация спортивных сооружений и т. д. <5>. -------------------------------- <5> См. подробнее: Неверкович С. Д., Хоточкин В. А., Кузьмичева Е. В. Спорт и окружающая среда: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. 2001. N 3.
Особую актуальность указанные меры приобретают в контексте подготовки к регулярным спортивным соревнованиям, например к Олимпийским играм в Лондоне 2012 г., Сочи 2014 г. Европейским странам необходимо унифицировать все нормативы и стандарты, регулирующие организацию и правовую защиту участников спортивных соревнований и зрителей. В настоящее время неизбежным представляется процесс профессионализации спорта, способствующий повышению результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Поставив спорт на новую организационно-экономическую и правовую основу, государства Европы могут приобретать дополнительный источник финансовых поступлений в бюджет <6>. -------------------------------- <6> Пономарев Н. И. Социально-экономические проблемы профессионального спорта // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сборник научных трудов. СПб.: СПбГАФК, 1997. С. 50 - 52.
Согласно новой ст. 165 Лиссабонского договора, Евросоюз "будет стимулировать решение проблем европейского спорта, учитывая его специфическую природу, его структуру, основанную на добровольном участии, а также его социальные и образовательные функции". С этой целью действия ЕС будут направлены на то, чтобы "развивать европейский спорт, честность и прозрачность европейских спортивных соревнований, сотрудничать с ответственными за спорт организациями, защищать физическое и психическое здоровье спортсменов и спортсменок, особенно молодежи" <7>. -------------------------------- <7> По материалам сайта: URL: http://ru. uefa. com/uefa/ stakeholders/europeanunion.
В рамках указанных направлений предлагаем создать новый законодательный блок - европейское спортивное право - как систему норм, регулирующих спорт во всех его проявлениях на территории Европы. В данный блок необходимо включить уже принятые конвенционные акты <8>, а также новые документы в развитие программ о спорте в Совете Европы и положений ст. 165 Лиссабонского договора в Евросоюзе. На наш взгляд, эти документы должны содержать четкие правила определения страны проведения спортивных соревнований межгосударственного уровня, правила членства государства в европейских спортивных организациях, права и обязанности участников европейских спортивных соревнований, порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров во время спортивных соревнований, а также нормы об ответственности. -------------------------------- <8> См., напр.: European Sports Charter // European Sports Charter and Code of Sports Ethics / Council of Europe. Strasbourg, 1993. P. 2 - 9.
Представляется, принятие подобного документа и в целом четкое правовое сопровождение европейских спортивных мероприятий будут способствовать гармоничному развитию спорта в Европе.
Литература
1. Неверкович С. Д., Хоточкин В. А., Кузьмичева Е. В. Спорт и окружающая среда: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. N 3. 2001. 2. Пономарев Н. И. Социально-экономические проблемы профессионального спорта // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сборник научных трудов. СПб.: СПбГАФК, 1997. С. 50 - 52. 3. Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) / Пер. с фр., вступительная статья с кратким комментарием к. ю.н. А. А. Соловьева; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009. С. 89 - 95.
Название документа