Валютная политика Содружества Независимых Государств

(Копина А. А.) ("Финансовое право", 2013, N 3) Текст документа

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ <*>

А. А. КОПИНА

Копина Анна Анатольевна, старший преподаватель кафедры налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Вопросы валютной политики все чаще являются предметом обсуждения на межгосударственном уровне. Современная экономическая и финансовая система вынуждает государства договариваться об основных направлениях валютной политики. Основным направлением развития межгосударственного сотрудничества в валютной сфере в настоящее время является формирование валютных союзов и группировок, создание соответствующей нормативной базы уже существующими международными объединениями. В рамках СНГ также накоплено достаточное количество нормативных актов, призванных сбалансировать валютную политику стран-участниц, в целях создания конкурентоспособной на мировом уровне валюты. Исследованию накопленного опыта и современных тенденций в области формирования валютной политики СНГ и посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: валюта, валютная политика, СНГ, либерализация, валютные ограничения, единая валюта, валютный союз, валютная группировка.

The issues of currency policy more and more often become the subject-matter for discussion at the international level. The contemporary economic and financial system forces the states to agree on fundamental trends of currency policy. The most important trend of development of interstate cooperation in the currency field at present is the formation of currency unions and groupings; creation of the relevant normative base by the existing international associations. Within the framework of the CIS there are a lot of normative acts which shall balance the currency policy of the states-members for the purposes of creation of competitive currency at the international level. The present article concerns the study of the experience to date and contemporary tendencies in the sphere of formation of the currency policy of the CIS.

Key words: currency, currency policy, CIS, liberalization, currency restrictions, uniform currency, currency union, currency grouping.

Сложно представить современное государство без национальной валюты, некоторыми авторами она признается одним из признаков государства <1>. История денег и валютных отношений содержит много фактов, свидетельствующих о проведении государствами настоящих "валютных войн" в целях занять конкурентное место в международной финансовой системе <2>. Так, на встрече "большой двадцатки" одной из тем обсуждения стала агрессивная валютная и бюджетная политика Японии, которая привела к ослаблению иены, что вызвало недовольство многих стран и заставила в очередной раз говорить о необходимости разработки мер в целях борьбы с подобными ситуациями <3>. Новой тенденцией конца XX в. стало создание платежных и валютных союзов. В их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников <4>. -------------------------------- <1> Крылов О. М. Валюта как признак современного государства // Финансовое право. 2010. N 11. С. 15 - 17. <2> См. подробнее: Кучеров И. И. К вопросу о предмете и источниках международного валютного права // Финансовое право. 2011. N 1. С. 9 - 14; Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2005. С. 212 - 216. <3> Итоговое коммюнике министров финансов и управляющих центральными банками" Группы двадцати". URL: http://ru. g20russia. ru/news/20130216/781212948.php. <4> Волова Л. И. Развитие международного финансового права в условиях интеграции государств // Финансовое право. 2011. N 10. С. 18 - 20.

А. Ю. Лисицын выделяет два типа валютных объединений в зависимости от способа ограничения денежного суверенитета. Если ограничение денежного суверенитета происходит путем делегирования части составляющих его полномочий, то соответствующее валютное объединение носителей основы денежного суверенитета можно именовать валютной группировкой. В его работе термин "валютная группировка" используется для обозначения любой группы государств, реализующих свой денежный суверенитет путем сотрудничества и, соответственно, делегирующих часть полномочий, составляющих денежный суверенитет, либо международной организации, либо одному из государств (государству, являющемуся эмитентом валюты-гегемона). Статус валютных группировок у объединений будет до тех пор, пока не произойдет наделения соответствующего объединения основой денежного суверенитета. Если носители основы денежного суверенитета откажутся от него и наделят валютное объединение основой денежного суверенитета, то соответствующее валютное объединение приобретет статус валютного союза, который станет новым носителем основы денежного суверенитета. Участники валютного союза утрачивают основу денежного суверенитета, хотя их институтам и могут быть предоставлены отдельные полномочия, вытекающие из "единого" денежного суверенитета <5>. -------------------------------- <5> См. подробнее: Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008; СПС "КонсультантПлюс".

Российская Федерация также старается не отставать от процессов интеграции, подтверждением чему может служить утверждение о придании дополнительных импульсов интеграционным процессам и укрепление сотрудничества с нашими ближайшими партнерами, отмеченное в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011 в качестве приоритетного направления, а также Заявление, сделанное Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации от 05.04.2011 N 01-001/1280 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" <6>, согласно которому признается, что в настоящее время изменения денежно-кредитной политики развитых стран и рост волатильности курсов основных мировых валют создали дополнительные предпосылки для формирования новых валютных блоков и двусторонних расчетных механизмов, основанных на использовании локальных денежных единиц в международных финансовых расчетах, а также для возникновения новых международных финансовых центров, в т. ч. в Российской Федерации. При этом существует реальная возможность существенно увеличить долю российского рубля в международных расчетах, что, в свою очередь, позволяет перейти к использованию рубля в качестве региональной резервной валюты и снизить валютные риски для России и стран-партнеров. -------------------------------- <6> Вестник Банка России. 20.04.2011. N 21 // СПС "КонсультантПлюс".

С целью создания привлекательных условий проведения международных расчетов с использованием рубля в указанном Заявлении Правительству Российской Федерации и Банку России предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в валютное, налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации. Российская Федерация является участницей множества международных организаций и объединений, однако трудно переоценить значение участия России в Содружестве Независимых Государств. Успешное развитие экономического сотрудничества стран СНГ невозможно без решения проблем международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Учитывая экономический потенциал России и степень экономической взаимозависимости, унаследованную от СССР, возможности новых государств в проведении независимой экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов, происходящих в России, весьма ограничены <7>. Сотрудничество государств в денежной сфере обретает самые различные внешние формы, которые исследуются в рамках теории валютных объединений. Изучение опыта интеграции независимых государств в денежной сфере лежит в основе многочисленных и очень важных экономических исследований, направленных на адаптацию этого опыта к конкретным условиям. В случае с Россией положения теории валютных объединений призваны создавать теоретическую базу для интеграции в валютной сфере государств в рамках Содружества Независимых Государств, Единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества, а также в рамках союза с Белоруссией. Причем большинство исследований в указанной сфере берет свое начало в теории оптимальных валютных зон, на которой во многом базируется концепция единой европейской валюты <8>. -------------------------------- <7> Товмасян Р. Э. Механизм финансово-правового регулирования платежной системы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств // Финансовое право. 2010. N 4. С. 23 - 25. <8> Лисицын А. Ю. Указ. соч.

Одним из первых актов, который был принят в рамках СНГ, является Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" <9>, в котором были закреплены основные условия обращения рубля на территории стран, заключивших данное соглашение. -------------------------------- <9> СПС "КонсультантПлюс".

Статьей 5 указанного соглашения предусматривалось создание межгосударственного банка как первоочередная задача осуществления межгосударственных расчетов. Данный банк был учрежден Соглашением стран СНГ от 22.01.1993 "Об учреждении Межгосударственного банка". В 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств <10>, которое согласно преамбуле, по мнению государств, являющихся сторонами по соглашению, является необходимым условием нормального функционирования Экономического союза, условием для свободного движения товаров и услуг, поэтапного построения оптимальной системы взаиморасчетов, обеспечения сбалансированности торгово-экономических отношений, содействия росту экономического потенциала национальных экономик на основе взаимовыгодных кооперационных и других хозяйственных связей. -------------------------------- <10> Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 08.01.1997 N 4-ФЗ). Соглашение вступило в силу для России 23.01.1997 // СПС "КонсультантПлюс".

В статье 2 данного Соглашения определены принципы построения Платежного союза, к которым относятся: - признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков Сторон как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из Сторон; - недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренным в контрактах; - установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующих развитию на территории каждой из Сторон полноценного (ликвидного) валютного рынка по операциям купли-продажи национальной валюты за национальные валюты других Сторон и за иные валюты; - обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других Сторон по социально значимым платежам: переводы пенсий, алиментов, государственных пособий, выплат и компенсаций, включая выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, суммы, выплачиваемые на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных и следственных органов, платежи, связанные со смертью граждан, денежные компенсации жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам и возмещение расходов судебным, следственным, арбитражным, нотариальным и другим правоохранительным органам; - предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам-корреспондентам и иным нерезидентам - участникам внешнеэкономических операций; - недопущение административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами Сторон; - предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторгового характера в рамках Сторон. В целях содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютных правил, затрагивающих многосторонние расчетно-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики Стороны обязались создать Межгосударственный валютный комитет. 26 мая 1995 г. в Минске было заключено Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета, которым также был утверждено соответствующее Положение <11>. МВК в своей деятельности подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств и Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза. -------------------------------- <11> Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 29.10.1998 N 168-ФЗ). Соглашение вступило в силу для России 04.11.2000.

В 2004 г. Советом глав правительств Содружества Независимых Государств было принято решение о создании Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере. В данной Концепции были приведены основные причины необходимости валютного сотрудничества и его принципы. К причинам, определяющим необходимость создания эффективного валютного сотрудничества, в Концепции отнесены: укрепление экономической интеграции, развитие национальной экономики государств - участников СНГ и снижение степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям. Основным принципом назван принцип поэтапности, базирующийся на основных актах, заключенных странами-участницами <12>. Основными направлениями согласованной валютной политики данной Концепцией названы: -------------------------------- <12> К ним в Концепции отнесены Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. в Москве главами государств Содружества; План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденный 19 сентября 2003 г. Советом глав государств СНГ в Ялте.

- формирование информационной базы о нормативных актах, регулирующих денежные, валютные и фондовые рынки государств - участников СНГ, которая позволит системно анализировать тенденции и перспективы их развития. При этом сбор, обработка и распространение банковской и финансовой информации государств Содружества могут быть возложены на Межгосударственный банк; - либерализация внутренних валютных рынков и повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в государствах - участниках СНГ в соответствии с международными стандартами; - совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между государствами Содружества, в т. ч. за счет расширения использования национальных валют; - сближение политики валютного курса государств Содружества, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц; - выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса в государствах Содружества, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов; - формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств - участников СНГ, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций; - создание коллективных механизмов валютной поддержки государств, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в отдельных государствах и Содружестве в целом. Концепцией также были определены механизм реализации и основные этапы согласования валютной политики. Примечательно, что в качестве последнего мероприятия третьего этапа (ориентировочно 2010 - 2017 гг.) определено достижение договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой. В Кишиневе 19 сентября 2006 г. было принято решение Экономического совета СНГ "О ходе выполнения Программы мероприятий по реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников СНГ в валютной сфере". Анализ данного акта позволяет сказать, что хотя не все мероприятия, предусмотренные Концепцией, удалось реализовать в срок, некоторые мероприятия были перенесены в целях их доработки, некоторые утратили свою актуальность <13>, тем не менее была проделана колоссальная работа и реализована большая часть запланированных мероприятий. Также результатом работ на втором этапе стало в том числе принятие ряда актов: решения Экономического совета СНГ "О проекте Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ" <14> и Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ <15>. -------------------------------- <13> Например, п. 8 этапа I. <14> Решение Экономического совета СНГ "О проекте Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ (принято в г. Москве 20.03.2012) // СПС "КонсультантПлюс". <15> Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011).

Направлениями либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ согласно Концепции должны стать: - определение и формирование перечня финансовых услуг, в отношении которых применяются меры либерализации; - поэтапное сближение правовых основ деятельности субъектов рынка финансовых услуг на основе принципов равноправия и с учетом экономических особенностей каждого из государств - участников СНГ в целях обеспечения применения общих условий функционирования на внутренних рынках финансовых услуг; - совершенствование механизмов государственного регулирования рынка финансовых услуг, включая сближение принципов антимонопольной и налоговой политики государств - участников СНГ; - формирование и проведение согласованной политики государств - участников СНГ в области предоставления финансовых услуг; - сближение требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг; - сближение подходов к установлению требований по управлению рисками на рынке финансовых услуг в соответствии с международными стандартами; - сближение подходов в вопросах гармонизации лицензионных и надзорных требований, а также порядка осуществления надзора за субъектами рынка финансовых услуг, предоставляющими финансовые услуги; - организация обмена информацией и создание совместной системы информационного обеспечения, включающей единые базы данных, систему сбора, обработки, хранения и предоставления информации. Состав и объем предоставляемой информации, а также порядок, сроки и периодичность ее предоставления будут определены соответствующими соглашениями, заключенными между государствами - участниками настоящей Концепции. Координационная, правовая и информационно-аналитическая деятельность по реализации согласованных решений, касающихся сотрудничества на пути либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ, поручена Межгосударственному валютному комитету. Федеральным законом от 30.12.2012 N 300-ФЗ было ратифицировано Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ <16>, оно вступило в силу 1 февраля 2013 г. <17>. -------------------------------- <16> Федеральный закон от 30.12.2012 N 300-ФЗ "О ратификации Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ" (далее - Соглашение). <17> Согласно данным официального сайта Исполнительного комитета стран СНГ. URL: http://cis. minsk. by.

Согласно данному Соглашению основополагающим принципом проводимой Сторонами политики в области валютного регулирования и валютного контроля является постепенное ослабление и отмена валютных ограничений в отношении валютных операций, по которым применяются меры либерализации (ст. 4 Соглашения). Данный принцип реализуется на основе (ст. 5 Соглашения): - добровольности участия государств-участников в совместных мероприятиях в валютной сфере; - эволюционности подхода, предполагающей поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере; - соблюдения баланса между сложившимися макроэкономическими условиями в государствах-участниках и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов; - допустимости разноскоростного подхода, позволяющего отдельным государствам присоединяться к коллективным механизмам валютного сотрудничества по мере их готовности к такому сотрудничеству. Согласно данному Соглашению Стороны также: - обеспечивают постепенное устранение препятствующих эффективной экономической кооперации валютных ограничений в отношении валютных операций между резидентами государств - участников настоящего Соглашения, а также в отношении валютных операций с резидентами третьих стран (ст. 6); - принимают меры, исключающие введение любых валютных ограничений, а также любого изменения валютного законодательства своего государства, которое может вводить новые ограничения при осуществлении валютных операций (ст. 7); - могут в соответствии с валютным законодательством своего государства применять меры либерализации, не предусмотренные ст. ст. 11 и 12 Соглашения, в отношении отдельного государства - участника Соглашения либо в отношении третьих стран без обязательства распространения этих мер на отношения с другими Сторонами Соглашения (ст. 8); - принимают меры по выработке единых подходов и направлений валютной политики в отношении валютных операций, проводимых резидентами государств - участников Соглашения с резидентами третьих стран, и открытия счетов резидентами государств - участников Соглашения на территориях третьих стран (ст. 9). Важно отметить, что данное соглашение не ограничивает возможности и полномочия Сторон по контролю за правомерностью осуществления валютных операций (включая требования по представлению документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, и информации, которая связана с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов), а также реализации иных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства своего государства (ст. 10 Соглашения). Ядром Соглашения выступают ст. ст. 11 и 12, которые устанавливают виды операций, к которым не должны применяться валютные ограничения. Сам термин "валютные ограничения" определен в ст. 1 Соглашения как установленные валютным законодательством ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, определении валюты платежа, установлении требований получения специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервирования части или всей суммы проводимой операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств - участников настоящего Соглашения и на территориях третьих стран. В ст. 11 Соглашения определено, что Стороны не применяют валютные ограничения на осуществление платежей (расчетов) и переводов денег по следующим валютным операциям между резидентами государств - участников Соглашения и операциям, связанным с открытием ими счетов на территориях государств - участников Соглашения: - платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с отсрочкой платежа по экспорту сроком до одного года или предварительной оплатой (авансовым платежом) по импорту сроком до одного года, осуществляемые непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительных прав на них; - перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям; - переводы и выплаты неторгового характера; - расчеты по операциям с имуществом, отнесенным к недвижимому, за исключением расчетов по операциям с воздушными и морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания, космическими объектами; - платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением акций, долей, вкладов (паев) в уставном капитале юридических лиц - резидентов государств - участников Соглашения; - платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением через организованные рынки (биржи) государств - участников Соглашения государственных ценных бумаг; - открытие на территориях государств - участников Соглашения юридическими лицами счетов, предназначенных для целей финансирования расходов, связанных с содержанием их филиалов и представительств, находящихся на территориях государств - участников Соглашения; - открытие на территориях государств - участников Соглашения счетов физическими лицами для целей осуществления платежей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Согласно ст. 12 Соглашения Стороны по истечении 90 дней с даты вступления Соглашения в силу отменяют валютные ограничения по следующим валютным операциям, осуществляемым между резидентами государств - участников Соглашения: - платежи, связанные с привлечением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме; - платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением через организованные рынки (биржи) государств - участников настоящего Соглашения облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций) коммерческих организаций - резидентов государств - участников Соглашения. В ст. 13 Соглашения определено, что стороны вправе в исключительных случаях устанавливать валютные ограничения на срок не более одного года на валютные операции, которые предусмотрены в ст. ст. 11 и 12 этого Соглашения, о чем установившая их Сторона обязана не позднее 15 дней с даты их установления сообщить другим Сторонам соглашения. Перечень исключительных случаев закрытый, и к ним относятся: - возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации; - негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня; - возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам национальной безопасности и препятствовать поддержанию общественного порядка; - резкие колебания курса национальной валюты государства - участника Соглашения. Подводя своеобразные итоги, можно сказать, что современные международные валютные отношения характеризуются высоким уровнем напряженности и конфликтности, что вынуждает государства искать сотрудничества с другими государствами в целях поддержания устойчивости своих валют и недопустимости "валютных войн", приводящих к необоснованным экономическим преимуществам одного государства над другим. Российская Федерация также не находится в стороне от этого процесса, стараясь укрепить национальную валюту рубль, сделать его свободно конвертируемым, занять достойный позиции на мировом уровне, потеснив основные в настоящее время валюты - евро, доллар и иену, она устанавливает партнерские отношения со странами ближнего зарубежья, участвует в создании соответствующих валютных группировок. Однако можно согласиться с М. А. Шаповаловым, который отмечает: "СНГ сегодня не может не пойти по пути Европы, где сначала был создан общий рынок на основе конкуренции национальных экономик, а лишь после - единые региональные институты, тем более что исторически и экономически страны СНГ связаны друг с другом гораздо теснее, нежели государства Европейского сообщества, поэтому применительно к ним можно говорить не об интеграции, а о "реинтеграции" <18>. Действительно, в странах СНГ рубль уже был единой валютой до создания государствами самостоятельных валют, этот опыт может тормозить развитие более тесных отношений между странами, тем не менее отрицать наличия стремлений к сотрудничеству между странами, входящими в СНГ, нельзя. -------------------------------- <18> Шаповалов М. А. Экономико-правовые проблемы валютной реинтеграции на постсоветском пространстве // Финансовое право. 2011. N 5. С. 14 - 17.

В действующих в настоящее время соглашениях и договорах государств - членов ЕврАзЭС уже закреплены правовые нормы, направленные на либерализацию национальных законодательств в сфере валютного регулирования и валютного контроля и, в частности, по вопросам отмены ограничений по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. Эти договоры предусматривают осуществление взаимных действий государствами - членами ЕврАзЭС по либерализации валютной политики, установлению единого порядка валютного регулирования внешнеторговых операций и принятию согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению <19>. -------------------------------- <19> См. подр.: Мамбеталиева А. Н. Валютное регулирование и валютный контроль в государствах - членах ЕврАзЭС // Финансовое право. 2010. N 11. С. 17 - 23.

Используя позитивный опыт ЕврАзЭС, а также нарабатывая свои нормы и методы сотрудничества и выработки единой валютной политики, Содружество Независимых Государств также создало достаточно большую базу актов, способствующих сотрудничеству и интеграции в валютной сфере. Государства - участники СНГ идут по пути либерализации валютных ограничений, итоговой целью их деятельности должно стать создание валюты коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой. Отношения между государствами строятся на основных принципах уважения государственного суверенитета, обмена информацией, либерализации внутренних и внешних валютных рынков и поэтапности достижения прогресса в совместном регулировании валютных отношений. Основными направлениями валютной политики в рамках СНГ в настоящее время можно назвать достижение договоренностей о снижении количества валютных ограничений, а также разработка правил по либерализации рынка финансовых услуг.

Название документа