Как следует понимать п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом": условия мирового соглашения, не дающие конкурсным кредиторам преимуществ по сравнению с условиями реструктуризации?
Как следует действовать государственной налоговой инспекции в случае заключения мирового соглашения, дающего преимущества конкурсным кредиторам?
Ответ: Безусловно, мировое соглашение, заключенное с должником, имеющим недоимку по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, может содержать условия, более выгодные в части погашения недоимки по сравнению с условиями реструктуризации, содержащимися в Правилах проведения в 1998 г. реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке проведения в 1998 г. реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом".
Однако не следует забывать, что согласно п. п.2 и 3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога может быть прекращена уплатой налога или его отменой, а в отношении физических лиц также и смертью, но не в результате заключения мирового соглашения, в том числе и в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со ст.127 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение, содержащее условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов, может быть признано арбитражным судом недействительным.
В рассматриваемом случае будут ущемлены интересы государства. Государственная налоговая инспекция, представляющая в данном случае интересы государства и выступающая в качестве кредитора по задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, обязана обратиться в арбитражный суд с мотивированной просьбой не утверждать такое мировое соглашение. Если же оно все-таки будет утверждено, решение арбитражного суда должно быть обжаловано или опротестовано в установленном законом порядке.
02.07.98 А. В.Смирнов
Советник налоговой службы
I ранга