Организация оказывает услуги населению по сбору (заготовке) лома и отходов драгоценных металлов. Принятие лома и отходов драгоценных металлов у населения (сдатчиков) осуществляется организацией (скупщиком) с условием выдачи сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанции в двух экземплярах, которую подписывают скупщик и сдатчик. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается один экземпляр квитанции со штампом об оплате. Вправе ли организация, оказывающая населению услуги по сбору (заготовке) лома и отходов драгоценных металлов, применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности?

Ответ: Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг населению по сбору или заготовке лома и отходов драгоценных металлов, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится. В отношении данного вида предпринимательской деятельности могут применяться упрощенная система налогообложения или общий режим налогообложения.

Также организация обязана осуществлять расчеты с населением при осуществлении рассматриваемого вида предпринимательской деятельности только с использованием (применением) контрольно-кассовой техники.

Обоснование: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

При этом п. 2 ст. 346.26 Кодекса содержит исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность, связанная с приобретением (скупкой) у физических лиц ювелирных изделий, регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444, и не предусмотрена в перечне видов предпринимательской деятельности, установленном п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Также данный вид деятельности не предусмотрен в разд. 010000 "Бытовые услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН).

Поэтому деятельность в сфере оказания услуг населению по сбору (заготовке) лома и отходов драгоценных металлов не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход и в качестве предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная со скупкой у населения лома и отходов драгоценных металлов (оказанием услуг населению по сбору или заготовке лома и отходов драгоценных металлов), на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

В отношении данного вида предпринимательской деятельности может применяться упрощенная система налогообложения или общий режим налогообложения.

Соответственно, положения п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в отношении указанной предпринимательской деятельности применяться не могут.

Однако стоит обратить внимание, что Законом N 54-ФЗ устанавливаются и иные случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В случае когда организации и индивидуальные предприниматели оказывают услуги населению, они подпадают под действие п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, при этом условия, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, не соблюдаются.

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяется на основании кодов ОКУН.

В ОКУН, помимо разд. 010000 "Бытовые услуги", предусмотрены иные разделы, но такой вид услуг, как сбор у населения (заготовка) лома и отходов драгоценных металлов, ни в одном разделе ОКУН не предусмотрен.

Это означает, что организация, оказывая населению данные услуги, не может воспользоваться и положениями п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и, соответственно, обязана производить расчеты с населением при осуществлении рассматриваемого вида предпринимательской деятельности только с использованием (применением) контрольно-кассовой техники.

М. С.Скиба

Главный специалист-эксперт

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

15.07.2013