Проблемы взаимодействия государства и бизнес-сообществ в развитии социальной государственности в Республике Казахстан

(Ау Т. И.) ("Юридический мир", 2013, N 2) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Т. И. АУ

Ау Татьяна Ивановна, старший преподаватель факультета бизнеса и права Карагандинского экономического университета (г. Караганда, Республика Казахстан).

Статья посвящается взаимодействию, партнерским отношениям государства и бизнеса в обеспечении социальных прав граждан. Автор показывает казахстанскую специфику и наряду с этим ставит ряд вопросов общего, в том числе и конституционно-правового, характера.

Ключевые слова: государство, бизнес-сообщество, взаимодействие, социальные права граждан, партнерство.

Problems of interaction of state and business communities in development of social statehood in the Republic Kazakhstan T. I. Au

The article is devoted to interaction, partnership relationships of the state and business in ensuring social rights of citizens. The author shows the Kazakh specifics and alongside with it formulates a number of questions of general, including constitutional-law character.

Key words: state, business community, interaction, social rights of citizens, partnership.

При рассмотрении проблемы взаимодействия государства и бизнес-сообществ в современный период все больше внимания уделяется вопросам их партнерства в обеспечении и защите социальных прав граждан. Более того, государство проводит определенную политику в данном направлении. Так, в посланиях Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева представлена программа социально-экономической модернизации Казахстана, и в качестве одной из главных задач указано создание "эффективной модели социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений". Также отмечено, что одной из составляющих модернизационного процесса является принцип партнерского участия, то есть вся работа "должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности. Именно в этом заключается подлинная справедливость. Важно активно развивать социальное партнерство, создавать условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, прежде всего социальной сферы" <1>. -------------------------------- <1> Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана "Социальная модернизация Казахстана: "Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" // URL: http://www. kaztrade. ru.

К сожалению, данная задача выполняется недостаточно результативно, что подтверждается острой социальной напряженностью в некоторых регионах Казахстана. Так, в 2012 г. произошли две серьезные трудовые забастовки: забастовка нефтяников, недовольных уровнем зарплат и социально-экономическими условиями жизни в Жана Озен, и забастовка рабочих трех рудников корпорации "Казахмыс", недовольных размером заработной платы. В таких условиях необходима разработка концепции взаимодействия государства и бизнес-сообществ в обеспечении и защите социальных прав граждан. Именно государству и бизнес-сообществам, на наш взгляд, должна отводиться ведущая роль в развитии социальной государственности, что связано с имеющимися у них существенными финансовыми и материальными ресурсами. Следует отметить, что в различные периоды развития государства и общества роль и возможности этих участников изменяются. Если в советский период ведущая роль в обеспечении социальных прав принадлежала государству и при этом только оно имело финансовые и материальные активы, а бизнес-структур не было вообще, то в настоящее время последние имеют не меньше возможностей для оказания социальной помощи нуждающимся, чем государство. В современный период построение рыночной экономики в Казахстане, развитие частной собственности, частного предпринимательства обусловили появление нового социального слоя - субъектов предпринимательства, причем казахстанские бизнес-структуры оказывают существенное влияние на формирование государственной политики при отстаивании своих интересов. При рассмотрении вопроса о роли институтов бизнес-сообщества необходимо отметить, что данный термин еще не устоялся и трактуется неоднозначно. В большинстве случаев под ним понимают совокупность предпринимателей, которые в настоящее время активизировались и объединились для защиты своих прав и интересов. Однако при этом их по-прежнему рассматривают как конкретных субъектов предпринимательства, как структурные единицы производственного процесса, как коммерческие организации. По нашему мнению, бизнес-сообщество должно представлять собой именно сообщество, т. е. общественные объединения предпринимателей, ведущие определенную политику для претворения в жизнь своих интересов. На сегодняшний день оно представляет собой социальный слой населения, имеющий свои узкокорпоративные интересы, однако при этом общие цели позволили членам бизнес-сообществ довольно активно отстаивать свои права. Именно благодаря их инициативе был пролоббирован Закон РК "О частном предпринимательстве", который оградил предпринимателей на данном этапе развития Казахстана от необоснованных проверок государственных контролирующих органов. Так, данный Закон в значительной мере усилил правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан. Например субъектам частного предпринимательства предоставлена возможность участия в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства. Так, в ч. 1 ст. 5 Закона закреплено, что центральные государственные, местные представительные и исполнительные органы через экспертные советы направляют проект нормативного правового акта, затрагивающий интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами. При этом согласно ч. 7 ст. 5 процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательным условием принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства. Также Законом были существенно ограничены контрольные полномочия органов государственного контроля в сфере предпринимательства и установлена ответственность государства за нарушение прав предпринимателей. Для этого в Закон включена целая глава 9 "Ответственность государственных органов и должностных лиц при осуществлении государственного контроля, лицензирования". В настоящее время в круг интересов бизнес-структур входит вопрос сокращения корпоративного подоходного налога (КПН), уменьшения штрафных санкций и суммы возмещения за ущерб, причиненный окружающей среде, устранение блокировки расчетных счетов полностью, а не частично, в случаях налоговых нарушений, регламентация сроков налоговых проверок, сокращение в два раза количества оснований для плановых проверок и введения, в случае юридической коллизии, трактовки того или иного положения в пользу налогоплательщика и т. д. Разумеется, что решение данных вопросов станет более эффективным в случае объединенной деятельности предпринимательских структур. Именно для этого и создаются общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы). Так, в Казахстане Союз "Атамекен", образованный в 2005 г. по инициативе Президента, став самым крупным объединением предпринимателей и охватив более 130 региональных отраслевых ассоциаций, обладает всеми необходимыми ресурсами для активной защиты интересов своих членов. Создание предпринимательских ассоциаций и общественных объединений предпринимателей имеет богатый потенциал в плане оперативного обмена информацией между предпринимателями о своих правах и обязанностях, об изменениях в законодательстве, информировании законодателей о несоответствиях в применении законов и помощи в подготовке более эффективных законов, в разработке норм и стандартов предпринимательской деятельности, в создании положительного имиджа предпринимателя. Учитывая мощную пробивную способность бизнес-структур в отстаивании своих интересов, можно констатировать, что это реальная сила, которая может внести огромный вклад в развитие социальной государственности. Однако при этом бизнес-структуры не всегда заинтересованы в выполнении социальных программ, так как на первом месте для них всегда стоят узкокорпоративные интересы. В таком случае является обусловленным существование противостояния "бизнес-структуры - государство", при котором государство обязывает субъектов предпринимательства выполнять определенные социальные обязательства с помощью принимаемых нормативных правовых актов. К сожалению, государство также не должным образом выполняет социальные обязательства, что подтверждается отсутствием действенных правовых средств влияния на субъектов предпринимательства в целях выполнения последними социальных обязательств. Так, проведенный нами анализ законодательства Республики Казахстан показывает, что большинство нормативных правовых актов, регулирующих частное предпринимательство, не имеет в своем содержании обязанностей субъектов частного предпринимательства по оказанию поддержки наиболее уязвимым категориям населения. Полагаем, что на данном этапе развития государственности есть необходимость закрепления в законодательстве таких обязанностей. Партнерство государства и бизнес-сообществ в развитии социальной государственности в Республике Казахстан не случайно называют социальным партнерством. Это не вполне обычное бизнес-партнерство, так как его целью является удовлетворение социальных потребностей уязвимых слоев населения. Поэтому мы не относим к формам социального партнерства такое новое правовое явление, как государственно-частное партнерство. Так, Е. М. Петрова определяет государственно-частное партнерство как "взаимовыгодное сотрудничество между органами власти и бизнесом, реализуемое в различных формах и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях" <2>. По мнению К. А. Антоновой, под государственно-частным партнерством предлагается понимать институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения являются государственная (муниципальная) собственность или услуги <3>. -------------------------------- <2> Петрова Е. М. Развитие механизмов государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровнях // Вестник Института дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". 2008. N 4(8). С. 44. <3> Антонова К. А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 7.

Дело в том, что такое партнерство не всегда преследует цели социальной защиты граждан. Конечно же, в большинстве случаев это партнерство осуществляется в сфере общественной инфраструктуры, дорожного строительства, объектов здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства, т. е. в сферах, которые обеспечивают социальные, экономические интересы граждан. Однако вероятны случаи государственно-частного партнерства в сфере вооружения, других сферах, когда партнерство осуществляется исключительно в интересах только государства и самих предпринимателей. Не случайно, что сами ученые представляют государственно-частное партнерство как самостоятельную форму сотрудничества и даже противопоставляют ее социальному партнерству <4>. -------------------------------- <4> Петрова Е. М. Указ. соч. С. 46.

В качестве основных признаков государственно-частного партнерства, отличающих его от социального партнерства, К. А. Антонова указывает следующие: - целью соглашения между государством и бизнесом является достижение "взаимной дополнительной выгоды" и выполнение совместной задачи; - участники при заключении соглашения руководствуются собственными интересами; - доходы делятся пропорционально инвестициям участников и принятию риска <5>. -------------------------------- <5> Антонова К. А. Указ. соч. С. 7.

Исходя из вышеуказанного, социальное партнерство государства и бизнес-структур должно трактоваться по-другому. При этом должно быть использовано широкое понимание социального партнерства, а не узкое, которое предусмотрено в действующем законодательстве Республики Казахстан. Так, в соответствии с п. 7 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Узкое понимание социального партнерства идет вразрез с развивающимися общественными отношениями. Расширение данного института должно осуществляться в двух направлениях - по субъектному составу и по сфере действия. В отличие от традиционного трипартизма, при котором сторонами выступали государство, работодатели и профсоюзы наемных работников, сейчас образовалась прослойка работающих собственников, безработных. Кроме того, существуют НКО (некоммерческие организации), местные сообщества, территориальные общественные организации и иные институты гражданского общества <6>. -------------------------------- <6> Перегудов С. П. Трипартизм или новое социальное партнерство // Российская модель социального партнерства: перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Академия труда и социальных отношений, 2007. С. 130.

Также расширилась сфера действия социального партнерства. Нельзя ограничиваться только сферой трудовых отношений. "Сегодня можно смело утверждать, что сфера общественного востребования социального партнерства значительно шире, чем собственно социально-трудовые отношения" <7>. Также в жизни существуют проблемы развития территорий, социальной сферы в целом, поэтому некоторыми учеными, в частности С. И. Алексеевым, предлагается другая форма партнерства - межсекторное социальное партнерство или локально-территориальное социальное партнерство, суть которого состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на определенной территории страны, - государственными структурами (учреждения и органы власти), коммерческими предприятиями и некоммерческими общественными организациями с целью формирования и совершенствования функционирования социальной сферы конкретной территории <8>. -------------------------------- <7> Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. М., 1998. С. 46. <8> Алексеев С. И. Роль социального партнерства в развитии местного самоуправления на муниципальном уровне // Российская модель социального партнерства: перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Академия труда и социальных отношений, 2007. С. 153.

Новое понимание социального партнерства должно учитывать эти моменты. Кроме того, обязательной целью при социальном партнерстве является обеспечение социальных интересов граждан Республики Казахстан. Основной смысл социального партнерства заключается в защите интересов граждан РК, в согласовании этих интересов с государственной и корпоративной политикой. С учетом вышесказанного взаимодействие государства и бизнес-сообществ в развитии социальной государственности (социальное партнерство) можно трактовать как систему взаимоотношений между субъектами предпринимательства (их представителями) и государством, направленных на обеспечение согласования их интересов с социальными интересами граждан Республики Казахстан. В данном взаимодействии государство должно обеспечить выполнение социальных задач бизнес-структурами, что может достигаться как при помощи мер принуждения (контроль в отношении бизнес-структур, применение мер юридической ответственности за нарушения в данной сфере), так и с помощью поощрения; при этом государство ориентирует бизнес на рост его ответственности за социальное развитие. Например, государственная поддержка, как можно видеть, выражается в совершенствовании законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства; вместе с тем в п. 2 ст. 1 Закона РК "О частном предпринимательстве" закреплено понятие "социальная ответственность бизнеса" - добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Имеет место содействие государства созданию и развитию центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства; обеспечивается учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств, финансовая поддержка частного предпринимательства. Существует определенная структура поддержки предпринимательства в РК. Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства, - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИиТ). В структуру Министерства входит Департамент развития предпринимательства, осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства. Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в Республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности, в состав которых входят Отделы предпринимательства. Еще одним звеном в реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы - акиматы городов и районов Республики, в составе которых находятся Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. Для реализации обратной связи предпринимателей и государства созданы: - на уровне централизованных органов - Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан; - на уровне местных органов при Аппаратах акима - Комиссии по делам предпринимательства, в функции которых вошло изучение проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса; разработка предложений и рекомендаций для местных и территориальных органов исполнительной власти. Также государством оказывается финансовая, информационно-аналитическая и материально-техническая поддержка. В этих целях созданы государственные компании: АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта "Kaznex", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", АО "Национальный инновационный фонд", АО "Банк Развития Казахстана", технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны. Технопарки - это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений или на базе научно-исследовательских институтов с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Целью создания технопарков является организация субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих эффективное использование результатов научных исследований и разработок. Бизнес-инкубаторы - это программы помощи бизнесу, которые обеспечивают предпринимателей необходимыми консультациями и поддержкой. Цель, преследуемая созданием бизнес-инкубаторов, - создание благоприятных условий для начинающих предпринимателей, где вновь создаваемые предприятия набираются опыта и получают помощь для дальнейшего роста, укрепления своих позиций на рынке. Промышленная зона представляет собой объект, в котором множество малых обособленных предприятий размещено и функционирует на единой производственной территории. Основная цель промышленных зон - это активизация развития малого предпринимательства и отечественного товаропроизводителя, поддержка и оказание помощи предпринимателям, особенно на начальном этапе их деятельности. Данная государственная поддержка носит общий характер, так как непосредственно не направлена на поддержание социальных интересов граждан, в первую очередь она направлена на обеспечение интересов самих предпринимателей. Однако многие предпринимательские структуры своими усилиями содействуют выполнению ряда социальных задач, кроме того, есть такие структуры, которые в большей мере способствуют выполнению социальных задач - например, в сфере спорта, отдыха, туризма, частной медицины и т. д. Так как социальное партнерство предполагает сотрудничество равных партнеров, бизнес-структуры также могут оказывать обратное влияние на государство в форме лоббистского воздействия на государственные органы. Несмотря на разные, а временами и противоположные интересы государства и бизнес-структур, граждан РК, всегда можно найти возможность установить баланс интересов и тех и других. Так, в Республике Казахстан есть уникальный случай государственно-частного партнерства, осуществляемого в интересах граждан. В Республике Казахстан с 2007 г. созданы и функционируют так называемые социально-предпринимательские корпорации. Первая социально-предпринимательская корпорация "Сарыарка" была создана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О мерах по созданию и обеспечению деятельности социально-предпринимательских корпораций" от 13 января 2007 г. N 274 <9>. Затем было создано еще шесть СПК - "Epric", "Тобол", "Батые", "Каспий", "Жетшу" и "Онтустж". -------------------------------- <9> Указ Президента Республики Казахстан "О мерах по созданию и обеспечению деятельности социально-предпринимательских корпораций" от 13 января 2007 г. N 274 // Казахстанская правда. 2007. 16 января.

Основным предметом деятельности таких корпораций является содействие экономическому развитию регионов Казахстана путем консолидации государственного и частного секторов, создания единого экономического рынка на основе кластерного подхода, формирования благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций и инноваций, участия в разработке и реализации программ, направленных на социальное развитие регионов, а также разведку, добычу, переработку полезных ископаемых. Подводя итоги, можем констатировать, что для активизации участия бизнес-структур в развитии социальной государственности в Республике Казахстан рекомендуется внести изменения и дополнения в Закон РК "О частном предпринимательстве" от 31 января 2006 г. и закрепить обязанность субъектов частного предпринимательства по оказанию поддержки наиболее уязвимым категориям населения.

Название документа