Правомерно ли взимание с предприятий оптовой и розничной торговли, торгующих табачной продукцией на территории нашего города, сбора на покупку спиртных напитков, пива и табачных изделий импортного производства, введенного постановлением городского Совета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 1998 г. N 04-05-17/29
В Минфин России поступило письмо от компании по вопросу правомерности взимания с предприятий оптовой и розничной торговли, торгующих табачной продукцией на территории города сбора, на покупку спиртных напитков, пива и табачных изделий импортного производства, введенного постановлением городского Совета.
В связи с этим Минфин России сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" было отменено ранее предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Этим же Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано отменить с 1 января 1997 г. принятые ими решения о введении дополнительных налогов и сборов, а органам местного самоуправления предложено принять аналогичные решения, касающиеся дополнительных налогов и сборов, введенных ими ранее на подведомственных территориях.
В результате этого налоговое законодательство было приведено в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации, предусматривающими, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-п, в котором признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
Виды и порядок установления местных налогов и сборов предусмотрены ст.21 названного Закона.
Учитывая, что в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых платежей, Минфин России считает, что при установлении местных налогов и сборов органам местного самоуправления следует руководствоваться ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" к местным налогам и сборам (относящимся к собственным доходам местных бюджетов) относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
Учитывая изложенное, Минфин России считает, что введение на территории города сбора на покупку спиртных напитков, пива и табачных изделий импортного производства противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
07.07.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М. А.МОТОРИН