Анализ ст. ст. 1, 2, 3, 11, 30 Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" показывает, что налоговые органы не относятся к конкурсным кредиторам и к ним применяются нормы кредиторов, если иное не предусмотрено в этом Федеральном законе. Государственные налоговые инспекции признаются участниками собрания кредиторов и в соответствии со ст.12 названного Закона обладают правом голоса только в случаях, прямо предусмотренных

Налоговый орган подал, согласно ст.39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", заявление о признании должника банкротом. От имени конкурсных кредиторов собрание кредиторов, руководствуясь ст. ст.120-122 этого Федерального закона, приняло решение о заключении мирового соглашения с должником. Права голоса при решении вопроса о мировом соглашении у государственной налоговой инспекции нет, то есть отсутствуют правовые рычаги воздействия при принятии важных процедурных вопросов. Впрочем, если бы даже у налогового органа и было такое право, все равно, решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов, то есть у государственной налоговой инспекции есть шанс остаться в меньшинстве.

Как должно рассматриваться дело о банкротстве, возбужденное по инициативе налоговых органов, при заключении мирового соглашения? Подлежат ли включению в условия мирового соглашения вопросы погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды?

Ответ: В соответствии со ст.120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, по своей сути являющееся списанием или отсрочкой задолженности.

Согласно п. п.2 и 3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой налога или его отменой, а в отношении физических лиц также и смертью. Иные основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов, например, в результате заключения мирового соглашения, действующим законодательством не предусмотрены. Таким образом, мировое соглашение не может быть заключено по делам, возбужденным по иску налогового органа, являющегося единственным кредитором.

По указанным причинам суммы задолженности по налогам и сборам не могут быть включены в условия мирового соглашения и в случае участия других кредиторов.

В случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения, условия которого касаются погашения недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам, такое решение должно быть обжаловано в установленном законом порядке.

02.07.98 А. В.Смирнов

Советник налоговой службы

I ранга