1. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющей правовую основу законодательного регулирования отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, компетенция субъекта РФ ограничена принятием нормативных правовых актов только по вопросам создания регистрирующих органов. Правомерно ли в таком случае утверждение порядка взимания и зачисления платы исполнительным органом власти субъекта РФ?

2. Порядок осуществления безналичных и наличных расчетов, в том числе по обязательствам физических и юридических лиц перед бюджетом, определяется федеральными нормативными правовыми актами. В каких пределах возможно правовое регулирование на уровне субъекта РФ этих вопросов?

Подлежит ли налогообложению:

- плата за государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом;

- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним?

К какому виду доходов в соответствии с Бюджетной классификацией РФ относится указанная выше плата? Как должен вестись учет средств, поступающих от платы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июня 1998 г. N 04-05-08/4

Департамент налоговой политики на Ваш запрос сообщает следующее.

1. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Что касается утверждения порядка взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, то согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают решение вопросов, связанных с определением размеров, порядка, сроков и формы внесения взимаемой на территории субъекта Российской Федерации платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах с учетом ее максимальных размеров.

2. Правовое регулирование порядка осуществления безналичных и наличных расчетов, в том числе по обязательствам физических и юридических лиц перед бюджетом, на уровне субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, возможно лишь в пределах, устанавливаемых в федеральных нормативных правовых актах.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

До определения статуса платы за государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом и платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним в соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, а также определения режима их уплаты дать заключение о порядке применения налоговых законов в отношении этих платежей не представляется возможным.

Считаем необходимым запросить Минюст России о статусе указанных средств.

В случае подтверждения их статуса как налоговых платежей необходима разработка и принятие соответствующих налоговых законов.

05.06.98 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА