Считаем необходимым восстановить право налоговых органов обращать взыскание задолженности по налоговым платежам на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. Для этого необходимо признать имущественное право, принадлежащее организации-должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника), составной частью имущественного комплекса

В этой связи необходимо внести изменение в Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденного Госналогслужбой России 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N 03-1-07, Банком России 01.03.94 N 80 и зарегистрированного Минюстом России 04.03.94 N 507.

Кроме того, считаем необходимым рассмотреть вопрос о возможности погашения задолженности по налоговым платежам предприятий-недоимщиков путем проведения ее зачета за счет сумм переплаты их дебиторов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 июня 1998 г. N 04-01-14

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо с предложением о восстановлении права налоговых органов обращать взыскание задолженности по налоговым платежам на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов в рамках действующего законодательства, путем признания имущественного права, принадлежащего организации-должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника), составной частью имущественного комплекса и сообщает следующее.

В письме предлагается реализовать данную норму путем внесения изменений в Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный Госналогслужбой России 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N 03-01-07, Банком России 01.03.94 N 80, однако Госналогслужбой России был подготовлен и представлен на подпись проект совместного письма с Минфином России и Банком России о признании утратившими силу некоторых нормативных документов, и в частности, предлагалось отменить указанный Порядок.

В то же время обращаем Ваше внимание на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" установлено, что при определении очередности обращения взыскания на имущество организации-должника в соответствии со ст.59 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199, права требования, принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника), учитываются в составе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации.

Таким образом, Ваше предложение уже нашло отражение, и, следовательно, нет необходимости вносить изменения в названный выше Порядок.

Что касается предложения о возможности погашения задолженности по налоговым платежам предприятий-недоимщиков путем проведения ее зачета за счет сумм переплаты их дебиторов, то, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время нет достаточных условий и возможностей для его реализации. Кроме того, применение предложенного механизма может привести к проблемам межбюджетных отношений.

24.06.98 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН